ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Здемирово. Церковь Илии Пророка.


Здемирово. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:1829.
Архитектор:П.И. Фурсов
Адрес:
Костромская область, Красносельский район, с. Здемирово

Координаты: 57.50462, 41.280785



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, Вид на церковь с Волги<br>, Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Вид на церковь с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
24 июня 2017
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
6 сентября 2014
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
KotelnikovR.
30 апреля 2022
Церковь Илии Пророка, Северный фасад<br>, Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Северный фасад
KotelnikovR.
30 апреля 2022
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
oldboy
6 октября 2019
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
6 октября 2019
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
6 октября 2019
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
6 октября 2019
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
6 сентября 2014
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
6 сентября 2014
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
6 сентября 2014
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
6 сентября 2014
Церковь Илии Пророка, Фото В.В. Лелецкого<br>, Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Илии Пророка, Надпись на колоколе "... для церкви Илии Пророка", означает, что сей колокол главный<br>, Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Надпись на колоколе "... для церкви Илии Пророка", означает, что сей колокол главный
KotelnikovR.
30 апреля 2022
Церковь Илии Пророка, , Здемирово, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
6 сентября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  7 марта 2013

На берегу реки Волги в старинном селе Здемирово, близ пос. Красное-на-Волге издалека виден храм Илии пророка. Храм был построен в 1826 г. на месте еще более древнего, деревянного храма, на средства богатого самарского купца Ивана Емельянова. Архитектором является известный зодчий П.И.Фурсов, автор каланчи и других построек центра Костромы. Храм выстроен в стиле «русский классицизм», распространенном в 1-й пол. 19 века. По преданию, на месте, где стоит храм, когда-то заключили мир после битвы с татарами, отчего происходит и название села - Здесь-мир. У каждого храма есть своя неповторимая судьба. Над здемировским храмом замечено особое покровительство Божией Матери. Так, усердием купца Емельянова, во вновь построенном храме появился древний образ «Казанской Богородицы», в честь которого, в зимней части храма был устроен и освящен второй престол. В памяти народной сохранилось воспоминание о чудесном спасении от огня парохода, на котором приплывал в Здемирово Иван Емельянов. Его судно стояло в сцепке между двумя другими, на одном из которых начался пожар. Все стали горячо молиться «Заступнице усердной» и, пламя с одного судна дугой перекинулось над стоявшим посредине на другое, нисколько не повредив пароходу благодетеля.

В 20-м веке, когда в округе безжалостно разрушались и грабились храмы Божии, церковь в Здемирове оставалась действующей, хотя долгое время в ней не было постоянного священника. В 1982 г. возникла угроза закрытия здемировского храма. Положение спасло назначение на должность настоятеля правящим архиереем архиепископом Кассианом, выпускника московской духовной семинарии священника Алексия Розина. В храме стали совершаться Богослужения, понемногу восстанавливаться обветшавшее церковное здание. В 2002 году настоятелем храма пророка Божия Илии села Здемирово близ града Костромы для молитвенной поддержки родителей в их скорби о двух пьющих сыновьях был сделан список с иконы «Неупиваемая Чаша». Перед иконой стали регулярно совершаться молебны. На Страстной седьмице 2002 года на иконе были обнаружены капельки стекающего мира, которые вновь появлялись там, где их вытирали. Мироточение продолжалось три месяца до престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери. В последующие два года миро появлялось примерно в те же периоды времени. Целительную силу иконы первыми свидетельствовали родители, чьи сыновья перестали пить. Вскоре о мироточивой иконе столо известно в костромской общественной организации «Совет матерей». К иконе, ища утешения и помощи Божией Матери, стали приезжать молиться за алкоголиков и наркоманов их родственники и близкие. После отслуженной литургии и молебна перед иконой все ощущали состояние внутреннего умиротворения.

Информация взята с сайта прихода: zdemirovo.ru


Марина Зуйкова  26 сентября 2020

Крупный приходской храм характерен для культовой архитектуры в стиле позднего классицизма. Церковь возведена в 1829 г. на средства прихожан при участии московского купца И. Емельянова. Автором проекта источники предположительно называют костромского губернского архитектора П.И. Фурсова. В сер. 19 в. квадратная в плане территория кладбища вокруг храма была обнесена кирпичной оградой с угловыми башенками и воротами в центре северного прясла. В нач. 20 в. за пределами этого участка у юго-западного угла ограды построена кирпичная церковная сторожка, а с северной стороны — деревянный дом священника.

