ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1533.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, п. Свирское

Координаты: 60.779297, 33.316825





Сортировка:

Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Юрий Моченов
25 мая 2021
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 сентября 2012
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 сентября 2012
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 сентября 2012
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
yozik
15 июля 2009
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
strusto
15 августа 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
strusto
15 августа 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 июня 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 июня 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Сидоров Григорий
25 сентября 2006
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
9 октября 2005
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская церковь<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Покровская церковь
Вадим Павлов
30 мая 2004
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Alex139
2 сентября 2022
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
oldboy
22 августа 2020
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
11 августа 2020
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 сентября 2012
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, трапезная палата, западный фасад<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
трапезная палата, западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 августа 2010
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, трапезная палата, восточный фасад<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
трапезная палата, восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 августа 2010
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
yozik
15 июля 2009
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
strusto
15 августа 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 июня 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 июня 2007
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
pavlun_mavlun
9 августа 2006
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вход в трапезную.<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Вход в трапезную.
Михаил Можаров
11 июня 2023
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Трапезная.<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Трапезная.
Анатолий Вениаминов
22 октября 2016
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Место моления Преподобного  Александра Свирского<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Место моления Преподобного Александра Свирского
Бородкин Владимир
20 октября 2012
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 сентября 2012
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1892
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, "Келия Пр. Александра Свирского в Покровской церкви". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
"Келия Пр. Александра Свирского в Покровской церкви". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
30 мая 2004
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Юрий Моченов
25 мая 2021
Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Старая Слобода, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Юрий Моченов
25 мая 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 ноября 2012

Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1533-1535 годы) и звонница (1640-е годы) Александро-Свирского монастыря

Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь – одна из наиболее почитаемых обителей Олонецкого края. Он расположен на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свири. Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы является наиболее старинным храмом монастыря. Он, единственный из сохранившихся построек, хранит память о святом Аллександре Свирском. Первоначально все строения монастыря были деревянными и составляли два комплекса: Спасский (с храмом Спаса Преображения, основанный в 1487 году) и Троицкий, отстоящий от Спасского примерно на 300 метров, с храмом Святой Троицы, основанный в 1506 году. Первый из них был предназначен для погребения и уединенной молитвы иноков, а второй – для общежительного жития [1].

Храмы Спасо-Преображенской части монастыря оставались деревянными еще в 1628-1629 годы, о чем свидетельствует опись князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова [2]. В «общежительной» части ситуация была иной. В 1526 году архиепископ новгородский Макарий освятил первый каменный Троицкий собор, построенный московскими мастерами. Их по просьбе настоятеля прислал в обитель великий князь московский Василий III [3]. В 1533 году по благословению преподобного Александра началось строительство тоже каменной Покровской церкви с трапезой. По сведениям некоторых документов из монастырского архива до кончины преподобного храм возвели «по окна» (запись Якова Яковлевича Мордвинова) [4]. Завершились работы уже в 1535 (1536) году. Мастеров, как и при возведении собора, прислал великий князь [5]. Руководил работами подрядчик Игнатий: «…делающим с убо в обители святого церковь камену такоже с убо и трапезу купно делающее нарядчик же суще оу дела церкови того Игнатиею именем…» [6,7].

Долгое время считалось, что подрядчик Игнатий – это новгородский мастер Игнатий Салка, возводивший в 1537 году церковь Похвалы Пресвятой Богородицы на Софийском дворе в Новгороде Великом [7,8]. Однако сейчас преобладает мнение (высказывавшееся уже в XIX веке), что Игнатей Салка не имел никакого отношения к строительству церкви Покрова, а подрядчик Игнатей, руководивший работами, являлся московским мастером [5,6,9,10]. Трапезная церковь, как и все строения монастыря, сильно пострадала во время шведских и польских набегов в 1613 и 1618 годах. О ее повреждениях повествует Грамота 1618 года «О разорении монастыря»: «…Александрова Чудотворцева пустыня от немецких и литовских людей и от казаков разорены и выжжены без остатка. … В соборнем каменном храме Троицы Живоначальные обожжена и расщепилась, да трапеза камена Покров Пречистыя Богородицы обожженные и развалися надвое…» [7]. Благодаря помощи государя Михаила Феодоровича Романова, за 1619-1620 годы храм Покрова восстановили в прежнем виде, [5,7].

