ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тихая Журавка. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".


Тихая Журавка. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:1871.
Адрес:
Ростовская обл., Чертковский район, с. Тихая Журавка

Координаты: 49.578808, 40.682756



Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Южный фасад основного объема храма с вратами<br>, Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
Южный фасад основного объема храма с вратами
Гранковский Владимир
10 июля 2019
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Западный фасад храма с главными вратами <br>, Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
Западный фасад храма с главными вратами
Гранковский Владимир
10 июля 2019
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
А.Токарев
31 октября 2017
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
А.Токарев
31 октября 2017
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
А.Токарев
31 октября 2017
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
ольга савченко
23 апреля 2011
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Архитектура оконных проемов по периметру  церкви<br>, Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
Архитектура оконных проемов по периметру церкви
Гранковский Владимир
10 июля 2019
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область
А.Токарев
31 октября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Скориков Дмитрий  25 августа 2013

Здание церкви и колокольни были построены из красного кирпича и крыты листовым железом. Вокруг церкви была ограда из кирпича. В 1904 г. в ограде сделаны 3 кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, в них железные ворота с калитками. Первый настоятель храма Василий Иванович Землянский (1830 - после 1905), сын священника из слободы Дегтево Донецкого округа. В 1850 г. закончил Воронежскую духовную семинарию. В 1853 г. служил в церкви Луганской станицы, затем в 1863 г. в хуторе Теплый той же станицы. В 1871 г. переведен в Терновскую станицу, а после окончания постройки церкви по просьбе Ф.Ф. Барабанщикова переезжает в Тихую Журавку. 

Второй настоятель храма Федор Михайлович Сереженков (1881 - после 1915), из крестьян, окончил Донскую Духовную Семинарию. В 1902 г. служил псаломщиком в Троицкой церкви слободы Маньковой-Калитвенской. С 1905 г. - священником в Скорбященской церкви поселка Тихово-Журавского. В 1911 г. за усердие награжден набедренником. С 1 декабря 1911 г. назначен духовным следователем Дегтевского благочиния. В 1914 г. был избран председателем церковно-приходского попечительства. Жена - дочь потомственного гражданина И. Попова. Дети: Людмила, 1904 г. р., окончила Донское епархиальное женское училище; Леонид, 1906 г. р., выпускник Новочеркасской мужской гимназии, Валентина, 1908 г. р.

Первым псаломщиком церкви был Попов Тимофей Федорович (1838(41) - после 1916). Из духовного сословия. Он являлся выпускником Воронежской духовной семинарии. Сначала служил при церкви слободы Анно-Ребриковой, а в Тихой Журавке с 1881 г. Заштатный псаломщик с 1911 г., вдов во 2-м браке (на 1916 г.). Владел 20-ю десятинами земли в Донецком округе и деревянным домом в Тихой Журавке. Вторым псаломщиком был Цурупов Григорий Павлович, 1885 г. р., из крестьян. Окончил второклассную школу сл. Голодаевки. С 1905 г. работал учителем в церковно-приходской школе пос.Генеральский мост. С 1910 г. псаломщиком в Троицкой церкви ст. Мигулинской. С 1911 по 1913 гг. - псаломщиком в церкви Тихой Журавки. Холост (на 1912 г.). После него псаломщиком стал Попов Николай Стефанович (1895 - после 1916). Из казаков. Закончил 1 класс Донской Духовной семинарии. При церкви с 1913 г. Холост (на 1916 г.).

Церковным старостой в 1891 г. был Захар Васильевич Полтавский. С 1902 по 1912 гг. церковным старостой был отставной унтер-офицер Казьменко Яков Казьмич, 1840 г. р., участник Русско-Турецкой войны 1877-78 гг. Также с 1896 по 1900 гг. занимал должность волостного старосты. Владел 2 деревянными домами и 60 десятинами земли.

В клировых ведомостях говорится, что утварью церковь снабжена достаточно. Земли за церковью никакой не числилось, хотя строитель храма обещал 100 десятин земли и 200 рублей в год на содержание, но в 1891 г. этот вопрос еще не был решен. Дома у священника и псаломщика деревянные и стоят на помещичьей земле. При церкви зданий кроме караулки никаких не было. Доход от прихожан был недостаточный, в 1896 г. он составлял до 480 рублей в год.

