ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чудь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (новая).


Чудь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (новая)
Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1908 и 1912.
Адрес:
Нижегородская область, Навашинский район, село Чудь, улица Полевая.

Координаты: 55.768964, 42.320443








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Чудь - небольшое селение, расположенное на правом берегу реки Оки, в 30 верстах от своего уездного города Мурома. Приход состоит из 477 душ муж. пола и 503 - женск. п. (Так значится в клировой ведомости за 1911 год). Прихожане - только жители села; приписанных к селу деревень нет.

7 января 1912 г. в сопровождении свящ. Белоцветова, диакона Погостовского и иеродиакона Ефрема Владыка Евгений отправился на лошадях в село Чудь, Муромского уезда, для освящения вновь устроенного храма. Дни 7, 8, 9 января 1912 года надолго останутся в памяти жителей села Чуди, Муромского уезда. 7 января прибыли в Чудь храмоздатель Андр. Ив. Куприянов с супругой, наследник основателя храма Иван Иродионович Быков с семейством, местный о. благочинный, протоиерей села Благовещенского Иоанн Виноградов, певческий хор Муромского собора, а в два часа дня торжественный звон возвестил о приближении Преосвященнейшего Архипастыря, Епископа Евгения. Все жители села, и стар и мал, собрались около храма и ожидали прибытия Владыки. Преосвященный Архипастырь, встреченный со св. крестом и св. водой о. благочинным и местным священником о. И. Шиповским, вошел в деревянный храм. По окончании краткого молебна, положенного при встрече Архипастырей, Владыка обратился к народу с речью, в которой, между прочим, упомянул о том, что в первое свое посещение этого села и храма, два года тому назад, он осматривал постройку нового каменного храма их, возведенную тогда не более как на две трети, и в виду смерти строителя высказывал опасение, что храм долго не будет закончен, но „ваше искреннее желание", говорил Владыка, „и молитвы — иметь храм отстроенным достигли, очевидно, до Господа, — нашелся новый благодетель, который быстро довершил дело: обширный храм выстроен, благолепно украшен и готов к освящению... отныне вы будете молиться в новом, прочном, обширном и теплом храме"... Затем Владыка убеждал слушателей горячо молиться за тех, кто дал средства на устройство этого храма... С глубоким вниманием выслушали сельчане речь Архипастыря и затем благоговейно, в строгом порядке, ими самими уставленном, подходили к нему и получали благословение. Любители-певцы исполняли в это время разные церковные песнопения. Благословивши всех, Владыка прошел в новопостроенный храм, осмотрел его, дал распоряжение о предстоящем служении и в конце четвертого часа последовал в приготовленную для него в доме священника Шиповского комнату.

В 5 часов начался благовест к всенощному бдению. По первому удару колокола стал собираться в храм народ. Все с заметным любопытством следили за приготовлением к Архиерейскому служению, внимательно осматривали на стоящем среди храма столе приготовленные вещи, необходимые при освящении, и благоговейно преклоняли колена пред святыми мощами, положенными на украшенном аналое близ царских врат. В 5 час. 15 мин. раздался торжественный трезвон, возвестивший, что Владыка вышел из своей квартиры. При стройном пении входного „Достойно" Владыка вошел в храм, приложился к св. кресту, сопровождаемый встретившим его духовенством, вошел па амвон и, преподав отсюда общее Архипастырское благословение, прошел в алтарь. Началось всенощное бдение, которое совершал на средине храма местный священник о. И. Шиповский с диаконом И. Погостовским. На литию вышел Владыка в малом святительском облачении, с ним вышли о. благочинный протоиерей И. Виноградов, свящ. Л. Белоцветов и три диакона. С сими же сослужащими Владыка совершил полиелей и всех богомольцев помазал свящ. елеем. Всенощное бдение закончилось в начале 10 часа.

