ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Самро. Церковь Вознесения Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1909.
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Лужский район, д. Самро

Координаты:58.943301, 28.830459


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Матвеев Владимир
5 августа 2011
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 октября 2006
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 октября 2006
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Иконостас есть немного икон службы проходят
Анастасия Лазарь
8 июня 2017
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Матвеев Владимир
5 августа 2011
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
15 августа 1941
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 августа 1941
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 августа 1941
Церковь Вознесения Господня - Самро - Лужский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 августа 1941




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  2 ноября 2006

Приделы апп. Петра и Павла и Рождества Богородицы. Закрыта в 1939 г., действовала в 1942-45 гг., после войны использовалась как склад, в 2006 г. не используется.

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 сентября 2017

Самро Рельской вол. – храмы Песьего погоста

Деревня Самро находится на юго-восточном берегу одноименного озера, на дороге Осьмино – Сланцы (через Рель). В древности здесь находился центр Песьего погоста Сомерской вол. Находящаяся при погосте деревня до 1910 г. также называлась Песьей, затем получила новое официальное название – Алексеевское. Но это название так и не прижилось. В народном обиходе деревню продолжали именовать то Песьей, то Самро. В документах 1940-х гг. эти названия иногда писались через дефис: д. Песье-Самро.

О древности д. Самро свидетельствуют многочисленные курганы, расположенные в ее окрестностях, в том числе и в непосредственной близости от сохранившегося здания церкви. Деревня примечательна тем, что здесь в 1700 г. останавливался Петр I, следуя походом под Нарву. С конца XVIII в. д. Самро относилась к Гдовскому уезду С.-Петербургской губ., вотчина императорской семьи, в частности, одно время принадлежала императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II.

Храмы Песьего погоста до сих пор остаются малоизученной темой. Известно, что первые сведения о находившейся здесь древней церкви относятся ко второй половине XVI в. Согласно справочнику «Земля Невская православная», церковь была деревянной, освященной во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней впервые приводится в Писцовой книге 1576 г. Последнее сообщение о ней относится к 1660 г. Возможно, что Покровская церковь в Самро уничтожена в ходе русско-шведских пограничных конфликтов конца XVII в.

Следующий храм на Песьем погосте появился лишь в 1737 г. Он освящен во имя Воскресения Христова. Строили его на средства прихожан. Будучи деревянной, эту церковь восстановили после пожара в 1756 г., и она простояла на данном месте полных два столетия. К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь подробным описанием этой церкви или ее фотографиями. Нам известно, что это был однопрестольный храм, рубленый, на каменном фундаменте с купольным перекрытием алтарной части, полуциркульными сводами, колокольней и наружной окраской стен. Известно также, что с 1849 г. при церкви открыли церковно-приходскую школу и что церковный приход уже во второй половине XIX в. был довольно многочисленным, включая деревни Будилово, Вагошку, Извоз, Глиненку, Славянку, Горестицы, Замошье, Жог, Новоивановское, Мхи, Шимы и др. В самой д. Песье находился 71 двор, другие наиболее крупные деревни – Горестицы (48 дворов), Жог и Славянка (в каждой по 27 дворов).

К концу XIX в. деревянная Покровская церковь, очевидно, перестала удовлетворять потребностям многолюдного прихода, и решили воздвигнуть рядом с ней новый более поместительный каменный храм.

Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев (1863 – ок. 1930), который, кроме ведения архитектурной практики, являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он – создатель разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере. Церковь в Самро является ярким примером церковных зданий, построенных им в Санкт-Петербургской губ. Ее проект разработал С. И. Андреев в 1901 г., строительство окончено к 1909 г.

По одной из версий, каменную церковь в Самро именуют во имя Вознесения Господня. По другим сведениям, каменный храм в Самро называется, как и его деревянный предшественник, Воскресенской церковью, что более соответствует традиции преемственности посвящения при замене старой церкви на новую.

Архитектура каменного храма в Самро решена в национальном стиле. Ярким представителем этого стиля был В. А. Косяков, создатель Морского собора в Кронштадте и Покровской церкви в д. Козья Гора, расположенной неподалеку от д. Самро, на северном берегу Самровского оз. (Сланцевский р-н). Церкви в Козьей Горе и Самро строились практически одновременно, но церковь в Самро мало в чем походит на козьегорскую, разве что сочетанием шатрового верха колокольни и шлемовидной церковной главки. По своей трактовке национального стиля это совсем разные храмы.

