ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово). Церковь. Иоанна Предтечи.

Скит Иоанна Предтечи Куземского Погоста


Церковь. Не действует.  
Престолы:Собора Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы, Николая Чудотворца
Год постройки:между приблизительно 1825 и приблизительно 1900.
Адрес:
Владимирская область, Меленковский район, урочище Малоугрюмово (д. Скрипино)

Координаты:55.6125, 41.546
Проезд:Из райцентра Меленки северный выезд через Приклон-Архангел-Бутылицы 30км до Скрипино. На северной оконечности Скрипино неприметный грунтовый просёлок на восток направлением на ЛЭП и за ней церковь в трёх километрах в прямой видимости полями.




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Ландшафная панорама с юго-востока
Щёлоков Олег Олегович
25 июня 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
ДмитрийП.
25 августа 2015
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Завершение колокольни
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Вид с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Вид с юго-востока
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Южный фасад трапезной, фрагмент кладки
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Фрагмент кованой решётки окна трапезной
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Южный фасад четверика основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Крест основного объёма, погнутый, но устоявший от натиска вандализма
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Фрагмент кладки кокошника восьмерика основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Завершение восьмерика основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Панорама интерьера церкви. Для склейки изображения из четырёх снимков использована программа Panorama Maker 3
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Восточная стена апсиды в интерьере
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Цилиндрический свод, перекрывающий алтарную часть. Вид в интерьере
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Интерьер алтарной части, общий вид на запад
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Интерьер основного объёма, вид из юго-восточного угла помещения
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Основание восьмерика основного объёма в интерьере. Две чёрные палки слева внизу кадра - обугленные остатки сгоревшего иконостаса. Необъяснимо, каким образом иконостас выгорел дотла, не оставив никакой копоти на стенах
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Купол основного объёма в интерьере
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Интерьер трапезной, вид на восток
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006
Церковь. Иоанна Предтечи - Куземский Погост (Скрипино)(Малоугрюмово) - Меленковский район - Владимирская область
Юго-западный угол в интерьере трапезной
Щёлоков Олег Олегович
19 августа 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  19 июля 2006

Большое Угрюмово и Малое Угрюмово

«Деревни Большое Угрюмово и Малое Угрюмово были основаны двумя братьями; старшин основал Большое Угрюмово, младший - Малое. Угрюмово (Угримово) упоминается в 1676 г. В этом же году упоминается и другое Угрюмово. Большое Угрюмово - приход села Драчева. Ныне Селивановского района, ранее Меленковского уезда. Малое Угрюмово - Куземского прихода (Иоанна Предтеча тож) Меленковского уезда».

Записано в Муроме на заводе РИП от токаря 6 цеха, крестьянина с. Бутылицы Меленковского уезда Владимирской губернии, около 16 лет, 5 июня 1975 г. По материалам сайта Муромского музея «Топонимика селений Муромского района». www.museum.murom.ru/wwwmus/history/e/3.htm

Никольская церковь в селе Малое Угрюмово выстроена в русско-византийском стиле из красного лицевого кирпича. Относительно низкий четверик основного объема переходит в монументальный восьмерик. Объемы небольшой трапезной и главный соединены большим арочным проёмом и образуют единое целое. Асида одна, но очень большая, прямоугольной формы. Органичным элементом архитектурного ансамбля служит колокольня, построенная одновременно с другими частями храма. В целом планировка церкви обычная, каноническая. Фасады богато декорированы кокошниками и поясками, а так же в духе своего времени – нарядными сдвоенными полуколоннами. Большой красивый храм, видимый издали, явная доминанта живописных окружающих полей и перелесков. Внутри церкви на фоне общего разрушения и запустения обнаруживаются элементы ухода и заботы, домашние иконки, прибрано. Сохранились некоторые элементы первоначального интерьера, как-то: фрагменты фресковых росписей, подвески светильников, оградка алтарной части. Однако Никольского Прихода как такового нет, энтузиазм одной - двух бабушек не в состоянии победить разрушительные силы длительного бесхозного состояния храма, он находится в стадии гибели. Основная деструктивная проблема – отсутствие кровель.


