Нестеровский Крест
До революции Нестерово представляло собой крупное село, располагавшееся в 50 верстах от Твери, в котором проживало не менее 500 человек. И называлось оно несколько иначе – Нестеровское. Это протяжное, величественное название как бы свидетельствовало о его благосостоянии. Примечательно, что тогда село Нестеровское относилось к Старицкому уезду Тверской губернии. Знаменитый Старицкий краевед Иван Петрович Крылов (ок. 1865-1918) писал в 1916 г., что село Нестеровское является «центром умственной и промышленной жизни для здешней округи». Именно здесь провёл детство выдающийся историк, краевед и педагог, профессор Тверского пединститута, Анатолий Николаевич Вершинский (1888-1944), сын протоиерея Николая Васильевича Вершинского, настоятеля Троицкой церкви села Нестеровское… Исследователи творчества А.Н. Вершинского – Л.А. Котлярская и М.М. Фрейденберг, сделали обзор «нестеровской жизни» к началу XX-го века. «К этому времени здесь размещалось правление Татарковской волости, почтовое отделение, несколько торговых лавок и чайных, по воскресеньям происходили большие базары и трижды в год собирались ярмарки, а в одной из деревень работала спичечная фабрика. Село имело за плечами богатую историческую традицию – было упомянуто в писцовых кнингах XVI в., фигурировало в грамотах XVII в., считалось вотчиной Троице-Сергиевой лавры и стало местом расселения пришедших из-за рубежа «корел». О прошлом напоминали и около 40 расположенных поблизости курганов». «Село рождало предприимчивых и ученых людей, выходцами из Нестеровского были несколько солидных коммерсантов (бр. Петровы, Соколов, Игнатьевы в Петербурге, бр. Даниловы в Москве) и столичных профессоров (Ефимов, Никольский). Кое-кто из них даже завещал похоронить себя в ограде местной церкви».
Жемчужиной села, разумеется, являлась Троицкая церковь. В Тверском Епархиальном статистическом сборнике за 1901 г. читаем о ней: «построена в 1830 году, каменная, престола три: главный Святой Троицы, приделы Похвалы Божией Матери и преподобного Сергия. Церковный капитал: билетами 1224 р. 14 к., наличными 162 р. 20 к. Церковные здания: дома для священников – деревянные. Церковныя земли: усадебных 3 десятины, пахотных 30 десятин, сенокосных 3 десятины. Церковныя документы: опись есть, метрика с 1800 г., исповедныя книги с 1829 г., плана на землю нет. Причт: по штату положено 2 священника, диакон и 2 псаломщика. <…> Содержание причта: жалование 276 р., % с капитала в 1050 р. И годовой доход 1588 р.». Хотелось бы обратить особое внимание на старшего священника села Нестеровское, протоиерея Николая Васильевича Вершинского, ведь он приходится прапрадедом автору этой статьи… Тверской Епархиальный статистический сборник сообщает о нём следующее: «…студент семинарии, священник с 1885 г., состоит заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, депутат и духовный следователь». Всего за ним числилось 2655 прихожан села Нестеровского и окрестных деревень. Л.А. Котлярская и М.М. Фреденберг продолжают: «Семья протоиерея Вершинского, по-видимому, была центром интеллектуального общения в селе. Стараниями о. Николая в приходе были открыты несколько церковно-приходских школ, школа грамоты, и три земские школы – это немало». Благодаря изысканиям архивного работника, кандидата исторических наук А.В. Матисона, стали известны важнейшие события в служении о. Николая. Так, в 1905 г. он стал благочинным 4-го благочиннического округа Старицкого уезда, состоявшего из 13 сёл, в 1907 г. был награждён синодальным наперсным крестом, а в 1913 г. получил звание протоиерея. Известно также, что «в 1912 г. по представлению Антония, архиепископа Тверского и Кашинского, был награжден орденом Св. Анны III степени по статусу за 25-летнюю школьную деятельность». Всё это свидетельствует об особой, творческой роли священника Николая Васильевича Вершинского среди духовенства Старицкого уезда. Его внук, Анатолий Иванович Вершинский, историк, краевед, бывший директор школы с. Емельянова, основатель школьного музея военной славы, почётный гражданин Старицкого района, которому сейчас 87 лет, известен тверичанам как автор многочисленных