ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильинское-Телешово. Колокольня церкви Илии Пророка.

Ильинская церковь


Ильинское-Телешово. Колокольня церкви Илии Пророка
Колокольня. Не действует.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:Между 1801 и 1804.
Адрес:
Ивановская область, Шуйский район, с. Ильинское

Координаты: 56.802864, 41.355524
Проезд:С трассы Шуя-Ковров грунтовая колея полем к реке и кладбищу, 200м



Сортировка:

Колокольня церкви Илии Пророка, Вид с запада.<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид с запада.
Константин 55
15 октября 2023
Колокольня церкви Илии Пророка, колокольня Ильинской церкви<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
колокольня Ильинской церкви
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид со стороны дороги Шуя-Колобово<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид со стороны дороги Шуя-Колобово
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Сама церковь (не сохранилась) примыкала слева к колокольне. Вместо разрушившегося шпиля на колокольню в нач.21 в установлен барабан с куполом<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Сама церковь (не сохранилась) примыкала слева к колокольне. Вместо разрушившегося шпиля на колокольню в нач.21 в установлен барабан с куполом
Черниховский Дмитрий
29 июля 2006
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид колокольни и церковной школы<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид колокольни и церковной школы
Черниховский Дмитрий
29 июля 2006
Колокольня церкви Илии Пророка, глава в дереве <br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
глава в дереве
жестянщик сергей
10 марта 2002
Колокольня церкви Илии Пророка, глава в дереве <br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
глава в дереве
жестянщик сергей
10 марта 2002
Колокольня церкви Илии Пророка, остатки шпиля-начало реставрации<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
остатки шпиля-начало реставрации
жестянщик сергей
1 сентября 2001
Колокольня церкви Илии Пророка, Сохранившийся от разрушенной церкви фрагмент западной стены, примыкающий к колокольне<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Сохранившийся от разрушенной церкви фрагмент западной стены, примыкающий к колокольне
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, , Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
жестянщик сергей
15 февраля 2003
Колокольня церкви Илии Пророка, остатки шпиля-начало реставрации<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
остатки шпиля-начало реставрации
жестянщик сергей
1 сентября 2001
Колокольня церкви Илии Пророка, Фреска в нише первого яруса колокольни<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Фреска в нише первого яруса колокольни
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид с запада. Слева на переднем плане - бывший дом причта<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид с запада. Слева на переднем плане - бывший дом причта
Константин 55
15 октября 2023
Колокольня церкви Илии Пророка, Часовня над могилой Н.Собакиной (Кашинцевой), убитой в Телешове. Сооружена, предположительно в сер XIX в		      <br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Часовня над могилой Н.Собакиной (Кашинцевой), убитой в Телешове. Сооружена, предположительно в сер XIX в
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, бывший проход в храм со стороны колокольни<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
бывший проход в храм со стороны колокольни
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид на Ильинский погост с объездной дороги. Слева от колокольни сельское кладбище.<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид на Ильинский погост с объездной дороги. Слева от колокольни сельское кладбище.
Черниховский Дмитрий
29 июля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 декабря 2007

Комплекс сооружений при несохранившейся церкви расположен на месте старого погоста с. Ильинское. Погост этот принадлежал с кон. 16 в. находившемуся неподалеку богатому с. Телешове, которое в 1571 г. было подарено Иваном IV своему тестю В.С. Собакину. В 18 в. погост также назывался Сергиевским или Воскресенским, по бывшей здесь деревянной клетской зимней церкви Сергия и, возможно, ее приделу. В 1801-16 гг. на средства князя А.Ф. Пожарского была построена новая кирпичная церковь Ильи Пророка, вскоре окруженная оградой, от которой сохранилась угловая башня. За границами ограды в сер. 19 в. был выстроен кирпичный дом причта. К юго-западу от колокольни храма в 1874 г. поставили здание приходского училища. К достопримечательностям самого кладбища относится фамильная часовня Собакиных, поставленная в нач. 19 в. над могилой убитой во 2-й пол. 18 в. владелицы села Собакиной.

