ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Погост. Церковь Богоявления Господня.

Церковь Ошевенского прихода


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Богоявления Господня
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1787.
Адрес:
Архангельская обл., Каргопольский р-н, с.Ошевенск, д.Погост

Координаты:61.865418, 38.776682


Добавить фотографию
Автор: uchazdneg
Снято: 1 октября 2011 Добавлено: 22 октября 2011
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Богоявления Господня-Погост-Каргопольский район-Архангельская область-uchazdneg
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня-Погост-Каргопольский район-Архангельская область-JohnIngham
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня-Погост-Каргопольский район-Архангельская область-Paprika
Paprika
6 января 2015
Церковь Богоявления Господня-Погост-Каргопольский район-Архангельская область-Валерий Долженко
Интерьер холодной церкви; хорошо заметен перекос конструкции восьмерика, возникший из-за разрушения сгнивших нижних венцов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня-Погост-Каргопольский район-Архангельская область-Валерий Долженко
Небеса
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Сортировка:


Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Общий вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с колокольни собора Александро-Ошевенского монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Андрей Семенов
7 января 2010
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Дмитрий Островский
2 октября 2004
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Погост. Церковь Богоявления Господня
Lipilin1980
3 августа 2016
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
25 июня 2016
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 мая 2015
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Paprika
6 января 2015
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Paprika
6 января 2015
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
церковь, вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
колокольня, вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Апсида придельного алтаря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
завершение колокольни, вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
HD JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Интерьер холодной церкви; хорошо заметен перекос конструкции восьмерика, возникший из-за разрушения сгнивших нижних венцов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Небеса
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня - Погост - Каргопольский район - Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина ,  22 января 2011

Ошевенское сельское поселение (Ошевенск) — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост. Административный центр — деревня Ширяиха. Это место богато памятниками, главной достопримечательностью Ошевенска является Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь, однако интересна и церковь Богоявления.

Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в деревне Погост - один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Хорошо сохранился огромный деревянный храм Богоявления с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а так же отдельно стоящая колокольня. Церковь на мощном восьмерике с выразительным шатром. Колокольня чем-то напоминает Лядинскую: низкий четверик, относительно массивный восьмерик, невысокий звон и шатёр. Под влиянием чуждого классицизма столбы звона обшиты тёсом так что они представляют из себя арочные пролёты. Это конструктивно неоправданная деталь была на многих колокольнях, как например в Саунино, но потихоньку им придают исторический вид.

В 1930-е годы, как и большинство церквей, ее закрыли. Потом во время войны открыли и в ней молились до 1960 г. После вновь закрыли, и снова она стала действующей уже недавно. Богоявленская церковь с иконостасом практически без икон, а на потолке росписи - «небо». Рядом с храмом отдельно стоящая колокольня. Службы в этой церкви проводятся нерегулярно, но при нас церковь была открыта, хотя службы в ней не было. Прекрасны окрестные виды, чуть пройдя, мы вышли на берег реки Чурьеги, поросший высокой травой.

Информация с сайтов http://www.myrusland.ru/places_169.htm, http://www.myrusland.ru/cities_178.htm, википедии и собственные впечатления.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  9 июня 2016

Деревянный храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году на месте сгоревшей церкви 17 века, по схеме "восьмерик от пошвы с прирубами" уже практически не использовавшейся в то время. Впервые наличие церкви в Ошевенске фиксируется документально в 1648 году. Церковь имела три престола - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Богоявленский и еще один, посвящение которого к настоящему моменту не установлено. Строительство храма велось, как правило, странствующей артелью, состоящей из нескольких мастеров и примерно десяти "подсобных" рабочих. Нанимал ее "мир", заручившись благословением правящего архирея. Лес и сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволял легко вывезти бревна к месту постройки. Строительство начиналось "с оклада", то есть с первого венца, задавшего форму будущему храму. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - "мощение" потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы.

