ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тучково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры ставропигиального мужского монастыря.


Тучково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Владимирской иконы Божией Матери, Михаила Архангела, Платона мученика
Год постройки:1874.
Адрес:
Владимирская область, Селивановский район, с. Тучково, д.30

Координаты: 55.8803, 41.6474
Проезд: из райцентра пгт. Красная Горбатка перемещаемся в его северный пригород Селиваново. В центральной части Селиваново, на главной улице АЗС "Лукойл" и развилка дорог с указателями "Ковров" на север и "Ольгино 30" на восток. Двигаемся на Ковров, 1,5км до перезда через ж/д пути, и 1,5 после переезда. В к ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из райцентра пгт. Красная Горбатка перемещаемся в его северный пригород Селиваново. В центральной части Селиваново, на главной улице АЗС "Лукойл" и развилка дорог с указателями "Ковров" на север и "Ольгино 30" на восток. Двигаемся на Ковров, 1,5км до перезда через ж/д пути, и 1,5 после переезда. В конце дачной местности за последним домом указатель "примыкание второстепенной дороги слева". Сворачиваем влево, на запад, с асфальта на щебёнку, 1,5км до развилки в лесу. На развилке хорошо укатанная щебеночная дорога уходит влево к пионерлагерям, а направо начинаются подсыпанные крупным щебнем страшные заполненыне водой колдобины, через некоторое время плавно переходящие в колею из грязи и песка, идущую под уклон вниз. Через 3км леса само Тучково. Далее, на дальнем краю села, дощато-бревенчатый мост (знак "г/п 7тн") через р.Колпь, через него на косогор к церкви





Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Общий вид с северо-запада<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Восточный фасад<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Восточный фасад
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Белокаменная облицовка цоколей<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Белокаменная облицовка цоколей
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Апсида<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Апсида
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Фрагмент боковой главы<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Фрагмент боковой главы
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Южный фасад трапезной<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Южный фасад трапезной
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Главы основного объема и колокольни<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Главы основного объема и колокольни
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Литая чугунная ступень крыльца западного входа в церковь<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Литая чугунная ступень крыльца западного входа в церковь
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Фрагмент площадки звона колокольни<br>, Тучково, Селивановский район, Владимирская область
Фрагмент площадки звона колокольни
Олег Щёлоков
2 июля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  7 июля 2006

Материалы IX Боголюбовских чтений

Федорова Ксения, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Праотеческо - пророческий и Деисусный чины иконостаса XVII и XIX веков

Из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева.

«В Саратовском Радищевском музее храмовых икон немного. В своей большей части они были переданы нам из других городов.

В 1969 году в собрание поступил фрагмент иконостаса, обнаруженный в 1965 экспедицией Государственной Третьяковской галереи в закрытой церкви села Тучкова Селивановского района Владимирской области. Иконы находились в аварийном состоянии и были по существу спасены экспедицией от полного разрушения. В Радищевский музей они поступили под профилактическими заклейками. При реставрации были укреплены и освобождены от поздней записи. Первой в 1975 реставратором высшей категории ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Г.В. Цируль раскрыта икона "Святой благоверный князь Федор". Основные реставрационные работы проводились реставратором высшей категории ВХНРЦ О.А. Пригородовой и при ее участии реставраторами музея.

Первоначально, еще экспедицией ГТГ, иконостас был датирован XVII веком. После реставрации эта датировка не изменилась.

Состав иконостаса. К данному иконостасу в собрании Саратовского музея относится 29 икон. Еще одна находится в собрание ГТГ. Местонахождение двух - образа Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Константина Муромского чудотворца неизвестны.

Праотеческо-пророческий чин состоит из икон-двурядиц. Вверху в центре представлена Троица в иконографии "Отечества". Внизу в центре Пресвятая Богородицы типа Оранты. Слева от центра расположены (соответственно вверху и внизу): праотец Адам и царь Давид, праотец Авель и пророк Исайя, праотец Авраам и пророк Моисей, праотец Мелхиседек и пророк Иона, праотец Иаков и пророк Аггей, праотец Енох и пророк Даниил, праотец Ной и пророк Аввакум. Справа от центра праотец Сиф и пророк Соломон, праотец Иаред и пророк Иезекеиль, праотец Исаак и пророк Гедеон, пророк Малахия и пророк Иона, праотец Рувим и пророк Михей, праотец Иосиф и пророк Захария, праотец Вениамин и пророк Наум.