Храм в Самро больше напоминает церкви, построенные по проектам А.П. Аплаксина. Это касается пропорционального решения нижнего и верхнего ярусов церкви, оформления дверных и оконных проемов, других деталей декора. Но, в отличие от аплаксинских построек, Воскресенская церковь в Самро выглядит подчеркнуто монументально, благодаря объемам колокольни и церковного барабана, напоминающих крепостные башни.

С освящением каменной церкви надобность в деревянной Воскресенской церкви отпала. В 1914 г. она была закрыта. В начале 1930-х гг. служила зернохранилищем, в 1937–1938 гг. была переделана под клуб. После войны не использовалась. Ее, полуразрушенную, снесли в 1956–1957 гг. по просьбе председателя местного колхоза «Красный Самряк».

Закрытая в 1939 г. каменная Воскресенская церковь в Самро действовала в 1942–1957 гг. До начала 1990-х гг. она стояла во всей своей целостности с главками и крестами. В 1993 г. храм загорелся от горящего соседнего дома. Пожар уничтожил церковные верхи: купольное перекрытие барабана, шатер и главка колокольни.

В 1965 г. в редакцию Всесоюзного радио пришло письмо от жителей с. Самро Т. Н. Степановой и М. Ф. Федоровой. Они решили написать это письмо в ответ на передачу о том, как бережно сохраняются памятники старины в г. Суздале. В своем письме они рассказали, как обстоит дело со старыми храмами в их деревне, в надежде, что там, в Москве, что-нибудь сделают для их сохранности. Приводим это трогательное письмо двух наивных женщин, как говорится, поближе к его тексту: «…Слушая по радио вашу передачу о том, что… счастливые люди ездят по разным городам и селам и смотрят красоту памятников старины, [нам] очень понравилось суздальское прошлое… так бы и хотелось рядом побыть… Вы просите написать, у кого что сохранилось из прошлого… Это очень хорошо было бы, если бы некоторые люди ценили работу людей [прошлых времен], как всякая работа делалась вручную, и не было электричества, и как работал каменотес, и подумал бы каждый, идя громить какое-либо здание. Вот, например, у нас в селе была деревянная церковь, построенная Петром I… ножовкой и топором, шестиугольная… Ну, что же, церковь переделали на клуб, и во время войны она якобы сгорела… Площадь была красивая… а теперь бурьян, хлам разный. Это посреди села… И еще… церковь поставлена… красивая, по последнему слову техники (каменная Воскресенская. – А.Н., О.Н.), три иконостаса, отделка и позолота словно вчера нанесена… Очень жаль всего того, что там было и все выбросили, растащили. Иконы так красиво писаные на дорогом дереве, рублевым узором нанесена позолота, словно кружева… люди годами работали, а они разгромили вмиг. Приезжали из Ленинграда посмотреть, и были очень поражены, так в 57 году они ключ от верующих отобрали, а в облисполком написали, что верующие сами отдали. Народ хочет, чтобы они хотя бы к тому, что осталось, по-человечески относились, не ломали. Пусть как память о наших отцах и дедах постоит… И там же площадь у церкви. Там липы вековые, ель, тополь и что же, подъезжают машины, землю размесили, соляркой залили и тракторами задевают за эти деревья. А они заветные, и у всех такое бездушное отношение, что хочется плакать». Заканчивается письмо просьбой помочь навести порядок, а также не передавать «по радио, кто писал и просил».

Письмо для рассмотрения направили в областные инстанции. В итоге все осталось по-прежнему. Все же, возможно, что обращение жителей деревни на радио сыграло свою роль, помогло дальнейшему сохранению храма. Даже сегодня каменная Воскресенская церковь производит сильное впечатление, особенно при взгляде на нее с дороги при подъезде со стороны Рели.

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Несмотря на утраты, храм в Самро подтверждает справедливость этого сравнения. Перед нами величавая мелодия, отражающая силу русского характера, мощь той самой национальной идеи, поискам которой уделяется так много внимания в современной России.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.