ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Велье. Церковь Воздвижения Креста Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:1763.
Адрес:
Псковская область, Пушкиногорский район, село Велье

Координаты:56.96935, 28.575833
Проезд:3 км от автодороги Санкт-Петербург - Киев, или рейсовый автобус от районного центра Пушкинские Горы


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Анастасия Лазарь
9 августа 2016
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
N&W
21 августа 2014
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
21 сентября 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Дорофеев Л.
1 сентября 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Михаил Владимиров
23 августа 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Михаил Владимиров
23 августа 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
6 февраля 1998
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
6 февраля 1998
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Иконостас
Анастасия Лазарь
9 августа 2016
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Иконостас
Анастасия Лазарь
9 августа 2016
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Александр Cахаров
21 августа 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Велье - Пушкиногорский район - Псковская область
Дорофеев Л.
1 сентября 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анастасия Лазарь,  7 сентября 2016

Строительство каменной церкви началось 1 мая 1762 года, закончено в 1763 году. Руководил строительством управляющий вотчиной графа Ягужинского Л.А. Травин. На сооружение церкви была употреблена каменная плита разобранных крепостных сооружений на городище. К этому времени опасность вражеского нападения и проникновения вглубь Российской Империи миновала. Правительствующий Сенат в 1759 году разрешил разборку каменных крепостей внутри России и использование камня для строительства церквей, монастырских храмов, богаделен. Видимо, не все каменные плиты были соответствующего качества, т.к. часть плит привезли с берегов реки Синей. Кроме главного престола, в приделе устроен престол Успения Божией Матери. В 1909 году придел перестроен. В церкви хранилась местночтимая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

Колокольня оставалась долгие годы деревянной. Её построили из камня в 1860 году на церковные средства. На колокольне в начале XX века было 8 колоколов. На большом колоколе, весом 101 п. 26 ф. была надпись: «1783 года сентября 3 дня, во дни благочестивого правления премудрой государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторыя лит сей колокол в царствующем граде Москве Псковского наместничества Опочецкого уезда в Велейскую вотчину от армии генерал-майора императорского величества действительного 57 камергера, флигель-адъютанта и кавалера орденов российских Святого Благоверного князя Александра Невского и польских Белого Орла и Святого Станислава, Александра Димитриевича Ланского его собственным иждивением. Лит на заводе Струговщикова». Второй колокол весил 55 п. 37ф. третий – 35 п. 17ф., на нем была надпись: «1763 года 31 марта Сергеем Павловичем Ягужинским в церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Четвёртый колокол весил 24 п. 30 ф., пятый – 18 п. 19 ф., шестой – 9 п. 8 ф., седьмой – 3 п., восьмой – 1 п. При колокольне в связи с церковью устроена церковная сторожка.

В 1900 году в приходе было семь часовен. Из них две были каменные, остальные деревянные. Одна каменная часовня стояла в селе Велье. Часовня святого благоверного князя Александра Невского построена в память мученической кончины Царя-Освободителя Александра II. Богослужения в ней совершались 1 (14) марта, 17 (30) апреля и в 43-й день после Пасхи. Другая – Преображения Господня, была построена в 1900 г. купеческой дочерью Елизаветой Ивановной Крестовской на свои средства по разрешению Псковской духовной консистории от 9 марта 1900 г. Часовня находилась на Спасской горе, на месте стоявшей здесь до 1804 г. церкви Преображения Господня. В деревне Воронка находилась деревянная часовня преподобного Нила Столобенского. Она построена жителями этой и близлежащих деревень. Богослужение в ней бывало 27 мая (9 июня). В деревне Кунево стояла часовня святого Тихона Задонского. Здесь богослужения совершались 13 (26) августа. В деревне Платаново была часовня Архистратига Михаила, в деревне Трукши – часовня святых мучеников Флора и Лавра, богослужения были 18 (31) августа. В деревне Чепчуры была часовня святого мученика Феодора Стратилата. В документах 1914 г. сказано, что в приходе шесть часовен, из них две каменные в селе, остальные деревянные. Церковно-приходского попечительства при церкви не было.

