ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Талдом. Церковь Михаила Архангела.


Талдом. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1800 и 1808. 1896 - реконструкция фасадов.
Адрес:
Московская область, г. Талдом, ул. Карла Маркса, д. 8

Координаты: 56.73023, 37.52744
Проезд:Из Москвы по Дмитровскому шоссе, в г.Дмитрове поворот на г.Сергиев Посад (на трассу А-108), по Ковригинскому шоссе, в Жестылёве поворот налево в сторону г.Талдома и г.Кимры, всё время прямо, в г.Талдоме на светофоре направо, через несколько метров на светофоре налево, церковь будет видна с дороги.



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Борис Шмарковский
12 февраля 2012
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
МОРПЕХ879
24 марта 2018
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
МОРПЕХ879
18 марта 2018
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Борис Шмарковский
17 февраля 2012
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
4 ноября 2009
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
12 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
12 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Юрий Моченов
21 июля 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
26 сентября 2018
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
oldboy
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Сергей Сол
16 июня 2016
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
25 марта 2012
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Юрий Моченов
21 июля 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
4 ноября 2009
Церковь Михаила Архангела, Храм до реконструкции<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Храм до реконструкции
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Фасад храма до реконструкции<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Фасад храма до реконструкции
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Лето 1997 года. Над зимней (трапезной) частью храма был снесён второй этаж, который был надстроен в советское время. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Лето 1997 года. Над зимней (трапезной) частью храма был снесён второй этаж, который был надстроен в советское время. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Осень 1998 года. Установка купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Осень 1998 года. Установка купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Площадь г.Талдома после 1935 года. Нет купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Площадь г.Талдома после 1935 года. Нет купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
12 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, Перед установкой барабана и купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Перед установкой барабана и купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Укрепление стен храма. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Укрепление стен храма. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владислав Зарецкий  23 ноября 2007

Деревянный храм в с. Талдом Калязинского уезда Тверской губернии существовал, видимо, еще в XVII веке.

Известно, что в 1749 году священником в храм назначается Антипа Федоров, служивший в Талдомском храме 10 лет диаконом, и в это время (по переписи 1744 года) приход составлял 225 дворов, а причт состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1765 священник Антипа Федоров просит Тверского архиерея разрешить подрубить необходимое число венцов, поскольку церковь «пришла несколько с фундаменту в обветшание», а также в этом прошении он указывает, что крестьяне-прихожане «желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии». Следовательно, когда-то ранее, до какой-то перестройки этот придел существовал, но не был восстановлен. При перестройке обнаружилась гнилость церкви с северной стороны, и потребовалось разбирать всю церковь, на что было получено разрешение архиерея. В марте 1767 года перестройка церкви и пристройка придела были закончены, а в мае они были освящены.

В 1774 году следующий священник Александр Антипов просит архиерея исправить недостатки в приделе пророка Илии, возникшие из-за использованного при строительстве сырого леса, а также просечь в этом приделе окно и нарубить вверху колокольни «пристойное число венцов» «для лучшей красоты и пристойности».

Однако через четыре года после этих работ – 31 мая 1778 года – в селе случился большой пожар, во время которого сгорело много домов и вместе с ними и церковь. Пожар вверг жителей Талдома в большое разорение.

Однако уже в июне 1778 года они просили архиерея разрешить строить новую деревянную церковь. Архиепископ Арсений «рассудил, что непристойно быть в селе нашем деревянной церкви, а приличнее быть каменной» и дал указ, что по такому «великоприходству следственно быть каменной церкви». Прихожанам разрешалось строить новый храм только при условии, что он будет каменный. В ответ па это прихожане обещали построить каменный храм, а пока просили построить новую или купить старую деревянную церковь, поскольку «служба Божия не совершается, а поблизости церквей нет, мы лишась службы Божией, скучаем». Архиерей благословил купить старую деревянную церковь, которая нашлась в селе Зятьково, где к этому времени уже была построена новая.

Прошло 10 лет, прежде чем прихожане оправились от пожара, и в июле 1789 года была получена грамота па строительство каменного храма. В марте 1794 года прихожане писали Тверскому архиерею, что по недосмотру не написали о приделе пророка Илии, бывшем в сгоревшем храме, и что они желали строить новую церковь с этим приделом и с еще одним — во имя святителя Николая, на что и просили благословения. По заданию архиерея благочинный священник Алексей Андреев проверил готовность прихода к постройке.

