ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки:1670.
Адрес:
Нижегородская область, Навашинский район, село Дедово

Координаты: 55.659791, 42.321349
Проезд:По дороге Н.Новгород- Муром. У указателя "Коробково" повернуть направо. За Коробковым до туристической базы отдыха "Здоровье", далее поворот налево по просёлочной дороге



Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Спаса Нерукотворного Образа <br>, Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Спаса Нерукотворного Образа
Сергей Повитухин
29 сентября 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото Дмитрия Пашкова<br>, Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Фото Дмитрия Пашкова
Владимир Бакунин
1 сентября 2007
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Олег Урьяш
2 января 2006
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Олег Урьяш
2 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Спаса Нерукотворного Образа <br>, Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Спаса Нерукотворного Образа
Сергей Повитухин
29 сентября 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
6 сентября 2020
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1930-е годы<br>, Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
1930-е годы
Сергей Повитухин
1 января 1930
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь<br>, Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь
Олег Урьяш
5 января 2009
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь<br>, Дедово, Навашинский район, Нижегородская область
Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь
Олег Урьяш
1 октября 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Трифонов
 
Алексей Трифонов  27 апреля 2011

В селе действующая с 1670 года Спасская церковь, причем без перерыва на Советскую власть. Ввиду близости озера Свято летом считается курортным местечком, ввиду чего цены на недвижимость значительно выше, чем можно было бы ожидать. В настоящий момент населено преимущественно дачниками из Мурома, Москвы, Нижнего Новгорода и других городов. Летом сильно оживленное место зимой затихает - обитаемы только несколько домов.

О главных святынях этого места, к сожалению, похищенных современными святотатцами, муромский краевед Александр Епанчин сообщает: "Село Дедово Навашинского района Нижегородской области. Икона Николы Угодника 1562 года, похищена в 1981 году. Икона Спаса Нерукотворного 1591 года, написана в Казани Иваном Дементьяковым. По преданию находилась в мужском монастыре в селе Русаки, которое провалилось и на его месте образовалось озеро Большое Свято (Новое Свято), находящееся в одной версте от Дедово. После провала икона всплыла и её перенесли в село, чудотворный образ был похищен из храма в ночь с 7 на 8 ноября 2000 года" (А.А.Епанчин, "Господь поставил меня собирателем", Муром, 2002).

Согласно народным преданиям со времен правления царя Ивана Грозного в Дедово и на берегах озера Большое Свято подвизались монахи. М.В.Кочкина датирует первое упоминание о храме в Дедово XVI веком и связывает строительство церкви с биографией Василия Есиповича Кравкова, боголюбивого военачальника, принявшего иночество после участия в Казанских походах. Владелец села Дедово Василий Кравков, в иночестве Матфей, похоронен в Спасском монастыре в Муроме.

Народные сказания о происхождении дедовского храма, в основном, не противоречат данным исторической науки. Краеведческая литература и многочисленные свидетельства священника и прихожан дедовского храма указывают на святость места, которое может стать объектом паломничества православных христиан, посещающих Муром и Дивеево.

В селе Дедове, километрах в 2 от озера, есть церковь, которой в сентябре 2003 якобы исполнилось 350 лет. История храма, однако, куда глубже, и совсем не проста, хотя нынешнее сооружение выглядит никак не старше 1700-го (основной объем) и 1800-го (колокольня).

Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или “деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Это отчасти подтверждается обнаруженной в советское время в церкви иконы Николы, на обороте которой было помечено, что она “поновлена в 1562 году”. В 1981 году ее похитили.

Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех “дедах”. Писцовая книга за 1629 год фиксирует каменную Никольскую церковь, которую считает строением Ивана Грозного, и каменную же церковь Флора и Лавра, на тот момент даже еще не освященную. До наших дней она не сохранилась. Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли “мордва и татары”. В конце 17 в церковь перестроили, сделав ее Спасской (она и сегодня так называется), а старый Никольский храм вошел в состав Спасской церкви как придел. Вот почему мы видим сегодня относительно новое сооружение и удивляемся, откуда взялась его древняя слава. Колокольню пристроили только в 1847. В 1950-е годы под куполом колокольни нашли странную надпись – “Мастер Григорисонов А.С. 1047 год”, а в другом месте “Григорьев 1081”. Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает. А вот чтобы понять, откуда на храме взялся крест с полумесяцем, придется прослушать предание о том, как появилось само озеро Свято.

Предание говорит, что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы.

Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку-Настю.

Про этот Русаковский монастырь и село Русаки рассказывают еще вот что. Само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками. Что самое интересное, монастырь, скорее всего, действительно был, поскольку встречается описание иконы Спаса из этого монастыря. Надпись на обороте иконы поясняла, что написана икона в Казани в 1591 году, дабы спастись от чумы, что в 1680 году она перенесена в Москву, и поновлена в 1691 году. Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 (геологи этому не верят). В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда.


Андрей Ершов  24 марта 2012

В октябре и 26 ноября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК получила жалобы церковных советов с. Дедово и Преображенской церкви с. Спас-Седчено Муромского района (сейчас Нижегородская область) о запрещении сельсоветом 17 мая колокольного звона, сначала только на время летних полевых работ, а потом и вообще (ходатайства перед сельсоветом, «краем» и 7 сентября перед райисполкомом результата не дали) (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 459. Л. 224, 225) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 82, 194.

Священник с.Дедово ГЕРАСИМОВ Кирилл Зиновьевич (род. 1870, г.Москва) арестован 22.10.1937. Осужден к расстрелу



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.