ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салми. Церковь Николая Чудотворца.


Салми. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Московского, Анны Праведной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1815 и 1824.
Архитектор:К.Л. Энгель
Адрес:
РК, Питкярантский р-н, п. Салми

Координаты: 61.371109, 31.856779



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Игорь Макаров
1 августа 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
20 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
13 августа 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
13 августа 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
13 августа 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Евгений
24 декабря 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Евгений
24 декабря 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Ева
25 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Илья Смирнов
17 августа 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Евгений
24 декабря 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Евгений
24 декабря 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Ева
25 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
7 апреля 1943
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
24 февраля 1942
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
24 февраля 1942
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
12 августа 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
12 августа 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
26 июля 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
21 июля 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
21 июля 1941
Церковь Николая Чудотворца, Старинное фото с сайта aroundspb.ru<br>, Салми, Питкярантский район, Республика Карелия
Старинное фото с сайта aroundspb.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  10 июля 2013

Церковь святого Николая располагалась на западном берегу реки Тулема и освящена 20.01.1825 г. Валаамским настоятелем Ионафаном. Церковь построила графиня Орлова-Чесменская. За строительные работы отвечали Сортавальские купцы Павел и Иван Громовы под руководством местного управляющего дотационными землями Феодора Феодоровича Маковкина. Работы были начаты летом 1815 г. и длились девять лет.

В церкви было дополнительно два придела: правый в честь свт. Алексия Московского, и левый в честь прав. Анны, родительницы Божией Матери. Главный престол был освящен в честь свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Архитектор неизвестен, не найдено и первоначальных чертежей. От Сената не требовалось разрешения, т.к. это была частная церковь и построена на частные средства. По своему стилю она принадлежала к типичной церковной архитектуре начала XIX в., особенно употребляемый в 1810-24 гг. густавский неоклассицизм, под началом Чальза Басса, интенданта управления стилевого планирования. Архитектор был большим знатоком отечественного стиля или, вероятно, чувствовал хорошо выбранное направление стиля.

Уже в 1833 г. отремонтирована крыша и притвор, а так же построены новые ворота. В 1859 г. добавлена на колокольне надстройка. Одновременно отреставрированы основной храм, алтарь снаружи и внутри. В 1885-86 гг. обновлены колокола. В 1900 г. выложены три печи в задней половине, что дало возможность использовать ее круглый год. В 1914 г. обновили иконостас, который освящен 14.02.1916 г., проведено электричество.

В 1935 г. проведен большой ремонт, который одобрило Министерство просвещения 19.10.1935 г. Планированием реставрационных работ занимался архитектор Юхани Виисте. Находящуюся внутри деревянную стену заменили на металлическую декоративную перегородку. Окраской и декоративными работами занимался Вяйно Грён. Отопление обновлено. Старые печи разобрали и установили центральное отопление. Кочегарку построили под церковью. Рисунки и чертежи по реставрационным работам изготовил мастер-строитель Тауно Оховаара.

Высота храма была 8 м, ширина 13 м, длина 30 м. Стены из кирпича и отштукатурены, крыша жестяная, но жестью “была покрыта только через несколько лет после строительства”. Стены снаружи окрашены в желтый цвет, а пилястры и украшения в в белый. Крыша окрашена в зеленый цвет. Колокольня была двухэтажная. 12 колоколов располагались на верхнем этаже. Самый большой колокол весил 1700 кг. Вокруг церкви 2 м вышиной деревянный забор. Церковный участок и кладбище составляли вместе 5 га. Земли принадлежали графине Орловой. Выделение участка назначено Императором 06.06.1848 г. и утверждено к исполнению 24.09.1852 г.

В основании церковь была длинная с колокольней на западной части, через которую был вход. Над центром храма поднималась высокая, свободная, с пиластрами и дугообразными окнами восьмиугольная куполообразная башня. На куполе была маленькая деревянная башенка с позолоченным крестом. Крыша купола изгибалась полого в стреху, под которой сильно выраженный антаблементный карниз. На продольных стенах окна были высокие, в верхней части слегка изогнутые. На башне купола стены слегка выступали и на выступах были пиластры и треугольные оконечники. В восточной части от центра креста находился алтарь.

Двухэтажная колокольня имела сверху маленькую башню с отверстиями и выгнутой крышей. Отверстия были дугообразные, со встроенными под углом пеластрами. Пеластры и колонны придавали элегантность церкви. Над главным входом выступал треугольный козырек с круглым окном.

