ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Васильевское. Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери.


Архитектурный ансамбль. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Грузинской иконы Божией Матери, Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1758 и 1803.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Шуйский район, село Васильевское, ул. Совхозная, дом 10

Координаты:56.931418, 41.662517
Проезд:Шоссе Шуя-Родники. От Шуи - 13 км, от Родников - 19 км.




Добавить фотографию
Сортировка:


Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
leonid
5 сентября 2009
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Вид со стороны Аракчеевской бульварной дороги
Ив Мерлу
1 июля 2007
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Троицкий храм и церковь Грузинской Богоматери. Вид с востока.
Ив Мерлу
3 июля 2003
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Вид с северо-востока
Ив Мерлу
3 июля 2003
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Вид с востока
Ив Мерлу
31 августа 2002
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Вид на ансамбль с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
26 марта 2016
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Вид на ансамбль с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
26 марта 2016
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Ив Мерлу
3 июля 2003
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Колокольня. Вид с юга.
Ив Мерлу
3 июля 2003
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Ив Мерлу
3 июля 2003
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Угловая башня-часовня и богадельня в северо-западной части ограды ансамбля
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
26 марта 2016
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Архив и кладовые в юго-западной части ограды ансамбля
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
26 марта 2016
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Западные ворота храмового комплекса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
26 марта 2016
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Южные ворота храмового комплекса и южный фасад архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
26 марта 2016
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 октября 2013
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 октября 2013
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Угловая часовня-башня
Ив Мерлу
3 июля 2003
Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери - Васильевское - Шуйский район - Ивановская область
Вид на храмовый комплекс со стороны пожарного пруда зимой
Николай Сапронов
29 января 2017




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ив Мерлу,  13 марта 2007

Село Васильевское (Шуйский р-н Ивановская обл.) стоит на реке Матне, на перекрёстке древних дорог, и встарь именовалось как Матнинский стан. Первое упоминание относится к 1554 г. Здесь была вотчина царя Василия Шуйского, место его соколиной охоты («Княжий двор»). В XVII веке после Смуты село принадлежало роду Черкасских, с 1741 года – роду Шереметевых. В XVII в селе существовала деревянная церковь Михаила Архангела. Первая каменная церковь (Николая Чудотворца с приделом Михаила Архангела) была построена в 1758 г. Затем была возведена церковь Грузинской Богоматери. В 1802 г. Пётр Корсаков, крепостной зодчий князя Трубецкого, соорудил пятиярусную колокольню и ограду. По углам ограды были размещены башни-часовни с пристройками богадельни и архива с кладовыми. Роспись в Троицком храме была выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. В первой трети XIX века к комплексу добавилась церковь Николая Чудотворца (зимний храм).

В 1767 г. императрица Екатерина II побывала во Владимире. «Запущенность» Успенского собора её удивила, и она выпустила указ о его «реставрации». Древний обветшалый иконостас, состоящий из икон начала XV в. кисти Андрея Рублёва, Даниила Чёрного и других иконописцев их круга, был списан в храмовое хранилище. В 1768 г. иконостас (состоящий из 29 икон) купили жители села Васильевского и разместили его в только что построенном Троицком храме. В 1918 г. древние шедевры обнаружил учёный И. Грабарь, вывезя одну икону («Вознесенье») в Москву для консультаций и исследования. В 1923 г. из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Судьба двух икон неизвестна: след одной затерялся в окрестностях Васильевского. Четыре иконы Васильевского чина ныне находятся в Русском музее, остальные – в Государственной Третьяковской галерее. См. текст В.Н. Лазарева, 12 икон деисусного чина, 5 икон праздничного чина