В церковной библиотеке 30 томов книг, а также выписывались Миссионерское обозрение и Духовные Вести. Церковно-приходской школы не было, но с 1878 г. была земская школа. В ней преподавал Закон Божий настоятель церкви, за что получал в 1912 г. 100 рублей в год. Он же преподавал и в народном училище хутора Позднякова.

Сообщается, что Тихую Журавку в 1904 г. посещал архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий.


Марина Зуйкова  18 декабря 2019

Церковь была возведена в 1871 году на средства отставного майора и помещика Фёдора Фёдоровича Барабанщикова (1818―1894 или 1811―1887), чьим поместьем и было село Тихая Журавка, полученное по наследству от родной бабки Марфы Акимовны Грековой в 1844 г. Сам он также был захоронен в юго-восточной стороне церкви, надгробие сохранилось до наших дней. Здание храма, а также колокольни были построены из красного кирпича. Церковь также раньше была окружена кирпичной оградой. В 1904 году в ограде были построены три кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, поставлены железные ворота с калитками.

За церковью не был закреплён никакой земельный участок, хотя изначально Барабанщиков обещал выделить 100 десятин и ещё 200 рублей в год на содержание, хотя по состоянию на 1891 год этот вопрос не был урегулирован. Церковь была бедной: в 1896 году доход от прихожан составлял всего 480 рублей в год. При храме не было церковно-приходской школы, хотя в 1787 году была построена земская школа. Известно, что в 1904 году сей храм посещал Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий.

В годы советской власти храм, как и многие другие церкви, был закрыт, его здание использовалось в качестве склада.

http://spasihram.ru.com/


Скориков Дмитрий  23 марта 2021

Церковь в селе Тихая Журавка – одна из немногих в Чертковском районе, уцелевших после гонений на религию в советские годы. Строительство её началось в 1865 году, а в ноябре 1871 года церковь была освящена в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. По своему архитектурному стилю и внешнему виду она похожа на церковь Рождества Богородицы в хуторе Малый Мишкин, усыпальницу семьи атамана М. И. Платова. Пропорции и совпадение архитектурных деталей наводит на мысль о том, что обе церкви построены по одному проекту архитектора И. О. Вальпреде.

Возведена церковь была на средства отставного майора Атаманского полка Фёдора Фёдоровича Барабанщикова (1818–1892) [1]. Происходил он из известного на Дону казачьего старшинского рода. Отец его, полковник Фёдор Акимович Барабанщиков 2-й (1779–1826, по другим сведениям – 1827, если верить книге «Донцы ХIX века», с. 57), был героем многих сражений на Кавказе, в Пруссии, Турции, на полях Отечественной войны 1812 года. В мирное время занимал должность асессора по выбору дворянства в Войсковой канцелярии [2]. По материнской линии предками были знаменитые Грековы. Дед, генерал-майор Иван Евдокимович Греков (ок. 1754–1798) [3], основал в конце XVIII века хутор Тиховской, будущую Тихую Журавку [4]. Бабка, вдова генерал-майора Марфа Акимовна Грекова, была родной сестрой генерал-лейтенанта Акима Акимовича Карпова 2-го [5], устроительницы Старочеркасского женского монастыря Авдотьи Акимовны Ефремовой и первой настоятельницы этого монастыря игуменьи Ефросиньи (в миру Екатерина Акимовна Дячкина). Марфа Акимовна Грекова сыграла большую роль в жизни Ф. Ф. Барабанщикова. Именно она взяла на воспитание и опеку, оставшихся в малолетнем возрасте без отца, а позже и без матери, Фёдора и его братьев Акима и Ивана. Заботясь о будущем внуков, она распределила между ними в качестве наследства крестьян и земли в Донецком, Усть-Медведицком и Сальском округах.

Фёдор Фёдорович Барабанщиков большой карьеры на военном поприще не сделал: в отставку вышел в чине майора. Поселившись в хуторе Тиховском, доставшемся ему по наследству от бабушки, занялся сельским хозяйством и коневодством. Интересные сведения о Барабанщикове сообщает в своих записках лично знавший его донской учёный-статистик и краевед И. В. Тимощенков. «Это был человек с большой оригинальностью, дельный хозяин-землевладелец, упорно боровшийся с неблагоприятными условиями местного экономического быта…твёрдость и некоторое упорство стремлений, соединённые с добродушием, делали характер Ф. Ф. очень привлекательным» <…> Аскет и гуманист-философ … он имел непонятную антипатию к женщинам, поэтому никогда не был женатым и жил одиноким. В доме и во дворе у него вся прислуга и рабочие были только мужского пола, женщины же не допускались. Лица женского пола стали бывать у него в доме только после построения им у себя церкви. Будучи очень гостеприимным, он в праздничные дни приглашал к себе в дом на закуски и обеды окружных помещиков, когда те приезжали в церковь, к богослужениям, причём бывали и женщины. <…> Вообще жизнь этого землевладельца, и как человека, и как помещика, представляет собой большой интерес» [6].