Строительство храма длилось "два лета". В конце 18 века всюду уже строились храмы типа "восьмерик на четверике", а ошевенцы, верные старине, поставили "восьмерик от пошвы" (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объемами трапезной и алтарного прируба. Алтарная часть обита тесом и имеет форму семигранника. Покрыт алтарь как и трапезная железом, на кровле - 2 маленькие главки, обозначающие наличие двух престолов. Шатер храма крыт тесом. Главка покрыта осиновым лемехом. В основании главки - так называемая "епанча", своего рода "воротник" из тесин. Ошевенская колокольня представляет собой типичное в своем роде строение: восьмерик на низком четверике, невысокий "звон" и шатровое покрытие. Столбы звона имеют тесовую обшивку, образующую арочные окна. Эта деталь характерна для 19 века, когда деревянной архитектуре пытались придать некие "каменно-классицистические" черты. Внутри храма находится родной четырехярусный иконостас, сохранивший подлинные иконы только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись. Гораздо интереснее - восемнадцатигранное "небо", пребывающее в хорошей сохранности. В центральном кольце изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба.

Иоанно-Богословский храм закрыли в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны службы в нем возобновились, но в 1960-е годы прекратились уже до конца советской эпохи. Сейчас церковь является действующей, однако службы проводятся только летом (приблизительно после Пасхи и до конца октября), так как зимой здесь, несмотря на две печи, холодно даже в валенках. Вся богослужебная жизнь в зимнее время сосредотачивается в надвратном Никольском храме Ошевенского монастыря.

Источник: журнал "Православные Храмы. Путешествие по святым местам", №29, автор текста Ксения Толоконникова, изд-во ООО "Де Агостини", 2013 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 января 2019

Ошевенск стоит на земле, освящённой молитвенным подвигом одного из главных святых Каргополья - прп. Александра Ошевенского. Река Чурьега делит местность на "монашескую" и мирскую. Архитектурной и смысловой доминантой одного берега выступает ансамбль Александро-Ошевенского монастыря, другого - приходская церковь Иоанна Богослова.

Само существование села и монастыря близ него есть плод удивительной взаимной привязанности, царившей в семействе прп. Александра. Сам Александр Ошевень был родом из-под Белозёрска. С восемнадцати лет подвизался он в Кирилло-Белозёрском монастыре. Но спустя несколько лет после ухода сына в монастырь, его отец Никифор Ошевень переселился с семейством ближе к городу Каргополю, на земли некоего боярина Иоанна Григорьевича. Прошло ещё некоторое время. И вот преподобный Александр отпросился у игумена Кирилло-Белозерской обители навестить своих родителей. Никифор стал просить сына не покидать стареющих родителей, а поселиться здесь же неподалёку. На другом берегу реки, уговаривал он Александра, есть прекрасное место для устройства монастыря - "место угодно к монастырскому строению". Молодой инок и сам искал случая уйти из "густонаселённой" Кирилло-Белозерской обители с тем, чтобы вести жизнь более уединённую, а потому отправился на другой день со старшим братом посмотреть указанное отцом место. Покуда брат рубил дрова, Александр молился и сам не заметил, как задремал. Во сне он услышал голос: "Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришёл сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся". Дома отец лишь утвердил его намерении основать там обитель, рассказав в добавок, что из-за реки иногда виден таинственный свет, слышен звон колоколов и пение невидимого хора. Игумен Кирилло-Белозёрской обители, узнав о знамениях, бывших прп. Александру, не стал удерживать его и более того - благословил иконами Божией Матери и святителя Николая. Постройку монастыря для сына взял на себя Никифор Ошевень, а сам Александр отправился к архиепископу Ионе в Новгород и вернулся оттуда уже иеромонахом, настоятелем новой обители. Мало-помалу монастырь рос. Росло и село близ него: крестьяне охотно селились в краю, освящённом монашеским подвигом. Вероятно, уже в это время, то есть в последней трети ХV века, здесь появилась первая церковь, ибо неудобно было мирянам молиться вместе с иноками, а женщины вообще не могли входить в обитель (даже мать прп. Александра, нежно любимая им, встречалась с сыном за монастырскими воротами).