До настоящего времени от церкви Ильи Пророка сохранилась лишь колокольня. Колокольня церкви Ильи Пророка построена в 1801-04 гг., еще до окончания перестройки в кирпиче старой деревянной церкви. К северо-восточному пилону примыкает часть трапезной с парными лопатками на углу. Высокое и стройное сооружение, выполненное в формах раннего классицизма, состоит из трех четвериковых ярусов, прорезанных арками. Завершает колокольню удлиненный граненый купол с люкарнами, на который водружен световой четверичок со срезанными углами. Он, в свою очередь, имеет граненый колоколовидный куполок, образующий основание шпиля. Такое венчание в сочетании с последовательным уменьшением и облегчением четвериков - ярусов придает общей композиции динамичность и изящество. Средний ярус колокольни отличается наибольшей высотой. Убранство граней четвериков составляют двухколонные портики с широкими антаблементами и треугольными фронтонами (кроме верхнего). Арки звона с архивольтами, замковыми камнями и профилированными импостами заглублены в прямоугольные ниши. Антаблементы и скаты фронтонов дополнены зубчиками; ребра граней светового барабанчика украшены небольшими волютами. Между северными пилонами первого яруса в толще стены была устроена лестница к ярусам звона.

Училище приходское расположено к юго - западу от колокольни. Двухэтажное прямоугольное здание, ориентированное по оси запад - восток, покрыто вальмовой кровлей. Кирпичные стены побелены. Нижние проемы растесаны. Скромный фасадный декор выполнен в формах позднего классицизма. Стены с тремя осями окон на торцовых и продольных фасадах (у последних простенки значительно шире) расчленены междуэтажным поясом, отделяющим более высокий верхний этаж, и завершены антаблементом с сухариками. Углы подчеркнуты широкими огибающими лопатками.

Башня ограды находится к северо-западу от колокольни. Невысокое цилиндрическое сооружение завершено почти сферическим, немного меньшим в диаметре деревянным куполом с железным покрытием, увенчанным шпилем. Убранство отличается характерными формами позднего классицизма: стена обработана крупным разреженным рустом с широкими междурустьями; широкая полоса фриза расчленена пояском-полочкой. Первоначальный проем входа на западной стороне деформирован разрушениями. Дом причта типичен для жилых построек позднего классицизма. Кирпичное одноэтажное на полуподвале здание, почти квадратное в плане, завершено пологой вальмовой кровлей, над которой возвышается поздний маленький деревянный мезонин. Композиции фасадов симметричны, с легкими ризалитами в центре. Полуподвал отделен от основного этажа простой полочкой. Прямоугольные окна основного этажа на главном, обращенном в сторону церкви фасаде в пять осей отмечены сандриками разной формы: над центральным заложенным окном - полуциркульным, по его сторонам - треугольными, а фланговые - прямыми на вытянутых кронштейнах. Над окнами остальных фасадов - прямые сандрики.

Часовня возведена по заказу Н.А. Собакина как фамильная усыпальница над могилой матери. Стены кирпичные, со следами штукатурки на фасадах, кровля утрачена. Внутри часовни находился иконостас. Миниатюрное, квадратное в плане сооружение выдержано в скромных формах русского стиля. На западном фасаде устроен арочный проем входа с порталом, обрамленным тянутой профилировкой. В центре северного и южного фасадов помещены небольшие арочные окна. На углах - широкие огибающие лопатки с раскрепованным над ними карнизом, включающим ряды поребрика и зубцов. Сохранились фрагменты завершения, напоминающие кокошники. Интерьер перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом.

Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, № 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605


Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на р.Теза. Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства. Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 в., но на основе неподтвержденных данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населенного пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв. Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сел и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста.

Шуйский историк В. Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтвержденные версии (предания) - в древности село было черной волостью, платившей черный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста. Как территориально-административная единица, Телешово связано не только с отдельным населенным пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в. выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом).

Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.  Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629 г.) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686 гг.). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная “Летопись Ильинского погоста”(автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьев).