В феврале 1865 года Фёдор Барабанщиков объявил жителям Тихой Журавки о своём желании построить церковь. Крестьяне провели общий сход и «единогласно изъявили желание вспомоществовать ему в этом богоугодном деле», обещали помочь «в случае надобности подводами, а также с продовольствием духовенству домашними продуктами» [7, л. 2]. Получив одобрение местных жителей, 20 апреля 1865 года Барабанщиков обращается в Донскую духовную консисторию в Новочеркасск с прошением о разрешении построить церковь.

«Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну Архиепископу Донскому и Новочеркасскому и кавалеру. Войска Донского майора Фёдора Фёдоровича Барабанщикова.

Прошение

В посёлке моём Тиховском Журавском Усть-Медведицкого округа Войска Донского имею я желание построить на свой счёт церковь во имя Божьей Матери Всех Скорбящих и дом для помещения духовенства. В обеспечение же содержания их предоставлю из собственно принадлежащей мне земли до 100 десятин, а также и крестьяне упомянутого посёлка, каких состоит до 300 душ мужского пола, изъявляют желание вспомоществовать мне в этом богоугодном деле и в содержании духовенства. Посему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне построить в упомянутом посёлке церковь. На что и ожидаю благословенного Вашего внимания. По получении же разрешения я представлю, где приказано будет план и фасад церкви.

Апреля 20 дня 1865 года

Майор Фёдор Фёдорович Барабанщиков» [7, л. 1–1 об.].

В Донской духовной консистории делу быстро дали ход, и вскоре на прошении была поставлена резолюция архиепископа Иоанна (Доброзракова): «рассмотреть по обычаю» [7, л. 4].

15 сентября 1866 года Дёгтевским благочинным священником Яковом Евфановым было освящено место под постройку церкви. С этого момента и начались строительные работы. В ходе обустройства фундамента по традиции под алтарь будущей церкви была положена закладная серебряная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. В 2013 году при реставрационных работах в храме икона была обнаружена [8].

Весной 1870 года основные строительные работы были окончены, и как сообщал благочинный, церковь была «вчерне построена» и «будет готова к освящению в престольный праздник 24 октября». Но по просьбе Барабанщикова, «по независящим от него причинам» освящение церкви перенесли на следующий год [7, л. 12 об.].

16 октября 1871 года Барабанщиков в прошении к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону (Городецкому) писал: «По данному мною обету с разрешения епархиального начальства, строившаяся в имении моём в слободе Тиховской Журавке каменная церковь, во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, постройкою окончена» [7, л. 16]. Он «покорнейше» просил переместить к новой церкви «лично известного ему священника станицы Терновской Василия Ивановича Землянского». В том же прошении Ф. Ф. Барабанщиков пишет, что отложить освящение храма на следующий год не может, поскольку опасается, что «постигшая … болезнь, хотя и периодическая, но заметно усиливается, и я чувствую постепенное ослабление во всём организме моём, а как волею Божьей храмосоздатель, то желал бы присутствовать при освящении храма. Поэтому всепокорнейше прошу Вас, Высокопреосвященнейший владыко, снисходя к болезненному моему состоянию наложить резолюцию» [7, л. 17 об.]. И далее просит перенести освящение храма с 24 октября на 21 ноября, подчёркивая, что «…этот день для меня, как обет, обязательный». При этом он не вдаётся в подробности и не объясняет причины переноса даты. Можно предположить, что Барабанщиков хотел освятить церковь 21 ноября потому, что в этот день православные почитают преподобную Марфу, а именно так звали его бабку, заменившую ему и его братьям родителей. Может быть, именно ей Фёдор Фёдорович «дал обет», то есть обещал построить церковь, и поэтому перенёс день освящения церкви, совместив его с днём именин Марфы Акимовны. В Донской духовной консистории все просьбы Барабанщикова выполнили.

