Каменная церковь во имя Богоявления Господня с приделами св. пророка Илии и св. чудотворца Николая до сих пор стоит на краю села Гвоздева. История строительства здания прослеживается достаточно подробно по архивным источникам. До каменной в селе стояли две деревянные церкви – Воскресенская и Богоявленская с приделом св. пророка Илии. Богоявленская церковь была построена в 1765 г. иждивением владелицы Гвоздева, княгини Александры Ивановны Куракиной. Воскресенская церковь к этому времени обветшала, указом консистории от 15 декабря 1765 г. велено было здание разобрать и продать «на строение или на топление церковное, или же на печение просфор». Сохранилось описание Богоявленской церкви: «расположением весьма немалая об одном этаже, двуглавая. В ней стены тесаныя, окон десять, в них вставлены оконницы стеколчатыя и решетки железныя. Входная дверь из паперти одна <…> Крыша на всей церкве деревянная, главы чешуйчатыя деревянныя, кресты обитые жестью. Колокольня построена от паперти отдельно деревянная, осьмиугольная, на ней крыша тесовая шпилем, глава деревянная чешуйчатая, крест обит белой жестью».
В 1835 г. прихожане села Гвоздева во главе с церковным старостой Алексеем Васильевым подали архиепископу Ярославскому и Ростовскому Аврааму прошение о строительстве новой церкви: «Имея мы не преоборимое желание соорудить вместо деревянной каменную церковь в помянутом нашем селе на собственное свое иждивение». На время подачи челобитной в приходе было 275 душ прихожан. Консистория разрешила строить церковь при условии внесения «в сохранную казну в пользу своего причта не менее 6000 рублей». В противном случае приход предполагалось причислить к селу Макарову. Однако у крестьян, по всей видимости, не нашлось нужной суммы и строительство на некоторое время было отложено.
В 1837 г. Гвоздево перешло от Куракиных к Чернышевым. Е.Н. Чернышева самолично ходатайствовала перед архиепископом о постройке храма: «Супруга господина Военнаго министра графиня Елизавета Николаевна Чернышева просит о скорейшем удовлетворении прошения крестьян». В том же 1837 г. прихожане внесли на содержание причта 3000 рублей и в очередной раз обратились с просьбой о разрешении строительства. Наконец-то, в 1838 г. архиепископ Евгений дал грамоту на возведение церкви. Проект утвердил губернский архитектор П.Я. Паньков. Строительство длилось три года. «За прочностью построения» здания наблюдал член Ярославской губернской строительной комиссии капитан Сабанеев, который и доложил 5 июня 1841 г., «что постройка церкви … производством ныне кончена и два придела в трапезе оной совершенно отделаны с надлежащею позолотою в них и готовы к освящению». В 1843 г. к паперти и к колокольне «прикладен каменный портик». В том же году вокруг церкви была «устроена» ограда «каменная с железными решетками меж столбиками» и возведена часовня на средства крестьянина деревни Семеновской Филиппа Демидова.
В научном архиве ГМЗ «Ростовский кремль» хранится любопытная рукопись. В середине XIX в. священник села Гвоздева Петр Соколов составил описания села и церкви. Возникновение этих описаний обусловлено разными причинами. Краткая история села написана для Российского Географического Общества: «В июле месяце сего 1851 года в следствие Указнаго предписания дана мною подписка, дабы вспомоществовать успехам Географическаго Российскаго Общества и ответы на вопросы онаго представлять самому от себя на имя онаго Общества в СПБург». Сведения о церкви предназначались И. Д. Троицкому, известному ярославскому краеведу: «Сии сведения собирались для подачи члену-корреспонденту Протоиерею Иоанну Троицкому». Петр Соколов приложил к своим описаниям рисунок. Это своего рода «першпектива» села со стаффажными человеческими фигурками. Оставляя цепочки следов на дороге, фигурки оживляют монотонную линию фасадов добротных крестьянских домов: баба несет воду на коромысле, мужик с клюкой задумчиво остановился, наблюдая за всадником, лошадь которого поднялась на дыбы. Особенно старательно прорисована гвоздевская церковь, стоящая несколько в стороне, за посадом. На дальнем плане – панорама селений, схематичные изображения которых подписаны для узнавания.
Публикация данных описаний является важной прежде всего потому, что они интересны как исторический источник. Документы публикуются с сохранением орфографии подлинника; вышедшие из употребления буквы заменены современным написанием; пунктуация приближена к современной.
Краткое историческое описание Ярославской губернии Ростовского уезда села Гвоздева с его местностями.
