ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Палсмане. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Palsmanes Vissvētās Dievmātes Pasludināšanas pareizticīgo baznīca


Палсмане. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Русский стиль
Год постройки:Между 1896 и 1899.
Архитектор:А.Н. Эдельсон
Адрес:
Латвия, Смилтенский край, Палсманская волость, Палсмане
Palsmane, Palsmanes pagasts, Smiltenes novads, Latvija

Координаты: 57.388556, 26.173127
Проезд:Автобусом из Риги на Алуксне.
Автобусом из Смилтене - 20 км восточнее Смилтене.



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Колокольня.<br>, Палсмане, Смилтенский край, Латвия
Колокольня.
Владимир Ткаченков
23 июля 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Палсмане.Деревянная церковь медленно разрушается. Фото А.Вишнёва<br>, Палсмане, Смилтенский край, Латвия
Палсмане.Деревянная церковь медленно разрушается. Фото А.Вишнёва
Александр Вишнёв
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Палсмане. Православная церковь зимой.Фото А.Вишнёва.<br>, Палсмане, Смилтенский край, Латвия
Палсмане. Православная церковь зимой.Фото А.Вишнёва.
Александр Вишнёв
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.zudusilatvija.lv/<br>, Палсмане, Смилтенский край, Латвия
Фото с сайта http://www.zudusilatvija.lv/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 января 1902



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Вишнёв  1 сентября 2007

Впервые Пальцмар (Палсмане-Валкского р-на) упоминается как муйжа, принадлежащая орденскому мастеру Грундейс в 1489 году. В разные годы ею владели: Баннер, Эрнст Бирон, Фридрих Албедил, а с 1820 года семья Кристиана фон Калена.

По просьбе Палцмарских православных крестьян 20 сентября 1851 года в Вольмарский православный приход Сергия Радонежского были направлены (приписаны) для службы в Палцмаре священник Иоанн Васильевич Сахаров и причетник из Руенского прихода Фёдор Адамович Крейч. Православную церковь в Палцмаре по указанию Рижской епархии  разместили в доме военного постоя, где один раз в неделю совершались богослужения проживающим в Вольмаре священником. Только в 1859 году в Палцмарском доме военного постоя кроме помещения для церкви были выделены и помещения для причта. Вольмарский благочинный священник Иоанн Поспелов и Палцмарский священник Пётр Быстрицкий в 1859 г. договорились с Палцмарским помещиком фон Каленом о покупке у него 4-х десятин земли, сделку на которую оформили в 1860 году за 150 рублей, выделенных Рижской епархией. В 1864 году стараниями Вольмарского благочинного Павла Конокотина и Палцмарского священника Дмитрия Литвинского Рижской епархией был выделен кредит для строительства в Палцмаре школьно-причтового церковного дома. В новопостроенном деревянном доме на каменном фундаменте поместились: православная церковь, церковно-приходская школа и причт в лице священника и причетника.

Самостоятельный(отдельный) православный приход в Палцмаре был открыт по Указу Рижской Духовной консистории от 14.10.1872 года за № 4342 с переподчинением из Вольмарского – Венденскому благочинию. Освященного престола в церкви не было, имелся Антиминс, священнодействованный 13.06.1864 г. архиепископом Рижским и Митавским Платоном во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы. Обустроив в доме церковно-приходскую школу, причт вынужден был проживать в наемных квартирах за счет епархии вплоть до 1880 года. 8 июня 1885 г. приход обозревал Архиепископ Платон, после чего в 1886 году на содержание приходской школы выделили участок земли в имении Блюменгоф. Эти 76 десятин делились на три прихода: Вольмарский, Гарьельский и Палцмарский и сдавались в аренду (каждому причту получалось по 68 рублей в год).

31 августа 1888 года Епископ Рижский и Митавский Арсений, направляя в Св. Синод свою докладную, писал: «В Палцмарском приходе Венденского благочиния богослужения совершаются в небольшом ветхом школьно-причтовом доме, поэтому в этом приходе крайняя нужда в постройке особой церкви и капитальном исправлении школьно-причтового дома...».

13 июня 1894 года Архиепископ Арсений в своем донесении в Св. Синод вновь писал о необходимости построения в Палцмаре православной церкви. 12 октября 1895 года Венденский благочинный священник Адам Степанович после того как на средства епархии был капитально отремонтирован причтовый дом, писал Архиепископу Рижскому и Митавскому Арсению : «...в этом приходе по рапорту священника Александра Цветикова от 16.07.1895 г. было бы желательно и полезно для православия построить небольшую каменную церковь... по настроению православных членов прихода и по отрицательному отношению к ним лютеранского прихода, настроение православных прихожан крайне угнетённое в духовном смысле, сравнивая бедноту православной церкви с обставленной богато каменной Палцмарской лютеранской кирхой, построенной в 1817г., и так близко, что их пение слышно в православной церкви, ещё более унижает православных прихожан... Продолжается уклонение прихожан в лютеранство. Единственным способом остановить этот переход является построение в Палцмаре хотя бы небольшой православной церкви...».