По своей архитектуре церковь Покрова представляет собой бесстолпный двухэтажный храм с одной главкой и высокой апсидой. Ее нижний этаж служил кладовой [10,11]. Здесь же хранились некоторые святыни монастыря (ручные жернова преподобного Александра Свирского) и находилось место ночного отдыха преподобного [12]. Сомкнутый свод на тромпах украшен «горкой» из трех рядов кокошников. С западной стороны к церкви примыкает одностолпная трапезная палата с часозвоней и хозяйственными пристройками. В Писцовой книге 1628 года читаем: «…Да на мнтре под теплою церковью палатка казенная, а в ней держат платье. Под трапезою хлебня каменная. … Да позаду трапезы полата, а в ней печь топят в трапезу…» [2, №29]. Большая часть этих помещений не сохранилась. Основу декора церкви и трапезной составляют карнизы и плоские лопатки, даже скорее пилястры, со скромным декором в виде небольших килевидных нишек. Пилястры и карнизы зрительно разбивают поверхность стен на четко выявленные плоскости по вертикали и по горизонтали. Фризы из таких же нишек размещены в верхней части апсиды и трапезной. Поверхность стен апсиды и трапезной палаты разделены карнизами на два яруса. В первом случае каждый ярус украшен «аркатурным» поясом. Большие полукруглые арки имеют килевидное завершение. Храмовое помещение и алтарь освещаются при помощи вытянутых оконных проемов с полукруглым завершением. Очень характерны глубокие обрамления окон. Показателен и декор трапезной. Плоскость стен на всю их высоту разбивают глубокие ниши, образованные плоскими пилястрами, соединенными профилированными арочками с килевидным верхом. В каждой нише одно над другим расположено по два окна с такими же обрамлениями, что и в церкви. Так же украшена и хозяйственная пристройка к трапезной, над которой возвышается часозвоня. Подобное оформление и конструкция находят множество аналогов в вологодско-белозерской, новгородской и суздальской архитектуре этого периода.

Очевидное взаимовлияние архитектуры Покровского храма с обликом трапезных новгородских церквей уже не раз подробно рассматривалось в литературе, поэтому остановимся только на самых характерных примерах [5,6]. Среди них можно назвать церковь Варлаама Хутынского (1552 год) в Спасо-Преображенском Варлаамо-Хутынском монастыре; Сретенский храм Антониева монастыря (1533-1537 годы); Покровскую церковь Успенского Тихвинского монастыря (1581-1583 годы); Троицкий храм монастыря Святого Духа (1557 год). Все они являются бесстолпными церквями с характерным декором в виде килевидных нишек. Тем не менее, каждая из них отмечена своими характерными особенностями, которые не были использованы зодчими, возводившими Покровский храм Свирского монастыря.

Так, церковь Варлаама Хутынского, ныне имеющая четырехскатное перекрытие, первоначально была «…крыта тесом полатками». Этот излюбленный новгородцами прием использовали и мастера, возводившие и Троицкую церковь Духовского монастыря. В последнем случае, храм венчает не одна, а пять главок. Кроме того, Троицкий храм имеет три апсидных выступа. Здесь наибольшим сходством обладает декор – маленькие арочки с килевидным завершением, образующие фризы в верхней части апсид и трапезной; большие арки с таким же завершением, расположенные в два яруса на алтарных выступах и стенах трапезы. Показательны и вытянутые окна с полукруглым верхом и очень глубокими обрамлениями. Таким образом, Троицкую церковь можно назвать наиболее близким аналогом Покровского храма в ее декоративном решении (тогда как Сретенский и Варлаамовский храмы имеют только некоторые сходные мотивы в убранстве). Однако возведена она была на двадцать лет позднее и, возможно, здесь имело место обратное влияние.

Еще с большим основанием это предположение применимо к трапезной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Тихвинском Успенском монастыре (1581 год). Здесь очень большое сходство мы видим в конструкции, так как церковь представляет собой бесстолпное сооружение, увенчанное «горкой» кокошников. Однако ни арок с килевидным завершением, ни ярусного членения фасадов, мы здесь не видим. Из сходных черт декора можно отметить только оформление окон.