Церковно-приходской школы в начале XX века не было, с 1878 г. существовало двухклассное училище Министерства народного просвещения. Оно было учреждено Опочецким земством. В 1900 г. в нем обучалось 100 человек обоего пола. В деревне Горушка в 1897 г. учреждено начальное земское училище, оно содержалось уездным земством. В 1900 г. в нем обучалось 32 ученика обоего пола. Жителями села Велье устроена богадельня, в которой 58 находилось от 4 до 6 женщин, содержались они большей частью на доброхотные пожертвования селян. В 1914 году в селе Велье были две церковно-приходские школы, одна двухклассная министерская, в деревнях Баслаки, Новгородка и Подберезье – земские школы.

До 1876 года в церкви служили два священника, дьякон, два дьячка, пономарь и две просвирни. По штатам 1876 года в церкви служили настоятель, помощник настоятеля, два псаломщика и две просвирни. С конца XIX – начала XX веков служили два священника, дьякон и два псаломщика. Собственной земли никто из членов причта не имел, содержание причта в 1900 году отмечено как посредственное.

Священник Петр Васильевич Ульянов (1841-?) родился в селе Велье в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии в 1867 г. рукоположен в сан священника Воздвиженской церкви. По поручению Опочецкого уездного училищного совета о. Петр безвозмездно преподавал Закон Божий в Велейском частном училище, потом в министерском двухклассном училище, избирался членом благочиннического совета, был благочинным церковного округа. За усердную службу ему объявлялось архипастырское благословение, награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой, орденом Святой Анны 3-й степени. За заслуги по гражданскому ведомству постановлением уездного училищного совета ему объявлялись благодарности. Его сын Иван служил полицейским надзирателем в Порхове. Его судьба после 1917 г. неизвестна.

Второй священник Василий Иоаннович Соловьев (1841-15 сентября 1913) родился в погосте Прилуки Торопецкого уезда в семье дьякона. После окончания Псковской духовной семинарии рукоположен в сан дьякона погоста Липец Великолукского уезда, потом служил в погосте Вяз Великолукского уезда. В январе 1880 года рукоположен в сан священника здешней церкви. Состоял членом попечительного совета своего церковного округа, преподавал Закон Божий в земской школе в д. Горушка. За усердную службу награжден набедренником, скуфьёй. В марте 1911 г. уволен за штат. Скончался 15 сентября 1913 г. Его сын Михаил (1874-?) в 1900 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Его судьба после 1917 г. неизвестна.

Священник Иоанн Николаевич Никольский обучался в Псковской духовной семинарии. В 1909 г. начал служение псаломщиком Михайловской церкви с. Велье, в 1910 г. рукоположен в сан дьякона Воздвиженской церкви, в 1911 г. рукоположен в сан священника этой же церкви. Преподавал Закон Божий в земских школах, в Велейской церковно-приходской школе, 29 июня 1917 г. награжден набедренником. В том же 1917 году, 29 июня, скуфьёй награжден священник Василий Ильинский.

В годы Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Псковской Православной миссией направлен служить в Воздвиженской церкви священник Владимир Толстоухов (1 августа 1914-?). Окончил в 1932 году Рижскую гимназию, высшее образование получил в Парижском Православном Свято-Сергиевском Богословском институте.

Церковь перед войной была закрыта и разграблена, иконостас был только в Успенском приделе, недоставало икон, не было церковной утвари и облачений. Помог иеромонах Иоасаф (Дмитриев), служивший в кладбищенской церкви в Святых Горах (Пушкинские Горы). Первое богослужение было совершено 6 сентября 1941 г. В последних числах декабря 1943 года священник Владимир Толстоухов был отчислен из состава Псковской Православной миссии и вернулся в Ригу, где продолжал служить священником. По некоторым сведениям, осенью 1944 г. эвакуирован из Латвии, свою земную жизнь окончил в США.

