ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Леохново. Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Казанской иконы Божией Матери, Антония Леохновского
Год постройки:1788. 1820-перестроен, 1829-колокольня, 1858-перестроен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Новгородская область, Старорусский район, с. Леохново

Координаты:58.025322, 30.999207
Проезд:по дороге Шимск-Старая Русса, поворот согласно указателю на 24 км




Добавить фотографию
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Храм в Леохново во имя Преображения Господня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Дубовиченко
17 августа 2012
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Ярослав
6 января 2011
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
strusto
1 июля 2006
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Главный иконостас церкви Преображения Господня.
Анатолий Вениаминов
30 сентября 2017
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Иконостас придела в честь Казанской иконы Божией Матери.
Анатолий Вениаминов
30 сентября 2017
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Рака с мощами Антония Леохновского (в миру Антония Вениаминова).
Анатолий Вениаминов
21 февраля 2015
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Иконостас придела в честь Антония Леохновского.
Анатолий Вениаминов
21 февраля 2015
Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1941




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ярослав,  20 марта 2011

На том месте, где прежде был основанный преподобным Антонием Леохнов монастырь, теперь находится село Леохново, отстоящее от города Старой Руссы в 37 километрах по дороге. Окрестные деревни Еваново, Виленка, Елицы, Гостеж составляют основу прихода Спасо-Преображенской церкви. Из описания жизни преподобного известно, что он вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове церковь во имя Преображения Господня. В начале XVII столетия монастырь совершенно был разорен шведами, а братия умерщвлена; но в скором времени опять был восстановлен, когда около 1630 г. перенесены были в него нетленные мощи преподобного.

В середине XVIII столетия в нем было две церкви. Одна, во имя Преображения Господня, построенная в 1690 г., была четырехстенной постройкой длиной 6 и шириной 3 сажени, с алтарем, трапезою и папертью, крытая тесом. На ней были две главы, обитые деревянной чешуей, с железными крестами. Иконостас в церкви был трехъярусный, «платной работы». Вторая церковь, во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы построена в 1727 г. Длиной она была 10 и шириной 3 сажени, построена на взмостье; на ней сруб восьмистенный, глава также обита чешуей и крест железный восьмиконечный. В этой церкви иконостас был четырехъярусный. При церкви имелась колокольня шестистенная с семью колоколами, большой - 15 пудов весом. Малый же железный колокол сохранялся еще со времени преподобного Антония. В монастыре были две настоятельские кельи, соединенные сенями, и две новые братские. Что касается способов содержания монастыря, то они были различны. Главным источником содержания служила земля. Царь Василий Иванович Шуйский освободил от оброка и пошлин пустоши Дурново и Еваново, бывшие доселе оброчными. Грамота, выданная монастырю царем Василием Ивановичем Шуйским на владение перечисленными пожнями и пустошами, затерялась во время шведского разорения.

Кроме земли, средствами содержания монастыря были рыбные ловли на озере Ильмене. Монастырь имел право посылать до царствования Василия Ивановича Шуйского 4 человека ловить рыбу; царь же Василий Иванович дал право монастырю посылать 8 ловцов. Так, в 1681 г., со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю , в 1687 г. - к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же XVIII века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю

Полное название монастыря было Леохнов-Ивецкий-Антониев-Спасский. В 1764 г. по штатам монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь.

Каменная церковь XVIII века сохранилась до настоящего времени, но в перестроенном виде. Первоначально она была построена крестообразно, вместе с колокольней. Первая капитальная перестройка была произведена в 1820-е годы: южный придел преподобного Антония был расширен и получил прямоугольный план; был пристроен и северо-западный угол церкви.

В 1853 г. кладбище, устроенное вокруг церкви, было обнесено новой каменной оградой вместо обветшалой деревянной. В 1885 г. справа от колокольни была построена бревенчатая сторожка, крытая тесом, и большой рубленый дровяной сарай.

В послереволюционное время в Леохново на противоположной от церкви стороне дороги было три дома: в одном, двухэтажном, с каменным первым этажом, жил священник, в другом - диакон, в третьем - церковная прислуга. Было большое хозяйство, огороды, богатые сады; держали рабочих лошадей и выезд.

Судьба церкви при советской власти типична для большинства русских православных храмов. В 1938 году церковь была закрыта и переоборудована под клуб. Часть здания использовалась под кладовые. При этом был произведен капитальный ремонт; сняты кресты с глав, а в алтарной части оборудована сцена. При разорении церкви с икон смывали позолоту, доски использовали для перестройки сторожки под медицинский пункт. Небольшую часть утвари ревностные прихожане тайком унесли по домам и так сохранили до возрождения церкви. Колокола с колокольни сняли еще раньше.