Отдельные мотивы убранства присутствуют и в решении храма св. Никиты мученика (1557 год). Особенно показателен небольшой придел свт. Николая. Он представляет собой типичный новгородский храм середины XVI столетия, крытый, как и Троицкая церковь, «полатками» или «фронтонами», имеющий уже не раз нам встречавшееся решение окон и большие арки или ниши с характерным завершением.

Единственный более ранний пример использования аналогичных декоративных мотивов – это храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Михайловской улице (1466 год). Но этот храм не трапезный, он имеет более приземистые пропорции, без эффекта «столпа», и низкую апсиду. Он крыт на восемь скатов, что очень показательно для архитектуры Великого Новгорода второй половины XV-XVI века. Кроме того, в его декор включены «ползучие» двулопастные арки в боковых пряслах. Итак, можно заключить, что наиболее близкие по своему решению и убранству Покровской церкви Александро-Свирского монастыря новгородские храмы относятся уже к более позднему времени – середине и второй половине XVI столетия.

Пока не получило объяснения такое интересное явление, как появление мотивов новгородского зодчества в суздальской архитектуре. Например, апсиды собора Покровского монастыря в Суздале украшают окна по своей форме очень близкие обрамлениям упомянутых храмов Великого Новгорода. Такие же окна мы видим в убранстве городского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на две трети перестроенного в 1528-1530 годы, и в декоре храма «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре (1530-е годы). Грани последнего украшают и уже знакомые нам арочки с килевидным завершением. Возможно, эта интересная «перекличка» мотивов объясняется воздействием московской школы архитектуры, которое в XVI столетии затронуло и новгородское, и суздальское зодчество.

Отдельного внимания заслуживает еще один момент. Исследователями уже отмечался такой факт, как возведение часозвони в объеме трапезной Покровского храма Александро-Свирского монастыря [6]. Высказывалось мнение, что подобная композиция могла появится только во второй половине XVI столетия, и поэтому датировку трапезной необходимо «сместить» на два-три  десятилетия. Наиболее ранний пример подобного строительства – это не сохранившаяся часозвоня над трапезной Успенской церкви Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря (1552-1557 годы), возведенная новгородскими мастерами [13]. Само по себе возведение часозвони Покровского храма на 15-20 лет раньше не является достаточным основанием для ее более поздней датировки. Предположение о том, что ее перестраивали в 1580-е годы для колокола 1585 года весом в 92 пуда, тоже представляется не вполне обоснованной. И этот колокол, и благовестник весом в 213 пудов, отлитый в 1588 году предназначались для деревянной звонницы «на столпех», о которой речь пойдет ниже. На часах находился колокол гораздо меньшего веса. В начале XVII века полноценной заменой ему оказался девятипудовй колокол: «…Да на трапезе часы боевые, а колокол часовой пудов вдевять; данье гдря цря и великого кнзя Михаила Федоровича всеа Руссии; а прислан де тот колокол по гдреву указу из великого Нова города» [2]. Девятипудовый часовой колокол не отливали специально для монастырской часозвони, а привезли из какого-то «пустого» (очевидно, разоренного) храма, поэтому пока нельзя ничего сказать о том, когда он был отлит [4]. Косвенным подтверждением того, что трапезная и часозвоня были изначально возведены одновременно с храмом, можно назвать икону середины XVI века «Построение церкви Покрова в Александро-Свирском монастыре» (ГРМ), на которой отчетливо видна двухэтажная трапезная палата. Тем не менее, сохраняется вероятность того, что они были повреждены во время набега шведов в 1581 году [12] и поэтому частично перестроены. Однако документальных свидетельств этого факта пока не найдено. Упоминания же о часовом механизме встречаются в документах 1646 и 1660 годов: «…часы боевые с перечасьем и с указным колесом…» [7].