Древнее село Гвоздево напоминает своим именем о бедном величии одного из удельных Князей Ростовских Феодора Дмитрича по прозвищу Гвоздя. Оно отстоит к северу от Ростова в 16 верстах, уклоняясь от Московскаго шоссе в западную сторону и, покоясь на плоской возвышенности, оно пережило собою многих владетельных князей. По 1627 год им владел Князь Всеволод Иванович Бахтеяров-Ростовский; после него грамотою Царя Михаила Феодоровича пожаловано зятю Бахтеярова Князю Юрью Андреевичу Ситскому; но жена его вдовствующая Княгиня Фотинья Владимировна как бездетная продала двоюродному брату своему Князю Григорью Семеновичу Куракину в 169-году. Наконец, после стасорокалетняго владения Кн. Куракиными, ведущими потомство свое от Гедимина, Вел. Князя Литовскаго, село Гвоздево вместе с Ростовской вотчиною перешло во владение в 1837 году Графини Елизаветы Николаевны Чернышевой. В нем ныне, кроме двадцати довольно изрядных домов, расположенных на два равных посада, обращает на себя особенное внимание каменная, вновь устроенная церковь во имя Богоявления Господня. Церковь эта построена была по случаю сгоревшей деревянной церкви в 1839 году по желанию приходских людей и на то соизволением Ея светлости Княгини Чернышевой по присланному от нея плану и фасаду; а достроена в 1840 году. Расположением она четвероугольная, продолговатая, о пяти чешуйчатых главах. Долгота ея с папертью 18 сажен, широта 16 аршин с половиною; высота от земли с крестом 10 сажен. И при ней в то же время воздвигнута каменная колокольня одноглавая, высота коея со крестом 15 сажен; на ней повешено восемь колоколов, в коих всего весу до 400 пудов.
Вся церковь обнесена каменною же невысокою оградою со вставленными между столбиками железными решетками в 1843 году. В церкви три престола: в настоящей холодной во имя Богоявления Господня (освящен в 1845 году), в теплой трапезе на правой стороне во имя Св. Пророка Божия Илии, а по левую Святителя Николая чудотворца (освящены в 1841 году Ярославским Протоиереем Александром Головщиковым). Стены внутри обеих церквей росписаны и убраны красками из анфреско. Иконостас в настоящей нарезан в 1844 году художником Бычковым Заозерцем двухъ-ярусный, вызолочен на полимент и раскрашен кармином; в местном поясе храмовая икона Богоявления Господня с прочими двунадесятыми праздниками равно и стеннописание есть произведение кисти иконописца Александра Колчина Ярославца. Три местныя иконы украшены серебряными ризами, прочия аплековыми; на всех же иконах местных имеются венцы серебряные; в теплой церкви замечателен большой деревянный Крест. Он поновлен в 1706 году и проложен в Гвоздевскую церковь Воскресения Христова (ибо как видно из акта); он напоминает собою, что здесь в прежние лета были две деревянныя церкви и два причта: одна была приходскою, другая же ружною; ибо тогда к Гвоздевскому приходу причислялись деревни: Семеновско, Семибраты, Ломы, Исады и Легково; но за отдалением д. Семибратов, по случаю бывшей в ней моровой язвы в 1771 году, в Гвоздеве осталась одна церковь и один причт. Ныне считается приходских душ мужеска 320, женска 392, в том числе раскольников муж. 6, жен. 19 душ.
Все прихожане, кроме Легковских казенных, суть крестьяне Княгини Чернышевой, имеют промышленность, кроме земледелия, вскормление каплунов в большом количестве. Кроме показанных раскольников все они привержены ко Храму Божию. Но Гвоздевская церковь и доселе не имела бы такой прочности и благолепия, есть ли бы не было при ней прихожанина Демидова. Пусть церковь Приимковская и Макаровская сохраняют имена и память Кн. Куракиных; наша церковь Гвоздевская долго, долго будет твердить потомкам о великом усердии Филиппа Демидова. Но он еще жив и не проходит одного года, чего бы он для благолепия церкви не прибавил новаго. Гвоздевский священник Петр Соколов июня 25 1851 года. Для большей ясности здесь прилагается рисунок села Гвоздева и церкви в настоящем виде с полуденной стороны, или от Ростова.
Ростовской округи села Гвоздева Священника Петра Андреева Соколова о церкви во имя Богоявления Господня и местности оной. Историческое сведение 1851-го года.
14 лет как при селе Гвоздеве на плоской возвышенности стояла деревянная обширная двуглавая церковь во имя Богоявления Господня с приделом на одной солее Святаго Пророка Божия Илии и при ней отставная деревянная же осмигранная колокольня с острым куполом. Оная церковь построена была иждивением местной владетельницы, вдовствующей Княгини Александры Ивановны Куракиной и освящена в 1766 году Епископом и Членом Св. Синода Афанасием Ростовским и Ярославским. Но в 1837 году сентября с 14 на 15-е число в глухую и туманную ночь оная вместе с колокольнею сгорела дотла от открывшагося на селе Гвоздеве пожара; утварь же вынесена была вся приходскими и военными людьми. Вместо сгоревшия по желанию прихожан и соизволению их Госпожи Графини Елизаветы Николаевны Чернышевой, с благословения от Преосв. Евгения Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго в 1839 году заложена была каменная церковь во именование прежде упомянутых праздников с прибавлением придела Святителю и Чудотворцу Николая, подавшись на восток почти всею церковию на 18 сажен от места прежния церкви, которая в 1841 году и окончена строением и освящены в теплой трапезе месяца июля 6 и 7 числ два придельные храма; настоящая же освящена в 1845 году майя в 27 день в неделю Св. Отец.