Несмотря на притеснения властей, удалось отремонтировать церковь в 1947, 1960 и 1979 годах. В 1960—61 гг. снова встал вопрос о закрытии храма и переоборудовании его под клуб. Инициаторами выступили учителя школы, Виленский сельсовет и Старорусский райиспол­ком.

В 1980-е годы службы совершались священниками, приезжавшими из Старой Руссы. Кроме ветхой сторожки в селе Леохново не осталось к этому времени ни одного жилого строения. В 1991 г. по благословению Епископа Новгородского и Старорусского Льва в селе Леохново начаты работы по восстановлению жилья и хозяйства.

Летом 1994 г. празднование перенесения мощей преподобного собрало Божией милостию на ар­хиерейскую службу, возглавленную епископом Львом, освященный собор из семи священников и двух протодиаконов.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Дубовиченко,  24 ноября 2012

Некоторая неточность в дате постройки храма. "...Все деревянные строения в 1788 году сгорели. В том же году благодаря усердию прихожан вместо деревянных церквей на прежнем месте была построена каменная церковь в честь Преображения Господня,с приделами с северной стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери (летний придел), с южной стороны (зимний) - во имя преподобного Антония Леохновского. Этот последний придел был освящен 30 декабря того же 1788 года, в нем была поставлена рака с образом преподобного Антония. Каменная церковь XVIII века сохранилась до настоящего времени, но уже в перестроенном виде. Первая капитальная перестройка была произведена в 1820 году. Приделы были расширены и получили прямоугольный план. При этом было изменено и строение кровли. Вторая перестройка произошла в 1857-58 годах, она была еще более расширена. В 1829 году прежняя колокольня Преображенской церкви была разобрана и построена новая каменная, отдельно стоящая, "изящной архитектуры". Автором проекта колокольни был Главный архитектор военного ведомства В.П. Стасов. 12 февраля 1916 года в зимнем приделе Леохновского храма случился пожар, в результате которого пострадало много церковной утвари, но главные святыни чудом остались нетронутыми огнем. В том же году придел был отремонтирован.

По книге настоятеля Леохновской церкви священника Александра Муринсона "Преподобный Антоний Леохновский и его Святая обитель", выпущенной к 400-летию представления преподобного Антония Леохновского. Великий Новгород, 2011г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 октября 2017

В настоящее время церковь Преображения Господня в селе Леохново представляет собой прямоугольный в плане объем, разросшийся за счет более поздних построек и занимающий значительную площадь при небольшой высоте. Над ним восьмерик, кажущийся из-за пристроек несоразмерно маленьким. Тяжеловесность и дисгармонию составляющих объемов усиливают три сильно выступающие алтарные апсиды главного храма и двух приделов. Пять глухих главок, поставленных на граненый купол восьмерика, также не соответствуют масштабам здания. Пропорциональная несоразмерность частей в составе целого явилась результатом перестроек 19 в. Закрывающие с трех сторон основной объем пристройки: два придела и западная паперть решены в духе эклектики. Архитектурный облик их сложился, вероятно, в 1850—60 гг., когда расширялись, судя по документам, приделы. Все обстройки, включая и алтарные апсиды, решены в едином стилистическом ключе. Большие прямоугольные окна украшены "разорванными" наличниками, стилизованными в формах Московской архитектуры 17 — нач. 18 вв. Тройные окна восьмерика с полуциркульными нишами в верхней части, скорее всего, появились в 1820-е гг. во время одной из капитальных перестроек храма. Первоначально памятник, как можно предполагать, представлял собой ярусную постройку типа "восьмерик на четверике". Этот тип храма был широко распространен в провинциальной архитектуре второй половины 18 — нач. 19 вв.

http://leohnovo.ru/htm/history.php


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 октября 2017

Леохновская обитель - Антониев Спасский мужской монастырь - была основана в 1556 году на пустынном месте, называемом Леохна, преподобным Антонием Леохновским, Новгородским чудотворцем. Святые мощи основателя монастыря и ныне почивают под спудом в основании Спасо-Преображенской церкви села Леохново Старорусского района Новгородской области, построенной на месте бывшего монастыря.