В 1993 году по благословению правящего архиерея епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила возродил свою деятельность православный приход в пос. Салми. Священником был направлен священник Георгий Корин (в монашестве Нафанаил) (+2000). Им была пристроена к дому, где он жил, часовенка, где и совершались богослужения.

После кончины о.Нафанаила приход стал окормлять свящ. Олег Вилко, настоятель Вознесенской церкви г.Питкяранта.

Сайт Вознесенской церкви г. Питкяранта http://voznesenie.mrezha.ru/?page_id=59


Т.  10 июля 2013

По свидетельству надписи над двумя старыми образами, деревянная церковь существовала здесь с начала ХVIII века, однако из описания Валаамского монастыря видно, что уже в ХVI веке была здесь церковь во имя Вознесения Господня. В писцовой книге Водской пятины 1568 года Инши Булгакова и Посника Шипилова упоминается "Погост Воскресенский Соломанский, а на погосте церковь Воскресение Христово да придел Рождество Пречистыя, да теплая церковь Никола Чудотворец".

Отстроенная деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая сгорела в начале ХIХ века.

Автором церкви был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки (прежде всего, "Кафедральный собор"). Также он проектировал церкви в Суйстамо и Саккиярви.

Источник: Альтернативный путеводитель http://altertravel.ru/view.php?id=966


Марина Зуйкова  7 октября 2016

Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми - одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля на территории Карелии. Территория уезда Салми относилась к трем различным православным приходам. Самый большой из них был Салминский приход, в 1939 году имелось 8500 прихожан. Первоначально центром прихода было Кирккойоки (Kirkkojoki), где имелась деревянная церковь. В 1788 году была построена новая церковь, на месте обветшалой старой.

В начале 19-го века центром прихода становится уездный центр, Тулема (Tulema), ныне поселок Салми. На высоком месте "иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина", владевшей землями Салми, была построена в 1814-1824 году новая каменная церковь в распространенном тогда стиле неоклассицизма. Церковь была трехпрестольной: левый придел - во имя праведной Анны, правый - в честь св. Алексия, митрополита Московского. Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание Приграничной Карелии. Эти обстоятельства и имя Орловой породили легенды о якобы ее приезде в Салми и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада.

Автором православной церкви в Салми (Тулема) был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки. В основании церковь, освященная в память святого Николая и именовавшаяся местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30x13 метров, на трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700 килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол. В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине 1930-х годов церковь была капитально отреставрирована.

К предметам достопримечательности по древности принадлежат два образа, находившиеся в старой деревянной церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы имееется следующая надпись: "Написан сий Святой оброз, лета 1719 по повелению Салминского попа Фёдота Иванова, сына Окулова, его радением". На образе Св. пророка Ильи значится: "Написася сие Святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех".

Из прежних священников сохранились имена: Фёдот Иванов Окулов. Константин Федотов Окулов, умер в 1772 г. Филипп Константинов Окулов, переведенный в Суйстамо. Андрей Константинов Окулов, умерший в 1828 г. Иоанн Емельянов Зарянов, умерший в 1812 г. Пётр Иоаннович Аркудинский, переведён в Нейшлот. Стефан Марков. Николай Петрович Заостровский, погиб (утонул) в 1821 г. Василий Михайлов Дремяцкий, переведён в 1831 г. в Кронштадт. Алексей Стефанов Зосимовский, умер в 1865 г. Габриель Васильевич Зотиков, умерший в 1873 г. Яков Васильеа Заболотский. Алексей Елисеевич Фортунатов. Николай Иванович Зотиков с 1897 по 1907 гг. Николай Васильев с 1907 по 1909 гг. Константин Яковлев с 1909 по 1917 гг. Йоханнес Райллас (Фёдоров) с 1917 по 1950 гг. Одним из последних протоиереев был Михаил Александрович Мiikkola (Михайлов).

Метрические книги велись в Салми с 1806 г. Церковная библиотека в Салминском приходе была заведена священником Василием Дремяцким и пополнялась по мере церковных средств. Школа находилась не далеко от здания церкви, размещалась в приходском доме, была основана бывшим владельцем этой вотчин Громовым.

Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви, была разграблена. К 1944 году салминцы смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский артобстрел совершался якобы по державшим оборону в здании церкви финским солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части. Заслуживающими доверия, тем не менее, можно считать мемуары финских ветеранов, согласно которым во время отступления финских войск церковь, занимающая господствующее положение, интенсивно обстреливалась советскими войсками.

