Первая церковь Успения Богородицы существовала в граде Львов, возможно, ещё с княжеских времён (место нахождения до сих пор не определено) и сгорела во время пожара 1340 года, когда король Польский Казимир взял город приступом. Новую церковь возвели, как упоминает летописец, из "кирпича и камня"; первые документальные записи датируются 1421 годом. Тот храм просуществовал в центре Руського квартала до Большого городского пожара 1527 года. Вокруг храма сплачивалась православная община города. В сер. ХVI века здесь возникло Львовское Успенское братство, при котором действовала типография и школа. Свой третий храм православная община стала возводить в 1547 году на средства, которые собирались среди обычных горожан. Значительные деньги пожертвовал молдавский господарь Александр Лопушанин и его супруга Роксана. Храм после этого стали называть Валашским, или Молдавским. В Успенской церкви находится изображение российского двуглавого орла как память о пожертвовании значительных средств на строительство церкви, сделанном русским царём Фёдором Иоанновичем в 1592 году. Строительными работами руководил итальянский архитектор Пётр, имя которого сохранилось в городских актах, датируемых 1543 годом.
Возведение очередного храма закончилось в 1559 году, а через год около неё построили часовню Св. Юрия. Как свидетельствуют документы "интерьер церкви был раскрашен, а крыша покрыта черепицей-"кирамидой". К сожалению, творение Петра Италийца не долго просуществовало; и церковь и часовня значительно претерпели от пожара 1571 года. Отстроенное вновь культовое сооружение имело в своей архитектуре черты оборонительного характера: массивный силуэт сооружения с могущественными контрфорсами, узкие, высоко размещённые окна, говорили о предназначении сооружения. Одновременно небольшая крыша с аркатурным поясом придавали строению своего рода живописности, а на культовое предназначение указывали три высокие бани, увенчанные крестами.
Новую, четвёртую церковь, именно ту, которая стоит и теперь, начали сооружать уже после возведения башни и часовни. 2 апреля 1591 Успенско-Руськое братство подписывает договор с известным львовским архитектором Эпохи Возрождения, учеником Петра из Барбоны - Павлом Римлянином. Он, согласно с условиями договора, обязывался не только совершать надсмотр над ведением работ, но и обеспечивать строительство камнем. В 1592 году к строительству был привлечён архитектор Войтих Капинос, а ещё через год - Амброзий Прихильный, итальянец по происхождению. Последний, после смерти Капиноса (1610) и расторжения договора с Павлом Римлянином (ум. в 1618), завершил строительство Успенской церкви. Основные средства на сооружение святыни были собраны среди украинской общины Львова и отдельных общин Украины. Значительные суммы денег дарили молдавские государи Павел, Еремия, Симон Могилы, гетман Запорожского казацкого войска - Пётр Конашевич-Сагайдачный. Пожертвования внесли также российские цари: упомянутый Фёдор Иоаннович, Борис Годунов и даже Лжедмитрий I, пожертвовавший в 1608 году 950 злотых. 26 января 1631 года Успенскую церковь освятил владыка Еремия Тисаровский. Среди почётных гостей присутствовал Пётр Могила - митрополит Киевский, основатель Киевской коллегии.
В композиции храма воплощён тип традиционных украинских деревянных церквей. Храм венчают три купола с фонарями. Здесь прослеживается слияние западной ренессансной традиции (базиликальный план и архитектурный декор) и украинской строительной архитектурной тенденции (три пространственных объёма с купольными завершениями). До настоящего времени в остатках крипт сохранились захоронения таких выдающихся деятелей Ставропигийского братства, как Константина Корнякта, Ивана Подковы, родственников молдавских господарей. Основную эстетическую роль в интерьере храма выполняет белый тесаный камень. В центральном куполе размещены гербы ктитарей, жертвоваших деньги на строительство, а также гербы молдавских господарей и властителей Московского государства. Слева от алтаря находятся реликвии св. Меркурия, подаренные гетманом Н. Ханенко. Интерьер храма украшен живописью ХVII-ХVIII веков. Иконы Страстного цикла выполнены львовскими художниками Фёдором Сеньковичем и Николаем Петраховичем в ХVII столетии. Современный иконостас и алтарь выполнены в 1773 году Н. Филевичем и Ф. Олендским.
