ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Валы (Георгиевское). Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь


Валы (Георгиевское). Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1813 и 1814.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ивановская область, Кинешемский район, село Георгиевское, д. 1

Координаты: 57.431143, 42.782546
Проезд:Свернуть с шоссе Кинешма-Юрьевец по указателю "Дьячево" или "Санаторий Решма". Ехать по главной дороге до детского оздаровительного комплекса "Радуга". Спуститься по очень плохой дороге к устью реки Решемка. Переправиться на пароме на другую сторону Волги в устье речки Бузинка. Подняться в гору у села Ильинское и ехать берегом Волги до села Валы.



Церковь Георгия Победоносца, Вид через реку Волга.<br>, Валы (Георгиевское), Кинешемский район, Ивановская область
Вид через реку Волга.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
19 июня 2007
Церковь Георгия Победоносца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Валы (Георгиевское), Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь Георгия Победоносца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Валы (Георгиевское), Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь Георгия Победоносца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Валы (Георгиевское), Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь Георгия Победоносца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Валы (Георгиевское), Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь Георгия Победоносца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Валы (Георгиевское), Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июля 2007

ГЕОРГИЕВСКОЕ, ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ. КОМПЛЕКС, 19 в.

Комплекс храма расположен на западной окраине села, на высоком, полого спускающемся к Волге береговом откосе. Четверик церкви выстроен в 1813 г., трапезная и колокольня чуть позднее. Во 2-й пол. 19 в. вместе с окружающим ее кладбищем обнесена оградой. Прямолинейные отрезки последней (с запада и севера) соединяются под прямым углом и обращены к сельской застройке, криволинейные (восточный и южный) живописно расположены на волжском склоне. С трех сторон в ограде устроены ворота, в северную ее стену включен небольшой дом причта кон. 19 в. Все постройки выполнены из кирпича. Стены храма оштукатурены, ограда и дома причта побелены по обмазке. Хорошо сохранившийся комплекс интересен как образец классицизма с элементами архитектуры барокко. Играет большую роль в окружающем пейзаже.

Церковь Георгия. Пример запоздалого использования раннеклассицистических форм в более поздний период. Объемная композиция уравновешена. Двусветный четверик со скругленными и слегка заглубленными углами, что характерно для костромского региона, завершен по-барочному повышенной граненой кровлей, несущей небольшую главку с перехватом на стройном восьмигранном барабане. Продолговатая пятигранная апсида и широкая трапезная с полукруглыми алтарями, заходящими на четверик, по высоте равным первому ярусу храма. Трехъярусная колокольня с высокими арками звона двух верхних четвериков увенчана шпилем, поднимающимся над яйцевидной граненой кровлей с люкарнами по сторонам света.

Фасады всех объемов расчленены неглубокими прямоугольными нишами, куда помещены лишенные наличников оконные проемы с замковым камнем в вершине; окна трех апсид выделены сандриками в виде двухступенчатой полочки на сухариках-кронштейнах. В антаблементе четверика и верхних ярусов колокольни использованы пояса из квадратных нишек, напоминающих ширинки древнерусской архитектуры, ряды сухариков и многочисленные тяги. В нижнем ярусе колокольни спаренные пилястры поставлены с выпуском углов, изящно профилированный карниз над ними крепован. Этот ярус колокольни — двухэтажный, второй этаж освещают круглые окна в арочных нишах. Одинарные пилястры верхних ярусов не доходят до архитрава и трактованы как декоративные элементы.

В интерьере высокое основное пространство с двумя рядами окон расчленено на ярусы и каждый завершен сложно профилированным карнизом большого выноса. Перекрытие - сомкнутый свод с проемом светового барабана (ныне закрыт). Цилиндрический свод апсиды переходит в граненую конху. Над трапезной — коробовый свод с лотками по сторонам и распалубками над окнами. Первый этаж нижнего яруса колокольни перекрыт коробовым сводом; в стене — лестница к ярусам звона.

