Первый православный храм в Митаве (прежнее название Елгавы) появился после 1716 года, когда в Митаву на постоянное жительство приехала Анна Иоанновна - племянница Петра I и вдова курлянского герцога Фридриха Вильгельма. Согласно брачному контракту, ей была отписана часть курляндских имений умершего супруга, и по настоянию императора Петра I Анна Иоанновна осталась в Курляндии. Вдова приехала 10 октября 1716 года и поселилась в мещанском доме, купленном для нее Петром Бестужевым. Вероятно, в этом доме и была обустроена первая православная церковь, освященная во имя Преображения Господня. В 1718 году для Анны Иоанновны начали восстанавливать и перестраивать дворец в Митаве, построенный при герцоге Фридрихе Казимире и взорванный при отступлении русских войск в 1706 году. Церковь перенесли на 2-ой этаж дворца. После вступления Анны Иоанновны на российский престол (1730), в 1738 году придворная церковь была перенесена в новый замок, построенный Бироном.
Для окормления простых православных жителей Митавы в 1726 г. за дворцом был выстроен деревянный храм в честь свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Вероятно, посвящение этого храма было связано с днем тезоименитства Анны Иоанновны, которое праздновалось 3 февраля. Предположительно, маленькая деревянная приходская церковь стояла на том самом месте, где находится нынешняя церковь. С отбытием Анны Иоанновны из Курляндии Симеоно-Аннинский храм стал главным в Митаве. В 1750 году по причине ветхости его разобрали, и в 1755 году построили фахверковую церковь, простоявшую до 1779 года.
Тем временем начались работы по проектированию каменного храма. В 1764 году три варианта представил курземский придворный архитектор Иоганн Готфрид Зейдель, в 1765 году еще один проект разработал Антонио Ринальди, а в 1767 году власти рассмотрели два проектных варианта Франческо Бартоломео Растрелли, один из которых был утвержден. И только 23 июня 1774 года были заложены фундаменты новой каменной церкви. Строительными работами руководил О.Ф. Лауе. В 1780 году новый храм был освящен. Каменная церковь была однопрестольная, зального типа, с плоским деревянным перекрытием, оштукатуренная, «покрыта листами железными». Над церковью возвышалась маленькая деревянная глава, обитая железом и покрашенная краской, над притвором была построена каменная колокольня в один ярус, с часами. Форма главок и скромный декор фасадов были решены в стиле барокко. В эту церковь перенесли трехярусный иконостас из старой фахверковой церкви. Есть информация также о том, что новый иконостас выполнил мастер Ян Янковский. В 1883 году случился пожар, от которого пострадал иконостас и иконы. При ремонте после пожара изменилась форма глав. Растреллиевская церковь простояла 110 лет, до 12 февраля 1890 года. С 1850 года церковь получила статус кафедрального собора.
К концу 19 века собор стал мал для разросшегося прихода. На личные средства императора Александра III в 1890 году началось новое строительство. Проект храма разработал петербургский архитектор Николай Чагин. Алтарь и стены старого каменного храма частично были включены в объем нового здания, но облик его совсем не напоминал маленькую церковь Растрелли. Торжественное освящение большого храма состоялось 14 ноября 1892 года, статус собора он получил 23 ноября того же года. Построенный в русском стиле, в формах эклектики, этот храм несет в себе едва уловимые черты нарождающегося стиля модерн. Большая глава с барабаном опирается на стены старого храма, перестроенные в виде арок. Вместо сферической поверхности парусов здесь видим ступенчатые тромпы, нависающие друг над другом в четырех углах. Просторный интерьер открывается входящему в храм, хотя снаружи храм совсем не кажется большим и не подавляет своими размерами, сомасштабен окружающей невысокой застройке. Две пары малых глав венчают боковые пристройки, расширяющие объем храма. Шатровая колокольня пристроена с запада, притвор украшен двумя маленькими изящными главками. Первоначально в соборе был трехярусный иконостас.
Во время Второй Мировой войны Елгава оказалась в районе активных боевых действий. Собор был разрушен. Община перешла в кладбищенский Успенский храм, а развалины были национализированы. После войны в руинах размещался склад управления торговли. В 1957 году городские власти приняли решение снести храм. И все-таки от сноса собор был спасен именем Б. Растрелли, как объект – памятник архитектуры. Позже был разработан проект консервации памятника, эскизы устройства в нем концертного зала, но работы не велись. Развалины за забором портили вид центра города, нигде в Латвии таких «последствий войны» уже не было. В 1983 году началась подготовка к взрывным работам. В стенах храма были высверлены шурфы, заложена взрывчатка. Общественное мнение воспротивилось такому решению, храм снова был спасен.
После возвращения собора Православной Церкви начались работы по восстановлению храма. Много сил стройке было отдано о. Серафимом Шенроком. Пожилой батюшка сам взбирался на леса, организовывал строительные работы, находил спонсоров, обсуждал эскизы с проектировщиком и художником. С помощью старосты прихода и о. Евгения Румянцева были выполнены самые сложные работы по восстановлению несущих конструкций, проведено отопление. Задача восстановление прежнего интерьера не ставилась. По причине материальных трудностей научного изучения останков собора не проводилось. В интерьере по инициативе о. Серафима Шенрока были использованы фрагменты иконостаса бывшего Рижского Алексеевского монастыря. Новый иконостас был изготовлен в свободной форме, без учета стилистики фасадов собора. По этой причине цельность образа храма была утрачена. Ныне собор сияет белизной стен и ярко-синими куполами, он стал украшением города, и не верится, что совсем недавно на этом месте были мрачные развалины.
Главный престол храма освящен во имя свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, придел - во имя св. Алексия, человека Божия.
Источники информации :
1) «Jelgavas baznīcas», Izglītība, 1992.
2) «Выборка из сведений, доставленных Императорскому Московскому археологическому обществу православным духовенством по распоряжению рижского архиепископа Арсения.» М., 1896.
3) «Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края»,том 2.
4) Указы Петра 1-го Лифляндским губернаторам.
5) Putniņa Mārīte «Sakrālās arhitektūras un mākslas mantojums Zemgalē», Neputns, Rīga 2015, 64.lpp.
Большое спасибо Александру Вишневу, указавшему на неточности в первой версии этой статьи.