ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Пенино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Сретения Господня
Год постройки:Между 1893 и 1900.
Архитектор:Н.Н. Никонов
Адрес:
Ленинградская обл., Сланцевский р-н, с. Пенино

Координаты:59.010249, 28.867097


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Mura1895
7 октября 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Любитель
15 сентября 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Действующий придел в крипте
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Подкупольное пространство
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
В крипте
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 октября 1941
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
19 сентября 1941
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 июля 1941
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1941
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Рис. из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Погост Пенино. Гдовский уезд С.-Петербургской губернии. Дореволюционный снимок. Добавил В.И. Будько.
БУДЬКО ВЛАДИМИР
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
Погост Пенино. Гдовский уезд С.-Петербургской губернии. Дореволюционный снимок. Добавил В.И. Будько.
БУДЬКО ВЛАДИМИР
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Пенино - Сланцевский район - Ленинградская область
освящение часовни Зосымы и Саватия
Mura1895
21 сентября 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  13 июня 2010

ПЕНИНО. Сумерский погост

Село Пенино, в прошлом упоминающееся в летописях еще в ХV в. под именем Сумерского погоста, расположено в живописной местности при одноименном озере и окружено с запада и юга холмами и возвышенностями, по которым рассыпаны небольшие деревни, чредующиеся полями и перелесками. Лежит оно в 160 км к юго-западу от С.-Петербурга, в крае, издавна называвшемся в народе округом Самро, до 1927 г. относившемся ко Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, а ныне — к Сланцевскому району области.

В центре округа лежит одно из крупнейших озер нашего края — озеро Самро, площадь зеркала которого составляет одну квадратную милю. С запада и юга озеро окружено болотами, а с севера — лесами. В западной части из него вытекает пучинистая река Сомра, впадающая в реку Долгую.

Впервые Сумерский погост с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в Писцовой книге Шелонской Пятины Господина Великого Новгорода, составленной Феодором Валуевым, под 1498 г. Таким образом, в 1998 г. исполнилось 500 лет с момента первого летописного упоминания погоста. На самом деле, этот погост, вероятно, гораздо древнее и, быть может, даже принадлежит к тем из них, которые были учреждены на Руси еще святой Ольгой в 957 г. “по Лузе реке”. Во всяком случае, обширность земель, подчиненных погосту, а также существование здесь укрепленного городка, лежавшего на тракте из Новгорода в Гдов, указывает на это селение, как на издавна существовавшее и имевшее важное административное значение для края. К западу от погоста лежали земли пограничного Пскова, а за ними — уже земля Ливонская, принадлежавшая Ордену. К северу, за рекой Лугой — Водская пятина и Ямской уезд, к югу и востоку — земли Бельского и Дремяцкого погостов Великого Новгорода. Сам Сумерский погост относился к Залесской половине Шелонской пятины и до учреждения губерний Императрицей Екатериной ll состоял в Новгородском уезде.

Земли эти, порубежные, пограничные, неоднократно подвергались нападению врагов, о чем безмолвно свидетельствуют могилы рыцарей и шведов, сохранявшиеся еще в начале нашего века. В ХVll в. шведы восемь лет удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России. Помнят эти места и воинственные походы в Ливонию и к Нарве великого князя Московского Иоанна lll и царя Иоанна lV Грозного, следовавших через Самру. Войска царя Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Жители этих мест до сих пор помнят предание о сорока полках петровских воинов и десяти тысячах подвод для них, выставленных во время войны со шведами в 1700 г. и о мостах, которые мостили они по непроходимым болотам в этих краях. Сохранились и воспоминания о привлечении местных жителей к работам в Кронштадте, где десять лет они трудились по очереди, созидая петровскую твердыню.

Петр Великий в походе на Нарву и обратно проходил через Сомерскую волость, и останавливался здесь у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (острожек), и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин. Тут же находился тогда и Богдан Иванович Коновницын, предок графов Коновницыных, владевший в этих местах мызой с собственной церковью в Завастье, близ погоста Рудного.

Первая упоминаемая в летописи церковь Сумерского (Пенинского) погоста отмечена под 1498 годом. Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVlll в. прежняя деревянная церковь, также Рождества Божией Матери (очевидно, ХVll в., уже далеко не первая, выстроенная на этом месте) сгорела, и в 1789 г. прихожанами была выстроена другая, также деревянная. Она была двухэтажной, в верхнем ее этаже был устроен главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и св.вмц. Параскевы Пятницы, — издавна почитавшейся в этом крае, из-за расположенного близ церкви чтимого в народе источника святой Параскевы. Антиминс главного придела был освящен митрополитом С.-Петербургским Исидором (Никольским) 27 октября 1862 г., в Крестовоздвиженском приделе — митрополитом С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) 27 мая 1778 года, в приделе св.вмц. Параскевы — им же 31 октября 1784 г.

До 1843 г. причт храма состоял из двух священников, диакона, двух дьячков, двух пономарей и просвирни, после 1843 года — из двух священников и двух псаломщиков. Первым известным нам из причта храма является служивший здесь в 1785 г. священник Феодот Иванов. При нем вторым священником был о. Иоанн Васильев, дьячками — Стефан Ефимов и Прокопий Федоров, пономарями — Алексий Федоров и Иван Афанасьев. Среди других, служивших в храме (до 1811 г. сведения скудны, ибо метрические книги в этом году сгорели во время пожара в доме священника) известны священники: Михаил Иванов, Гавриил Стефанович Пенинский (†1827), Михаил Михайлович Думницкий (†1842). В более поздние времена священствовали: о.Стефан Тихонович Покровский и Феодор Иоаннович Скроботов, Симеон Никольский и Геннадий Докучаев. До учреждения штатов приход жил ругой и доходами за требы, после их учреждения духовенству было положено жалованье.