Еще одним мощным источником творческих импульсов при возведении церкви Покрова была архитектура вологодско-белозерских монастырей. В первой половине XVI века на вклады великого князя Василия III, который посещал и вологодские обители, и Александро-Свирский монастырь со своей супругой, молясь о чадородии, и вклады его сына Иоанна IV Грозного, в этих землях было построено три трапезных церкви: Благовещенская в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре (1530-1534 годы); Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре (1540-е годы) и Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре (1519 год) [14,15]. Все они чрезвычайно схожи между собой по конструкции.

В плане это четырехугольные, очень вытянутые по вертикали бесстолпные храмы, напоминающие столп, без алтарного выступа. Венчает (или венчала) их «горка» из трех рядов кокошников под одной главкой. Все они имеют трехъярусное членение фасадов и почти лишены внешнего декора (только Введенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря украшена поребриком и декоративным пояском на барабане). Таким образом, при почти идентичной с Покровским храмом конструкции, аналоги в декоре практически отсутствуют, хотя и здесь можно отметить некоторые особенности. В частности, это «углубленные» окна Введенских храмов в Спасо-Прилуцком и Кирилло-Белозерском монастырях.

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря (1519 год), представляет для нас особый интерес в качестве аналога, так как она является наиболее ранним из известных нам бесстолпных трапезных храмов и по времени непосредственно предшествует трапезной церкви Александро-Свирского монастыря. Она сильно перестроена, но некогда завершалась тремя ярусами кокошников. Ее остроугольные нишки в верхней части по рисунку очень схожи с деталями декора Покровской церкви. Несмотря на сильные искажения, много общего можно найти и в архитектуре трапезных палат обоих храмов. По мнению исследователей, в строительстве Введенского храма Кирилло-Белозерского монастыря принимали участие московские зодчие [15]. Заслуживающим особого внимания можно назвать тот факт, что именно в Кирилло-Белозерский монастырь настоятель Александро-Свирской обители приказал перевести наиболее ценные предметы ризницы и богослужебного обихода в 1613 году, когда монастырю грозило неминуемое разорение «от немецких и литовских людей» [3]. Немного позже, в 1666 году, когда вновь возникла подобная опасность, туда отправили книги из библиотеки обители. Почему в качестве убежища был выбран именно Кирилло-Белозерский монастырь, еще предстоит выяснить. Возможно, мощные крепостные стены белозерской обители позволяли надеяться на относительную безопасность для хранения драгоценной утвари.

Суммируя все приведенные выше наблюдения, можно сделать следующие выводы. Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Александро-Свирском монастыре строилась на вклад великого князя Василия III и, возможно, он дал определенные указания о ее желаемом облике московскому каменщику – подрядчику Игнатию, руководившему работами. Именно этим объясняются общие черты с трапезными храмами вологодских земель (особенно Кирилло-Белозерского монастыря) и суздальским зодчеством. В строительной артели, наряду с другими, скорее всего, работали выходцы из Великого Новгорода. Они могли определять общую композицию и конструкцию, но украсили новую церковь привычным декором. С другой стороны, через них в новгородскую архитектуру проникла композиция бесстолпного двухэтажного трапезного храма, с трехъярусной системой декора, которая «прижилась» в новгородском монастырском зодчестве второй половины XVI века. Интересным примером этого «обратного» влияния является трапезная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Тихвинском Успенском монастыре (1581 год) – единственный в новгородских землях пример завершения храма тремя рядами килевидных кокошников.

К сожалению, многие храмы начала XVI века в XIX столетии были перестроены. Их нарядное завершение в виде «горки» кокошников из практических соображений заменялось безликим четырехскатным или плоским покрытием. Не миновала эта участь и Покровскую трапезную церковь. В 1890-е годы, когда в обители начались активные ремонтные работы, обветшавшую кровлю решили не восстанавливать. В какой-то степени это понятно – воссоздавать сложную систему сводов на тромпах и три ряда кокошников не позволяли скудные средства, выделенные давно уже бедствовавшему монастырю [4,10]. Тем не менее, для храма это имело весьма пагубные последствия. На фотографиях 1909 и 1911 годов [11] хорошо видно, как почти до неузнаваемости искажен этим ремонтом его облик. Плачевная судьба монастыря после 1918 года тоже не способствовала восстановлению былой красоты храма. В годы Великой Отечественной войны он был к тому же довольно сильно поврежден. Реставрация церкви началась только в 1969 году. Под руководством архитектора А.Н. Милорадовича, на основе исследования документов, описаний и архитектурных аналогов, храму в целом вернули его изначальный облик [10]. Были реконструированы своды с рядами кокошников, приведена в порядок трапезная, вновь возведены часозвоня и крыльца, а также некоторые элементы декора.