Утром 8 числа, едва стало светать, храм начал наполняться прихожанами и богомольцами, .прибывшими из соседних приходов. В 7 часов священником Белоцветовым, святые мощи были торжественно перенесены из нового храма в деревянный и поставлены там на св. престоле. Священником Шиповским совершено освящение воды. В 7 ½ час. начался благовест к началу службы. Ровно в 8 час. прибыл в храм Владыка и приступил к освящению престола и храма. Несмотря на громадное стечение народа, в храме соблюдался строгий порядок: достаточно было сказать одно слово — толпа народа уклонялась в сторону, или расступалась, давая свободный проход. Главный престол освящен в честь Св. Живоначальной Троицы, одновременно освящены и антиминсы для двух боковых престолов — в честь Успения Божией Матери и во имя трех великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По совершенном окончании чина освящения и после положенных многолетий, Владыка с амвона произнес речь — о значении для прихожан села Чуди совершившегося события, о необходимости заботиться о поддержании благолепия Дома Божия, а более всего — о содержании в чистоте и непорочности храма Духа Святого, каковым есть каждый человек, по слову апостола: „не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16). После речи Владыки началось чтение часов и затем — Божественная литургия. Истовое, неторопливое Архиерейское служение со всеми его особенностями, внятное чтение, стройное пение хора производили сильное впечатление на богомольцев, и многие — от умиления даже плакали... После запричастного стиха свящ. И. Шиповский произнес поучение о значении для христианина храма. — Высказав в начале поучения свою радость, что вверенная ему от Господа паства вместо ветхого — деревянного, храма, в котором в зимнее время с трудом можно было переносить холод, отныне имеет дивный для окружающей местности храм, прочный, теплый и благоукрашенный, проповедник выяснил, какое значение имеет храм для христианина. Прежде всего, говорил он, храм есть училище, но училище — не похожее на известные нам школы: в нем наставники-богопросвещенные апостолы, евангелисты, пастыри и учители церкви; наставники эти преподают такие истины, каких не может преподать ни один мудрец века сего. Обучение здесь одинаково доступно для всех, — для богатых и для бедных, и для старых и для малых, — все здесь, могут научиться, как достигнуть цели своей земной жизни — жизни вечной, блаженной. Затем, продолжал проповедник, храм есть место для нашего духовного возрождения, обновления и освящения: вся наша жизнь от рождения до смерти освящается в храме, здесь — обилие даров Св. Духа на всякую потребу духовную, здесь св. Тело и св. Кровь Христовы, — дающие нам бессмертие и вечную жизнь. Наконец, храм есть врачебница для наших душ, всякая болезнь духовная — здесь скоро врачуется. В заключение проповедник убеждал своих чад духовных — любить храм Божий, чаще — чаще посещать его и пользоваться дарами, в нем бесплатно всякому раздаваемыми. Такое отношение к храму, говорил он, будет самой лучшей благодарностью к храмоздателям, они будут утешаться сознанием, что их труды и расходы не пропали даром, а принесли великую пользу ближним, пользу не временную, а вечную, не только в здешней земной жизни, но и в будущей. — По окончании литургии Владыка принял от прихожан нарочито приобретенные ими свв. иконы и с молитвенными благожеланиями вручил одну Андрею Ивановичу Куприянову и другую — сыну умершего основателя храма — Ивану Иродионовичу Быкову. За сим, сняв святительские одежды, долго еще благословлял народ. Из храма Владыка и все сослужившие с ним прошли в здание школы, где радушными храмоздателями были предложены чай и трапеза. В 3 ½ часа Владыка, напутствуемый сердечными благожеланиями во множестве собравшегося народа, отбыл из Чуди в сопровождении прибывших с ним лиц.

Чрез 1 ½ часа по отбытии Архипастыря, началось в новоосвященном храме всенощное бдение, совершенное священником Шиповским. На литию и величание выходил о. благочинный. Утром 9 числа, в 5 часов, начался благовест к освящению правого престола во имя свв. Трех Святителей. Чин освящения совершен местным священником И. Шиповским, им же совершена и ранняя литургия на новоосвященном престоле. По окончании литургии о. благочинный соборне с свящ. Шиповским — служили великую панихиду по рабех Божиих Иродионе, — основателе храма, и Василии, — жертвами которого храм достроен. В 8 ½ час. началось освящение левого престола в честь Успения Божией Матери, совершенное о. благочинным соборне с о. Шиповским. По окончании обычного при освящениях крестного хода, завеса, пред которой были, по чиноположению, три остановки, — одна со св. мощами и две со св. антиминсами, была разорвана народом на мелкие клочки, каждый старался хоть самый маленький лоскуток взять себе на память. На новоосвященном престоле позднюю литургию совершил о. благочинный, он же в конце литургии произнес приличествующее торжеству слово. По окончании литургии совершен молебен Пресвятой Троице, Божией Матери (тропарь Успению) и свв. трем Святителям. Как во время освящения обоих престолов, так и обе литургии, а накануне и всенощное бдение пел нарочито оставленный Муромский соборный хор.

Невозможно словами выразить то душевное состояние прихожан села Чуди, какое они испытывали во время торжеств освящения. На вопрос, данный крестьянам при отбытии Владыки: „понравилась ли вам служба, какое впечатление на вас произвела она"? — Они только могли сказать: „что и говорить!"... После, спустя недели две, пришлось нам беседовать с двумя жителями Чуди и на те же вопросы они ответили: „мы так были обрадованы тогда, что не могли выразить словами, теперь можем сказать, что если бы по селам чаще были такие службы, особенно Архиерейские, с таким истовым, неторопливым чтением и пением, никаких расколов бы не было"... Так велико было впечатление от невиданного ими доселе архиерейского служения...

В. Е. В. № 12-й. 1912.



Комментарии и обсуждение


Дело о закрытии храма в апреле-мае 1941 г.: ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. Р-3074. Оп. 1. Д. 2774. Л. 1-88.

29 сентября 2013, Андрей Ершов.