Приход владел также 92 десятинами земли, использовавшимися под пахоту, сенокос, усадьбу, церковь и кладбище. Две трети общих угодий составляли лес и кустарник.

Прихожане храма (около 4000 чел.) проживали в самом Пенино возле церкви, ближайших к ней деревнях: Коленец, Дретно, Замошье, Рожново, Кошелевицы; отстоящих в 4-7 верстах: Любитово, Ожево, Передки, Гонеже, Подлесье, Поречье, Бурежи, Буряжки и Струитино, и отдаленных (до 15 верст): Новоивановское, Дубо, Липо, Овсище и Данилово. В приходе было 16 часовен и 4 кладбища. Жители этих мест были богомольными: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 чел. Давая характеристику местным жителям в церковном очерке прихода, отмечалось, что в массе своей народ здесь был очень трудолюбив, особенно женщины, мужчины развиты, в первую очередь молодежь. Большей частью они были заняты в столице на каменных мостовых работах, торговле, поставляли гурты скота в Прибалтику и Малороссию. Грамотность среди населения в конце ХlХ — начале ХХ в. быстро росла. Крестьянские дети учились у причта, особенно чувствовались успехи у тех детей, которых обучали дочери священника Феодора Скроботова. В деревнях Данилове, Поречье и Липе детей обучали: гдовский мещанин Иван Чистосердов, крестьяне села Поречье Евдоким Афанасьев и Василий Григорьев, и с. Осьмино Иван Богачев.

Особенно этот процесс усилился среди местных жителей после освобождения крестьян Императором Александром ll в 1861 г. Многие уезжали в С.-Петербург, где обзаводились собственным делом, становились самостоятельными людьми, но при этом не забывали о своей родине. Среди них был и Симеон Гаврилович Гаврилов (†1908), в прошлом крестьянин д.Ожево Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с.Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм, ибо старый деревянный обветшал, да и приход численно вырос и потому нуждался в новом просторном храме. Соорудить новую каменную церковь решено было юго-восточнее прежней, стоявшей у дороги Осьмино-Гдов, где при ней существовало и древнее кладбище. Место было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. Освятить решено было новый храм так же, как и прежний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св.блгв.кн. Александра Невского — заступника Северо-Западного края и небесного покровителя мученически скончавшегося в 1881 г. Царя-Освободителя — Императора Александра ll, в память которого и строился храм.

В 1887 году усердием и на средства церковного старосты С.Г. Гаврилова и других уроженцев уезда была начата постройка, а в 1893 г. произведена закладка храма. К 1900 г. величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко окрест. Архитектором, осуществившим этот замечательный проект, поставивший Пенинский приходской храм в ряд лучших столичных построек, был епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918), в 1900-02 гг. возводивший в столице комплекс Иоанновского женского монастыря на Карповке. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г. Гавриловым.

Торжественным и радостным для жителей всей округи было освящение храма, совершенное 17 августа 1900 г. Преосвященным Никоном (Софийским), епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и местного духовенства. Отец Иоанн специально приехал на освящение храма. С Гдовским уездом, которому принадлежало с. Пенино и этой местностью его связывали издавна тесные, как духовные, так и родственные узы.

Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок. 1790 — после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). В 1832-45 гг. он служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в с.Ложголово (1836), в 1846 г. был инициатором перенесения древней иконы святого Иоанна Предтечи из с.Кушелы во Гдов. Поэтому священники, состоявшие в родстве с семьей Несвицких (у о.Константина было шестеро взрослых детей), были близко знакомы о.Иоанну, и он часто посещал своих родных в Гдовском уезде. Кроме того, неподалеку от Пенино, в с. Ополье Ямбургского уезда, о.Иоанн навещал служившего там священника Николая Орнатского, брата о.Иоанна (†1931) и о.Философа (†1918) Орнатских, будущих петроградских новомучеников, которые также состояли в родстве с о.Иоанном и были наиболее близки ему духовно.

16 августа 1900 года св.о. Иоанн проездом из Кронштадта в Пенино, остановился на ст. Молосковицы, где служил утреню и литургию в местной церкви при имении табачного фабриканта Богданова, после чего прибыл на освящение храма в с. Пенино, а уже через два дня освящал в Ревеле кресты, которые в тот же день были подняты на храм Ревельского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, одного из любимых детищ о.Иоанна.

По окончании чина освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Пенино, совершенного Преосвященным Никоном, отец Иоанн сказал прочувственное слово на освящение храма. Затем был отслужен благодарственный молебен, на который вышел владыка и все духовенство. Прихожане вновь сооруженной церкви поднесли главному жертвователю и строителю храма С.Г. Гаврилову икону в драгоценных золотых ризах и благодарственный адрес.

Через год последовало освящение боковых приделов во имя Сретения Господня и св. блгв. кн. Александра Невского. Совершено оно было соответственно 20 и 21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. Чин великого освящения двух приделов храма был освящен перед началом Божественной литургии многочисленным собором духовенства при хоре певчих. Во время торжественного освящения приделов из храма были изнесены св. кресты, хоругви и иконы, крестный ход, возглавляемый Преосвященным епископом Константином, несшим на голове св. дискос с антиминсом, проследовал вокруг церкви, после чего стены вновь сооруженного храма были помазаны св. миром и окроплены св. водой. На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц. Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о. Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.

В 1900-1910-х гг. храм стал одним из красивейших в уезде. В эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с. Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви. Освящение величественного храма в с. Пенино способствовало тому, что через год в Пенинском приходе в 4 верстах от храма близ с. Поречье в местности Козья Гора была по инициативе местной уроженки Марии Андреевны Кудрявцевой при содействии св. прав. Иоанна Кронштадтского, особенно покровительствовавшего женскому монашеству, учреждена Свято-Покровская Поречская женская община. Исполняющей обязанности настоятельницы стала принявшая монашеский постриг послушница Мария (Кудрявцева). В 1903-04 гг. в общине был сооружен первый деревянный храм прп. Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви. На самой вершине горы была выстроена часовня, к 1907 г. на месте которой по проекту архитектора В.А. Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт. Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника.