В Деисусном чине восседающему на Небесном Престоле Вседержителю наряду с Пресвятой Богородицей (местонахождение неизвестно), Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем, митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, предстоят муромские чудотворцы князья Константин (местонахождение неизвестно) , Федор и Михаил, а также и Петр и Феврония Муромские (последняя в собрании ГТГ).

Образы отечественных святых составляют отдельную тему в русской иконописи. Их почитание, возникшее в XI веке, утвердилось в XV столетии и получило широкое развитие с XVI - времени известных соборов и официальной канонизации, оформления идей богоизбранности русской церкви и русского государства. Именно с этого времени повсеместно практикуется введение в композицию Деисуса изображений как церковных так и светских деятелей русской истории. Введение в Деисусный чин местночтимых муромских святых - одна из особенностей данного иконостаса.

Каменный храм в селе Тучково был устроен в 1874 году на средства купца Платона Герасимова. "Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона". Трапеза освящена в 1875 году, а главный храм - в 1881.


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  7 июля 2006

Перед установкой в иконостас иконы были поновлены. На обороте одной из них значится: "Сiи все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н. И. Лапотниковымъ".

Кроме того, на оборотах досок Деисусного чина графитным карандашом выполнены надписи, определяющие их местонахождение в иконостасе, к примеру, "1 спервава яруса".

Расположим иконы в названном порядке (они пронумерованы в направлении от краев к центру)

Правая сторона:
1.Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси ("1 спервава яруса").
2. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец ("2 спервава яруса").
3. Святитель Николай ("3 спервава яруса").
4. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси ("4 спервава яруса").
5. Апостол Петр (надпись не сохранилась).
6. Архангел Михаил ("6 спервава яруса").
7. Пресвятая Богородица.

Центр:
8. Иисус Христос - Господь Вседержитель.

Левая сторона:
9. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси ("9 спервава яруса").
10.Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси (" 10 спервава яруса").
11.Апостол Павел ("11 спервава яруса").
12.Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец ("12 спервава яруса").
13.Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец ("13 спервава яруса").
14.Архангел Гавриил ("14 спервава яруса").
15.Иоанн Креститель ("15 спервава яруса").

Более близкое к центру место, чем в традиционном иконостасе, заняли муромские чудотворцы . Не исключено, что это сделано по воле купца Платона Герасимова, "благодаря благочестивой мысли" которого был построен каменный храм. Особое отношение к храму его строителя проявилось, в частности, в его "ревностном желании" чтобы освящение хотя бы одного престола прошло в особенно торжественной и благолепной обстановке и было совершено Архиереем.

Известно, что храм XIX века был поставлен взамен древней деревянной церкви, первое упоминание о которой относится к 1676 году. Тогда село Тучково относилось к Рязанской епархии.

На оборотах досок сохранились рабочие цифровые и буквенные обозначения того времени. Их расшифровка и систематизация расширяют представление о первоначальном составе иконостаса и восстанавливают порядок расположения икон в XVII столетии. Можно уверенно сказать, что в XVII веке с каждой стороны от центра размещалось не менее восьми икон. Порядок их расположения был канонический.

Центр:
Иисус Христос - Господь Вседержитель.

Правая сторона:
1. Пресвятая Богородица.
2. Архангел Михаил (В П).
3. Апостол Петр (Г П).
4. Святитель Николай (Д П).
5. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси (Е П).
6. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (S П).
7. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец (З П).
8. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская (И П).