Монастырь, созданный преподобным Антонием и его сподвижниками, был деревянный, в нем самим преподобным устроен был храм во имя Преображения Господня. Подвизалось в монастыре во времена преподобного до 50 иноков, жизнь которых сочетала строгий монашеский подвиг и заботливое хозяйствование. В 1611 году монастырь был совершенно разорен и сожжен шведами, а в следующем 1612 году его основатель преподобный Антоний почил о Господе в возрасте 86 лет в Новгороде на монастырском подворье Софийской стороны на Редятине улице. Тело преподобного похоронено было у алтаря церкви Святого евангелиста Луки (ныне уже не существующей).

Через 18 лет после блаженной кончины преподобного, в 1630 году, были чудесно обретены его нетленные мощи и, по завещанию святого, перенесены на место его подвигов, где и положены были под спудом, в могилу, на пожарище бывшего монастырского храма. После водворения здесь святых мощей монастырь начал восстанавливаться. В 1690 году над могилой преподобного был вновь построен Спасо-Преображенский храм, в котором поставлена рака, увенчанная сенью. Уже в те времена начинается паломничество к мощам преподобного, молитва которого перед Престолом Божиим о приходящих приносит многую духовную пользу.

Монастырские строения в большинстве сохранились исправными еще до 1788 года, когда все сгорело от "случайного" пожара. В том же году усердием прихожан над захоронением мощей преподобного Антония возводится новый каменный Спасо-Преображенский храм с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Антония Леохновского, сохранившийся доныне, но в перестроенном виде.

В 1829 году по благословению Новгородского митрополита Серафима прежде устроенная при храме колокольня была разобрана и построена новая, трехъярусная надвратная, в классическом стиле, по проекту столичного архитектора. С двух сторон колокольни пристроено было по комнате, которые использовались как сторожка и гостиница для приезжих богомольцев. Глину для кирпича добывали неподалеку в овраге, перед закладкой в формы для обжига ее тщательно вымешивали руками, как тесто. Кладку вели особым рисунком на известковом растворе с кирпичной крошкой для большей крепости. Для деревни постройка была невиданная. Как архитектурное произведение колокольня представляла собой один из лучших образцов строгого классического стиля начала XIX века. По замыслу строителей, леохновские колокола должны были быть слышны во всех приходах благочиния, то есть за 20 верст от Леохново. Большой колокол из сплава с большим содержанием серебра весом 106 пудов, как вспоминают, был хорошо слышен и в Старой Руссе, до которой также 20 верст. Кроме него колокольня была оснащена колоколами в 20 пудов, 10 пудов и пятью малыми. В праздники звонницы окрестных церквей по традиции перезванивались с леохновской. Находясь на несколько возвышенном месте и имея своего росту 35 метров с крестом, она была видна издалека через луга и пашни. Рассказывают, что когда ударяли в большой колокол, то даже в дальних деревнях прихода, за 5-6 километров, звук был такой, как будто бы звонят над крышами домов. Спать долго было невозможно, даже самые ленивые, крестясь, вставали к молитве и дневным заботам.

Однажды большой колокол дал трещину. Горе для прихожан было неутешное. Решено было немедля отправить колокол на переплавку. На веревках, с предосторожностями, при большом стечении народа опустили колокол на землю. Но как везти его дальше? Помогла природная смекалка. В одной из деревень стоял тогда льнозавод, а в нем паровая машина от настоящего паровоза. Ненужные паровозные оси с колесами лежали поодаль, заросшие травой. Тут они и пригодились: из них устроена была телега, на которую водрузили опущенный колокол. Тянуть телегу собралось множество народу – и старый, и малый пришли со своими веревками, кто с короткой, кто с длинной, впряглись, и... телега побежала по мощеной дороге как бы сама собой – так легко было тянуть. Так тянули 8 километров до станции Перетерка бывшей тогда железной дороги Новгород – Старая Русса, оттуда его отправили в Валдай. Когда колокол был перелит и доставлен обратно, стали всем миром поднимать. Несколько веревок тянули больше ста человек. Но случилось непредвиденное: при подъеме оборвалась одна из веревок, и колокол рухнул вниз на мостовую. От края при ударе откололся кусочек. Все обмерли. Настоятель храма, помолясь, благословил приподнять и ударить в край молотом – раздался мощный ровный гул. Пронесся вздох облегчения, колокол звонил! Но все же подъем отложили на завтра. Утром после Божественной Литургии и святого причастия колокол был поднят с легкостью, хотя народу собралось и меньше вчерашнего. Было это в 1920-е годы.