Масляная живопись выполнена во 2-й трети 19 в., частично поновлена в сер. 20 в. Замечательный памятник, композиции которого в духе барокко отличаются разнообразием сюжетов, а в фигурах отдельных святых прослеживается влияние древнерусской живописи. В своде, разделенном широкими орнаментальными полосами на четыре части, написаны "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Воскресение" и редко встречающаяся в это время композиция "Сошествие во ад". Венчающий и междуэтажный лепные карнизы декорированы модульонами с розетками и дополнены гризайльными фризами с орнаментом из растительных завитков. На стенах живопись размещена в двух ярусах: в верхнем на боковых стенах изображены святые епископы, в нижнем - по одной сцене: "Нагорная проповедь" (северная) и "Изгнание торгующих из храма" (южная), которые отличаются сложностью композиции и наивностью в трактовке персонажей. На западной стене, вверху, в центре представлена "Новозаветная Троица", по ее сторонам в два яруса написаны "Воскрешение Лазаря", "Несение креста" и "Притча о богаче и бедном Лазаре" в двух сценах. Над "Новозаветной Троицей" - гризайльная композиция, включающая ангелов с крестами и церковные атрибуты. В нижнем ярусе, по сторонам проема в трапезную расположены гризайльные рамы, имитирующие каннелированные пилястры, с пышными картушами вверху.

В своде алтаря помещена композиция на слова молитвы "Отче наш" в 8 сценах, в центре - Саваоф в штукатурной фигурной раме, остальные сцены в гризайльных обрамлениях расположены на склонах свода, в его основании проходит лепной карниз с розетками и модульонами.
В трапезной на своде изображен Христос, сидящий на облаке в окружении ангельских головок, и четыре трубящих ангела по углам. На восточном склоне свода, над проемом — "И слово стало плотью", по сторонам - две сцены в медальонах: "Отрок Христос проповедует во храме" и "Поклонение пастырей". На западном склоне - "Сошествие Святого Духа", по сторонам композиции в треугольном обрамлении; слева - "Распятие" с изображением трех крестов, воинов, делящих одежды Христа, и приближающегося Иосифа Аримафейского. Один из распятых разбойников представлен в необычном ракурсе - со спины, с запрокинутой на перекладину креста головой. На западной стене написан ряд композиций в арочных обрамлениях на тему евангельских блаженств.

Главный иконостас 2-й трети 19 в. — выдающееся для этого региона произведение. Его торжественная и парадная композиция выполнена в духе классицизма, резной декор — в духе барокко, а иконы следуют традициям древнерусской живописи. Это высокое пятиярусное сооружение с заворотами (в одну ось) на боковые стены. Крепованные антаблементы с розетками и модульонами проходят на границе первого яруса, объединяющего иконы двух чинов, и в завершении иконостаса. Венчающий карниз является продолжением лепного карниза стен, который разорван в этом месте. Средние ярусы разделены простым карнизом и двойным фризом. Иконы по осям царских и боковых врат слегка заглублены. Центральная часть нижнего яруса представлена в виде выдвинутого вперед четырехколонного портика с треугольным фронтоном. К верхнему, более узкому, праотеческому ярусу, увенчанному небольшим треугольным фронтоном и "Распятием", примыкают плоские волюты. По краям иконостаса поставлены медальоны в резных гирляндах.

Царские врата из шести клейм с иконами - под окладом кон. 19 в., декорированного орнаментом-плетенкой. Над ними помещено традиционное изображение Св. Духа в виде голубя с исходящими лучами, выше — ниспадающие резные драпировки - отголосок стиля барокко. Все фризы обильно покрыты резьбой растительного характера. Представляют интерес иконы деисусного, пророческого и праотеческого ярусов, выполненные в духе древнерусской живописи 2-й пол. 17 в. В праотеческом ярусе вместо традиционного "Отечества" написано "Коронование Богоматери".