Левая сторона:
1. Иоанн Креститель (Предтеча) (А Л).
2. Архангел Гавриил (В Л).
3. Апостол Павел (Г Л).
4. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси (Д Л).
5. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси (ЕЛ).
6.Святой благоверный князь Константин, Муромский чудотворец (местонахождение не известно).
7. Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец (ЗЛ).
8. Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец (ИЛ)

***

При исследовании иконостаса обращают на себя внимание разновременные надписи на оборотах досок, оставленные мастерами прошлого. Хотелось бы знать, известны ли другие случаи с подобными рабочими обозначениями на иконах.

Не исключено, что в других собраниях сохранились образы Пресвятой Богородицы и святого князя Константина Муромского из данного Деисусного чина!?.

Если наш материал привлечет внимание сотрудников других музеев, мы готовы к обмену информацией.


Анонимный участник  12 апреля 2015

Расположенное в 6 километрах западнее Красной Горбатки село Тучково на реке Колпь - одно из наиболее значимых исторических мест нынешнего Селивановского района.

Храм там существовал еще в XVII столетии, являясь центром обширного прихода. Так, сельцо Хвосцово на правом берегу Колпи было вотчиной старинного дворянского рода Колтовских. Эта фамилия прославилась в истории благодаря браку Анны Колтовской в 1572 году с царем Иваном Грозным. Потомки братьев царицы Анны проживали в окрестностях Тучково вплоть до конца 1850-х годов, последним из них был генерал-майор Евгений Колтовский. Существует предание, что и сама царица приезжала отдыхать на Колпь и гостила в недалеком селе Мошок у боярина Воротынского.

С 1778 года Тучково входило в состав Судогодского уезда. До 1874 года церковь в этом селе была деревянной. Однако как-то раз пономарь по недосмотру оставил в храме после службы зажженную свечку. Из-за начавшегося пожара храм сильно пострадал. Новую каменную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Тучково, сохранившуюся до сих пор, выстроил на свои личные средства местный уроженец Платон Герасимов. Выходец из крестьянской семьи, он рано осиротел и познал нужду. Однако сметливый и расторопный юноша постепенно выдвинулся среди земляков и вскоре занялся торговлей. Сбывая лес и муку, Герасимов скопил капитал, достаточный для перехода в купеческое сословие. Вязниковский купец 2-й гильдии, а потом - ковровский купец 1-й гильдии Платон Герасимов не забывал про свою малую родину. Ровно 125 лет назад он начал строительство нового кирпичного храма в Тучково. Работы велись до 1881 года. Тогда же Герасимов устроил при храме школу для крестьянских ребятишек, для которой возвел отдельное здание. Всего он потратил более 100 тысяч рублей - огромную сумму по тем временам. За столь обширную благотворительность император Александр III наградил купца орденом св. Анны III степени и шейной золотой медалью.

Позже Герасимов окончательно обосновался в Коврове. В 1890 году ковровчане избрали инициативного и щедрого купца городским головой. Пост мэра Коврова Герасимов занимал до 1894 года. Однако конец его деловой и общественной карьеры оказался печальным. Один из деловых партнеров, ковровский фабрикант Иван Треумов, как говорят сейчас, "кинул" Герасимова: взял взаймы под честное купеческое слово крупную сумму денег и не возвратил. Вчерашний Крез разорился и не смог оправиться от такого удара. Вскоре Герасимов умер.

Не менее трагическими оказались и судьбы потомков тучковского мецената. Единственный сын Платона Герасимовича Прокопий избрал стезю педагога, работая сельским учителем. Во время первой мировой войны его мобилизовали в армию. В сентябре 1915 года Прокопий Герасимов погиб в возрасте 32-х лет, оставив жену с двумя малолетними детьми. Один из его сыновей, Сергей Прокопьевич, тоже ушел из жизни молодым. В 1938 году, состоя на службе в Красной Армии, он скончался на Дальнем Востоке в 24-летнем возрасте при невыясненных обстоятельствах. Наконец, племянница красного командира Герасимова, одна из последних носительниц этой фамилии, Вера Платоновна после окончания журфака МГУ работала корреспондентом районной газеты в Коврове. Поздним вечером в августе 1993 года неизвестные совершили нападение на журналистку, публиковавшую острые материалы на злободневные темы. От полученных ран правнучка купца Герасимова скончалась в больнице. В Коврове ее память чтут и по сей день.