В середине 1930-х годов по распоряжению властей большие колокола были сняты с колокольни и отправлены в Новгород на переплавку "для нужд рабоче-крестьянского государства". Когда сбрасывали самый большой колокол, он зарылся глубоко в землю, пришлось откапывать лопатами. Колокола разбивали кувалдами и везли на подводах осколки на ту же станцию Перетерка. Железный язык большого колокола в рост человека еще долго лежал в траве, пока не был сдан в металлолом.

В 1937 году многие активные прихожане пострадали за веру, настоятель храма протоиерей Владимир Семеновский был расстрелян. В следующем году по решению властей храм был закрыт и переоборудован под клуб. Разорение церкви сопровождалось грозными знамениями от преподобного Антония. Клубная жизнь, однако, не удалась, почти никто туда не ходил, боялись кощунства. В 1941 году во время военных действий колокольня использовалась как наблюдательный пункт. После установления немецкой оккупационной власти прихожане обратились с просьбой отремонтировать храм и использовать его по назначению. Разрешение было получено. Храм как могли отремонтировали, и во время войны бывали Богослужения, приглашали священников из других окрестных церквей, которые не успели закрыть перед войной.

После войны вновь была зарегистрирована церковная двадцатка, и храм так и остался за верующими. Окрестности вновь огласились звоном немногих уцелевших колоколов, повешенных на сильно побитой, без купола, колокольне. Однако после несчастного случая – зимой упал и сильно разбился на обледеневшей лестнице престарелый звонарь, – колокола пришлось снять и устроить около храма небольшую, под навесом, звонницу. С тех пор так и стояла руина – колокольня, поросшая кустами и травой, служа гнездовьем для множества галок.

Поворот в судьбе леохновской церкви произошел вскоре после восстановления Новгородской святительской кафедры и назначения на нее епископа Льва. Посетив однажды Леохновский приход, Его Преосвященство нашел храм хотя и действующим, но находящимся в аварийном состоянии, жилье и хозяйство – в полном разорении и запустении. С полуразрушенной колокольни падали кирпичи. Приход составляли человек 40 верующих преклонного возраста. Озабоченный плачевным состоянием святыни, владыка благословил начать работы по восстановлению церковного жилья и хозяйства. В 1991 году был расчищен участок леса напротив колокольни и построен первый жилой дом. На первых порах в строительстве помогло Старорусское благочиние. В дальнейшем у обители появились благотворители в самых разных концах России. Среди них небольшую постоянную поддержку оказывает местный уроженец, внук бывшего старосты леохновской церкви. Милостью Божией удалось подвести к церкви новую электрическую линию, построить второй жилой дом, хозяйственные постройки, скважину водоснабжения. Церкви передано 14 гектаров окружающей земли, на приходе появились по благословению владыки трактор и легковой автомобиль, оказавшие неоценимую помощь в приходских делах.

В 1993 году сотрудницей новгородского музея Л.А. Секретарь было проведено историко-архитектурное исследование о бывшем монастыре и сохранившихся храме и колокольне. В 1996 году группой архитекторов под руководством Н.Н. Кузьминой был выполнен проект реставрации колокольни. В 1997 году удалось начать серьезные работы: расчистить завалы у западной стены, заделать огромную брешь в стене и отремонтировать сильно разрушенную пристройку. Одновременно работы велись в храме. Перед началом работ в мае месяце над храмом и колокольней долго стояла грандиозная радуга, как знамение завета Божия (Быт. 9, 12-17): да не будет более истребления и разрушения. В 1998 году были завершены работы на первом ярусе: восстановлены портики, украшающие арочный проезд, восточная пристройка, наведены крыши, кропотливым трудом отремонтированы цоколь, кирпичная кладка стен, испещренная выбоинами от взрывов, в пристройках оборудованы жилые помещения, готовые принять паломников.

В 1999 году уже просто необходимо стало отремонтировать второй и третий ярусы, чтобы уберечь сделанное от разрушения падающих сверху кирпичей. 23 июля приступившие к возведению строительных лесов. 27 октября, за три дня до празднования памяти преподобного, после освящения креста на колокольню был водружен купол.

Настоятель Спасо-Преображенской церкви, священник Александр Муринсон, с. Леохново, газета “Новгородские епархиальные ведомости” № 3, март 2000 г.; http://russa.narod.ru/almanakh/road_to_temple/kolokolnaj.htm

Комментарии и обсуждение

Святая обитель преподобного Антония Леохновского. Проезд по дороге Шимск-Старая Русса, поворот согласно указателю на 24 км.
25 ноября 2012, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Алексей Дубовиченко.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.