ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Обоянь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь


Обоянь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Иоанна Устюжского, Параскевы Иконийской
Год постройки:1790.
Адрес:
Курская область, г. Обоянь, ул. III Интернационала, 18

Координаты: 51.212076, 36.270584



Сортировка:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Валерий Чудинов
28 августа 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Колокольня Смоленской церкви<br>, Обоянь, Обоянский район, Курская область
Колокольня Смоленской церкви
Валерий Чудинов
28 августа 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Сергей Сол
20 ноября 2019
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Рассолова Ольга
24 сентября 2016
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Илга Гондарева
24 апреля 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Илга Гондарева
24 апреля 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Илга Гондарева
24 апреля 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Вход в Церковь<br>, Обоянь, Обоянский район, Курская область
Вход в Церковь
Артем Родионов
2 января 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Рассолова Ольга
9 августа 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Рассолова Ольга
9 августа 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Валерий Чудинов
28 августа 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Илга Гондарева
24 апреля 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Артем Родионов
2 января 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Артем Родионов
2 января 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Обоянь, Обоянский район, Курская область
Артем Родионов
2 января 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Почтовая открытка нач. ХХ века. 1910-1916 гг.<br>, Обоянь, Обоянский район, Курская область
Почтовая открытка нач. ХХ века. 1910-1916 гг.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илга Гондарева
 
Илга Гондарева  22 апреля 2011

В городе Обоянь сохранился старинный храм Смоленской иконы Божией Матери. Спасаясь от поляков, десять беженцев из Смоленска вынесли из осажденного города Смоленскую икону Божией Матери. На ночлег остановились в Обояни. А наутро, собравшись в путь, с удивлением обнаружили, что икона словно приросла к живописному холму. Это и стало причиной закладки храма в 1739 году.

Долгое время Смоленская церковь, освященная в 1790 году, оставалась самой вместительной в городе. Именно поэтому ее выбрали для помещения на ночь праха Александра I в 1825 году. Прихожане очень заботились об этом храме, некогда сюда была доставлена икона Спасителя из Иерусалима, освященная на Гробе Господнем.

В советское время Смоленскую церковь разорили, но, к счастью, не взорвали. Крест был сбит, через пролом в звоннице был сброшен на землю старинный колокол, звон которого разносился на 20 км вокруг.

Эта старинная церковь – единственная Смоленская в Курской Епархии, является памятником архитектуры 18-20 вв. Только в 1991 году, когда храм передали епархии, началось его восстановление. В 2000 году к лику святых был причислен один из его настоятелей Петр Григорьев, расстрелянный во время репрессий в 1937 году.


Сергей Ковров   26 августа 2018

Из каменных храмов Обоянского уезда наиболее древними были ныне не существующие Обоянская Троицкая церковь, основанная в первой половине ХVIII в. (она запечатлена на одной из фотографий нынешнего Свято-Троицкого соборного храма), Знаменская и Предтеченская церкви Обоянского Знаменского монастыря, а также сохранившаяся Обоянская Смоленская церковь, построенная в 1790 г. Есть предположение, не подкрепленное, впрочем, документами и исследованиями, что на месте теперешней Смоленской церкви стояла Георгиевская церковь, основанная вновь на месте Обоянского кладбища.

В 1845 г. Смоленская церковь была «возобновлена» пристройкой двух каменных приделов. Имена храмоустроителей, к сожалению, остались неизвестны. Подробного описания церкви не имеется, но об ее облике и состоянии свидетельствует составленная в 1920 г. опись: «храм теплый, одноэтажный, с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность оштукатурена… На колокольне 10 колоколов… Главный престол во имя Смоленской Богоматери, правый во имя Иоанна Блаженного Устюжского Чудотворца, левый Великомученицы Параскевы. Жалования двум священникам, диакону и двум псаломщикам не положено... Земли церковной вместе с погостом 11 десятин 11 квадратных саженей, пахотной 45 десятин, сенокосной 22 десятины. Дома для священноцерковнослужителей как такового нет». В фасаде ограды были устроены два каменных флигеля: один для приходской школы и церковной сторожки, другой с разрешения епархиального начальства отдавался под квартиру, а вырученные средства шли на содержание школы. Школа была мужская, двухкомплектная, на ее содержание отпускалось 285 руб.