К погосту в 1629 гг. относились обширные земли по обоим берегам Тезы. Приход погоста был достаточно крупным – селения вдоль обоих берегов Тезы. После польско-литовского нашествия, по-преданию, исчезли целые деревни, ранее относящиеся ранее к Телешовскому погосту – Деревеньки, Белькашево, Ивлево. Вероятно, их сравняли с землей и более не восстанавливали. После появления собственной приходской церкви в селе Сергеево (в 5 км вниз по Тезе) в середине 18 в. от Ильинского погоста отошли деревни Федотово, Векино и Боняково. В 1887 г. к приходу относились деревни в пределах 6 верст от погоста - Василево, Дуброво, Сметанки, Семейкино, Поповка, Новино, Косячево, Марково и Мирково. В приходе числилось 139 двора окрестных деревень 492 мужчин, 590 женщин.

Название погоста на протяжении веков менялось, в зависимости от главного на тот момент храмового престола. Погост именовался и Сергиевским, и Воскресенским, и Ильинским. Исторически, вероятно, более древним престолом был Ильинский. В 18 в. Воскресенский придел был упразднен и главным храмом погоста стал Ильинский. Логичной причиной исчезновения Воскресенского придела на погосте называют строительство Воскресенской церкви в соседнем селе Сергеево. Село получило название Воскресенское-Сергеево и соседство с населенным пунктом Воскресенский-Сергиевский-Ильинский погост могло вносить путаницу (есть версия о намеренном переносе Воскресенского престола в Сергеево).

В 17-18 вв. церковная жизнь погоста была относительно стабильной - не было состоятельных вкладчиков, потомки Собакиных, владевшие селом, постепенно мельчали, теряли интерес к храму и усадьбе, урезали церковные земли, храмы ветшали. В 1750-60 гг. в Телешово призошло зверское убийство помещицы Натальи Порфирьевны Кашинцевой (урожденной Собакиной) – семь крестьян зарезали ее ножами в бане, мужа спас дворовый человек (вынес на себе на псарню, воспользовавшись темнотой и неразберихой). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми при постройке в с. Телешове барского дома с прудом и садом. В. Борисов уже в 1847 г. отмечал: “место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло и близ него выросла березовая роща” (возможно, сейчас на месте пруда Собакиных небольшая заболоченная впадина посредине поля, слева от автомобильной дороги Шуя – Ковров). В конце 18 в. церковными землями владели крестьяне Хрущевы и Собакины, затем помещики Кругликовы (являлись церковными благотворителями).

Значительную роль в строительстве и благоустройстве Ильинского погоста в 19 в. сыграл инициативный и энергичный священник о. Михаил (Михаил Николаевич Соловьев, пришел на службу в погосте в 1799 г., прослужил там 36,5 лет), который сумел привлечь к строительству новых благотворителей, организовывал работы по строительству и украшению храмов. В процессе строительства о. Михаил проявлял лучшие черты организатора и рачительного, бережливого хозяина, стремился часть работ выполнять силами прихожан, без лишних трат. Так прихожане вместе с о. Михаилом рыли канавы для фундамента, доставляли камень и кирпич, ездили за известью верст за 70. Среди церковных благотворителей-меценатов были губернские и уездные дворяне и помещики - дворяне Анна Васильевна Траубе, княгиня Агрипина Алексеевна Долгорукая, князь Иван Михайлович Долгорукий, генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский, Силантий Васильевич Валуев, шуйский купец 2-й гильдии Н.Г. Калужский.