30 апреля 1896 года священник Александр Михайлович Цветиков заложил первый камень в фундамент православной церкви в Палцмаре. Средства на строительство деревянной православной церкви в Палцмаре пожертвовал Санкт-Петербургский купец Григорий Павлович Павлов и частично Санкт-Петербургское Прибалтийское Православное Братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. Новый настоятель прихода Иоанн Петрович Летовет одновременно обслуживал и Смилтенскую новопостроенную церковь-школу и отработав в Палцмаре всего один год , попросился перевести его во вновь образованный самостоятельный Смилтенский приход, где для священника был построен отдельный дом. Новый настоятель прихода, бывший ст.псаломщик Цесисского прихода, Иоанн Иоаннович Лебедев (с 04.06.1897г.). С 06.10.1898 года И.Лебедева заменил новый священник Андрей Кириллович Нейман, который и завершил строительство деревянной из тёсаного бруса православной церкви. 21 февраля 1899 года новопостроенный храм был освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Приход был закрыт в 1958 году, в храме в разные годы располагался пионерский отряд, затем склад. Сегодня единственная в Видземе деревянная православная церковь закрыта и забыта всеми.


прот. Александр  6 сентября 2023

Благовещенская церковь в Палсмане, Латвия (Palzmar), существовала в качестве временной с 1851 г., располагаясь до 1865 г. в доме военного постоя, с 1873 г. – в причтовом доме. Только в 1879 г. удалось получить из Санкт-Петербурга старый иконостас. Новая деревянная церковь была построена на месте существовавшей на пожертвование санкт-петербургского купца Г.П. Павлова и Прибалтийского Православного братства, которое в 1896 г. выделило 600 руб. на вывозку бревен (Приходно-расходная смета Прибалтийского православного братства на 1896 г. СПб., 1896. С. 11). Тот же благотворитель в 1895 г. пожертвовал 7000 руб. на построение каменной церкви преподобного Арсения Великого в Кульциемсе (Кюльцемский приход). 100 руб. на храм прислал св. Иоанн Кронштадтский.

Проект, составленный епархиальным архитектором А.Н. Эдельсоном, был утвержден Строительным отделением Лифляндского губернского правления еще 22 февраля 1892 г. и был повторно подписан архитектором в 1894-1895 гг. Вероятно, Эдельсон с целью экономии переделал чертежи каменного храма на проект деревянного. Образцом для него стал проект Петропавловской церкви в Кемери. Смету на церковное здание из 1040 бревен подготовил техник Рихард Девендрус. Однако строительство не велось из-за нехватки средств. Церковно-приходское попечительство в лице священника Александра Цветикова обращалось к Прибалтийскому братству: «Соблазн для младенствующих в православной вере иноверцев-латышей представился большой от соседства хорошо обставленной лютеранской церкви, гул общего пения и музыка органа которой слышались ясно в церкви русской. Убогая колокольня с деревянным крестом – единственный внешний знак православной церкви и по сие время... С этого времени напрасны стали, есть и будут все усилия пастырей – увеличить православный приход, когда силою внешних обстоятельств, дело православия, русское дело – принижено, поставлено в положение, крайне обидное для нравственного и религиозного чувства всякого… Почти половина уже уклонилась в лютеранство, а из 23 крестьян-хозяев – осталось только 5».

Строительство завершилось только в 1898 г. Трехчастный храм с шатровыми завершениями основного кубического объема и колокольни над притвором имеет крестообразный план благодаря двум мощным прирубам к центральному объему в три оси, под пологими щипцами, с отдельными крыльцами над входами. Прямоугольный в плане крупный алтарный объем в две оси также имеет по сторонам два небольших прируба. Луковичные главки на барабанах, венчавшие шатры, утрачены. Сдержанный декор (фронтоны, трапециевидные завершения оконных проемов) несет черты «фольклорного» варианта русского стиля.

Несмотря на постройку храма, число прихожан постепенно уменьшалось. В 1890 г. в приходе числилось 161 человек мужского и 144 женского пола, в 1895 г. – 150 и 144, в 1910 г. – 94 и 74, в 1937 г. – всего 100 человек. С декабря 1903 г. до своей кончины 23 июня 1907 г. в приходе настоятельствовал священник Игнатий Австриц, прослуживший в священном сане 40 лет. Он отличался широкой благотворительностью и любовью к пастве, переводил богословские труды на латышский язык и составил рукописи множества проповедей, занимался крестьянским трудом. Был похоронен в церковной ограде. Последний священник – о. Николай Коленцев (1944-1954 гг.).

прот. Александр Берташ



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.