Община в 1919 г. получила статус монастыря, к 20-м гг. здесь подвизалось 18 сестер. Духовником обители был священник Пенинского погоста о.Николай Никольский, после революции его сменил протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за литургией.

В 1920-х — 30-х гг. во время гонений на веру многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь. Лишь некоторые из них в 1940-х — 50-х гг. смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом. (Богослужения здесь были возобновлены в 1942 году в Свято-Покровском храме, деревянная же церковь прп. Серафима Саровского была сожжена в 1930-х начале 40-х гг. и не сохранилась до возобновления богослужений на Козьей Горе. Ныне на ее месте выстроен церковный дом). Вернувшиеся сестры проживали в деревнях в окрестностях обители до 1960-х — 70-х гг. Последние из них преставились в 1981-84 гг. Погребены они на местном монастырском кладбище за алтарем Покровского храма.

В 1908 г. последнем году жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине близ обители, на издавна чтимых Доложских пещерах с источником Божией Матери, расположенном в скале и лежащем в реке камнем с Ея следом (Царица Небесная Сама являлась здесь), был учрежден Свято-Успенский скит с богадельней, где призревалось до 20 престарелых женщин, за которыми ухаживали сестры обители. Здесь был выстроен и каменный храм во имя Успения Матери Божией, куда ежегодно совершался многотысячный крестный ход с чтимой иконой Успения. Закрытый в 1930-х гг., храм сохранялся до 1950-х гг., когда по указанию местных властей, во время новых “хрущевских” гонений на веру был разобран на кирпич. Святое место это и поныне чтится местными жителями: многие добираются сюда, к святому источнику, почитая его целебным, и до сих пор есть свидетельства исцелений тех, кто с молитвой прибегает к помощи святого ключа Пречистой. На Успение сюда приходил до последнего времени крестный ход с образом Божией Матери, богомольцы непременно становились на “камень Богородицы”, до сих пор лежащий в водах реки Долгой напротив бывшего алтаря храма Доложского скита.

Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Воинство небесной России пополнилось в эти годы именами уроженцев с. Пенино священников-новомучеников о. Валентина Левитского (1867-1937) и о. Арсения Голосова (1969-1937), священника Михаила Виноградова (†1937), уроженца Боровичского уезда Новгородской губ., служившего на Козьей Горе и проживавшего в с. Поречье, священника Филимона Алексеева (1866-1937), уроженца д. Кошелевичи, служившего и проживавшего в с. Самро. В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села: братья-священники о.Николай Покровский (1866-1937) и о.Иоанн Покровский (1869-1937), — один из них, а другой — служил в с. Рель, а также диакон из Заручья о. Василий Соколов (1878-1937). Судьбы их остались до сего времени в памяти местных жителей и, веруем, православные христиане соберут по крупицам свидетельства о жизни этих мучеников за веру.

В годы войны 1942-44 гг. в храме недолго совершались богослужения, вероятно, “входящим” священником Православной псковской миссии, покрывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако, после войны храм остался без службы (действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, после войны не закрывавшаяся и действующая до сего дня). Сохранившийся иконостас храма был перевезен в 1948 г. в Крестовоздвиженскую церковь с. Ополье, где иконостас был утрачен после закрытия церкви в 1930-х гг., где пребывает до настоящего времени.

В бывших церковных домах с. Пенино, рядом с опустевшим храмом, в 1950-х гг. была размещена школа-интернат. Еще хорошо сохранявшийся до того времени храм сильно пострадал от соседства этого интерната. В доме священника разместили клуб и кинотеатр, затем там был устроен школьный склад, ныне от дома остались одни стены. Здание бывшей церковно-приходской школы, отданное интернату, стоявшее к западу от храма и погоста, на краю леса, сгорело около 15 лет назад. Сохранились рядом с храмом новое двухэтажное здание, использовавшееся как спальный корпус интерната, и дом, где прежде жили церковнослужители.

До сих пор особым почитанием богомольцев пользуется освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике (она лопнула и дала трещины от подвижек грунта в 1950-х — 60-х гг. и требует ремонта). К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают даже издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х гг., когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен).

История этого края и местности свидетельствует, что в начале века намоленное за полтысячелетия святое место было избрано как особо благодатное для иноческой жизни, и здесь по благословению св.прав. Иоанна Кронштадтского была учреждена святая обитель и скит. Думается, что и в наше время усердием петербуржцев, а также быть может и ближайших женских обителей — Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря*, также основанного святым кронштадтским пастырем, находящегося в Эстонии (ныне отделенного границей, не имеющего своих отделений — подворий или скитов в России), и Свято-Николаевской общины в с. Заянье Псковской области (б. Лужского уезда С.-Петербургской губернии) здесь возобновится монашеская жизнь.

И.П. *На Ивангородском форштадте г.Нарвы (ныне г. Иангород), на русской стороне, близ городского Нарвского кладбища, сохранились постройки б. подворья девичьего Илецкого Николаевского монастыря Оренбургской епархии с келиями и храмом Иверской иконы Божией Матери (выстроено в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых). Помещение Девичьего подворья могло бы подойти для учреждения здесь подворья Пюхтицкой обители (с 1990-х гг. здание православного монастыря занято общиной евангельских христиан-баптистов).


Статью добавил(а): Анонимный участник,  13 июня 2010

Пенино, Козья Гора

К юго-западу от Петербурга, на границе Лужского и Сланцевского районов в с. Пенино (в летописях XV в. - «Сумерский погост», учрежденный св. равноап. кн. Ольгой в 957 г.) сохранились руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в древнерусском стиле епархиальным арх. Н.Н. Никоновым (1893-1900).