В истории погоста выделяются два этапа активного церковного строительства и благоустройства – середина 16 в. и начало 19 в. Первый этап – строительство деревянных церквей и оснащение их необходимой утварью тестем Иоанна Грозного Василием Степановичем Собакиным. Второй этап – перестройка и благоустройство церквей в камне, в первой четверти 19 в. В 1629 г. упоминается только один храм - Воскресения Христова, с приделом Святого пророка Илии (вторая – Сергиевская церковь, на тот момент, была либо разрушена поляками, либо находилась в аварийном состоя-нии и вовсе не упоминалась). В конце 17 в. отмечается уже две отдельные церкви “…в Телешовской волости в церковных землях, погост Воскресения Христова, да Святого пророка Илии…погост Преподобного Сергия Радонеж-ского на р. Тезе, а на погосте церковь Воскресения Христова древяна ветха (скорее всего, “древяна верх” – признак шатрового завершения храма), да придел Св. Пророка Илии. А в церквах Божие милосердие – образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь, строение Василия Собакина” (В. Борисов, ссылаясь на Писцовые книги Александра Теприцкого и Ивана Небогатова (1685-1686 гг.)). В 1772 г. суздальского архиепископа Геннадия просили о перестройке обветшавших деревянных Ильинской и Сергиевской церквей (были шатровыми). Чуть позже епископ Владимирский Ксенофонт благословил строительство новой каменной Ильинской церкви с колокольней вместо ветхих деревянных. Видимо, один из деревянных храмов – Воскресенский (построенный еще В.С. Собакиным) был разрушен еще до строительства нового каменного. В. Борисов указывал: “должно полагать, что церковь сия сгорела и возобновлена уже не была. Место, где была церковь, сохранилось…и означено поставленным тут крестом”.
Перестройка деревянных церквей в камне осуществлялась постепенно – сначала строилась каменная колокольня, затем теплая трапезная с Сергиевским приделом, затем холодный Ильинский придел.

В 1801 г. прежняя деревянная колокольня “во вторник на сырной неделе разрушилась до основания; колокол большой разбился”. Существующая сейчас колокольня строилась в 1801-1804 гг. усердием и иждивением генерал-интенданта Александра Филипповича Пожарского, а после его смерти - на средства его супруги Агрипины Алексеевны. Колокольня имела: “на верху третьего яруса фонарь, коим окончилась каменная кладка, вызолоченный через огонь крест, выкрашена ярью.” На собранные прихожанами деньги был куплен новый колокол на Николо-Шартомской ярмарке весом 133,5 пудов.

Трапезная с Сергиевским (теплым) приделом возводилась в 1807-1813 гг., освящена 9 ноября (В. Борисов указывает 4 ноября) 1813 г. протоиереем шуйского Воскресенского собора Алексеем Никитским. Основное здание Ильинской церкви (холодной) строилось в 1813-1816 гг, освящено 24 сентября 1816 г. суздальским протоиереем Димитрием Смирновым. Кирпичная кладка Ильинской церкви выполнена подрядчиком Д.П. Клестовым – выходцем посада Большие Соли Костромской губернии. В 1822 г. храм покрыт железом вместо теса. В 1850 г теплая Сергиевская церковь расширена с разрешения архиепископа владимирского Парфения (при этом узкая паперть между церковью и колокольней и западная стена перестроены, добавлены крыльца, портики с севера и юга). Стены и своды церкви расписаны палехским художником Н.Сафоновым на средства шуйского 2-й гильдии купца Н.Г. Калужского. В 1849 г. выполнен новый иконостас в стиле рококо шуйским мастером мещанином Осетровым по рисунку Долгорукова, вызолочен на средства Калужского.

Из описания внешнего вида несохранившейся ныне Ильинской церкви: “… настоящая Ильинская церковь с куполом, на коем возвышается фонарь с четырьмя окнами, а на нем глава и железный крест, обитый белой жестью с юга и севера – белокаменные крыльца (пристроены в 1852 г.) с площадками … и портиками с четырьмя колоннами столпами у каждого…Трапеза украшена пилястрами с капителями со сторон южной и северной по шести, с западной четыре…верх купола и трапезная венчаются карнизами…церковь трехсветная… нижние и верхние (окна) сажень на полтора аршина, средние – круглые. Всего 23 окна (с алтарем), центральное окно алтаря – двойное с полуколонками и фронтоном… иконостас устроен вместе с созданием храма по рисунку, данному князем И.М. Долгоруким, большого искусства, виноградные гроздья и листья, очень хорошие и прочные иконы по золоту выполнены в Палехе по настоянию о. Михаила, некоторые приложены Долгоруким…” После окончания строительства церковь была полностью обеспечена новой утварью.