При церкви накануне революции служили протоиерей Александр Алексеевич Сахаров, член Обоянского отделения епархиального училищного совета, заведующий (с 1911 г.) церковно-приходскими школами Обояни, псаломщик Леонид Иульянов Алтунин, выходец из крестьян, находившийся с 1915 г. в действующей армии по мобилизации, исполняющий обязанности псаломщика Василий Михайлов Дудкин, также выходец из крестьян и также мобилизованный в 1914 г. в действующую армию. При церкви проживала вдова священника с. Заломного Суджанского уезда Мария Георгиевна Истомина и вдова дьякона с. Верхопенья Мария Фомина дочь Булгакова.

Существует легенда, что Смоленский храм навещала и молилась в нем возвращавшаяся из Крыма в Москву Екатерина II. Достоверным же фактом является пребывание ночью в храме гроба с телом умершего императора Александра I по дороге в Москву.

http://old-kursk.ru/book/obojan/ra153.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 июня 2022

Датой первого упоминания Смоленской церкви г. Обояни можно считать 1774 г., которым датируются сведения о первых известных сейчас священниках, служивших здесь. Ими были Григорий Каракулин и Прохор Ершов. Год постройки первого церковного здания не установлен, каменное же здание, стоящее и поныне, построено в 1790 г. тщанием прихожан. Есть сведения, что оно возведено на месте деревянного Георгиевского кладбищенского храма, известного еще по писцовой книге Обоянского уезда, составленной в 1692 г. Он был разобран из-за ветхости, и одноименную церковь возобновили на кладбище за городом.

В 1845 г. к Смоленской церкви были пристроены два придела, в 1849 г. сооружена колокольня, в 1914 г. произведен ремонт храма. До постройки нового здания соборного Свято-Троицкого храма Смоленская церковь была самой вместительной в Обояни. Именно ее выбрали для помещения на ночь праха Александра I в 1825 г.

Священнослужителями в церкви были с 1795 г. – протопоп Даниил Свешников, с 1802 г. – священник Василий Иванов, в 1803 г. – священник, потом протоиерей Гавриил Танков, в 1861 г. – Иоанн Лащенков и Андрей Булгаков, в 1879 г. – Николай Беликов, с 1889 г. – священник Александр Сахаров и протоиерей Федор Косминский.

В приход церкви входили часть г. Обояни и пригородная слобода Стрелецкая. По данным на 1915 г., в составе прихожан были: в Обояни –духовенства 9 домов (20 муж., 22 жен.), дворянства 24 дома (41 муж., 38 жен.), мещанства 212 домов (599 муж., 662 жен.); в сл. Стрелецкой — 267 крестьянских дворов (916 муж., 969 жен.).

В 1892 г. за храмом числилось 91 десятин 149 сажени отведенной или подаренной земли, в т. ч. 45 десятин пахотной земли при сл. Пушкарной. Престолов в храме три: главный – во имя Смоленской Божией Матери, правый – во имя Иоанна Блаженного Устюжского Чудотворца, левый – во имя великомученицы Параскевы.

Ближайшим к Смоленской церкви храмом был Свято-Троицкий собор г. Обояни.

Об облике и состоянии храма свидетельствует составленная в 1920 г. опись: храм теплый, одноэтажный, с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность оштукатурена, размеры в плане 47 аршин 12 вер. × 30 аршин 12 вер. На колокольне 10 колоколов: 498 пудов 20 фунтов, 156 пудов 20 фунтов, 35 пудов 20 фунтов, остальные семь малые (вес не указан). При храме имелась часовня размером 9 × 6 аршин, каменная, холодная, покрытая железом и окрашенная. Храм обнесен каменной оградой с двумя железными воротами. Внутри церковной ограды находились здание церковно-приходской школы и жилой флигель, сдававшийся в наем, оплата за него использовалась на содержание школы. За храмом находился сад, который также сдавался в аренду на нужды церкви.