Перед иконостасом стоят два киота 2-й трети 19 в. Киот с северной стороны выполнен в барочных традициях. Это эффектная барельефная композиция из двух ангелов, стоящих по сторонам иконы, и двух коленопреклоненных ангелов вверху, поддерживающих картуш и корону. Два придельных иконостаса в трапезной 2-й трети 19 в. - хорошие образцы в духе классицизма. В их одинаковых композициях два небольших выступа по сторонам царских врат несут пологий фронтон и "Распятие". Царские врата украшены сквозной резьбой, в северном иконостасе в нее вплетены шесть медальонов, в южном - четыре медальона и картуш. Ограда с воротами. Низкая сплошная кирпичная ограда - памятник позднеклассицистической архитектуры малых форм - очень выразительна и подчеркивает высотный характер храма. Квадратные столбы делят стену на прясла и через один слегка возвышаются над крутыми скатами ее кровли, укрупняя общий ритмический строй.

Большие арочные ниши в каждом прясле завершены замковыми камнями. При понижении рельефа к реке ограда становится выше за счет цоколя, выступ которого четко ограничивает ниши. Западные и южные ворота трехчастные, восточные имеют только проезд. Каждый арочный проем отмечен в вершине замковым камнем. Средняя арка западных ворот с внешней стороны завершена архивольтом, опирающимся на одну из двух пилястр по краям каждого пилона. В проемах сохранились поздние металлические створки ворот и калиток.

Дом причта. Одноэтажное прямоугольное здание под четырехскатной кровлей характерно для периода эклектики. Декор очень скромен: три прямоугольных окна на фасаде, обращенном к селу, имеют подоконные полочки и венчающие ступенчатые сандрики с кронштейнами в виде капелек.

Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 120; ИАК, 1909, с. 184; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 143. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 462-467


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 марта 2014

Церковь Георгиевская с. Валы (Георгиевское) зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1816 г. на средства прихожан. Ограда каменная, кладбище при церковной ограде. Престолов три: в честь св. вмч. Георгия Победоносца, св. Николая чудотворца и преп. Сергия Радонежского.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Постоянные средства его: жалование от казны священнику 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. и проценты с общего причтового капитала в 250 руб. Церковных помещений для причта нет, и квартирных денег ему не выдается. Земли церковной в пользовании состоит: 4 десятины луговой, 14 десятин пахотной и 33 десятины неудобной. Планы и межевые книги на землю есть.

Прихожан 1165 муж. пола и 1252 жен. пола, занимаются сельским хозяйством, отчасти отхожими промыслами. Приходских селений 16, в 6 верстах от церкви. В приходе 2 земские школы.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.


Владимир К  23 мая 2022

Церковь Георгиевская с. Валы (Георгиевское) зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1816 г. на средства прихожан. Ограда каменная, кладбище при церковной ограде. Престоловв храме было три: в честь вмч. Георгия Победоносца, свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского.

В 1913 году храм посетил последний русский император Николай II, когда путешествовал из Нижнего Новгорода в Кострому. Пленённый красотой места он повелел сделать незапланированную остановку, с членами своей семьи поднялся к храму, оставил памятные подарки храму и селу Георгиевское о своём посещении.

Во времена советской власти храм не закрывался, не подвергся разрушению и осквернению, до сих пор хранит в целостности своё первоначальное убранство.

Наибольший ущерб храму был нанесён в ХХ веке кражами икон и прочих церковных ценностей. После двух краж имущества в конце 80-х — начале 90-х годов в храме установлены две системы сигнализации, которые помогли предотвратить последующие грабежи. В частности ещё в 50-е годы украдена подаренная императором икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», остался только киот с памятной табличкой.

В настоящее время храм является действующим. Свято-Георгиевский храм — это украшение Кинешемской земли, её животворный символ и духовный центр.

При храме образована маленькая монашеская община: четыре священноинока и несколько послушников. Кроме них в селе никто не живёт. В этом, как и во многом другом, село, с храмом в центре его, напоминает монашеский скит.

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.