Статью добавил(а): о. Антоний,  12 сентября 2009

Самыми древними центрами православия на Меленковской земле являлись погосты. Погостом первоначально назывался центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее это название закрепилось за центром административно-податного округа и характеризовалось как крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем или сельское кладбище.
Погост Куземский или погост Иоанна Предтечи находится в 32-х верстах от города Меленки и в 100 от города Владимира среди лесов и полей.
На месте данного погоста когда-то существовал женский Предтеченский монастырь. Время основания этого монастыря совершенно неизвестно, а упразднен он уже в первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах 136 – 138 (1628 –30) гг. сообщается об этом погосте следующее: «Погост Иоанна Предтечи, что был девич монастырь, а на погосте церковь собор Иоанна Предтечи холодная да другая церковь теплая Николы Чудотворца обе древяны клецки. А у церкви во дворе поп Терентий Лазарев, во дворе поп Алексей Еремеев, пономари Васька Савостьянов с детьми, с Гаврилкой да с Устинкой, да с Ивашкой, да с Лучкой, во воре просвирница Марьица да 10 мест келейных. Пашни церковной середние земли 40 четвертей да лесом поросло 10 четв. в каждом поле. Того монастыря пустошь, что была деревня Горки, Мусолово тож, в ней 3 места дворовых пашни паханыя наездом середние земли 30 четв., перелогу 20 четв. да лесом поросло 30 четв., а всего по 80 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что был починок, Попово тож, в ней два места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 15 четв., перелогу 10 четв., лесом поросло 20 четв., а всего 45 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что было селище Давыдовское стараго запустения, в ней место дворовое, пашни паханыя наездом середние земли 8 четв., перелогу 2 четв. да лесом поросло 10 четв., а всего по 20 четв. в поле. Всей пахатной земли при погосте значилось по 200 четв. в поле, а в дву потомуж.
К погосту и к пустошам по заполью лужок Павлов, да лужок Попадьин, да лужок Макаров, да заполем в лесу лужок Петрушинский, сена ставится 130 копен. Лесу пашеннаго 30 десят. да непашеннаго на полторы версты в длину и на версту поперег.
Таким образом в первой половине XVII столетия причт церкви Куземскаго погоста владел сравнительно громадным земельным наделом. Все вышеупомянутыя пустоши, конечно, были приложены в прежде бывший здесь девичий монастырь.
Сам погост до отписки монастырской земли к церкви, не назывался погостом Куземским, а Предтеченским; Куземским же стал называться по стану писцов, которые продолжали здесь свои занятия в течение трёх лет.
Когда получило начало свое общество монашествующих девиц и стало поселяться при церкви погоста Куземсмского,- неизвестно. Но тем не менее со всякою достоверностью полагать должно, что община эта первоначальным образованием своим обязана некоторым из девиц дворянского происхождения, которые, вероятно в те тяжелые и смутные времена переживаемые Россиею, желая девство свое посвятить Богу, поселялись, в сообществе с другими, при погосте Куземском, как месте тихом и более других уединенном, удерживая за собой ту часть земли, которая приходилась по семенному разделу. К этому убеждению приводит то именно обстоятельство, что монастырская земля не составляла общей нераздельной собственности, а разделена была на отдельные участки, на которых поселялись работники, принадлежавшие монашествующим девицам по крепостному праву.
Когда упразднен этот монастырь также неизвестно. Но, если взять во внимание приписку монастырской земли к Предтеченской церкви по писцовым книгам 1736-1738 гг. и инструкцию, данную Московской Губернской Канцелярией в 1765 г. на отмежевание таковой Земли к церкви то необходимо полагать, что и упразднение монастыря произошло в первых годах XVII столетия, так как из писцовых книг видно, что, во время описания монастырской земли, не изгладились еще места ни келий монастырских, ни места поселенцев, да и самый причет, состоявший из двоих священников, при одном пономаре, оставался в том же составе, в каком был при существовании монастыря.
Что касается прихода погоста Куземскаго, то о составе его имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам, при церкви Иоанна Предтечи в погосте Куземском два священника, дьячек и пономарь; в приходе: д. Угрюмова, в ней двор помещиков, 12 двор. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 27 дв.), д. Митина, в ней два двора помещиковых, 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 48 дв.), д. Скрыпина, в ней 3 дв. помещиковых, 36 дв. крестьянских (ныне здесь 124 дв.), д. Горохова, в ней 2 дв. помещиковых, 7 дв. крестьянских и 1 дв. задворнаго слуги (ныне здесь 39 дв.), д. Зимницы, в ней двор помещиков и 8 дв. крестьянских (ныне здесь 71 дв.), д. Бабухино, в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских (ныне здесь 33 дв.), д. Запрудная, в ней 3 дв. помещиковых и 6 дв. крестьянских (ныне здесь 29 дв.), д. Псилово, в ней 18 двор. крестьянских (ныне здесь 50 дв.), д. Мусина – девять дв. крестьянских (ныне здесь 18 дв.), д. Шушпанова, - 7 дв. крестьянских, д. Петрова, в ней двор помещиков и 1 дв. крестьянский, д. Свежаки - 11 дв. крестьянских (ныне здесь 35 дв.). Земли при церкви по 200 четв. в поле, сенного покосу 130 копен, лесу пашеннаго 30 дес. и непашеннаго на полторы версты в длину и на 1 версту в ширину».