17 декабря 1800 тот же благочинный сообщал епископу Павлу, что 30 сентября 1800 года каменное здание церкви окончено «во всей исправности», что в ноябре оба придела церкви приготовлены, и он просил разрешения на их освящение. 7 января 1801 года состоялось освящение обоих приделов храма. Сам же храм Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и только в январе 1808 года «тщанием прихожан был приведен к благополучному окончанию» и мог быть освящен. Освящение храма состоялось в июне 1808 года.

В последующие годы храм постоянно благоукрашается. В январе 1812 года происходит замена деревянной крыши на железную. В 1817 году церковь штукатурится снаружи, так как до этого церковь была только «отбелена одним прыском и вся уже облиняла». В июне 1820 года устраивается в церкви «по приличным местам стенное писание». В марте 1825 года строится вокруг храма ограда, а поскольку в селе бывают еженедельные ярмарки, то в ограде размещаются торговые лавки в пользу церкви. Уже с начала XIX века храм был двуштатным и его причт в 1825 году состоял из 2 священников, 1 диакона, 2 дьячков, 2 пономарей. Имеются сведения, что в 1861 году в селе Талдоме уже имеется сельское приходское училище, в котором учились сельские дети обоего пола.

Из прошения в консисторию, написанного в мае 1867 года, известно, что в трапезной части за 60 лет, прошедших после постройки храма, почти ничего не обновлялось кроме стенной живописи, которая за 40 лет обветшала, и что иконостасы приделов пророка Илии и святителя Николая «отжили свой век и остарели до того, что требуют замены новыми». В этом же 1867 году живопись была поновлена, иконостасы с новыми иконами поставлены, престолы после ремонта утверждены на своих местах и приделы вновь были освящены.

В 1890-х годах храм претерпевает серьезную реконструкцию. Сохранился эскизный проект реконструкции, разработанный архитектором А.П. Виноградовым в 1894 году. Также сохранились чертежи некоторых деталей храма, где видны изменения, внесенные архитектором в первоначальный вариант проекта. Эти чертежи датированы 1895 и 1896 годами.

В 1935 году храм закрывается. В последующее время в храме размещались различные организации. Последние годы перед открытием храма здесь находилась обувная фабрика.

В 1990 году в г. Талдоме была организована община верующих. В 1991 году она была зарегистрирована, и здание храма было передано верующим. После передачи здания храма и других пристроек к нему, принадлежащих обувной фабрике, и до сего времени богослужения совершаются в восточной пристройке к храму — со стороны разрушенного алтаря храма. В двухэтажном деревянном здании, находящемся рядом с храмом и являвшемся складским и административным зданием обувной фабрики, была оборудована крестильня. Через некоторое время крестильня с баптистерием для взрослых была оборудована на втором этаже пристройки, где совершается богослужение.

При храме действует церковный музей, где отражена истории Церкви и история храмов и края, также представлены экспонаты, отражающие церковную жизнь. В храме ежедневно открыта библиотека, насчитывающая около 2.500 книг.

Ежегодно организуется православный детский трудовой лагерь, где православные дети со всего благочиния живут 2 недели в палатках недалеко от Богоявленского храма с. Глебово.

Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым


Владислав Зарецкий  1 декабря 2007

Церковь построена в 1795-1808 гг., капитально перестроена в 1890-х гг. (возможно, по проекту А.П. Виноградова) в псевдорусском стиле. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция - трехчастная осевая. Двусветный четверик церкви увенчан декоративным пятиглавием, над карнизом поставлены щиты в виде кокошников. С запада к церкви пристроена трапезная, также украшенная декоративными кокошниками над карнизом. Декор здания представляет собой эклектичную смесь приемов русской архитектуры XVII века. Примыкавшая к трапезной с запада трехъярусная колокольня в тоновском духе не сохранилась и строится заново. С востока к церкви пристроен двухэтажный корпус 2-й половины ХХ века. Главный престол Михаило-Архангельский, боковые приделы Никольский и Ильинский. Иконостасы новые, росписей нет.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 марта 2017

