Погост Кинешемский, Никола Молочный тож, на р. старой Клязьме, находится в 8 вер. от уездного города и в 112 от губернского.
Есть мнение, что на месте погоста Кинешемского в глубокой древности существовал монастырь, в котором подвизался преп. Михаил Верижник, скончавшийся в 1422 г. Основанием такого мнения указывается то, что на месте упокоения подвижника была церковь Николая Чудотворца, что находящееся близ церкви пог. Кинешемского озеро называется монастырским, а пожня подмонастырскою. Но это мнение не подтверждается никакими документальными данными и приведенныя выше основания весьма шатки: 1) церквей во имя Николая Чудотворца во Владимирской губернии слишком много, чтобы относить преп. Михаила к Никольской церкви в погосте Кинешемском, 2) озеро же и пожня могли получить название монастырских от Серапионовой пустыни, которая находится недалеко от погоста.— Если бы действительно на погосте был монастырь, где подвизался преподобный, то несомненно на месте сохранились бы предания более существенные, между тем об основании погоста, как увидим ниже, существует совсем иное предание. Указание „Книги глаголемой о российских святых" о местоположении монастыря, где подвизался преп. Михаил, заключает в себе ошибку: здесь Мстерская волость названа Государевой, тогда как сначала XVИИ в. она была старинной родовой вотчиной кн. Ромодановских. —Точнее указано положение монастыря в описных книгах 1687—91 г., где говорится, что он находился в дворцовой Всегодицкой волости и исследователи полагают, что на месте этого монастыря в настоящее время находится погост Михайлова пустынь Ковровского уезда на р. Клязьме.
Первые документальные сведения о церкви Кинешемского погоста мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Федора Ив. Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте»; дани в патриаршую казну церковь эта платила 24 алтына 2 деньги.
По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится 3 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, нищих и бобыльских 6 дв., 113 дв. крестьянских, 25 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 27 чети в поле, сена 50 копен.
Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1761 г. епископом Владимирским Антонием видно, что на погосте в 1698 г. построена была теплая церковь во имя Рождества Христова. Но к 1761 г. эта церковь уже крайне обветшала: иконостаса в ней не было, полы и потолки провалились, крест, глава и вся кровля обвалились и лет 20 в ней не было уже службы. — Вместо так обветшавшей церкви прихожанами была построена новая деревянная церковь и освящена в 1769 году в честь того же праздника. В конце сороковых годов текущего столетия церковь эта была разобрана. Что касается Никольской церкви, указанной в окладных книгах под 1628 годом, то не сохранилось никаких сведений о том, была ли она перестраиваема в течении XVII и XVIII столетий.
В 1807 г. в Кинешемском погосте начат постройкою каменный храм; трапеза была освящена в 1809 г., а главный храм только в 1821 году. Этот храм без существенных изменений остается до настоящtго времени. Колокольня же перестроена в 1849 году.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Сохраняется много икон, перенесенных из прежних деревянных церквей. Особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца Можайского в житии; по местному преданию, икона эта явилась здесь на дереве и на месте её явления был основан храм. В церковном архиве сохранились: храмозданная грамота 1761 года и храмоосвятительная 1769 года.
Причта в приходе по штату положено—священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 475 руб., от земли церковной до 220 руб. и процентов с причтового капитала (1,050 р.) — 42 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахатной 31 десят., сенокосной 73 дес. 1,187 саж., под церковью, кладбищем, усадьбами, кустарником и водою 23 десят. 2,034 сад., всего 128 дес. 821 саж.; план и межевые книги на землю имеются.
Приход состоит из погоста Кинешемского и деревень: Ступиной (2 вер. от церкви), Митиной (3 вер.), Сельцова(4 в.), Жукова (6 вер.), Козлова (3 вер.), Палкина (4 вер.) и Бурина (9 вер.); в них по клировым ведомостям числится 589 душ мѵжеского пола и 651 женского.
На погосте с 1885 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 43. В деревне Козлове с 1896 г. открыта школа грамоты; учащихся 20.
В. Березин, В. Добронравов "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии", 1898, стр. 317-320