Роспись стен храма, возобновленная в 1911 г., была в хорошем состоянии. Храм освещался люстрами, против алтаря в куполе и в трапезе они были трехъярусными, а в главном алтаре и в приделах одноярусные. Иконостасы в церкви поражали богатством и красотой. Главный –шестиярусный, два других четырехъярусные, деревянные, вызолоченные. На царских вратах было 6 икон небольшого размера в серебряных позолоченных ризах. Иконы главного иконостаса: образ Спасителя, Сошествие святого Духа, Тихвинской Божией Матери, Смоленской Богоматери, Св. Николая Чудотворца, Матери Божией – Утоли Моя Печали, великомученицы Параскевы, Тайная вечеря – почти все в золоченых ризах. В южном приделе в киотах стояли иконы Св. Иоасафа Белгородского и образ Серафима Саровского в серебряной золоченой ризе. В часовне были 2 иконы большого размера – Смоленской Богоматери и Песчанской, 12 икон разных Угодников Божиих.

Некоторые иконы церковь получала в дар от прихожан. Так, по завещанию дворянки Анны Павловны Яковлевой сюда поступила икона Знамения в ризе и было передано 250 руб. для использования церковью и причтом и на вечное поминовение Николая и Анны.

Составитель исторического очерка о Смоленской церкви отмечал особое внимание многих прихожан и церковного причта к устроению храма. Так, на средства, выделенные протоиереем Гаврилой Танковым и церковным старостой А.П. Мартаковым, была приобретена большая икона Спасителя, которую доставила из Иерусалима прихожанка из Стрелецкой слободы Мария Павловна Орехова. Икона была освящена на Гробе Господнем. Стараниями церковного старосты М.И. Разинькина и прихожан И. Чикина, С.Н. Канатова были устроены серебряно-позолоченные ризы на многих иконах.

При храме действовала церковно-приходская школа, двухкомплектная, в 1915 г. в ней обучался 141 мальчик, а учителем был протоиерей Сахаров Александр Алексеевич. Он окончил Курскую духовную семинарию в 1873 г., служил законоучителем в разных школах, как церковно-приходских, так и земских Суджанского и Обоянского уездов, с 1890 г. – в школе Смоленской церкви г. Обояни, был председателем Обоянского отделения Курского епархиального училищного Совета; в 1913 г. Святейший Синод наградил его библией «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству школ Обоянского уезда». Ревностно относились к учительским трудам и другие священники Смоленского храма – Конорев Василий Андреевич, награжденный орденом Св. Анны 3-й степени, Косминский Федор Алексеевич, по чьей инициативе в храме проводились религиозно-нравственные чтения, касавшиеся семейных и общественных отношений. Михаил Иванович Разинькин в бытность свою церковным старостой являлся попечителем школы. Он очень внимательно относился ко всем ее нуждам, охотно поддерживал детские елки, старался помочь бедным ученикам, снабжая их теплой одеждой и обувью под видом предпраздничных подарков.

Согласно декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. из храма было изъято большое количество ценностей – 90 предметов общим весом 6 пудов. 35,5 фунтов (священные сосуды, ризы с 51 иконы, обложки евангелий и др.). Лишь на одной иконе была оставлена риза, вместо нее был сдан серебряный лом соответствующего веса.

В ноябре 1929 г. Смоленская церковь была закрыта.10 В 1930-е г.г. храм продолжал действовать, но с перерывами. В 1933 г. его заняли под склад Заготзерно. В октябре 1935 г. культовая комиссия президиума облисполкома приняла решение о возвращении здания верующим, однако практически это не было исполнено. 03 июня 1940 г. облисполком принял решение о закрытии Смоленской церкви как не действующей с 1933 г. и о передаче ее для использования в культурных целях. Но использовалась она как складское помещение горторга, под зерносклад. В 1953, 1956 гг. здание было обследовано. Отмечалось, что фундаменты, стены и своды находятся в состоянии, вполне пригодном для эксплуатации и реконструкции. Купол и колокола, кресты на них сохранились, однако кровля ветхая, наружная штукатурка местами обвалилась, окна без стекол, нижние заложены кирпичом, трубы калориферного отопления разрушены. Никаких мер по ремонту здания предпринято не было, оно продолжало использоваться горторгом под склад товаров, здесь же находился склад керосина.

Документы церкви в Государственном архиве Курской области: клировая ведомость за 1915 г., метрические книги за 1802, 1871–1879, 1882, 1894–1897, 1902, 1903, 1905, 1907, 1909–1911, 1914–1916, 1918 г.г.

Постановлением губернатора Курской области № 566 от 30 октября 1998 г. Смоленская церковь поставлена на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения. Входящие в ансамбль церкви здания церковно-приходской школы и сторожки, а также ограда включены в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Храмы города Обояни



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.