Вместе с о. Владимиром прибыл псаломщик Георгий Иоаннович Радецкий (1922-?). Родился в Риге, там же окончил Ломоносовскую гимназию. В Псковской Православной миссии служил переводчиком и псаломщиком. После обучения в 1943-1944 гг. на пастырско-богословских курсах в Вильнюсе рукоположен в сан дьякона. В 1944 г. арестован советскими властями, приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей, реабилитирован 17 декабря 1956 г. После освобождения рукоположен в сан священника, одновременно работал врачом, проживал в г. Вильнюсе.

Дьякон Иоанн Захарович Городовицкий (1846-?) родился в погосте Качанова Слобода Островского уезда в семье пономаря. После окончания Псковского духовного училища служил сельским учителем в Островском уезде. Затем исполнял должность псаломщика, рукоположен в сан дьякона погоста Чернозерье Островского уезда, в 1896 г. по его прошению переведен в с. Велье. 28 июля 1910 г. уволен за штат.

Дьякон Владимир Иоаннович Байков (13 июля 1883-?) был сыном крестьянина Московской губернии. Он окончил Псковское духовное училище, переведен в Псковскую духовную семинарию, исполнял обязанности псаломщика в домовой церкви псковских архиереев, в 1901 г. переведен в здешнюю церковь исполнять должность псаломщика, выдержал экзамен на сан дьякона. 26 сентября 1910 г. посвящен в стихарь и рукоположен в сан дьякона. За образцовое выполнение своих обязанностей ему были объявлены архипастырская признательность с призыванием благословения Божия, архипастырское благословение. Владимир Байков 24 марта 1917 г. переведен в погост Гривино Новоржевского уезда, 25 апреля 1917 г. переведен в Борисоглебский погост Опочецкого уезда.

Псаломщик Алексий Николаевич Мелиоров (1879-?) был сыном священника, родом из г. Холм Псковской губернии. После окончания Псковской духовной семинарии с 30 октября 1900 г. начал службу псаломщиком в здешней церкви. Второй псаломщик Николай Димитриевич Кудрявцев (1876-?), сын дьякона, уроженец села Велье. После окончания Псковской духовной семинарии назначен псаломщиком в родное село. 2 января 1933 г. был арестован, приговорён к 5 годам высылки в Казахстан. Дата и место его смерти неизвестны. Реабилитирован 22 сентября 1989 г. Псаломщик Андрей Михайлович Мошанин (26 сентября 1885-?) был сыном крестьянина, окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу. С 1912 г. исполнял должность псаломщика здешней церкви, в том же году утвержден в должности псаломщика. До 14 июля 1910 г. псаломщиком служил Алексий Малиновский. Он был назначен священником в село Теребени Опочецкого уезда. С 3 января 1912 г. назначен псаломщиком Иоанн Славов. Окончил Таврическую псаломщическую школу. В ноябре того же года поступил на военную службу. Сведений о дальнейшей судьбе священников Ульянова, Никольского, Ильинского, Толстоухова, дьяконов Городовицкого и Байкова, псаломщиков Мелиорова, Мошанина, Малиновского, Славова не выявлено.

Церковным старостой в начале XX века был купец Николай Иванович Болталов, проживавший в с. Велье.

Всего в 1914 году проживало 3290 мужчин и 3470 женщин.

В 90-е гг. XX века настоятелем церкви был игумен Давид (Сергеев, 1947-1995). Он скончался в августе 1995 года.

http://i-nventory.ru/index.php?id=845

Комментарии и обсуждение

Для строительства церкви использовался кирпич крепостных стен крепости-городища Велье, главным устроителем церкви был местный крестьянин Леонтий Автомонович Травин.
6 сентября 2007, Дорофеев Л..

Эта церковь фигурирует в списке церквей Опочецкого уезда за 1750 год (ГАПО, фонд 39, опись 7, дело 2), соответственно, год ее постройки указан неверно.
21 июня 2013.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.