На пилонах церкви - фрески с изображением святых. Цветочный орнамент украшает стены и сохраняется в рисунке белых изразцов пола, что соответствует окружающей природе - белым лилиям в зеленой воде Пенинского озера, голубым колокольчикам и красной гвоздике холмов, ландышам и фиалкам лесов и перелесков. Здесь цветет орхидея (ночная фиалка), поют соловьи и молимся мы, потомки древнего народа. Рядом деревня Кошелевичи, - Нижние Кошелевичи и Горка, где в домах Федосеевых, Благородовых, Савиных останавливалось приезжее духовенство. Святой прав. Иоанн Кронштадтский (освящавший Александро-Невский придел и сам храм в Пенино и приезжавший сюда, по меньшей мере, дважды, в августе 1900 г. и августе 1901 г - Ред.) останавливался в доме Федосеевых.

Белый дом на цоколе, с полуциркульными окнами, обработанный рустом, сохранился по сей день. Рядом - часовня, той же постройки. В доме была молельня о. Иоанна Кронштадтского - комната, обитая голубым шелком с белой кисеей.

После революции в доме была открыта школа. Молодые учительницы в красных косынках, комсомолки атеистических убеждений, одна за другой пытались поселиться в молельне. Однако ночью им были видения. Являлись двое мужчин и сбрасывали их на пол. Это повторялось, и никто не захотел там жить.

В годы Великой Отечественной войны в церквах на территории, оккупированной немцами, совершались богослужения. У меня сохранился молитвенник, изданный «Управлением Православной миссии в освобожденных областях России» в 1942 г.

Миссия предотвратила кровопролитие, но, отступая, немецкие войска сожгли д. Кошелевичи. Дом Федосеевых, который мы называем домом о. Иоанна Кронштадтского, немцы подожгли с 3-х сторон. Пламя погасло само собой. В этом единственном доме с обгоревшими ступеньками парадной лестницы, украшенной медными шарами, нашли приют погорельцы, вернувшись из леса, где прятались от немцев. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходили или приезжали на шарабанах люди из соседних деревень, в доме накрывали столы.

Св. Иоанн Кронштадтский предсказал судьбу наших церквей и белого дома: «Хороший дом ты построил, Иван Петрович, но жить тебе в нем не придется. Будет он переходить из рук в руки».

Федосеевы владели мельницей. Их раскулачили и сослали в Сибирь. Уезжая, Прасковья Федоровна сказала нам: «Теперь очередь за вами». Мой дед, Михаил Иванович Свинтусов, брал подряды, в Петрограде, в Гельсингфорсе (Хельсинки) и на Карельском перешейке. Он был садовником. Поэтому у нас изъяли сначала столовое серебро, затем все, что оставалось, а когда ничего не осталось, прихватили валенки от постели тяжело больного туберкулезом деда.

Священники жили у нас в деревнях. Один из таких домов в XIX веке купил мой прадед на Горке. В Пенино перевозили дома раскулаченных людей. В 1946 г. в Буряжках построили дом для священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы, позднее дом перевезли на Козью Гору. На Козьей Горе был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и храм, построенный по проекту арх. В.А. Косякова в стиле модерн. 11 лет назад в 1989-1990-х гг. были сняты цветные лампады, затем исчез изящный серебряный сервиз для причастия, после чего были похищены иконы. Иконостас пострадал несколько лет назад. Золотая утварь, по преданию, была спрятана на дне озера Самро.

В монастыре несли послушание сестры мачехи моей матери из дома Сайкиных, что в д. Буряжье. Они любили принимать у себя школьников и угощать их яблочными пирогами.

После революции над монашками надругались (в траве находили их платочки) и сослали в Сибирь. Моя тетя, Елена Михайловна Демидова (рожд. Свинтусова), отбывала срок вместе с ними в г. Омске. По окончании срока лжесвидетелям дали по пол буханки хлеба, чтобы подтвердили показания, будто «монахини ругали советскую власть», и срок продлили. В монастырь вернулись немногие. До сих пор рядом с церковью стоит домик Анны Яковлевны, умершей последней. Мы с сестрой ходим убирать их могилки.

В Духов день, после войны, крестный ход из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, на лодках направлялся через озеро Самро в с. Песье, в храм Вознесения Господня с изумительной иконописью и деревянной золоченой резьбой. Здесь совершалось богослужение, и крестный ход направлялся к святому источнику среди могучих елей - на водосвятие. Прекрасные духовные песнопения, голубое озеро, плеск воды, желтые кувшинки и обед. Угощали свежей рыбой в молоке, пирогами с зеленым луком и яйцом, с рыбой, с сагой и киселем.

Праздник Воздвижения Креста Господня в д. Рожновье. Варили пиво для мужчин, женщинам подавали сласти.

В последний путь обычно провожали всей деревней. Землю перед гробом устилали цветами, зимой - еловыми веточками. На перекрестке дорог лежал могильный камень, на который ставили гроб. Отовсюду приходили люди. Что символизировал камень на крестообразном перекрестке дорог?

Прошли годы... В храме Покрова Пресвятой Богородицы совершаются службы. Летом в храм идут наши дети. Они принимают участие в богослужениях: держат чашу или несут хоругви, проходят под иконой и летят, как ласточки, с горы после богослужения.

Санкт-Петербургская митрополия – официальный сайт. Санкт-Петербургская Епархия
Анна Ивановна Мнушко


Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  12 сентября 2011

ПЕНИНО

Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской Епархии. СПБ. 1867.

<Церковь Рождества Пресв. Богородицы, в Пенинском погосте.