Сначала церковь была деревянной, неоднократно горела. В июле 1789 года было решено строить каменное здание. Работы завершились в 1800 году, после чего священником Алексеем Андреевым епископу Павлу было направлено прошение об освящении храма. В течение ещё семи лет храм достраивался и украшался, и только в июне 1808 года состоялось его полное освящение. В 1925 году церковь была закрыта, в здании размещались различные организации, в том числе обувная фабрика. В 1991 году здание было передано верующим. В настоящее время храм восстанавливается, радуя своим величием, красотой и церковным звоном талдомчан и гостей города.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 января 2024

Писатель М. М. Пришвин называл Талдом и его окрестности «Башмашной страной» за процветавший здесь промысел мастеров-башмачников и скорняков. «В башмаке творчества не меньше, чем в трудах пера и кисти» – такой эпиграф значился на первой странице издаваемого по инициативе писателя в 1925-1927 годах талдомского краеведческого журнала. История каменной Михаило-Архангельской церкви в Талдоме неразрывно связана с бытом и образом жизни ее прихожан-башмачников. В советские годы храм был закрыт, а незадолго до возрождения прихода в 1990 году в церковных стенах размещалась обувная фабрика.

Существует несколько версий происхождения необычного названия подмосковного города Талдом. По одной версии оно возникло от имени татарского князя Талдуя, по другой – пришло из языка, на котором говорило некогда жившее в этих землях финно-угорское племя Весь. Слово «талуден» в финском языке означает «дом», «хозяйство». Есть и третья, церковная версия появления названия. По местному преданию, которое записал в 1908 году священник и краевед Л. Крылов, через эти края в старину проезжал архиерей, увидел дым и сказал: «Там дым». От этих его слов будто и возникло видоизмененное Талдом.

В журналистском очерке писателя М. М. Пришвина «Башмаки» 1925 года приводится объяснение дыму, который якобы увидел архиерей. Пользуясь рукописями священника талдомской церкви Архангела Михаила отца Михаила Крестникова, Пришвин записал, что в местечко Великий Двор свозили для работ монастырских крестьян. Однажды этот двор сгорел, и дым от пожара, вероятно, и увидел архиерей издалека. Была и еще одна версия сказанных архиереем слов. Когда после пожара выстроили новый двор, владыка произнес: «Вот и стал дом».

Упоминавшийся священник Михаил Крестников, на записки которого ссылался Пришвин, с приходом советской власти оставил сан. Он служил вторым священником в Михаило-Архангельской церкви села Талдом с 1900 по 1918 годы, а затем осознал, что его истинное призвание – кооперация. Новую власть бывший священник, по-видимому, искренне принял. В его хронологической таблице важнейших событий истории села Талдом с начала XX века отмечено 6 пунктов. Последние два были такие: «Год 1920. Село Талдом переименовывается в город Ленинск условно, если докажет свою экономическую и финансовую жизнеспособность. Год 1923. Электрификация города Ленинска». Оправдать высокое для советского города имя Ленинск, однако, не удалось – в 1930-х годах ему вернули историческое имя Талдом. М. М. Пришвин называл Талдом и округу не только страной башмачников, но и краем «изгоев церкви».

Труднопроходимые, глухие места наподобие Гуслицкого края к востоку от Москвы, где также селились раскольники и старообрядцы, привлекал подобных «изгоев». Вот как Пришвин описывал этот своеобразный край: «По Савеловской железной дороге от станции Талдом до Кимр на Волге (18 верст) лежит глухое болото Ворогошь, в старые времена приют беглецов от церкви, государства и общества». А вот что писал о религиозности талдомских жителей священник Л. Крылов в 1905 году: «Относительно исполнения прихожанами долга христианской исповеди и причастия св. Таин должно заметить, что точно учесть и проследить, кто из них действительно не был у исповеди и причастия, нет никакой возможности… Вообще же башмачный промысел, занимающий у мастера шесть недельных дней, ставит ему серьезные препятствия к посещению храма и отправлению христианских обязанностей. Исправному посещению храма в воскресные дни для тех из прихожан, которые весь год проживают в деревне, препятствуют базары, бывающие в селе Талдоме по воскресным дням, так как отвлекают их к интересам другого рода».