Таков состав Куземскаго прихода к концу XVII столетия. Что же касается церквей Куземскаго погоста, то сведения о них довольно скудны. Из писцовых книг мы видели, что в 1628 – 30 гг. на погосте было две деревянных церкви. И в настоящее время в погосте существуют две деревянных церкви во имя тех же святых, что и в 1628 – 30 гг. Теплая Николаевская церковь построена вновь в 1861 году; куплена она в селе Приклоне Меленковскаго же уезда; в 1882 году она распространена. О времени же построения холодной Предтеченской церкви не имеется никаких сведений. На Ирмологие изд. 1673 года есть, впрочем, такая отметка: «в 74 году освящена церковь Иоанна Предтечи при Преосвящ. Алексие, Архиепископе Рязанском». Если верить этой отметке, то Предтеченская церковь, значит, принадлежит к старинным деревянным церквам XVII века. Но она не сохранила своего первоначальнаго вида; кровля на ней железная, под ней каменный фундамент. И внутри вместо прежде бывшаго полотнянаго иконостаса новый деревянный. Над престолом и жертвенником Предтеченскаго храма устроены полотняныя сени.
Утварью, ризницей и св. иконами церкви снабжены достаточно. Не смотря на несомненную древность церквей в погосте древняго в них почти ничего не сохранилось. Сохранились только два напрестольных Евангелия печати 1685 и 1697 гг. и вышеупомянутый Ирмологий изд. 1673 года.
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: арендной платы на землю 100 руб. и от служб и требоисправлений до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви и в настоящее время столько же, что и в XVII столетии: усадебной 6 десят. 830 саж., пахатной 250 десят. 1,543 саж., под лесом 112 десят., сенокоса по кустарнику 23 дес., 1,850 саж., под церквами и кладбищем 2 дес., под дорогами 15 дес., под болотами 11 дес. 2, 187 саж.; всей земли 421 десят. 1,543 саж. План и межевая книга на землю имеются.
Приход состоит из деревень: Угрюмова (1/2 версты от церкви), Митина (1 вер.), Скрыпина (3 вер.), Запрудья (6 вер.), Псилова(6 вер.), Мусина (6 вер.), Зимниц (6 вер.), Горохова (3 вер.), Свежаков (3 вер.), Дурасовка (4 вер.) и Бабухова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 1,481 душа муж. пола и 1,549 женскаго.
В погосте имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 26. . (См. Владимир. Епархиальн. Ведомости 1883 года № 23. – Примеч. автора).
Новая каменная Предтеченская церковь была построена в 1910 г. Усердием настоятеля храма протоиерея отца Иоанна Андреевича Рейпольского.
Иоанн Андреевич Рейпольский родился в селе Ильинское Стромиловых Юрьев - Польскаго уезда Владимирской губернии в семье священника в 1814г. Окончил Владимирскую духовную семинарию 1842 г. 14 марта 1843 года рукоположен в сан священника и назначен в Архангельскую церковь села Свято, Гороховецкого уезда. В 1852 году служил полковым священником в Севастополе. Получил наградной крест на Владимирской ленте и медаль за оборону Севастополя. По возвращении около года служил в погосте Богоявленском Вязниковского уезда. А с 1856 по 1859 в селе Александрово Судогодского уезда. С 1859 по 1870 в Успенской церкви села Крюково Меленковскго уезда, а с 1870 до самой кончины в Куземском погосте того же уезда.
За годы служения в этом погосте усердием батюшки Иоанна было открыто две школы, одна в сельце Скрыпино школа грамоты, а другая при погосте церковно-приходская школа. Так же были благоустроены оба храма и обнесены каменной оградой. Кроме того он сэкономил 2193 рубля 91 копейки от своих доходов и передал их на нужды храма. Но самым главным его желанием было строительство нового каменного храма. В 1893 году в погосте Куземском торжественно отмечался 50 – летний юбилей священнослужения отца Иоанна. В 1894 году, в связи с ухудшением здоровья, в основном зрения о. Иоанн уходит за штат. В 1900 году отец Иоанн написал прошение Высокопреосвященнейшему Сергию архиепископу Владимирскому и Суздальскому на строительство нового каменного храма, в котором он указал: «…Ныне считаю для себя священнейшею обязаностию во славу Пресвятаго имени Божия принять участие в устройстве нашего каменнаго храма и таковой же колокольни, и с этою целью в церковь погоста Куземскаго жертвую от себя пять тысяч рублей билетами государственной 4% ренты. Причем желал бы, чтобы вся эта сумма положена была на имя церкви в Муромское отделение Государственнаго банка на хранение, и чтобы одни проценты с 1 марта 1901 года получались каждогодно из банка и расходовались на церковныя работы до тех пор, пока не окончатся каменною кладкою храм и колокольня. По окончании же этих работ из означенных пяти тысяч рублей четыре жертвую на приобретение для той же церкви колокола с литейным изображением Христа Спасителя и Божией Матери, и словами: Приидите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. А тысячу пятую жертвую на два новых иконостаса храма. Сие приношение покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство от меня в церковь Божию принять, а для сего приказать местному благочинному пять тысяч от меня получить, для передачи их по назначению…». Прошение было написано дочерью отца Иоанна девицей Анной, так как батюшка к тому времени плохо видел, но подписано им самим, а так же священниками погоста Куземского и Благочинным.
Отец Иоанн скончался в глубокой старости, в 1902 году, а его дочь Анна жила в погосте Куземском до 1910 года, когда был построен и освящен новый каменный храм.
Освящение храма совершилось 31 октября 1910 года Преосвященным Евгением епископом Муромским. Престола в нем было три: I. Собор Иоанна Предтечи. II. Святителя Николая. III. Великомученицы Параскевы.

