ГЕОРГИЕВСКОЕ, ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ. КОМПЛЕКС, 19 в.
Комплекс храма расположен на западной окраине села, на высоком, полого спускающемся к Волге береговом откосе. Четверик церкви выстроен в 1813 г., трапезная и колокольня чуть позднее. Во 2-й пол. 19 в. вместе с окружающим ее кладбищем обнесена оградой. Прямолинейные отрезки последней (с запада и севера) соединяются под прямым углом и обращены к сельской застройке, криволинейные (восточный и южный) живописно расположены на волжском склоне. С трех сторон в ограде устроены ворота, в северную ее стену включен небольшой дом причта кон. 19 в. Все постройки выполнены из кирпича. Стены храма оштукатурены, ограда и дома причта побелены по обмазке. Хорошо сохранившийся комплекс интересен как образец классицизма с элементами архитектуры барокко. Играет большую роль в окружающем пейзаже.
Церковь Георгия. Пример запоздалого использования раннеклассицистических форм в более поздний период. Объемная композиция уравновешена. Двусветный четверик со скругленными и слегка заглубленными углами, что характерно для костромского региона, завершен по-барочному повышенной граненой кровлей, несущей небольшую главку с перехватом на стройном восьмигранном барабане. Продолговатая пятигранная апсида и широкая трапезная с полукруглыми алтарями, заходящими на четверик, по высоте равным первому ярусу храма. Трехъярусная колокольня с высокими арками звона двух верхних четвериков увенчана шпилем, поднимающимся над яйцевидной граненой кровлей с люкарнами по сторонам света.
Фасады всех объемов расчленены неглубокими прямоугольными нишами, куда помещены лишенные наличников оконные проемы с замковым камнем в вершине; окна трех апсид выделены сандриками в виде двухступенчатой полочки на сухариках-кронштейнах. В антаблементе четверика и верхних ярусов колокольни использованы пояса из квадратных нишек, напоминающих ширинки древнерусской архитектуры, ряды сухариков и многочисленные тяги. В нижнем ярусе колокольни спаренные пилястры поставлены с выпуском углов, изящно профилированный карниз над ними крепован. Этот ярус колокольни — двухэтажный, второй этаж освещают круглые окна в арочных нишах. Одинарные пилястры верхних ярусов не доходят до архитрава и трактованы как декоративные элементы.
В интерьере высокое основное пространство с двумя рядами окон расчленено на ярусы и каждый завершен сложно профилированным карнизом большого выноса. Перекрытие - сомкнутый свод с проемом светового барабана (ныне закрыт). Цилиндрический свод апсиды переходит в граненую конху. Над трапезной — коробовый свод с лотками по сторонам и распалубками над окнами. Первый этаж нижнего яруса колокольни перекрыт коробовым сводом; в стене — лестница к ярусам звона.
Масляная живопись выполнена во 2-й трети 19 в., частично поновлена в сер. 20 в. Замечательный памятник, композиции которого в духе барокко отличаются разнообразием сюжетов, а в фигурах отдельных святых прослеживается влияние древнерусской живописи. В своде, разделенном широкими орнаментальными полосами на четыре части, написаны "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Воскресение" и редко встречающаяся в это время композиция "Сошествие во ад". Венчающий и междуэтажный лепные карнизы декорированы модульонами с розетками и дополнены гризайльными фризами с орнаментом из растительных завитков. На стенах живопись размещена в двух ярусах: в верхнем на боковых стенах изображены святые епископы, в нижнем - по одной сцене: "Нагорная проповедь" (северная) и "Изгнание торгующих из храма" (южная), которые отличаются сложностью композиции и наивностью в трактовке персонажей. На западной стене, вверху, в центре представлена "Новозаветная Троица", по ее сторонам в два яруса написаны "Воскрешение Лазаря", "Несение креста" и "Притча о богаче и бедном Лазаре" в двух сценах. Над "Новозаветной Троицей" - гризайльная композиция, включающая ангелов с крестами и церковные атрибуты. В нижнем ярусе, по сторонам проема в трапезную расположены гризайльные рамы, имитирующие каннелированные пилястры, с пышными картушами вверху.