Устроена 1779 г., деревянная.
Священник Стефан Тихонович Покровский, 63 л., рукоп. 1827 г., из Петербургской Eпархии, студент Семинарии.
Священник Федор Иоаннович Скроботов, 55 л., рукоп. 1835 г., из Петербургской Eпархии.
Диакон Bacилий Александрович Левитский, 33 л., рукоп. 1860 г., из Петербургской Eпархии.
Диакон Петр Иванович Боротинский, 52 л., рукоп. 1830 г., из Петербургской Eпархии.

Приход: двор. 604, душ м. п. 1869, ж. п. обоего 4039.>

Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии
19) Погост «Ольгин крест».

<Причт состоит: из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Афанасий Яковлев, Симеон Алексеев († 1819 г.); Григорий Петров, в 1833 году перемещенный в Бегуницы, Иоанн Хованский († 1835), Феодор Иванов Скроботов, перемещенный в 1842 г. в Пенино, Петр Феодоров Быстряков († 1848), Николай Иванов Копьев, переведенный в 1850 г., в Ополье; Александр Дмитриев Передольский, переведенный в Лугу; после него поступил, служащий ныне, Иосиф Александров Черняев.

23) Церковь Рождества Богородицы в Пенине.

Погост Пенино находится в 150 верстах от Петербурга, и в 80 от Гдова, при озере Пенине и окружен горами с запада и юга. Когда прежняя деревянная церковь, во имя Рождества Богородицы, сгорела, то в 1789 г. прихожанами выстроена другая, тоже деревянная.
В верхнем этаже ее главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения и Параскевы. В главном алтаре антиминс освящен митрополитом Исидором в 1862 г., 27 октября; в приделе Воздвижения — митрополитом Гавриилом 27 мая 1778 г.; в приделе Параскевы освящен им же 1784 г., 31 октября.

В церкви находятся: план и межевая книга, выданные 1785 г. октября 1 дня, в коей обозначено: пахотной земли 49 дес. 874 саж.; сенокосу 12 дес.; лесу 22 дес., болот 3 дес., под огородами, гуменниками и коноплянниками 2 дес. 1200 саж.; под церковью и кладбищем 400 саж.; под полуручьем 52 саж.; под проселочными дорогами 1 дес. 300 саж. Всего в окружной меже 32 дес. 426 квадр. саж.; из них — удобной земли 90 дес. 2074 квадр. саж. Под межевой книгой подписались священники: Феодот Иванов, Иван Васильев; дьячки: Стефан Ефимов, Прокопий Феодоров; пономари: Алексей Феодоров и Иван Афанасьев и «прочие поверенные крестьяне разных ведомств».

Метрические книги до 1811 г. сгорели в доме священника Феодота Иванова; с 1811 г. имеются в целости.

До 1843 г. причт составляли: два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня, с 1843 г. 2 священника и два псаломщика.
Из прежних священников известны: Феодот Иванов, Михаил Иванов, Гавриил Стефанов Пенинский († в 1827), Михаил Михайлов Думницкий († 1842). В позднейшее время священствовали: Стефан Тихонов Покровский и Феодор Иоаннов Скроботов. Ныне священствуют: Симеон Никольский и Геннадий Докучаев.

До штатов причт получал руги по четверику ржи или ячменя с каждого женатого и — доходы за требы. С 1843 г. положено было священникам по 200 р., диакону 100 р., дьячку — 70 р., пономарю 60 р., просвирне 30 р. с обычным вычетом. Ныне настоятель получает 200 р., помощник — 160 р., псаломщики — по 70 р., просвирня — 30 р. Кроме того причт пользуется процентами с капитала в 1200 р.

Церковной земли 92 десятины. Из них 20 десятин пахотной, 12 — сенокосной и усадебной; лесу и кустарнику — 60 дес. Из удобной земли на обоих священников приходится 12 десятин, диакону — 4, причетникам — 6. Вся земля подле церкви. Причт живет в собственных домах.

Соседние приходы: Осьминский, Старопольский, Рельский и Ложголовский. Из деревень, ближайшие (1-3 верст) к церкви суть: Коленец, Дретно, Замошье, Рожново и Кошелевицы; более отдаленные (от 8 до 15 в.): Новоивановское, Дубо, Липо, Овсище, Данилово, остальные расположены от 4 до 7 верст. Это суть: Любитово, Ожево, Передки, Гонеже, Подлесье, Поречье, Бурезни, Буряжки и Струитино. Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. м. п. 1810, ж. 2185.

В приходе находятся озера: Пенино, Сомра, Липотовка, Пещатинно, Межник и Дубское. Реки: Сомра, Мокруша, Крупинка, Дретенка и Лычинка.

В приходе одна почтовая дорога — от Осьмина до Гдова.

Жители занимаются земледелием, а в Петербурге — торговлей, строением мостовых, работами на фабриках.

Грамотных до 600 человек. Крестьянские дети учатся у причта. Особенно много успеха оказывают ученики, учившиеся у дочерей священника Скроботова. В деревнях Данилове, Поречьи и Липе детей обучали: гдовский мещанин Иван Чистосердов, крестьяне села Поречья Евдоким Афанасьев и Василий Григорьевы и — села Осьмина — Иван Богачев.

Богомольцев в воскресные дни бывает до 500, а в праздники до 1000. Крестные ходы совершаются: 29 июня в часовню сельца Поречье, где особенно уважается каменный крест. В Ильинскую пятницу и 14 сентября — в Дретно; в Ильин день — в Ожево; 28 июня — в Любитово — в память холеры 1881 года, 9 мая — в Липо, Замошье и Лесище; в Троицын день — в Передки и Бурежи; 29 июня — в Гонеже; 8 сентября в Данилово и Дубо и в Ильинскую пятницу — в Кошелевицы.

В приходе три кладбища: одно при церкви, другое — в 150 саж. от нее; третье в деревне Липо, в 12 верстах от церкви.