Кирпичная, оштукатуренная церковь с симметричной осевой композицией принадлежит к одному из распространенных в это время типов культовых зданий. Упрощенные плоскостные детали фасадного декора выполнены из штукатурки. Собственно храм представляет собой купольную световую ротонду, поставленную на кубический бесстолпный четверик, верхняя часть которого трактована как массивный аттик с низкими цилиндрическими барабанами на углах, покрытыми полусферическими главами. Боковые фасады храма обработаны двухколонными тосканскими портиками в антах, завершенными треугольными фронтонами. Скругленная апсида несколько ниже и уже четверика храма, двухпридельная трапезная — шире. Высокая четырехъярусная колокольня состоит из трех убывающих по объему кверху четвериков и восьмерика, завершенного граненым куполом с люкарнами и увенчанным главкой на деревянном, обшитом железом восьмигранном барабанчике.

Скупая и графичная, неразработанная в деталях декорация фасадов подчеркивает значение гладких, нерасчлененных плоскостей стен. Характерны широкие гладкие фризы под венчающими карнизами и прямоугольные без обрамлений оконные проемы с крепованными замками в перемычках. Ампирной стилистике не противоречат и большие круглые ниши на фасадах четверика храма, имитирующие окна второго света. Некоторую незавершенность отделке придает отсутствие капителей на колоннах портиков. Столь же лаконично выглядит оформление ярусов колокольни плоскими пилястровыми портиками, дополненными на втором и третьем ярусах угловыми колоннами, поддерживающими антаблементы. Несколько архаично выглядит лишь декорировка постамента под вторым ярусом широкими фигурными филенками.

Трехпролетные ворота с повышенной центральной частью, прорезанной арочным проездом, и низкими калитками по сторонам — типичный для своего времени образец архитектуры малых форм — сложены из кирпича и оштукатурены. Центральную часть венчают три обшитые железом чешуйчатые главки на цилиндрических барабанах; средняя их них приподнята на постаменте, усложненном волютообразными выступами. С наружной стороны над центральным проездом сохранился фрагмент плоского штукатурного фриза, оформленного кругами и ромбами.

Две небольшие декоративные башни ограды на северо-восточном и северо-западном углах участка, представляют собой кирпичные, со следами известковой обмазки, двухъярусные сооружения. Основания башен имеют усложненную в плане конфигурацию; восьмигранные в сечении верхние ярусы обработаны плоскими стрельчатыми нишками. Завершения башен утрачены.

Дом священника — двухэтажное деревянное здание с упрощенным декором, лишенным стилевых характеристик. Вернее всего, оно сооружено с использованием типового проекта и по внешнему облику напоминает общественную постройку. Рублено из бревен, перевязанных в обло, поставлено на кирпичный цоколь и обшито снаружи поздней вагонкой. Прямоугольный в плане объем, искаженный несколькими разновременными пристройками, покрыт четырехскатной крышей. Фасады с равномерно расставленными оконными проемами завершены гладким карнизом с широким тесовым фризом. Прямоугольные окна на втором этаже сохранили первоначальные рамочные наличники с навершиями-полочками, украшенными несложной пропильной резьбой.

Церковная сторожка — одноэтажное кирпичное здание, типичное для рубежа 19-20 вв.; снаружи покрыто известковой обмазкой и побелено. Прямоугольный в плане объем под четырехскатной крышей в нач. 20 в. был усложнен с севера кирпичной пристройкой. Окна этой пристройки, очевидно, расширены в советское время. Фасады первоначальной части украшены узким венчающим карнизом и лучковыми бровками над окнами, на пристройке — лишь карнизом с поясом поребрика.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 39-40; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 68; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плесской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 36-37; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 185-187.

http://svodokn.ru/object/101511390?open=true



Комментарии и обсуждение


В 2007 году шли ремонтные работы. С колокольни был снят колокол - на нем надпись, что он отлит для данного храма в 1799 году.
16 сентября 2007.

Построена попечением московского купца Ивана Емельянова в 1829 году.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Часть I. СПб, 1863.