Уроженцами Тучкова были и братья Способины, отличившиеся на различных поприщах. Их отец Иван Ястребов с начала 1820-х годов служил священником еще в деревянной тучковской церкви. Своих сыновей - Ивана, Дмитрия и Григория батюшка отправил на учебу во Владимирскую духовную семинарию. По тогдашней традиции, семинаристы получили новую фамилию. Из-за своих незаурядных способностей они стали Способиными. Однако в иереи вышел только средний из братьев - Дмитрий, служивший священником в селах Суздальского и Покровского уездов.

Старший, Иван Способин, после окончания семинарии поступил в чиновники Владимирского губернского правления. Грамотного и увлекавшегося литературой и историей молодого человека в 1844 году назначили редактором единственной местной газеты "Владимирские губернские ведомости". На Способина обратили внимание в Петербурге. Он получил выгодное предложение от одного из крупнейших предпринимателей того времени, переехал в северную столицу.

А вот третий из братьев Способиных, Григорий, после учебы в семинарии окончил еще и медицинский факультет университета. В качестве врача он служил в Новгородской губернии. Выйдя в отставку в чине надворного советника, Григорий Способин в 1871 году приобрел близ своей родины землю, на которой в 1873-м начал строить писчебумажную фабрику. Во многом это стало началом нынешней Красной Горбатки. Способинская фабрика производила бумагу на всю Россию: почтовую, писчую, для почтовых и гербовых марок.

В Тучково уцелело мраморное надгробие надворного советника Способина, а рядом с ним - гранитный памятник его отца иерея Иоанна Ястребова. В приличный вид тучковский некрополь приведен лишь недавно, когда сельский храм стал центром подворья Троице-Сергиевой лавры, а до этого пребывал в запустении. Долгое время оставалась закрытой и Владимирская церковь в Тучково. В 1965 году оттуда были вывезены старинные ценные иконы, которые ныне находятся в коллекции Радищевского музея в Саратове.

Революционные потрясения не миновали Тучкова и его округи. О нешуточных страстях, которые кипели там в годы гражданской войны, наглядно свидетельствует чудом сохранившийся документ - письмо крестьян одной из деревень Тучковской волости В.И.Ленину, написанное в конце 1917 года: "Товарищу Владимиру Ульяновичу Ленину. Осмеливаемся обращаться к Вам с покорнейшей просьбой, так как мы организовали между собой партию для борьбы с капиталистами... Выслать нам на каждого товарища по одному нагану и Браунингу, так как вокруг нас много помещиков и фабрикантов, которые к нашей партии неприсоединяются и угрожают оружием, а мы совершенно обезоруженны и бороца с ними не в силах, но они наши кровожадные пауки, все вооружены и мы сними ничего неможем сделать. Все покорнейши просим Вас товарищ Владимир Ульянович выслать нам по одному Револьверу, а что либо потребуются Вам документы и удостоверения, то немедленно представим".

Как говорится, комментарии излишни. Выслал ли "Владимир Ульянович" наганы тучковским крестьянам - точно неизвестно. Зато тучковский священник Василий Виноградов был арестован и репрессирован.

Сегодня храм в Тучково вновь благолепен и внутри, и снаружи. Он сравнительно невысок и даже кажется приземистым. На бугре, поросшем деревьями и кустарником, точно прямо из земли вырастают пять куполов: 4 голубых со звездами по краям и золоченый посередине. В погожий день особенно ярко сияют золотые кресты возрожденной святыни.

Источник "Призыв" 17.07.2009 г.



Комментарии и обсуждение


(По материалам сайта «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» www.sgu.ru/ogis/bogo/mat9/mat9-15.html)

Церковь действующая.

7 июля 2006, Олег Щёлоков.

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 88].

2 апреля 2013, Андрей Ершов.

По состоянию на май 2020 года - дорога до Тучково вполне приличная - из укатанной асфальтовой крошки.

31 мая 2020.