Характерный для области приходской храм с традиционной объемной композицией и фасадным декором в стиле классицизма, хорошо сохранивший первоначальное убранство интерьера. Местоположение на берегу реки и выразительный силуэт с высокой колокольней делают здание важной архитектурной доминантой Закостромской части города. Кирпичная оштукатуренная церковь с приделами Казанского Богоматери и Николая Чудотворца сооружена в 1838 г. на средства прихожан. В 1888 г. под наблюдением техника инженер-подпоручика П.Н. Травина со стороны реки церковная территория получила кирпичную ограду с железной решеткой; ограда по другим сторонам участка, сменившая деревянный забор с примыкающими к нему бревенчатыми церковными постройками, появилась в советское время.
Продольно-осевая композиция церкви строго симметрична. Двусветный четверик храма завершен четырехскатной кровлей с луковичной чешуйчатой главкой на граненом световом барабане. С востока к нему примыкает небольшой граненый алтарь, с запада – слегка зауженная трапезная, по высоте равные первому ярусу храма. Небольшой поздний переход связывает трапезную с колокольней. Она состоит из двух четвериков (верхний отличается более стройными пропорциями), несущих цилиндрический ярус звона с купольной кровлей, увенчанной шпилем на четырехгранном трибуне.
Все объемы церкви связаны невысоким цоколем. Фасады четверика с высокими прямоугольными окнами без наличников, расположенными по трем осям, делятся простой узкой полочкой на два яруса. Входы, размещенные в центре, акцентированы зонтами на ажурных металлических кронштейнах. Пилястры во втором ярусе образуют четырехпилястровый портик, зрительно поддерживающий гладкий фриз венчающего карниза с узким подзором по краю кровли. Нижние окна отмечены простыми подоконными полочками, а верхние – трехчастными замками. Фасады алтаря и трапезной с тремя окнами на боковых стенах почти лишены декора, ограниченного гладким фризом венчающего карниза, продолжающего уровень междуэтажной полки четверика, и подоконными полочками под проемами. В противоположность скромному убранству стен храма, восьмигранный барабан главы очень наряден. В выделенных раскреповками основных гранях устроены арочные окна с замками в вершинах и профилированными карнизиками на уровне пят перемычек, а в западающих диагональных помещены вертикальные филенки.
Более развитый декор имеет колокольня. Углы массивного нижнего яруса фиксированы широкими филенчатыми лопатками, крепующими неполный антаблемент. Арочный вход с запада и соответствующие ему ложные арочные проемы на боковых гранях помещены в плоские ниши и отмечены трехчастными замками и импостами на уровне пят перемычек. Аналогичным образом оформлены высокие арочные наши второго яруса, украшенного двухпилястровыми портиками с треугольными фронтонами, декорированными пластичными дентикулами. Ярус звона представляет собой стройную ротонду с четырьмя арками, в простенках которых поставлены парные полуколонны тосканского ордера, несущие неполный антаблемент с карнизом, дополненным дентикулами. Глухой трибун под шпилем украшен маленькими прямоугольными нишами, чередующимися с валютообразными лопатками, часто встречающимися в барочных храмах региона.
В интерьере высокий и светлый храм перекрыт четырехлотковым сводом со световым барабаном главы в шелыге. Алтарь, открытый в основное пространство широкой аркой, имеет коробовый свод с трехгранной конхой. Трапезная, связанная с храмом арочным проходом, перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами. Алтари приделов трапезной расположены в глубоких полуциркульных нишах, устроенных в толще ее восточной стены. В переходе, ведущем к колокольне, подшит плоский деревянный потолок, первый ярус колокольни перекрыт двумя пересекающимися коробовыми сводами.
Окна первого и второго света в четверике храма объединены вертикальными нишами, а узкие простенки между ними украшены каннелированными пилястрами, поддерживающими трехчастный антаблемент, отделяющий стены от свода. Первоначальная настенная живопись в храме, относящаяся к академическому направлению, исполнена маслом в сер. 19 в. Роспись поновлялась в кон. 19 в. и грубо записана в 1975 г. В алтаре традиционно представлены образа «Тайной вечери», «Моления о чаше» и вселенских святителей. В своде храма, лотки которого подчеркнуты профилированными тягами, помещен образ «Троицы Новозаветной» (на восточном лотке) и «Собор архангелов». На северной и южной стенах храма между окнами первого и второго света написаны поясные образа евангелистов, сопровожденные их символами. Над боковыми входами в храм представлены образа Одигитрии Смоленской и Саваофа, оформленные тянутыми рамами. На западной стене храма в верхнем ярусе росписи помещен тезоименный храму образ «Воскресения Христова» (в иконографии «Восстание от гроба»), по сторонам от него композиции: «Христос в доме Марфы и Марии» и «Явление Христа Марии Магдалине». На своде трапезной представлен образ «Коронования Богоматери», на западной стене размещены композиции «Благословение детей» и «Избиение младенцев». Сохранившийся образ великомученицы Анастасии на северной стене трапезой является ктиторским.
В храме сохранился ансамбль из главного и двух придельных иконостасов 2-й четв. 19 в., исполненных в стиле позднего классицизма. Во время ремонта иконостасов, произведенного между 1979 и 2006 гг. первоначальная чистота стилевого решения была частично нарушена (появились витые колонны на заворотах придельных иконостасов; прозрачную решетчатую конструкцию царских врат главного иконостаса сменили на рамочные створы с густой лиственной орнаментикой; заменены резные накладки во фризе первого яруса главного иконостаса и под иконами второго яруса, а также рамы праздничных икон).
Главный иконостас двухъярусный, на семь прясел, с откосным ризалитом в центре, с вогнутыми в плане царскими вратами. В первом ярусе размещены местные образа и овальные по форме иконы праздничного чина. Во втором ярусе шесть икон с фигурами двенадцати апостолов расположены по сторонам арочного проема с обрезной композицией Распятия с предстоящими. В венчающей части иконостаса размещены четыре обрезных композиции из страстного цикла; над центральным фронтоном – обрезное же «Восстание от гроба».
Придельные иконостасы одноярусные, на пять прясел, с откосами и заворотами вдоль прохода в храм. В арочных проемах над царскими вратами помещены обрезные изображения Распятия с предстоящими.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 230; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 210; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С.64-67. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 798. Л. 1-8; Оп. 13. Д. 106. Л. 16.
http://svodokn.ru/object/101513418?open=true