Часовни во имя Петра и Павла находятся в Поречьи, Бурежах, Гонеже и Овсищах; Рождества Богородицы — в Данилове, Кошелевице и Ожеве; Св. Николая — в Замошьи, Любитове, Лесище и Липе; Косьмы и Дамиана — в Струитине; Воздвижения — в Дретне; Троицы — в Передках; Илии — в Ожеве. Есть еще часовня, по дороге из Осьмина, в полуторых верстах от Ожева и Рожнова.>

Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.

Памятная книжка по С.-Петербургской епархии под редакцией Н.М. Кутепова. СПБ. 1899.
Церковь во имя Рождества Божией Матери, что в Пенинском погосте
(По Гдовской земской почте, из г. Гдова в Пенино)

Церковь деревянная, двухэтажная. Построена усердием прихожан и освящена в 1779 г. Престолов в ней три: во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня и Св. мученицы Параскевы. Земли при церкви удобной и неудобной 92 дес. 426 кв. саж.

Часовен в приходе две, из коих одна каменная и одна деревянная.
Церкви принадлежит два деревянных дома для помещения причта.
Церковных сумм в % бумагах 1900 руб.

В приходе имеются следующие деревни:
Коленцы, Дретно, Любитово, Кожево, Лесищи, Полоски, Передки, Гонежа, Дуб, Липа, Подлесье, Рожновье, Замошье, Струитино, Данилово, Кашелевицы, Буряжки, Буряжи, Поречье и Овтищи, в расстоянии от церкви от 1 до 12 верст, всего 774 двор., 2124 д. м. п. и 2640 д. ж. п.

Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Жалованья получают: один священник 200 руб., другой 160 руб. и два псаломщика по 70 руб. Капитала причта 2000 руб. Причт помещается в церковных домах. При церкви имеется церковно-приходское попечительство, а в приходе ее три церковно-приходские и одна земская школы.

Священник Никольский, Симеон Фомич, из Спб. епархии. Оконч. курс в Спб. дух. сем. 1853 г., рукоположен во священника к сей церкви 1870 г. Им. наперсн. крест с 1897 г.
Священник Ванчаков Александр Петрович, из Тверск. еп. Оконч. курс в Спб. дух. сем, 1897 г., рукоп. во свящ. к сей церкви 1898 г.
Диакон Владимирский, Николай, из Новгород. епархии. Выбыл из 3 класса Устюжнского дух. учил. 1880 г., определен к сей церкви псаломщиком 1896 г., рукоположен во диакона к сей же церкви 1897 г.
И. д. псаломщика Соболев Николай, из Спб. еп. Выбыл из 3 класса Спб. третьей прогимназии, определен к сей церкви и. д. псаломщика 1896 г.
И. д. псаломщика Калашников Иоанн Андреевич, из Воронеж. епархии. Определен и. д. псаломщика к сей церкви 1897 г.
Церковный староста Гаврилов, Семен, Спб. 2 гильдии купец, в должности с 1887 г.
Просвирня Никольская Александра Кодратова, вдова диакона, в должности с 1895 г.
Заштатный псаломщик Щеглов Евграф Васильевич, из Спб. епархии. Выбыл из Александро-Невскаго дух. сем. 1853 г., опред. и. д. пономаря к Александринской ц. г. Або, 1856 г., перемещен к Ириновской ц., Шлис. уезда, 1865 г. перемещ. к сей церкви дьячком 1867 г. уволен за штат 1896 г.

Памятные записи о церквях и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. 1915. Петроград

1. Церковь Рождества Богородицы в с. Пенине:

Село Пенино находится в 150 вер. от Петрограда, в 80 — от Гдова, в 55 — от станции «Молосковицы» Балт. ж. д.

Новая церковь — каменная, трехпридельная; главный придел во имя Рождества Богородицы, боковые: Сретения Господня и Св. Александра Невского. Построена в 1900 г. на средства прихожан.

Старая — деревянная, двухэтажная. Построена усердием прихожан в 1789 г. в ней три престола: в верхнем этаже в честь Рождества Богородицы, в нижнем — Воздвижения Креста Господня и Св. мученицы Парасковы.

К церкви приписаны две часовни.
Земли церковной 92 десятины.
Приход составляют: с. Пенино и деревни: Коленец, Рожновье и Дретно в 2 вер. от церкви, Кошелевицы Подлесье (3 вер.), Замошье, Любитово, Ожево и Струитино (4 вер.), Передки (5 вер.), Гонежи (6 вер.), Данилово и Лесище (7 вер.), Дуб (8 вер.), Овещи (9 вер.), Липа (11 вер.).
Всего в приходе около 800 дворов; прихожан обоего пола около 5000 чел.
В приходе 8 школ: 3 церковных: в Пенине — двухклассная, одноклассные: в Буряжо и Ожеве и 5 земских: в Данилове, Кешеловицах, Гонеже и Липе.

Крестные ходы совершаются: в Ильинскую пятницу и 14 сентября в Дретно, 20 июля в Ожево, 28 июня в Любитово, 9 мая в Липу, Замошье и Лесище, в день Св. Троицы в Передки и Бурежи, 29 июня в Гонежи, 8 сентября в Данилово и Дуб и в Ильинскую пятницу в Кошелевичи. Соседние приходы: Осьминский, Старопольский, Рельский и Ложголовский.
При церкви существует церковно-приходское попечительство.

Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика.
Жалование от казны: первому священнику — 200 руб., второму — 160 руб., диакону — 100 руб., псаломщикам по 70 руб. каждому в год.
Священник Иванов Сергий. Окончил курс Петрогр. Духовной Семинарии в 1895 г. с званием студента; состоял надзирателем в Александро-Невском Духовном училище; рукоположен во священника к сей церкви в 1901 г. Имеет наперстный крест с 1913 г. Состоит следователем 4-го округа Гдов. у.
Священник Никольский Николай. Окончил курс Петрогр. Духовной Семинарии в 1896 г. Определен священником к сей церкви в 1901 г. Имеет наперстный крест с 1912 г. Состоит благочинным 4-го округа Гдов. у.
Диакон Кедров Василий. Состоял учителем Хрельской церковно-приходской школы; определен псаломщиком к сей церкви в 1901 г., назначен штатным диаконом в 1911 г.

Псаломщик Заозерский, Анатолий. Обучался в Петрогр. Духовной Семинарии; определен псаломщиком к сей церкви в 1911 г.
Псаломщик Зимнев, Иван. Окончил курс Петрогр. Духовной Семинарии в 1912 г., определен к сей церкви в 1913 г.>

Ленинградский мартиролог. 1937–1938
(Сланцевский район)

Кадников Иван Васильевич, 1879 г. р., уроженец д. Гладково Чухломского у. Костромской губ., русский, беспартийный, священник церкви в п. Редкино Волосовского р-на Лен. обл., проживал по месту работы. Арестован 23 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 19 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 24 декабря 1937 г. (в 1932 году служил в храме села Пенино – В.Б.).


Центр «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке

Иеромонах Нестор (Кумыш)
Протоиерей Иоанн Васильевич Кадников, пресвитер Редкинский, Ямбургский (1879-1937). Память 11/24 декабря
Новомученик протоиерей Иоанн Кадников родился 1 октября 1879 года в деревне Гладково Чухломского уезда Костромской губернии.
Его отец, Василий Кадников, был владельцем Петербургской мебельно-столярной мастерской, располагавшейся по адресу: Гончарная ул., д. 23. В 1904 году Иван Кадников окончил полный курс Петербургской Духовной семинарии. По ее окончании резолюцией митрополита Антония (Вадковского) он был утвержден штатным псаломщиком к церкви святого благоверного великого князя Александра Невского, находившейся в здании детского приюта в память князя Олега Константиновича. В приюте воспитывалось 75 мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет. В этом же здании размещался и другой приют - князей Белосельских-Белозерских, в котором призревалось 25 мальчиков от 2 до 7 лет. Храм при этих двух приютах был устроен за год до окончания Иваном Кадниковым семинарии, в 1903 году. Известно, что новомученик Иоанн прослужил в нем в качестве псаломщика вплоть до революции 1917 года. После революции приютский храм был закрыт, а его псаломщик вскоре вступил в брак и принял священный сан. Установить, когда и кем был рукоположен Иван Кадников в священный сан, затруднительно, так как по причине наступивших гонений все церковное делопроизводство того времени имело полулегальный характер и до наших дней не сохранилось.
Известно только из протоколов свидетелей, проходивших по его делу, что до 1932 года он служил настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пенино, а с 1932 по 1937 годы, будучи в сане протоиерея, являлся настоятелем Свято-Троицкого храма села Редкино Волосовского района.
Здесь он и был арестован 23 октября сотрудниками районного отдела НКВД.
Вместе с ним было арестовано еще четыре человека - начальник поселкового почтового отделения А. Герлиман, бывший эсер эстонец К. Саар, староста Троицкой Редкинской церкви И. Назарова и бывший белогвардеец Е. Логинов. Все пятеро были объявлены контрреволюционной группой, занимавшейся деятельностью, направленной против существующего строя. Отцу Иоанну в работе группы отводилась руководящая роль. Именно на его квартире и под его руководством, по утверждению обвинительного заключения, происходили агитационные собрания, и обсуждались методы борьбы с советским правительством.
Первый допрос отца Иоанна, происшедший в день ареста, был непродолжителен. Следователь задал вопросы о знакомых и родственниках, о том, были ли репрессированные среди них. Арестованный ответил, что его родители умерли еще до революции, а два старших брата - в 1919 и 1926 годах. Никто из его близких не находился за границей, а из знакомых в недавнее время был подвергнут аресту священник Михаил Виноградов, служивший в приходе Козья Гора.
На второй допрос обвиняемый И. Кадников был вызван через полторы недели - 2 ноября.

Архив УФСБ по Петербургу, д. № П-65432, л. 6.
Архив УФСБ по Петербургу и области, дело № П-65432, л. 8.
© журнал "Церковный вестник", 2003.


Иерей Виктор
Никольский Виктор Александрович, 18.11.1877 -26.03.1938. Род. в пог. Пенино Ямбургского уезда СПБ губ. В 1913-30 служил в Петропавловской церкви Сестрорецка. В сер. 1930-х - настоятель церкви вмч. Пантелеймона в Тарховке, к 1938 - в Сампсониевском соборе Ленинграда. Проживал в с. Мурино. Арестован 10.03.1938. Постановлением от 20.04.1938 приговорён к расстрелу. Расстрелян в Ленинграде.

Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб, 1999.


Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  12 сентября 2011

Округ Сомро.