Среди церковно-исторических реликвий Ильинского погоста современники (в конце 19 в.) отмечали:
- древние иконы, связанные с названиями престолов - Св. Сергия Радонежского, Св. Пророка Илии, Воскресения Христова;
- предметы, пожертвованные архиепископом Волынским Агафангелом (уроженцем Ильинского погоста) в 1864 г. (архиерейская панагия с бриллиантами, архимандритский крест, орден святой Анны 1-й степени, крест магистра, четки, архиерейские облачения, ценные богослужебные книги, в т.ч. написанные самим Агафангелом);
- фамильные святыни благотворителей (образ Преподобного Сергия с частью мощей в иконостасе придельного храма, пожертвованный Долгоруковой А.А. после смерти; крест с мощами Евангелиста Луки и Федора Трихины, пожертвованный от А.Н. Пожарской).

Кладбище при церкви известно уже в 17 в. (в книге А. Векова под кладбище при погосте было выделено 133 сажени земли). Рядом с храмом и под его стенами захоранивались владельцы села, священнослужители, церковные вкладчики. В синодиках Ильинской церкви в конце 19 в. было упомянуто 397 человек, среди них представители родов Кашинцевых, Давыдовых, Собакиных. В синодиках, согласно В.Борисову, упоминались и жертвы опричнины 16 века – убитые и захороненные на погосте. В 19 в. на Телешовском кладбище сохранялись надгробия дворян Пожарских, Кайсаровых, Кругликовых и др.  Также описывалась семейная усыпальница дворян Собакиных: “древняя каменная фамильная усыпальница дворян Собакиных, видом похожая на небольшую четырехугольную (квадратную) палатку…при входе в оную по обеим сторонам были вделаны, как заметно, надписи, о погребенных тут телах, закрытых каменным сводом; а на восточной стороне стены, во внутренности усыпальницы, есть киотец (тябло), где стояли образа…отец царицы Марфы Васильевны, братья и почти весь род их погребены в этой усыпальнице, что видно из хранящегося в церкви синодика” По мнению Шуйского краеведа-фотографа Ф. Никонова, усыпальница Собакиных была разобрана на кирпич в 1963 г., (возможно, сохранившиеся стены склепа принадлежат не Собакиным, а иным лицам, захороненным на погосте в 19 в.). Рядом с алтарем теплой церкви (в трапезной) погребены вкладчики – супруги Валуевы. В алтаре (основной части - Ильинской) под жертвенником погребена Елена Алексеевна Пожарская – дочь Агрипины Алексеевны Пожарской от первого мужа.

В 1808-1813-х гг. при строительстве каменной церкви отмечены случаи чудесного исцеления от Животворящего Креста. В деревне Марково жили две сумасшедшие девицы, лишившиеся рассудка после страшной грозы. Их матери во сне явился старец, который велел отслужить молебен за здравие беснуемых Животворящему Кресту. Старец вынул крест из-за пазухи и показал матери. Мать пришла к о. Михаилу и пересказала сон. Отец Михаил показал все кресты, но нужного не нашли. Сон повторился, поиски продолжи-лись. Отец Михаил нашел в ризнице совершенно ветхий деревянный крест, который уже не использовался при службах (этот крест священник планировал забрать с собой в могилу). Отслужили молебен, беснуемых девиц окропили и дали святой воды. Они вылечились. Крест все же был слишком ветхим, поэтому с него сделали точную копию, которой передались чудодейственные свойства.

Ильинско-Телешовский погост стал родиной известного духовного писателя Агафангела (в миру Алексея Михайловича Соловьева, 1812-1876 гг.). О. Агафангел - потомственный священник (на погосте служил его родной брат), был ректором харьковской и костромской семинарий, казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал "Православный Собеседник". Главные труды Агафангела: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861 г.); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860 гг.); "Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1854 гг.); "Слова" (изд. 2, СПб., 1859 г.). На Телешовском погосте был сооружен памятник над могилой матери о. Агафангела по его поручению. Священник Ильинско-Телешовского погоста Федор Казанский был в числе добровольных корреспондентов, сотрудничающих с Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева. Цель деятельности бюро состояла в обширном по охвату и содержанию социологическом исследовании различных сторон русской традиционной культуры. Сначала разрабатывались анкеты – опросные листы, затрагивающие сотни вопросов из бытовых, религиозных…сторон жизни россиян, затем добровольные участники, проживающие в разных уголках страны (в числе которых был и Ф. Казанский) отвечали на вопросы, посылали результаты в столицу, выполнялась обработка и обобщение результатов. Среди сведений о корреспондентах указывается “известно, что Ф.Казанский принял энергичные меры к тому, чтобы учредить в 1894 г. в погосте Ильинское-Телешово общество трезвости. К 1895 г. число членов общества возросло с 10 до 33 человек. На своих собраниях члены общества обсуждали текущие дела, занимались чтением нравственных книг”. Ф. Казанский являлся членом уездного отделения Епархиального совета Шуйского уезда, в 1900 г. был награжден скуфьею.
С 1875 г. на территории погоста существует церковно-приходская школа (капитал на ее содержание – 2496 р пожертвован уроженцем погоста архиепископом Волынским Агафангелом, который также пожертвовал церкви полное архиерейское облачение из золотой парчи). Это была пятая по счету церковно-приходская школа, открытая в Шуйском уезде и наиболее материально обеспеченная. Обучение 22 мальчиков проводила учительница под наблюдением священника. Школа находилась в церковном доме (стены здания сохранились)

