В 2017 году исполнилось 555 лет со времени упоминания Заколпья в исторических источниках. По преданию, когда-то очень давно, на опушке среди вековых сосен - отрогов знаменитых мещёрских лесов, был чудесным образом обретён образ, изображающий рождение божественного младенца Иисуса Христа. Крестьяне воздвигли на месте находки часовню, а потом срубили там деревянный храм, освящённый в честь Рождества Христова, который в народе так и стали называть - Рождество Христово в Заколпье. Возможно, это случилось ещё при Дмитрии Донском или даже ещё ранее, потому что уже в 1462 году село Заколпье упоминается в завещании (духовной грамоте) великого князя Московского Василия II Тёмного - внука победителя в Куликовской битве. Тогда Василий II передал сёла Заколпье (название происходит от реки Колпь) и Черчесово своей жене княгине Марии Ярославне. С тех пор Заколпье на четыре с половиной столетия оставалось в дворцовом ведомстве, являясь владением великокняжеской, а потом и царской династии.
В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1647 гг. село Заколпье значится старинной вотчиной боярина Никиты Ивановича Романова, "в селе церковь Рождества Христова - древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и клепало железное и всякое церковное строение вотчинниково; при церкви два священника Алексей и Николай, пономарь и просвирня..." В 1682 году село перешло в собственность московского Новоспасского монастыря. В 1691 году храм возвели заново, а в 1713 году рядом поставили тёплую церковь. В 1834 году началось сооружение каменного храма на средства местных крестьян и меленковских помещиков. Через три года построена трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1845 году возведение основного объёма храма было закончено. В 1862 году сооружена колокольня.
Всё здание состоит из трёх объёмов: основного храма с прямоугольной апсидой, трапезной и колокольни. Трёхъярусная колокольня в плане - прямоугольник, нижний и третий ярусы декорированы сплошными рустами, средний - гладкий, завершение сферическое на четыре ската, увенчано высоким шпилем с крестом. Колокольня посредством небольшой паперти соединяется с обширной четырёхстолпной трапезной, перекрытой системой крестовых сводов. Из трапезной большая арка вводит посетителя в основной объём церкви. Он имеет форму четверика, который посредством парусов переходит в большой барабан - цилиндр, перекрытый сферическим сводом. Алтарь имеет прямоугольную форму с прямоугольным выступом в восточной стене. Апсида перекрыта коробовыми сводами. Оконные проёмы в церкви прямоугольные с узкими лучковыми откосами. В барабане окна арочные. Пол в здании - керамическая плитка. Двери двойные деревянные. В интерьере стены покрыты штукатурным основанием под живопись. Северный и южный фасады основного объёма украшены четырёхпилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Над окнами трапезной сандрики.
Во второй половине ХIХ века участок почти прямоугольной формы обнесли кирпичной оградой с тремя тройными арочными воротами - западными, северными и южными, а в северо-западном углу участка выстроили церковно-приходскую школу (1884 г.). Внутри ограды к востоку и северу от церкви сохранились старые надгробья. Среди них - выполненнный из розового гранита памятник на могиле Евфимии Дмитриевны Чижовой (урождённой Арсеньевой) - двоюродной сестры матери М. Ю. Лермонтова, вышедшей замуж за меленковского помещика и уездного предводителя дворянства подполковника Петра Алексеевича Чижова, а также беломраморное надгробие священника П. Миртова (1899). В Христорождественском храме служили священномученики Николай Поспелов (1914-1922) и Пётр Чельцов (1943-1949).
Церковь Рождества Христова - одна из немногих сельских церквей Владимирской области, не разорённая в советскую эпоху. Перед Великой Отечественной войной с храма сбросили колокола, самый большой из которых, по словам местных жителей, весил около 4 тонн. Существует молва, что один из снятых колоколов был закопан сочувствующими экспедиторами около Суздаля, в надежде на то, что гонения на церковь скоро закончатся и колокол снова займёт своё прежнее место на звоннице храма. С началом войны службы в Христорождественском храме прекратились, но церковь не закрывалась. Ещё в начале ХХ века грунтовые воды подмыли фундамент главных ворот церковной ограды и они стали клониться вперёд. В 1961 году, во время очередного "хрущёвского" гонения на Церковь, стены и своды удалось расписать масляными красками. Однако печное отопление и влияние влажного климата быстро привели росписи в негодность: они стали шелушиться и потемнели. В 1987 году настенную роспись и нижний ряд иконостаса реставрировала художница из Владимира. В это же время была расписана и алтарная часть. Печное отопление заменила котельная, работающая на угле и дровах. Обновлена кровля на куполе и колокольне. В 1992 году к Заколпскому приходу был приписан Крестовоздвиженский храм в селе Григорьево.
Церковь Рождества Христова в селе Заколпье является памятником архитектуры федерального значения. Представляет собой сельский храм позднего классицизма в упрощённых формах, отличается сдержанным декором, а вот церковно-приходская школа (с 1990 года - Воскресная школа) и церковная ограда выдержаны в формах эклектики.
С сайта: https://azbyka.ru/palomnik/Храм Рождества Христова в Заколпье и https://www.prizyv.ru/2013/01/rozhdestvo-hristovo-v-zakolpe