Возведение нового пятиглавого каменного собора на том самом месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы, началось в последние годы ХVII века стараниями постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 года по 1696 год, а затем - келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского). Строительство собора было поручено каменщику Шабунину "со товарищи". Освящён же храм был в 1712 году при игумене Авраамии.
Собор является наглядным примером нарышкинского барокко. В данном случае мы наблюдаем поздний вариант воплощения этого стиля в сочетании с традиционной для русской храмовой архитектуры бесстолпной композицией. Высокий трёхсветный четверик, поставленный на подклет, завершён пятью небольшими цилиндрическими барабанчиками с главами и дополнен трёхчастной алтарной апсидой, трёхлепестковой в плане. Четверик перекрыт крутым сомкнутым сводом, а апсида - трёхчастной конхой. Все фасады храма разделены лопатками на три высоких прясла, каждое завершено кокошником. Западный фасад, а также большие части северного и южного фасадов опоясаны просторной галереей. Пережив многочисленных "хозяев" обители, она в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней и ждёт восстановления. В третьем уровне света находятся высокие окна, обрамлённые наличниками в стиле нарышкинского барокко с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. В окнах всех ярусов сохранились железные кованые решётки, выполненные из полос прямоугольного сечения. На окнах второго и третьего света решётки волнообразные и изготовлены из круглых в сечении прутьев. Обращают на себя внимание крупные, оригинальные S-образные анкерные затяжки, которые использовались при реставрации храма в 1851 году по всему периметру для укрепления здания. В подклетном этаже храма до закрытия монастыря находился некрополь упокоенных здесь представителей семейства дворян Собакиных, игумена Авраамия и других благотворителей обители. Склеп восстановлен в 2016 году.
В 1893 году при игумене Иерониме, настоятеле обители в 1887-1895 годы, в монастыре готовились торжественно отпраздновать предстоящее через год 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К этой знаменательной дате в соборе выполнили роспись на внутренних стенах. Академические по манере росписи в стиле позднего классицизма илллюстрировали жизнь Иисуса Христа. Евангельские сцены находились над окнами, по три на каждой стене. А изображения святых были помещены внизу, между окнами. Письмо считается светотеневым, пропорции у него утончённые, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны. Расписаны только северная, западная и южная стены четверика. На каждой из них - по три композиции, объёдинённые орнаментальными арками. На северной стене находятся композиции "Исцеление слепого", "Проповедь Иоанна Крестителя" и "Благословение детей". В простенках нижнего ряда окон помещены изображения преподобных Кирилла, Андрея и Иоанна. На западной стене - сцены "Крещение Руси св. князем Владимиром", "Богоматерь на престоле" и "Крещение княгини Ольги". Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил. На южной стене расположены композиции "Воскрешение дочери Иаира", "Нагорная проповедь" и "Исцеление расслабленного". Между окон - преподобные Ефрем и Евфимий. В изображениях святых преобладают голубые, светло-зелёные и розоватые насыщенные цвета. После закрытия обители, когда территорию монастыря занимал дом инвалидов, центральная часть собора использовалась для сушки белья, поэтому росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Братия обители не теряет надежды на то, что в недалёком будущем росписи будут отреставрированы и вновь засияют своей первозданной красотой в восстановленном соборе.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №275, 2018 г.