По всей вероятности, первый храм Ошевенска был клетским, то есть представлял собой простой четырёхугольный сруб (клеть) с прирубленной к нему алтарной частью. Это наиболее древний - и одновременно наиболее простой - тип деревянных церквей на Руси. Документы впервые фиксируют её существование в 1648 году. А в 1717 году она сгорает и возводится заново. Собственно, сей "послепожарный" храм был уже не просто храм, а трёхчастный ансамбль включавший в себя холодную церковь Иоанна Богослова, тёплую Богоявленскую церковь с трапезной и колокольню. Строения окружала рубленая деревянная ограда с глухими башнями, отчего погост имел в своём облике нечто монастырское, стилистически соответствуя Александро-Ошевенскому монастырю, видневшемуся за рекой. Строительство церквей на Каргополье велось, как правило, странствующей артелью ("дружиной"), состоявшей из нескольких мастеров и примерно десяти "другов" - подсобных рабочих. Нанимал её "мир", заручившись благословением правящего архирея. Все сношения с плотниками лежали на плечах церковного старосты (выборного лица). Во время работ мастера жили на иждивении "мира" и получали от него не только денежную плату, но и "паёк", причём экономить заказчикам здесь не приходилось, дабы не раздражать строителей. Лес на сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволяет легко вывезти брёвна к месту постройки. Собственно строительство начиналось с "оклада", то есть с первого венца, задававшего форму будущего здания. Сложно переоценить значение этого этапа в условиях отсутствия каких бы то ни было чертежей, и потому им руководил наиболее опытный мастер, а по окончании "окладывания" "мир" выставлял плотникам угощение. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - "мощение" потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы. Основным плотницким инструментом являлся топор. Строительство большого храма длилось "два лета", и участие в нём принимали не только плотники. Крестьяне со своей стороны обязывались предоставлять артели посильную помощь и "полуфабрикаты" - например, заготовки для лемеха, которыми покрывали главы.

Храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году - надо полагать, после очередного пожара. Вместо двух отдельно стоящих церквей "мир" на сей раз решил возвести "две в одной", в восьмерике разместился холодный храм Иоанна Богослова, в трапезной части - тёплый Богоявленский, из чего впоследствии произошла путаница в названиях: иные называют ошевенскую церковь Богоявленской, иные - Богословской. И то, и другое, в сущности, верно, но по традиции "двойной" храм всё же называют по имени холодного (главного) престола. Исследователи отмечают, что Богоявленская церковь Ошевенска уникальна для своего времени: она как бы "запоздала" появиться на свет. В конце ХVIII века всюду уже строились храмы типа "восьмерик на четверике", а ошевенцы, верные старине, поставили настоящий "восьмерик от пошвы" (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объёмами трапезной и алтарного прируба. И, возможно, из-за этого обстоятельства в ряде научных работ Богоявленская церковь ошибочно отнесена к типу "восьмерик на четверике". Трапезная всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни села. Тут было и богомолье, и контора, и "клуб". В трапезной происходили мирские советы, суды: здесь взимались подати, заключались сделки, хранился деревенский архив. По праздникам здесь устраивали "братчины" - пиршества с питьем пива. Трапезную всегда строили просторную, хотя и с довольно низким потолком (чтобы легче было натопить). Именно такова она и в ошевенском храме - в отличие от помещения холодной церкви, завораживавшей прихожан своим "потолком-небом".

К началу ХХ века в Каргопольском уезде насчитывалось более 100 приходских храмов. Ошевенский был лишь одним из многих, но его близость к Александро-Ошевенскому монастырю ставила его в особые условия. Тем не менее, более половины приходов в то время были заражены расколом самых разных "толков" (беспоповских по преимуществу). И Ошевенский храм не являлся исключением в этом отношении. Всё-таки положение здесь, в Ошевенске, было более благополучным, чем в других приходах уезда, - в силу того, что "под боком" находился Александро-Ошевенский монастырь. Присутствие поблизости обители со столь значительной святыней (мощи прп. Александра) и правильным устроением духовной жизни оказывало своё воздействие на быт и нравы мирян Ошевенска.

Иоанно-Богословский храм закрыли в 1930-е годы. Во время Отечественной войны службы в нём, по некоторым сведениям, возобновились, но в 1960-е годы прекратились уже до конца советской эпохи. Сейчас церковь является действующей, однако состояние её трудно назвать благополучным. Икон в главном иконостасе почти нет, пол и кровля холодного храма - в аварийном состоянии, поэтому уже несколько лет здесь богослужения не проводятся. Да и в так называемом зимнем Богоявленском храме на поверку оказалось возможно служить только летом: зимой здесь, несмотря на две печи, холодно даже в валенках. Поэтому приблизительно с конца октября и до Пасхи церковь стоит, как говорили раньше, "без пения", а вся богослужебная жизнь села сосредотачивается в надвратном Никольском храме Ошевенского монастыря.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №29, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.