В своде алтаря помещена композиция на слова молитвы "Отче наш" в 8 сценах, в центре - Саваоф в штукатурной фигурной раме, остальные сцены в гризайльных обрамлениях расположены на склонах свода, в его основании проходит лепной карниз с розетками и модульонами.
В трапезной на своде изображен Христос, сидящий на облаке в окружении ангельских головок, и четыре трубящих ангела по углам. На восточном склоне свода, над проемом — "И слово стало плотью", по сторонам - две сцены в медальонах: "Отрок Христос проповедует во храме" и "Поклонение пастырей". На западном склоне - "Сошествие Святого Духа", по сторонам композиции в треугольном обрамлении; слева - "Распятие" с изображением трех крестов, воинов, делящих одежды Христа, и приближающегося Иосифа Аримафейского. Один из распятых разбойников представлен в необычном ракурсе - со спины, с запрокинутой на перекладину креста головой. На западной стене написан ряд композиций в арочных обрамлениях на тему евангельских блаженств.
Главный иконостас 2-й трети 19 в. — выдающееся для этого региона произведение. Его торжественная и парадная композиция выполнена в духе классицизма, резной декор — в духе барокко, а иконы следуют традициям древнерусской живописи. Это высокое пятиярусное сооружение с заворотами (в одну ось) на боковые стены. Крепованные антаблементы с розетками и модульонами проходят на границе первого яруса, объединяющего иконы двух чинов, и в завершении иконостаса. Венчающий карниз является продолжением лепного карниза стен, который разорван в этом месте. Средние ярусы разделены простым карнизом и двойным фризом. Иконы по осям царских и боковых врат слегка заглублены. Центральная часть нижнего яруса представлена в виде выдвинутого вперед четырехколонного портика с треугольным фронтоном. К верхнему, более узкому, праотеческому ярусу, увенчанному небольшим треугольным фронтоном и "Распятием", примыкают плоские волюты. По краям иконостаса поставлены медальоны в резных гирляндах.
Царские врата из шести клейм с иконами - под окладом кон. 19 в., декорированного орнаментом-плетенкой. Над ними помещено традиционное изображение Св. Духа в виде голубя с исходящими лучами, выше — ниспадающие резные драпировки - отголосок стиля барокко. Все фризы обильно покрыты резьбой растительного характера. Представляют интерес иконы деисусного, пророческого и праотеческого ярусов, выполненные в духе древнерусской живописи 2-й пол. 17 в. В праотеческом ярусе вместо традиционного "Отечества" написано "Коронование Богоматери".
Перед иконостасом стоят два киота 2-й трети 19 в. Киот с северной стороны выполнен в барочных традициях. Это эффектная барельефная композиция из двух ангелов, стоящих по сторонам иконы, и двух коленопреклоненных ангелов вверху, поддерживающих картуш и корону. Два придельных иконостаса в трапезной 2-й трети 19 в. - хорошие образцы в духе классицизма. В их одинаковых композициях два небольших выступа по сторонам царских врат несут пологий фронтон и "Распятие". Царские врата украшены сквозной резьбой, в северном иконостасе в нее вплетены шесть медальонов, в южном - четыре медальона и картуш. Ограда с воротами. Низкая сплошная кирпичная ограда - памятник позднеклассицистической архитектуры малых форм - очень выразительна и подчеркивает высотный характер храма. Квадратные столбы делят стену на прясла и через один слегка возвышаются над крутыми скатами ее кровли, укрупняя общий ритмический строй.
Большие арочные ниши в каждом прясле завершены замковыми камнями. При понижении рельефа к реке ограда становится выше за счет цоколя, выступ которого четко ограничивает ниши. Западные и южные ворота трехчастные, восточные имеют только проезд. Каждый арочный проем отмечен в вершине замковым камнем. Средняя арка западных ворот с внешней стороны завершена архивольтом, опирающимся на одну из двух пилястр по краям каждого пилона. В проемах сохранились поздние металлические створки ворот и калиток.
Дом причта. Одноэтажное прямоугольное здание под четырехскатной кровлей характерно для периода эклектики. Декор очень скромен: три прямоугольных окна на фасаде, обращенном к селу, имеют подоконные полочки и венчающие ступенчатые сандрики с кронштейнами в виде капелек.
Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 120; ИАК, 1909, с. 184; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 143. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 462-467