В сер. 19 в. шуйский историк В. Борисов описывал Ильинский погост как живописное место, расположенное на возвышенности и окруженное с востока рекой Тезой, с севера речкой Тюнехом, с юга – глубоким рвом, с запада - полем и лесом. Церковь окружали старинные вязы. Разрушение Ильинской церкви и усыпальницы Собакиных происходило относительно недавно – не в 1930-х гг., а уже в послевоенные. Причем кирпич, полученный после разрушения усыпальницы дворян Собакиных (1963 г.) был использован при строительстве одного из ближайших домов.

Черниховский Д.М.

Источники: Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости, 1881, №10, 15, 21.
Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.
В. Борисов Чтения Общества истории и древностей российских, 1847, 2, V.
В. Борисов “Погост Телешово”/ Владимирские губернские ведомости, 1847, № 4.
Черниховский Д.М. Чудеса земли Шуйской.
Красницкая Т.А. Церковная школа в Шуйском уезде: как это было /Провинциальный анекдот: чтения по региональной казуальной истории. Вып. III. – Шуя, 2003. с. 6-10.
Е. Правдин. Описание празднования 50-летнего юбилея священника Шуйского уезда погоста Ильинского (Телешова) Николая Михайловича Соловьева. Уфа, 1887.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 февраля 2016

Ильинский-Телешово погост расположен на реке Тезе и находится в 5 верстах от уездного города Шуя и в 110 верстах от Владимира. Церковь на погосте основана в XVI ст. боярами Собакиными, родственниками царя Иоанна Грозного, имевшими недалеко от погоста усадьбу Телешово, подаренную им Иоанном Грозным.

В XVI-XVII ст. в погосте существовали две церкви: Воскресенская с приделом св. пророка Илии и другая Сергиевская, почему этот погост в то время назывался Воскресенским и Сергиевским. В XVIII ст. престол Воскресения Христова был упразднен и главным престолом сделан престол св. пророка Илии.

С этого времени погост называется Ильинский-Телешово. Ильинская и Сергиевская церкви, зданием деревянные, стояли на погосте до 1815 г., а в этом году усердием прихожан сооружена каменная церковь. Колокольня и ограда при церкви каменные. Престолов в церкви два: в холодной – во имя пророка Илии и в теплом приделе – во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена и хранится в церкви.

Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает 618 руб. в год. У священника церковный каменный дом, а у псаломщика – собственный. Приход состоит из деревень: Василева, Дуброва, Сметанки, Семейкина, Поповки, Новина, Маркова и Миркова, расстоянием от церкви не далее 6 верст. Всех дворов в приходе 139, душ муж. пола 492 и жен. пола 590 душ. При церкви с 1874 г. имеется приходское попечительство. С 1875 г. в погосте существует церковно-приходская школа, помещается в церковном доме и содержится на проценты с капитала в 2496 руб., пожертвованные архиепископом Агафангелом.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.



Комментарии и обсуждение


В нескольких метрах от высохшего пруда усадьбы Собакиных в сторону реки Теза в 2007(8) году при пахоте были подняты несколько сот мелких монет, называемых "чешуйками", предположительно времен царя Михаила Фёдоровича.
10 августа 2010.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.