"Округ Сомро находится в северовосточной части Гдовского уезда и получил свое название от озера того же имени. Он окружен, с востока, рекой Лугой и Лугским уездом, с юга — Лугским уездом и озером Долгим, с запада и севера — рекой Долгой, выходящей из Долгого озера. Площадь его, в 1225 квадр. верст, покрыта болотами, и к северу — лесами.
В средине его находится озеро Сомро, поверхность которого равняется одной квадр. миле. Из северозападной части своей оно выпускает пучинистую речку Сомру, впадающую в Долгую. В древности округ этот составлял Залесскую половину Шелонской пятины и до 1781 г. состоял в Новгородском уезде. Могилы рыцарей и шведов свидетельствуют что страна много раз подвергалась нападению врагов. В смутное время 17-го в. шведы завладели Сомерскою волостью, пытались удержать ее за собою и уже, чрез 8 л., в 1617 г. по Столбовскому и Плюсскому договору, возвратили ее. Войска Иоанна 3-го и 4-го, следовали через Сомру в Ливонию и к Нарве; войска Феодора Иоанновича, Алексея, Михаила и Петра Великого шли этим путем из Новгорода. Жители помнят предание о 40 полках Петровых воинов и о 10-ти тысячах подвод для них, выставленных во время войны с шведами, в 1700 г., о мостах, которые они мостили по непроходимым болотам, и о работах в Кронштадте, где 10 л. они трудились по очереди, созидая твердыню Петрову.
Петр Великий, в походе своем под Нарву и обратно, проходил чрез Сомерскую волость. Путь его был из Новгорода на Медведь, Заполье, на Татищев Пелешок в Бобровском приходе, где он обедал у г. Татищева, и оттуда — на Харламову гору (в Заянском приходе), где ночевал, и на Песье, при озере Сомре, где пробыл 2 часа, и оттуда — в Дретно, у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (Острожек) и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин, и тут же находился Богдан Ив. Коновницын, предок нынешних графов этой фамилии, имевший тогда мызу и свою церковь в Завастье, близ погоста Рудного. Из Дретна Петр пошел ночевать за границу, за речку Киношенку, на берег Луги, и оттуда ехал водою до Ямбурга и потом уже прибыл под Нарву.

Жители этого округа принадлежат к двум разным поколениям, отличающимся наречиями. В восточной части, по р. Сабе, и в самой северной, у впадения Сомры в Долгую, живет древнее поколение новгородское, говорящее новгородским наречием. Напротив, около озера Сомры и по реке Долгой — народ коренного чудского происхождения, и в деревнях, говорят особым наречием, в котором много дикости и поэзии.
Народ, особенно женщины, трудолюбивы и исправляют самые тяжелые работы, но старики и старухи — грубые деспоты и тиранят своих невесток. Молодые мужчины развиты и, большею частью, находятся в столице в каменных мостовых работах, занимаются торговлей на рынках и маркитанят, ходят за гуртами скота в Ливонию и Малороссию. Грамотность быстро развивается, и можно надеяться в будущем, что этот край скоро разовьет свое просвещение, но в деревнях много еще суеверий и предрассудков, языческих обрядов, которые совершаются при похоронах и свадьбах. Вера в колдунов держится здесь и по настоящее время.
Один из таких «арбуев» живет и теперь в деревне Чудинове, близ Осьмин. Один сумасшедший в Нарве, никогда не видав его прежде, узнал по инстинкту и назвал «попом Викулой». Глупые люди даже из Петербурга ездят к нему, и он — в большой славе. Другой несчастный в той же деревне — старик, по прозванию Гусь, лишился веры во Христа, наслушавшись черных речей от жидов и молокан, но жаль, что он яда сего не удерживает в себе, а со всяким заводит спор и изливает его.
Первый из них всегда пьян, и если хотите знать, где он живет в деревне, то не спрашивайте ни у кого, а где увидите бутылку на окне, там и есть Викула."

Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.

Комментарии и обсуждение

Погост Пенино и деревня Кошелевичи, где в 1900 и 1901 гг. останавливался Иоанн Кронштадский.

Поездка прихожан сланцевского храма во имя Св. Серафима Саровского: http://fotki.yandex.ru/users/budko-vowa/album/100408/?

12 сентября 2011, БУДЬКО ВЛАДИМИР.

В Сланцевском районе Ленинградской области реставрируют уникальный храм Рождества Богородицы. Первый храм был деревянным, его построили в XV веке. Каменный храм Рождества Богородицы в древнерусском стиле в конце 19 века создал архитектор Никонов.
На освящение церкви Рождества Богородицы приезжал Иоанн Кронштадтский. Церковь законсервировали десять лет назад по настоянию реставратора храмов Владимира Капиноса, который предложил основать здесь, в деревне Пенино, школу реставраторов.
Житель деревни Дретно Владимир Петров рассказывает своей внучке о том, что этот удивительно большой на фоне опустевших изб храм строил столичный архитектор Николай Никонов, автор Иоанновского женского монастыря на Карповке в Петербурге. А на освящение в Пенино приезжал сам Иоанн Кронштадский. Спустя сто лет от дома священника остались руины, храм завоевали известковые сталактиты и водоросли. Владимир Петров говорит: «Страшно смотреть на эту церковь: все купола были обрушены… раскрошенные кирпичи, ни окон, ни дверей, ничего».
Архитектурному памятнику повезло. Десять лет назад мимо случайно проезжал известный реставратор Владимир Капинос. Он убедил меценатов, что это здание нуждается в срочной консервации.
Пока погода хорошая, надо успеть восстановить отопление. Раньше теплый воздух подавался из подвала по каналам в стенах. Там, где теперь идут службы, стояли мощные печи, которые топили бревнами. Их заменят современным оборудованием, а схема воздуховодов отработает еще столетие. Реставраторы освободили кресты от железных цепей, которые раньше выполняли функцию растяжек и держали конструкцию. С применением современных креплений в этом нет необходимости, так что железные цепи больше не будут разрушать купола, и о протечках забудут.
Впервые об этих местах писали в летописях пятнадцатого века. Но местные краеведы уверяют, что Сумерский погост гораздо старше. Возможно, он был учрежден еще княгиней Ольгой в 957 году. Древние надгробия местные жители называют «Ольгиными крестами».

Автор статьи: Ольга Тонконогова
Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=845789&cid=7
Хочу сказать большое, нет, огромное спасибо, что сделано в Пенино за эти годы, с 1985 по 2013!! Очень хочу помочь, не знаю чем, когда, у меня по-моему есть икона с притвора церкви, хочу вернуть её на место.
16 февраля 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.