11 ноября 1871 года с разрешения Донской духовной консистории в новопостроенную церковь были выданы «Святой Антиминс и Святое Миро, чрез диакона слободы Дёгтевой Сергея Чуева» [7, л. 23]. Мастер еврей Азер-Ером изготовил «печати церковная и старосты» [7, л. 24]. 21 ноября 1871 года благочинным Яковом Альбовым церковь в Тихой Журавке при большом стечении народа была торжественно освящена [7, л. 26].

«Церковь кирпичная на каменном цоколе, снаружи и внутри оштукатурена и побелена известью, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской…на церкви имеется одна большая главка и четыре малых… колокольня в 2 яруса…» [9]. При церкви имелась кирпичная крытая железом караулка. Были построены дома для священника и псаломщика. В 1907 году в ограде сделаны три кирпичные арки с золочёными куполами и крестами, в арках железные ворота с калитками.

После отмены крепостного права для Барабанщикова наступили «многотрудные времена»:любимое земледелие «…в редкий лишь год в достаточной степени вознаграждало его труды и затраты» [6]. Чтобы сводить концы с концами, Фёдор Фёдорович был вынужден продавать свои земли. Делал он это «…каждый раз с большим прискорбием; последнюю же продажу в 1892 году, когда от него отходила уже главная масса земли, на которой он работал, …совершал прямо с каким-то трагизмом. Его сокрушала жалость при разлуке с землёй, … через месяц по совершении контракта с генералом Калининым, Барабанщиков внезапно заболел и умер в два или три дня» [10, с. 4]. У него не было детей, не оставили наследников его братья, и «…оказывается, что Ф. Ф. был последний в роде Барабанщиковых, … после него не осталось никакого и дальнего родства» [10, с. 4]. Похоронили Ф. Ф. Барабанщикова в ограде построенной им церкви, рядом с могилой брата Акима, умершего несколькими годами раньше.

В 1922 году на Дону была проведена кампания по изъятию церковных ценностей. Постановлением комиссии по вопросам культа при Президиуме Крайисполкома от 9 марта 1937 года церковь в Тихой Журавке закрыли [11]. Кресты сбили сразу, купола продержались дольше, их сняли после войны. Сначала в церкви был сельский клуб, периодически показывали кино, потом её долгое время использовали как склад сельхозинвентаря и удобрений..

В настоящее время благодаря усилиям благотворителей церковь восстанавливается, периодически проводятся службы. При расчистке территории возле церкви обнаружили надгробие с могилы Фёдора Фёдоровича Барабанщикова. Могила его, к сожалению, не сохранилась.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 5988. Л. 10.

2. Донцы XIX века. Ростов н/Д :NB, 2003. С. 57; Корягин С. В. Орловы-Денисовы и другие. М. : Русаки, 2002. С. 52–53 (Сер.: «Генеалогия и семейная история дон.казачества». Вып. 27).

3. Корягин С. В. Грековы. М. :Русаки, 2002. С. 14. (Сер.: «Генеалогия и семейная история дон.казачества». Вып. 42).

4. ГАРО. Ф. 301. Оп. 24. Д. 880. Л. 165.

5. Там же. Д. 803. Л. 185; Донцы XIX века. С. 196.

6. Тимощенков И. Из поездки по Донецкому округу. Волость Тиховско-Журавская // Приаз. край. 1899. 8 нояб. (№ 293). С. 3.

7. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5555.

8. Интервью с Аллой Николаевной Бондаренко, церковной старостой. Интервьюер: Д. Д. Скориков. 31.08.2014. Продолжительность 30 мин. Место проведения: Скорбященская церковь, Ростовская область, Чертковский район, село Тихая Журавка.

9. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 384. Л. 141.

10. Тимощенков И. В. Из поездки по Донецкому округу. Волость Тиховско-Журавская // Приаз. край. 1899. 15 нояб. (№ 300). С. 3–4.

11. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 303. Л. 5–5 об.

Источник: Скориков Д. Д. «По данному мной обету...» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 81–83.



Комментарии и обсуждение


Церковь построена на средства отставного майора Федора Федоровича Барабанщикова (1818-1894). Село Тихая Журавка было его владением, которое он получил по наследству после смерти родной бабки Марфы Акимовны Грековой в 1844 году.
30 ноября 2010.