Советская эпоха довершила разрушение - полностью обвалилась крыша, на стенах выросли деревья. Старые кладбища были почти полностью уничтожены. Могильные камни использовались как футбольные ворота.

http://terijoki.spb.ru/kirkko/salmi.php


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 сентября 2018

По свидетельству надписи над двумя старыми образами, церковь существует здесь с начала XVIII в.; из описания же Валаамского монастыря видно, что церковь была уже в XVI в. во имя Вознесения Господня. Местных свидетельств на это нет никаких.

Сначала в здешнем погосте была холодная, деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, но она в начале XIX ст. сгорела; вместе с нею существовала здесь деревянная же церковь, теплая, во имя Богоявления Господня, построенная в 1786 г. прихожанами, но и эта церковь, по указу духовной консистории, за ветхостью, назначена в 1839 г. к уничтожению.

В 1825 г. графинею Анною Алексеевною Орловою-Чесменскою и тщанием управителя принадлежащих ей вотчин сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина построена нынешняя церковь, каменная, в расстоянии 1½ верст от старой церкви. Главный престол в этой церкви – во имя святителя Николая, приделы его посвящены памяти св. Алексия, митрополита Московского, и святой праведной Анны. Вероятно, первый придел выстроен в память отца строительницы графа Алексея Орлова-Чесменского, а второй – в память самой графини.

Антиминсы в главном алтаре и в приделе св. Анны священнодействованы митрополитом Серафимом 1824 г. 21 сентября. Антиминс в приделе святителя Алексия священнодействован митрополитом Гавриилом.

К предметам, достопримечательным по древности, принадлежат два образа, находящиеся в старой церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы имеется следующая надпись: «Написан сий святой образ лета 1719 по повелению Салминского попа Федота Иванова, сына Окулова, его радением». На образе св. пророка Илии надпись такая: «написан сий святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех».

Церковная библиотека заведена священником Дремяцким и пополняется по мере церковных средств. Метрические книги имеются с 1806 г. До 1800 г. здесь был один священник, диакон и два причетника; с 1800 г. по штату положено: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня. Все священники определялись к сей церкви по собственному прошению, а иногда – по желанию прихожан. Так священник Андрей Константинов в 1812 г. переведен сюда из Киделя по желанию прихожан.

До 1835 г. причт содержался доброхотными от прихожан подаяниями ржи и масла. Средств этих было недостаточно, да и прихожане – бедные хлебопашцы и рыбаки затруднялись вносить положенное количество ржи и масла. Священники в домашнем быту ничем не отличались от прихожан и, подобно им, жили в черных избах и сами исправляли все полевые работы. С 1835 г., на основании Высочайшего постановления от 24 января 1824 г., причту назначен от прихожан оброк, соответствующий ценности земли в целом приходе…

Причт помещается в домах, построенных прихожанами на церковной земле. К приходу Салминской церкви принадлежит 35 деревень, в которых… в 1873 г. значится дворов 700, прихожан муж. пола 3897, жен. 4275 душ. С большею частью деревень сообщение удобное, исключая дальности расстояния. Во многих деревнях есть часовни, окруженные кладбищами. По описанию 1865 г. всех часовен с кладбищами в приходе считалось 14, часовен без кладбищ было три. Прихожане сей церкви православные финские крестьяне и бобыли. Причт объясняется с прихожанами на местном карельском языке.

Прихожане, живущие при озере и на островах, занимаются рыбною ловлею. Лучшую рыбу, как – то сиги, форели и лосось, отправляют в Петербург. Обитатели лесных деревень исключительно занимаются в летнее время земледелием, а зимой – вывозкою бревен и дров, если сделаны заготовки. Осенью и весной они охотятся на диких зверей и птиц.

Прихожане большею частью неграмотны. Школа находится близ церкви и домов причта. Она помещается в приходском доме и основана бывшим владельцем этой вотчины Громовым в 1846 г., при содействии управляющего вотчиной капитана Киева, с дозволения гражданского начальства. Учащихся в ней до 60 мальчиков и 2 девочки. Прихожане соблюдают все уставы православной церкви и в храм ходят довольно исправно, по крайней мере, живущие вблизи. Но и те, которые живут далеко от церкви, в праздничные дни приходят в свои часовни и здесь слушают часы, которые читает им кто-нибудь из грамотных.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.