Литература: 

[1] Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Спб., 1890. Т.2. С.: 50-51 (№ 607)
[2] Исторические и юридические акты Олонецкого края: Писцовые книги 7136 – 7137 (1628 – 1629) годов князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова. № 14 // Олонецкие губернские ведомости. 1850. № 15-19; 22–23; 25; 28-31 (часть неоф.)
[3] Соловьева И.Д. Троицкий Александро-Свирский монастырь в XVI-XVII столетии // Ученые, политики, журналисты об историческом и культурном достоянии. М., 2003. Вып.4. С.: 99-113; Она же, иерод. Анфим. Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. М., 2000. Т.1. С.: 608-610
[4] Ивановский Я.И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Спб., 1901. С.: 116, 125, 153, 175, 179
[5] Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. М., 2009. Вып. 41. С.: 16
[6] Петров Д.А. Мастер Игнатий // Новгородские древности: Сб. ст. М., 2000. С.:121, 122
[7] Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: 500 лет. Спб., 2006. С.: 51, 165-166, 175, 186, 193, 194, 201, 202, 257, 272, 273, 287
[8] Милорадович А.Н. Новгородский мастер Игнатей Салка // Соловецкий сборник: Материалы и исследования. Соловки, 1994. С.: 75-76
[9] Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России. Спб., 1888. С.: 64
[10] Голицын Ю.М., Голицына Г.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.: 128-145
[11] Описание храмов Олонецкой губернии // Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1915. Вып. 57. С.: 137-141
[12] Иеродиак. Анфим, Соловьёва И. Д. Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С.: 608-610
[13] Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV-XVII веках. Ярославль, 2000. С.: 24; Он же. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С.: 231-267
[14] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. С.: 127, 144-151, 166, 294-296; Кочеткова И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979. С.: 27
[15] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1999. С.: 147, 172, 246, 397
[16] Описание храмов Архангельской губернии // Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 41. С.: 160
[17] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942
[18] Свирский Александров монастырь: Исторический очерк по документам монастырского архива. Спб., 1874. С.: 24, 60, 67


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 мая 2018

К югу от Троицкого собора сохранилось древнейшее сооружение монастырского комплекса - Покровская церковь. Построенная в первой половине ХVI в. московскими каменщиками во главе с мастером Игнатием, церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 г. и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619-1620 гг. Бесстолпная одноглавая Покровская церковь западным фасадом соединена с более низкой и широкой трапезной, которая является уникальной постройкой монастыря, ибо относится к новому архитектурному стилю трапезных палат. Оба сооружения - двухэтажные, светлые, на цокольных основаниях. Крыльцо, устроенное вдоль северного фасада трапезной, ведёт в главный зал второго этажа, откуда имеется проход в церковь. Своды больших сводчатых залов трапезной поддерживают в центре восьмигранные столбы. Освещаются залы небольшими глубокими окнами, создающими живописную светотеневую игру на фасадах. Килевидные арочки наличников, пилястры, пояс нишек дополняют декор фасадов Покровского храма. В конце ХIХ века Покровская церковь подверглась значительным переделкам. Позакомарное покрытие сменил тяжёлый купол и весьма массивная глава. Для поддержания купола, стены храма по углам нарастили, уничтожив щипцы.

В ходе реставрационных работ, проведённых под руководствои архитектора А.Н. Милорадовича в 1969-1976 гг., разрушенному немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны архитектурному памятнику был возвращён облик ХVII в. с лёгким и нарядным щипцовым завершением основного объёма, состоящим из трёх рядов декоративных кокошников под единственной световой главой. Дополнила силуэт памятника и воссозданная над трапезной шатровая звонничка.

Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. "Памятники архитектуры Ленинградской области". - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.