статей, публикуемых в газетах «Старицкий вестник» и «Тверская жизнь». Его детство также было связано с селом Нестеровское, в котором он провёл первые два года жизни и в которое впоследствии приезжал, навещая своих дедушек и бабушек – Вершинских и Селивёрстовых. В своей рукописи (2007 г.) он вспоминает: «Село Нестерово запомнилось большим населенным пунктом. Оно делилось на два конца – поповский и донской. Посредине стояла церковь, в которой меня крестили. По воскресеньям были большие базары и годовые ярмарки. Мне запомнилась ярмарка в день Святой Троицы. Ярмарка проходила на улице между двумя фасадами вблизи церкви. Посередине была оборудована карусель, которая привлекала детвору. Между торговыми рядами ходил человек с шарманкой, на которой сидел попугай. Шарманщик что-то говорил, привлекая к себе народ. Этот день был престольным праздника села. К бабушке и дедушке приезжали гости. Тети Нюра, Настя, Шура играли на народных инструментах, хорошо пели. Возле дома собирался народ. По селу ходили с гармошкой, балалайкой; пели, плясали. Было весело. С родителями ходили к дедушке Николаю Васильевичу и бабушке Павле Алексеевне Вершинским – родителям отца Ивана Николаевича. Дедушка был священником и служил в церкви села». Эти воспоминания относятся приблизительно к 1925-1927 гг., а около 1933 г. церковь в Нестеровском была закрыта, а о. Николай со своей матушкой переехал в г. Калинин и поселился в крохотной сырой сторожке при церкви на Волынском кладбище, где и умер от голода во время оккупации в ноябре 1941 г.
После Великой Отечественной Войны здание нестеровской церкви было приспособлено под ремонтную мастерскую колхоза «Октябрь»… Советская власть надругалась над святыней русской души – православной верой, превратив великолепные храмы в развалины и руины… Но сейчас, гуляя под сводами Троицкой церкви, можно увидеть и обломки советской техники, разбросанные там, которые образно выражают крах советского строя. Мощные стены церкви возвышаются над этой грудой металлолома, они как бы говорят нам, что «Бог поругаем не бывает» (апостол Павел), и долго не устоит та власть, которая ополчилась против Святой Церкви, - ведь так оно и случилось… Пусть осыпались фрески, пусть купол храма порос травой, но посмотрите: на его вершине красуется… Крест! Он облез, покосился, но не упал, и не был свергнут каким-нибудь огульным «пролетарием». И это – символ победы Церкви над богоборцами. Крест – это вершина нашей веры, о которой говорит и фамилия Вершинских, принадлежавшая исключительно потомственному духовенству Тверской епархии. Крест – это ещё и образ жизненного пути русского духовенства XX-го века. Протоиерей Николая Васильевич Вершинский тоже пронёс свой крест через годы большевистских гонений. Он не был репрессирован, но тем больнее ему было видеть, как уничтожается Святая Русь. Священнический стаж о. Николая составил более 50 лет, и всё это время он не переставал молиться за своих родных и за всю Россию!.. И теперь, когда восстанавливаются и наполняются людьми сотни храмов по всей стране, мы видим плоды этих многолетних молитв. К сожалению, безбожное лихолетье прервало священническое преемство в династии Вершинских, где о. Николай был последним священником в роду. Но этот уцелевший крест на нестеровской церкви вселяет надежду на то, что и она когда-нибудь воссияет былой красотой…
Уваров Сергей Владимирович, 03.01.2008.
Источники: Крылов И.П. Достопримечательности в уезде. – Старица, 1916. Вып. 2; Котлярская Л.А., Фрейденберг М.М. Из истории тверской культуры: Анатолий Николаевич Вершинский (1888-1944). – Тверь, 1990; Тверской Епархиальный статистический сборник. Сост. секретарь Тверской Духовной Консистории Н. Добровольский. – Тверь: Типо-Литография Ф.С. Муравьева, Миллионная ул., собственный дом, 1901; Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии XVIII – начала XX веков: Родословные росписи. Вып. 2. – СПб: изд-во ВИРД, 2003; Традиции династий Верхневолжья: Материалы региональной научно-практической конференции. Тверь – Калязин. 8-10 сентября 2003 г. – Тверь: Твер. гос. ун-т., 2004; Дополнение к автобиографии А.И. Вершинского. Рукопись, 2007.