Священник признавал вредное влияние на нравственность талдомчан башмачного промысла и мрачной обстановки мастеровой жизни, которая проходила многие месяцы в Москве и Петербурге, вдали от семьи и родных мест. Заработанные ремеслом деньги башмачники тратили в трактирах или на приобретение модной одежды, сапог, карманных часов и других предметов непосильной для сельского жителя роскоши. Распадалась и традиционная иерархия крестьянской семьи. Л. Крылов писал: «При наличии башмачного промысла внешние связи семьи ослабли: у молодых крестьян уже нет желания отдавать свои заработки всецело в семью [родителей], так как у них есть возможность жить самостоятельно… Тем более, что и жена в этом случае помощница хозяину: она, будучи мастерицей, зарабатывает часто не меньше мужа». 

И все же, несмотря на сложную религиозную картину этих мест, в «Башмашной стране» издревле существовало множество церквей, местных святынь и благочестивых обычаев. Первый деревянный храм Архангела Михаила в селе Талдом был возведен, вероятно, в 1680-е годы. В 1780 году на месте сгоревшего храма был построен новый с тем же посвящением. После второго пожара двадцать лет спустя в 1800 году прихожане получили разрешение строить кирпичную Михаило-Архангельскую церковь с приделами пророка Илии и Николая Чудотворца, сохранившуюся до нашего времени.

Уже упоминавшийся священник и дореволюционный краевед Л. Крылов полагал, что история прихода Михаило-Архангельской церкви Талдома намного древнее конца XVII века и восходит к исчезнувшему Ильину погосту. Этот погост с Ильинской церковью находились в 2 верстах к востоку от деревни Григорово (примерно 4 км от станции Талдом). В Смутное время церковь пророка Илии была разорена, а погост опустел – «паны разбили», как говорили старожилы. Из разоренной церкви прихожанами были спасены три древние иконы: трехчастная икона Пресвятой Троицы, Казанской Божией Матери и «Знамения», Архангелов Михаила и Гавриила, а также храмовый образ пророка Илии. До начала XX века эти три святыни из бывшего Ильина погоста хранились в часовне деревни Растовцы (около 9 километров от Талдома). Подтверждением существования древнего погоста являлись находки в пустоши «Жуковка» среди старого елового леса белых каменных плит и строительного камня. По-видимому, это были остатки кладбища и старой Ильинской церкви.

В деревнях Григорово, Растовцах и Талдоме особенно почитали два церковных праздника: Ильин день (2 августа по новому стилю) и Архистратига Михаила (21 ноября). Более того, в Михаило-Архангельской церкви Талдома был устроен придел в честь пророка Ильи. «Ильин день в Талдоме – храмовый праздник. Не принадлежал ли и Талдом, тогда деревня к существовавшему когда-то Ильину погосту?» – задавался вопросом священник и краевед Л. Крылов в сочинении 1908 года.

Часовня в Растовцах с тремя иконами особо почиталась крестьянами округи до революции. По местному обычаю, при выносе покойника погребальное шествие непременно поворачивало к часовне, чтобы отслужить здесь панихиду. В случае болезни детей жители Растовец приходили молиться в часовню и приносили с собой одну из домашних икон. После выздоровления икона оставалась в часовне как свидетельство чудесной помощи.

Закрытый в 1935 году Михаило-Архангельский храм пережил полвека запустения и разорения. Был уничтожен и уникальный фаянсовый иконостас – один из двух на территории современной Московской области. Подобные иконостасы производились с 1895 года на фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова, и до 1917 года их было изготовлено более семидесяти по всей стране. Полностью сохранились три иконостаса в Спасо-Преображенской церкви в Саввино (г.Балашиха). В Талдоме, благодаря сотрудникам местного историко-литературного музея, еще в 1930-х годах удалось сохранить фрагменты иконостаса Михаило-Архангельской церкви, которые теперь можно увидеть в экспозиции музея недалеко от самого храма. 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Архангела Михаила в "Башмашной стране"



Комментарии и обсуждение


Церковь Архангела Михаила по адресу: Талдомский район, г.Талдом, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Современный адрес: г/п Талдом, г.Талдом, ул.Карла Маркса, 8.

Кирилл Аминов 13 мая 2015 г.

13 мая 2015.