В XIX веке село находилось на почтовом тракте, соединявшей Нижний Новгород и Санкт-Петербург, называвшимся Аракчеевской бульварной дорогой (в окрестностях сохранился в девственности 8-километровый участок). Выгодное расположение села на перекрёстке торговых путей, близость одной из крупнейших в России ярмарок в с. Парском, способствовали развитию села. В начале XIX века в Васильевском было немало каменных домов, улицы были замощены, а к храмовому комплексу в селе в 1828 г. добавилась кладбищенская Успенская церковь.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  11 апреля 2007

Храмовый комплекс: церкви Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской Богоматери, 2-я пол. 18-19 в. Занимает трапециевидный, приближающийся к квадратному в плане участок в центральной части села. Комплекс, сформировавшийся во 2-й пол. 18 в., был завершен к 1803 г. Первой в центре села в 1758 г. была поставлена теплая церковь Николая Чудотворца с приделом Михаила Архангела в честь более ранней деревянной церкви. Затем к юго-востоку от нее (уступом, что характерно для большинства церковных комплексов этого региона) выстроили летнюю одноглавую церковь Грузинской Богоматери.

В 1768 г. к югу от этих храмов была поставлена соборного типа пятиглавая летняя церковь Троицы, придавшая сооружениям новый, более крупный масштаб. В 1802 г. соорудили внушительную ограду, на углах которой были устроены необычные башни-часовни наподобие приземистых цилиндрических башен. В том же году градостроительную роль комплекса еще более усилила высокая пятиярусная колокольня (четыре основных яруса с полуярусом) с парадными проездными воротами посредине западной границы участка. Автором ее проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из дер. Порхачево. По сторонам колокольни, замыкающей перспективу дороги на Шую, были устроены дополнительные ворота с фигурными фронтонами. Такие же ворота, поставленные на южной границе комплекса, обращены в сторону Заречья, а на восточной выводили к бывшей Аракчеевской бульварной дороге. К этому времени церковь Троицы покрыли железом, тогда как на остальных храмах еще были тесовые кровли. Тесовые кровли имели и пристроенные в сер. 19 в. к угловым часовням и включенные в линию ограды здания богадельни и архива с кладовыми (на флангах западной стороны).

Церковь Николая Чудотворца в 1-й пол. 19 в. была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й пол. 18-19 вв., различные по стилю и функциональному назначению.

Из книги: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». с. 547-553


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  20 февраля 2016

Село Васильевское находится в 130 верстах от Владимира и в 19 верстах от уездного города Шуя. Настоящее название село получило в начале XVII ст., а до того времени оно известно было под именем Матьнинского стана. Из древних актов, хранящихся в вотчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 г. принадлежало князю Димитрию Черкасскому, а около 1741 г. от потомка его, канцлера князя Алексея Черкасского поступило в приданное за единственной дочерью графу Шереметеву. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было как усад весьма бедных крестьянских дворов и с деревянной ветхою церковью во имя св. Архистратига Михаила…

В селе Васильевском значатся четыре каменные церкви: холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; холодная – в честь Грузинской Божией Матери; теплая – в честь св. и чудотворца Николая с приделами Архистратига Михаила и святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, и кладбищенская Успенская с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Колокольня при церкви и ограда каменные.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1893 г. и хранится в церкви. Причта по штату положено: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание причт получает: от земли 280 руб., от хлебных сборов с прихожан 300 руб., процентного капитала 247 руб. и от служб и требоисправлений 3326 руб., а всего 4203 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села и 38 деревень; всех дворов в приходе 943, душ муж. пола 3410 и жен. пола 3691 душа.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 апреля 2017

Старинное село Васильевское со своим "кремлём" (так в просторечии сельчане именуют свой храмовый комплекс) получило своё название не в честь какого-нибудь помещика или разбогатевшего холопа, а в честь царя! До начала ХVII века здесь была вотчина и излюбленное место соколиной охоты Василия Шуйского. Смута нанесла сокрушительный удар и по России, и по династии Шуйских. Страна от удара оправилась, княжеская фамилия - нет. Династия скоро угасла, а село Васильевское, основанное в ХVII столетии переходило их рук в руки и со временем совсем обеднело. Крестьянские дворы и ветхая деревянная Михаило-Архангельская церковь полтора столетия представляли собой печальное зрелище... Всё изменилось в середине ХVIII века, когда селом стали владеть Шереметевы.

