ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Останкине.


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Александра Свирского, Тихвинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1677 и 1683.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
129515, Россия, город Москва, улица 1-ая Останкинская, дом 7, строение 2.

Координаты:55.8241, 37.61365
Проезд:м. "ВДНХ" трамв. 11, 17


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Hramsohran
21 сентября 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
4 октября 2013
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с Останкинской телебашни
Мунарев Сергей
20 мая 2012
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
22 июля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Илья Смирнов
24 апреля 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Hramsohran
18 марта 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андреева Ирина
14 июля 2014
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
evg.izmailov
31 января 2012
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Радист
15 марта 2011
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Радист
15 марта 2011
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
22 июля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с северо-запада
Иванов Дмитрий
23 мая 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
6 апреля 2006
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
6 апреля 2006
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
6 апреля 2006
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1995
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
27 октября 1988
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
27 октября 1988
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Hramsohran
21 сентября 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Hramsohran
21 сентября 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Hramsohran
18 марта 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Северный фасад
Иванов Дмитрий
23 мая 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
18 мая 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Одно из окон центральной апсиды
Игорь Демин
8 февраля 2003
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Одно из окон центральной апсиды, увенчанное коруной
Игорь Демин
8 февраля 2003
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото Германа Гроссмана. 1958 год https://humus.livejournal.com/5534823.html
Сергей Ковров
1 июня 1958
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Гордиенко Анатолий
13 августа 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  11 августа 2011

Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино:

история, архитектура, аналоги

Возведение храма шло поэтапно [1]. В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского [2]. В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни [3].

Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом [1], изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.

С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений [5]. В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере [11]. Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства [3,11]. В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

Новый этап его истории начался после революции. В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея. Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля - игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них - благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) - отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года [8]. Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.

Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и  звонниц Московского Кремля (а то время  -  старшего звонаря Московского Данилова монастыря) - И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв - его ученик.

Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ. В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница [6]. Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина [2]. Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера - Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня - около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.

Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).

На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

Библиография:

[1] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157

[2] Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5

[3] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993

[4] Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII

[5] Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.

[6] Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46

[7] Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237

[8] Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189.

[9] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135

[10] Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318

[11] Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66

Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru



Каменная церковь была выстроена (1677-1692 гг.) вместо обветшавшего деревянного храма. Придел Тихвинской богоматери освящен в 1683 году, а южный придел Александра Свирского - в 1691-м. Главный же престол святой Троицы освятили в начале июня 1692 года.

Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко. В 1767 году - изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы. Однако в 1851-м в храме снова проводятся реставрационные и другие ремонтные работы, кардинальным образом меняется иконостас, по-новому создается роспись на стенах, расписывается паперть, а через год и главный алтарь. В 1856 г. императором Александром II Останкино было выбрано местом говения императорской четы. В это время церковь была обновлена, а вместе с ней иконы, перекрашены кровля и наружные стены, кресты позолочены. В 1875-м владельцем имения становится граф А.Д. Шереметев, по указу которого проводятся ремонтные работы и наружной реставрации Святотроицкой церкви. Через два-три года была возвращена шатровая форма, венчавшая колокольню.

В послереволюционное время приход спустили из верхних храмов в подклет, который освятили во имя св. Николая. В апреле 1922-го из храма были изъяты все ценности, а в 1930 г. приход упразднили, сама церковь переходит во владение Антирелигиозного музея искусств. Наркомпит использовал подклет для хранения овощей. С начала 1935 г. Троицкая церковь полностью перешла во владения музея, однако лучшие ее памятники были расхищены. При этом храм демонстрировался как памятник архитектуры XVII века. В военное время музей закрыли, а наиболее ценное имущество из дворца определили в храм, таким образом, церковь продолжительное время являлась хранилищем. В семидесятые годы прошлого века возобновлена реставрация иконостасов, росписи на стенах храма, ремонт фасадов и кровли. В 1980-е здесь проходили концерты камерного ансамбля светской и духовной музыки XVIII в.

В начале 90-го ХХ века поднимался вопрос об организации при храме Оптиной пустыни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 23 марта 1991 г. освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. В конце декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. Александра Свирского, а на праздник Второго Спаса 1996 года был освящен северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери архиепископом Истринским Арсением.

Сегодня это действующий приходской храм.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 марта 2018

Останкино в 1584 г. было сельцом под названием «Осташково, на суходоле». Оно находилось Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана в вотчине «за Василием Яковлевичем Щелкановым, что прежде сего было поместье за немчином Орном».

По писцовым книгам 1623 – 24 гг. значится: «за боярином князем Иваном Борисовичем Черкасским вотчина, по государевой грамоте 1617 г., что было за дьяком Василием Щелкановым и за сыном его Иваном сельцо Осташково на суходоле, а в нем была церковь во имя Живоначальной Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной 4 четверти в поле; в селе пруд, да к тому селу слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытенке (в 1584 г. была пустошью), а в ней 63 двора бобыльских на оброк; под тою же слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташкове двор боярский, да другой двор, в нем живут деловые люди».

Церковь Живоначальной Троицы была построена в селе Осташкове, Останкине тож, новая деревянная между 1625-27 гг. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Живоначальной Троицы в селе Осташкове, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Черкасского, дани 2 алтына 2 деньги, по наказу гривна». В 1633 г. у Троицкой церкви были двор попов, в приходе двор вотчинников, 22 двора бобыльских; церковной дани платилось по 1649 г. 5 алтын 2 деньги.

25 января 1650 г. по государеву патриаршему приказу, вследствие челобитной за пометою дьяка Ивана Ковелина, «с Троицкой церкви данных денег имать не велено и из оклада выложить, потому что по государеву указу от той церкви прихожане вывезены к Москве в черные сотни». В 1676 г. Троицкая церковь снова была обложена данью.

По книге казенного приказа за 1676 г. «5 марта, по указу св. патриарха и по помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семеникова, прибыла вновь церковь из писцовых книг Московского уезда, письма и окладу Ивана Нелединского 1633 году церковь Живоначальной Троицы, что была при писце в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Черкасского, а ныне вотчина князя Михаила Яковлевича Черкасского, в селе Останкове, а на ту церковь по писцовым книгам положено дани 5 алтын 2 деньги, заезда гривна и те данные деньги с той церкви имано по 1650 год, а с 1650 года и впредь имать не велено и не имано; а ныне по указу патриарха велено: на 1676 г. и впредь имать по тому писцовому окладу, а доимку за прошлые годы очистить».

В записной книге Патриаршего казенного приказа за 1700 г. значится: «9 октября выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину князя Михаила Яковлевича Черкасского, в село Останково, в церковь Св. Троицы, под росписку Большого Успенского собора диакона Ивана Абрамова». Под 1710 г. показано: церковь Св. Троицы в селе Останкове каменная, которая, вероятно, была построена в 1700 г. Священнослужителям выдавалась в 1680-1703 гг. годовая хлебная и денежная руга, а церковною землею владел вотчинник. В 1703 г. в приходе Троицкой церкви находилось 23 двора.

Село Останкино с деревнею Марьиной в 1642 г. принадлежало князю Якову Куденетовичу Черкасскому; в 1667 г. – его сыну князю Михаилу, в 1719 г. – внуку князю Алексею Михайловичу Черкасскому, а от сего последнего перешло в род графов Шереметевых. В 1704 г. в селе находились: двор боярский и дворы: приказчика, конюшенный и 62 двора задворных, поваровых, служних, конюховых и садовниковых людей, в них 120 человек, и 20 дворов солдатских, в них 24 человека.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.