21 июля 1902 г. в Кимры прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. После литургии в Покровском соборе при большом стечении прихожан состоялся крестный ход по Ильинской улице (ныне ул. Урицкого) во главе с прибывшим Тверским владыкой Димитрием, протоиереем Кимрской Вознесенской церкви П. Ершовым, священниками Покровского собора М. Комаровым, А. Молчановым, И. Никольским, священниками села Абрамове, И. Куницыным, села Каюрово В. Рассудовским. В конце улицы состоялась закладка нового каменного храма. Храм был заложен над ключом (родником) слывущим по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901г.
Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трех престольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. Поэтому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщик В. Никольский которого вскоре сменил Г. Егоров.
К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, проходящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры - Ильинское (сейчас этого кладбища нет).
При советской власти храм был закрыт. Трагическая история его не только познавательна, но и поучительна. Давайте коротко остановимся на основным моментах.
Местные власти добросовестно (иногда через чур, рьяно) выполняли указания свыше по борьбе с религией. Районная газета пестрела заголовками «Колокола па индустриализацию», «религия—опиум для парода», предложения о закрытии храмов. Но не такой уж простой задачей оказалось расправиться с церковью, учитывая тот факт, что большинство населения страны было верующим. Поэтому власти делали это постепенно, поэтапно, одновременно ведя активную антирелигиозную пропаганду с целью отрыва народа от церкви. Среди таких мер направленных против религии было закрытие духовных учебных заведений, изъятие храмов из ведения духовных властей в пользу государства и передача их по договорам вновь созданным религиозным общинам. Власти всячески старались расколоть церковь, поддерживая лояльно относящихся к ним церковников синодально-обновленческой ориентации в их соперничестве с традиционной православной церковью во главе с патриархом Тихоном. На примере Кимр можно было видеть как власти в 1927 г. передали небольшой группе обновленцев Скорбященскую церковь. Одним из примеров борьбы против церкви явился и запрет достройки каменной колокольни Преображенского храма. Местные власти мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.
В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот будет решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М. И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее).
Узнав, о решении в пользу закрытия церкви прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Зазвонили колокола. Толпа людей вскоре выросла за тысячу человек. Слышались возмущенные и бранные слова 1 адрес представителей власти. Секретаря ЦИКа Колоскова хватали за ворот, члену укома (РКП б) Алексееву не давали возможность говорить, рабочий фабрики «Красная звезда» Кожевников был избит и попал в больницу. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка. Началось предварительное следствие. Город затих как бы в предчувствии грозы.
После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. Вот что писалa по этому поводу районная газета «Коллективная жизнь» ныне «Кимрский вестник») от 20 октября 1929г.: «Сегодня начинается процесс Преображенских церковников. Состав суда: председательствующий — Велянец, народные заседатели Горохов и Борисов, государственный обвинитель Шаров. Обвиняются 20 человек: Колеров— священник Преображенской церкви, Дмитриев -— председатель церковного совета. А. Бойков - торговец член церковного совета, Болдаков—крупный кулак, имеющий 9 человек наемных рабочих, Овчинников — кустарь...». Кроме представителей из газеты «Коллективная жизнь» на процессе присутствовали корреспонденты «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», рабочей газеты, «Рабочей Москвы» и др. Местная газета подробно освещала каждый день суда и по сохранившимся ее экземплярам можно легко представить себе эту трагическую историю.
На пятый день суда прокурор Глазков выступил с речью, в которой сказал следующее: «Мы судим не группу верующих, которая якобы была против передачи здания церкви для культурных надобностей и поэтому оказала сопротивление. Мы судим нашего классового врага, сделавшего вылазку против наступающего пролетариата»... 28 октября в газете под жирной шапкой, озаглавленной «Приговор по делу Преображенских церковников» был напечатан приговор суда. Вот его текст: «Вчера в 7 часов вечера суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церковников... Главные организаторы и руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член церковного совета А. Бойков, Дмитриев и Закурин приговорены к высшей мере социальной защиты с конфискацией всего имущества...». Далее были перечислены лица, осужденные к разным срокам заключения, многие с конфискацией имущества и последующей высылкой после отбытия срока заключения: Овчинников, Кувшинов, Бобышева, Карнаухова. Заканчивался приговор следующими словами: «...Пухлов, Гладков, Иван Воробьев и Востоков приговорены к высылке в отдаленные местности по пять лет каждый, но последним трем как несовершеннолетним срок наказания снижен на одну треть. Смолина, Гущин, Шокин оправданы. Приговор встречен одобрительными аплодисментами». Посмотрим теперь хотя бы на примере двух обвиняемых приговоренных к расстрелу, в чем же заключалась их вина. При всей предвзятости, к протоиерею Ф. К. Колерову у судей ничего не нашлось против него кроме как инкриминировать ему в вину проведение прощального богослужения 19 мая, где он обратился, к верующим со словами сожаления по поводу решения властей закрыть храм и желания отстоять его. Второй его главной виной по мнению судей явилось то, что Ф.К. Колеров во время этого богослужения надел одежду предназначавшуюся для проведения больших праздников и распорядился сделать в храме полное освещение. Закурина же приговорили к высшей мере наказания, судя по материалам следствия, только за то, что во время беспорядков он находился в толпе прихожан, да еще за то, что в прошлом был стражником. Итак перед нами типичный для того времени образчик необоснованных репрессий властей против так называемого классового врага. Кровавый урок был вполне усвоен верующими. Ликвидация других храмов в Кимрах воспринята была уже покорно и без протестов.
Преображенский храм за считанные месяцы был переоборудован под культурный очаг — клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В культурном новоявленном очаге, разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур.
Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах в 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси.
С той поры Спас-Преображенская церковь, а ныне Спасо-Преображенский собор, сияя позолотой крестов на главах, радует глаза и сердца прихожан не только своей великолепной архитектурной красой, но главным образом служит источником душевной радости при отправлении богослужений. В 1982 г. в храме была возведена кирпичная пристройка, еще через десять лет здание было подключено к центральному отоплению (котельной трикотажной фабрики). В Спасо-Преображенском соборе замечательная стенная роспись, прекрасный иконостас. Здесь находится святая икона Иверской Божьей матери некогда присланная в дар Кимрскому Покровскому собору архимандритом Иосифом с братией из Афонского Андреевского скита и считающаяся покровительницей Кимр. Мечтой настоятеля собора протоиерея И. И. Басюка является восстановление куполов храма в их первозданном виде и сооружение звонницы с колоколами.
По материалам: http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kimry/866-kimry-spaso-preobrazhenskij-sobor