НАВОЛОКИ. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ, кон. 18 в.
Стоит на высоком берегу Волги и хорошо видна из города и с территории фабрики. Кирпичная церковь возведена на средства местного помещика И.М. Колошина, отца декабристов Петра и Павла Колошиных. Расширение трапезной в связи с устройством боковых приделов и пристройка западного притвора у колокольни относятся ко 2-й пол. 19 в. По-видимому, тогда же окна получили прямоугольную форму, а декор храма, и особенно верхнего яруса колокольни, был огрублен.
Провинциальный сельский храм в стиле барокко, отличающийся своеобразной объемной композицией. К двусветному четверику со срезанными восточными углами, завершенному пятью главками (центральная световая), возвышающимися над высокой изогнутой кровлей, с востока примыкает прямоугольный алтарь той же высоты, а с запада - пониженная широкая трапезная, частично закрывающая боковые фасады церкви. Выступающая из объема трапезной колокольня, двухъярусная с промежуточным полуярусом (все ярусы четырехгранные, углы верхнего срезаны), имеет граненую купольную кровлю с люкарнами и увенчана барабанчиком со шпилем. Перед западным входом устроен низкий притвор с восьмискатной кровлей и маленькой металлической главкой.
Храм поднят на невысоком гладком цоколе, из-за неровности рельефа выявленном лишь с восточной стороны. Основная плоскость стен в первоначальных частях храма заглублена плоской прямоугольной нишей, объединяющей по вертикали прямоугольные основные окна и квадратные окошки второго света. Углы объемов подчеркнуты широкими лопатками, гладкими огибающими в восьмерике и рустованными, с выпуском угла - в алтаре и колокольне. Венчающий антаблемент - трехчастный профилированный. На северной стене алтаря, под верхними окнами сохранилась первоначальная П-образная накладная доска; остальные доски прямоугольные. Квадратные в сечении (со скошенными гранями) барабанчики глав прорезаны по странам света узкими арочными окошками. Нижний ярус колокольни декорирован аналогично алтарю, полуярус с огибающими рустованными лопатками имеет полуциркульные проемы. Верхний ярус прорезан высокими арками звона по странам света, на скошенных углах объема - филенчатые лопатки, грубоватые по рисунку. Фасады западного притвора типичны для эклектики. Основной объем храма завершен восьмилотковым сводом со световым барабаном в вершине. Переход от четверика к восьмерику в юго-западном и северо-западном углах осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов. В алтаре коробовым свод, замкнутый лотком с востока. Своды трапезной опираются на два приземистых столба.
Беляев, 1863, с. 122; ИАК, 1909, с. 184; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 120, № 368; Антонов, Щелков, 1993, с. 46-53. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 485-486