Поражают изысканностью витражи мастера Петра Холодного (кон. 1920-х годов). В 1779 году церковь была повреждена пожаром. Её отстроили в 1796 году. При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. В 1578-1590 годах по заказу ктитора Константина Корнякта во дворе, к церкви была пристроена часовня Трёх Святителей (арх. А. Подлесный). После пожара 1671 года её восстановили на средства греческого купца А. Балабана. Об этом свидетельствует табличка над входом. Часовня считается одним из лучших образцов львовской архитектуры эпохи Ренессанса. Сегодняшние посетители проявляют интерес к элементам внешнего и внутреннего декора. Особое впечатление производит портал часовни, украшенный рельефным орнаментом из виноградной лозы. Ну и конечно, самое высокое сооружение старой части города - башня-колокольня Корнякта, была пристроено к церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1572-1578 годах (арх. П. Барбон). Из судовых актов того времени узнаём, что строителем башни Корнякта был местный архитектор Феликс Трубач, который довёл сооружение до третьего этажа. Когда же на её стенах через технические просчёты появились трещины, то на средства львовского патриция Давида Малецкого (Русина) был приглашён архитектор Пётр Красовский. И строительство продолжилось. Но в 1570 году башня всё-таки обрушилась, и Давид Малецкий, как пишет хронист, "умер от расстройства".
Архитектором современной башни стал известный во Львове строитель Пётр Барбон (умер в 1588), известный как автор каменного дома ктитора, грека по происхождению, мецената Константина Корнякта на площади Рынок. Высота первого яруса - 14,65, второго - 16,2, третьего - 9,9 м. Стены были сложены из ломаного камня, а облицованы камнем обтесаным. Когда строительство подошло к завершению, на звонницу повесили колокол, отлитый на заказ Константина Корнякта - самый большой в Галичине, названный "Кирилом". Новое завершение башни в стиле барокко с высоким фонарём в окружении четырёх кручёных шпилей, как и ещё один - четвёртый - ярус высотой 7,85 м, принадлежит архитектору Петру Беберу. Дополнение Бебера, законченное в 1695 году, придали строению большей легкости и стройности, подчеркнули изысканную простоту расчленённых пилястрами монументальных стен, ритм горизонтальных расчленений.
В 1779 году пожар уничтожил два верхних яруса башни Корнякта, которые упали на часовню Трёх Святителей. Реставрация после этого продлилась с 1780 по 1801 год. Купол отстроен в 1795 году, а ещё раньше перелит и подвешен знаменитый колокол. Целых 4 года потребовалось на то, чтобы вылить новый, и вот с тех пор его звон ежедневно слышен над Львовым. Не раз башня Корнякта становилась свидетельницей разных конфликтов. В своё время монахам-доминиканцам не понравился голос её колокола, заглушавший всё вокруг; монахи постоянно ругались с членами братства и строчили письма королю и в другие инстанции. Но несмотря на все невзгоды, "Кирил" стал выполнять функции главного колокола города Львова, в который звонили во время тревоги, пожаров, стихийных бедствий, на смерть известных людей, не зависимо от их вероисповедания. В 1672 году, во время штурма Львова, одно из пушечных ядер подожгло крышу, и как писал городской хронограф, "башня "плакала" оловянными слезами". В следующий раз она горела в 1779 году, но уже от удара молнии.
Много приключений пережила башня. Вот только ремонта не видала уже свыше трёхсот лет. А требует. Во всю свою высоту. Во все 65,8 метра. Последний раз косметические ремонтно-реставрационные работы проводились в 1965-1973 гг. В конце ХVIII века Восточная Галичина вошла в состав Австро-Венгрии. В 1788 году Успенское Ставропигийское братство было ликвидировано австрийской властью, а вместо него создан Ставропигийский институт. Он, в отличие от братства, был достаточно закрытой организацией, которая насчитывала всего несколько десятков членов; возглавлялся верхушкой украинского духовенства и чиновнической интеллигенцией. Здесь в 1918 году проводилось собрание Украинской Народной Рады, которая позже, как известно, превратилась в парламент Западноукраинской Народной Республики.
Из книги-путеводителя Прогулка по Львову. - Киев, изд-во "Балтия Друк", 2005 и с сайта html www.lviv4you.com/Успенская церковь во Львове. Экскурсии по Львову