Статью добавил(а): о. Антоний,  21 сентября 2009

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи в Куземском погосте припиана к Свято-Благовещенскому монастырю г.Мурома. По благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия при погосте организуется подворье Благовещенского монастыря.

Статью добавил(а): Андрей Ершов,  22 марта 2012

12 июня 1929 г. Владимирский губисполком закрывает 1 (деревянную) церковь в Кузьминском [так в тексте] погосте Муромского уезда, т.к. у общины есть вторая церковь, об этом ходатайствует крестьяне и есть нужда в культурно-просветительных зданиях (ГАВО. Ф. Р-24. Оп. 1. Д. 1655. Л. 105) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 25.


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  17 июня 2012

Протокол № 94 Заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области от 29 апр. 1933 года.

§ 27.
СЛУШАЛИ: О ликвидации деревянной церкви в Куземском погосте Скрыпинского сельсовета Меленковского района.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принимая во внимание, что: 1) в Куземском погосте имеются два культовых здания, из которых старая деревянная церковь не используется религиозной общиной, что 2) население соседней деревни Митина ходатайствует о переносе здания этой церкви в дер. Митино и использования под школу взамен сгоревшего школьного здания, что 3) это ходатайство поддерживается, как целесообразное. Скрыпинским сельсоветом и Меленковским РИКом, что 4) средства на перенос церкви и приспособление ее под школу обеспечиваются за счет страховой премии (4000 руб.) за сгоревшую школу и, что 5) община верующих может удовлетворять свои религиозные потребности в другом церковном здании в том же погосте, деревянную церковь в Куземском погосте, как молитвенное здание, ликвидировать с передачей Меленковскому РИКу для использования под школу в д. Митино.
2. Предложить Меленковскому РИКу провести настоящее // Л. 51 об. постановление в жизнь с соблюдением ст. ст. 36 и 37 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях».
25/III – 33 г.

Б. Г.
Агеев
Беликов
Стальнова

ГАИО/ Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 274.  Л. 51 – 51 об.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.