В 1758 году в Васильевском появился первый каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Придел во имя Архангела Михаила освятили в память о деревянном предшественнике. Храм был отапливаемым, зимним; чуть позже к юго-востоку от него появилась летняя церковь Грузинской иконы Божией Матери. К 1768 году село разбогатело достаточно, чтобы позволить себе большой храм "соборного типа". С появлением пятиглавой Троицкой церкви весь масштаб храмового комплекса был полностью переформатирован. Ансамбль сделал заявку на доминирование в окружающем ландшафте! И окончательно подтвердил своё господствующее положение с появлением в 1802 году высоченной пятиярусной колокольни, которую выстроил крепостной архитектор князя Трубецкого П. Е. Корсаков. Вокруг комплекса возвели ограду, действительно достойную "провинциального кремля": четверо ворот, по углам - часовни в виде небольших башен, в стены встроены здания богадельни, архива и кладовых... В целом получился один из самых крупных сельских храмовых комплексов Ивановской области. А какой грандиозный интерьер был у Троицкой церкви. Богатство Троицкого храма поражало дореволюционных исследователей.

Источники ХIХ века пишут: "Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато... Причта по штату положено: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание причт получает: от земли 280 руб., от хлебных сборов с прихожан 300 руб, процентного капитала 247 руб. и от служб и требоисправлений 3326 руб., а всего 4203 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села и 38 деревень... душ мужского пола 3410 и женского пола 3691 душа" (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии", В. Березин и В. Добронравов, Владимир, 1898 г).

Известно, что росписи Троицкого храма выполнил в 1828 году знаменитый тейковский иконописец - "изограф" Тимофей Медведев, выполнявший до этого росписи Успенского собора в Мышкине и Спасо-Преображенского в Угличе. Но главным достоянием храма был его иконостас, принадлежащий кисти... Андрея Рублёва и Даниила Чёрного! Да-да, именно так! С появлением в церкви ХVIII века древних шедевров связана интересная история. Во время одной из своих поездок по России Екатерина II приехала во Владимир. В город императрица прибыла в самых расстроенных чувствах - на въезде карета государыни застряла в Золотых воротах, чем спровоцировала немалое позорище. Царица критиковала всё, что только можно. Успенскому собору досталось за "запущенность", и велено было немедленно его ремонтировать. Дело вроде бы благое, но как известно, если взяться неумеючи... Матушка Екатерина много знала о внешнем лоске и мало о реставрации объектов культурного наследия. "Ветхий и мрачный" иконостас ХV века был списан в хранилище, где и пролежал до 1768 года, когда его купили васильевцы для Троицкой церкви... Знали ли они, что за шедевр приобретают? Скажем так, они безусловно знали, что иконы древние, и хотели подчеркнуть таким образом значимость своего храма. Но имена Рублёва и Чёрного всплыли лишь в начале ХХ века. В 1918 году иконы попали в поле зрения выдающегося искусствоведа И.Э. Грабаря. Заподозрив руку мастера, он отправил одну из икон в Москву. После исследований и консультаций со специалистами подозрения Грабаря подтвердились, иконы были признаны величайшими произведениями искусства. В 1923 году из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Две потерялись в дороге, четыре отправились на берега Невы в Русский музей, остальные приняла Третьяковская галерея, где знаменитые шедевры "из Успенского собора Владимира" можно видеть и теперь.

Возвращаясь к истории села Васильевского: за ХIХ век оно выросло, обзавелось большим количеством каменных домов, мощёными улицами и ещё одной церковью - Успенской (1828), что на кладбище, у нынешней окружной дороги. Всё это, в той или иной степени сохранности, дошло до наших дней.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.