Внешность всея церкви и мера. Расположением четвероугольная, продолговатая о пяти чешуйчатых главах, утвержденных на осмигранных шеях. Вся она с главами покрыта листовым железом по деревянным стропилам, окрашенным ярью. Кресты деревянные осмиконечные, опаянные английскою жестью. Окон по всей церкви 29, в них вкладены железныя решетки. Входныя двери двои с железными глухими затворами и деревянными, у коих повешено по два замка. Пол во всей церкви деревянный, поддерживается каменными столбиками и оследями. Стены и карнизы общекотурены и отбелены. Высота настоящей церкви от земли по верхний рог большаго креста 10-ть сажен.
Колокольня, мера ея и колокола. Над входом в трапезу возвышается каменная четвероугольная о трех этажах матерая колокольня с 8 поверх крыши пролетными слухами. На ней купол и фронтоны покрыты железом и окрашены ярью. Одна имеется на ней большая чешуйчатая глава с осмиконечным крестом. Совне столпы ея и карнизы ощекотурены и отбелены. Толстота ея с самаго корня по верхнюю кровлю почти ровна, именно 3 сажен. Высотою от земли включительно со крестом 15 сажен. На ней восемь колоколов: 1-й большой 209 пуд. 26 фунт., 2-й в 104 пуда, выменян на обгоревший колокол; 3-й в 50 пуд. и 22 фун. приложен прихожанином Филиппом Демидовым в 49 году; 4-й в 25 пуд. и 14 фун; 5-й в 7 пуд. и 2 фун.; прочие три не тяжеловесны.
Церковный двор. Вокруг церкви имеется каменная ограда с железными между столбиками решетками, четвероугольная, продолговатая, мерою кругом около 70 сажен; общекотурена и отбелена, покрыта железом. На юго-западном углу коея устроена малая часовня; а на прочих башенки со шпилями. От малой часовни чрез одну дорогу имеется приходское кладбище, на коем видны две могилы с большими буграми – это памятники моровой язвы, бывшей в селе Макарове.
Внутреннее украшение в холодной церкве и в трапезе. Стены и своды как в настоящей, так и в трапезе по штукатурке росписаны живописью и уборкою из анфреско. Больших клеймов в обоих церквах 10, одноличных изображений 20. Иконостас в настоящей церкви нарезан в 1843 году мастером Заозерцем Алексеем Бычковым двухъ-ярусный. В нем 8 колонн, тумбы, карнизы, рамки и фронтоны с резьбою вызолочены червонным золотом на полимент и под мат сплошь; равно и Царския врата резныя вызолочены сплошь; а гладкия места в иконостасе покрыты кармином. В холодной церкви устроено 8 одноформенных киот, на которых рамки с резьбою вызолочены, а столярство окрашено кармином. В местном ярусе и киотах поставлено 6 икон давняго письма, а прочия образа написаны вновь иконописцем Александром Колчиным Ярославцем, им же и стены росписаны в настоящей. На всех местных иконах венцы серебряные, на трех иконах и ризы серебряныя же, а на прочих апликовыя; пред ними, вместо лампад, поставлены большие медные посеребреные подсвешники. В трапезе: два придельные иконостаса однофанерные, на них резьба, рамки, карнизы и фронтоны позолочены сплошь; а гладкия места покрыты лазурью под небесный цвет; в исподнем ярусе иконы помещены из сгоревшей церкви, из них на пяти иконах венцы серебряные, а на прочих медные; в верхнем поясе двенадцать праздников и образ Пр. Илии написаны вновь иконописцем Ростовцем Алексеем Юровым, им же и стены росписаны в трапезе. Пред Никольским приделом на тумбе поставлен Животворящий Крест древняго письма Греческаго. На нем венец и подвес серебряные вызолоченные. Он был поновлен в 1706 году; а когда первоначально писан неизвестно, и напоминает собою, что лет за сто была здесь и другая церковь во имя Воскресения Христова.
О средствах содержания причта. До 1838 года причт пользовался от прихожан только одними ручными денежными доходами и от возделывания земли, оному принадлежащей. Но в 1838 году по настоянию Авраама и Евгения Архиепископов Ярославских и Ростовских, прихожанами взнесено в Ярославский приказ в пользу причта три тысячи рублей ассигнациями, с коих ежегодно получается процентов 120 рублей ассигнациями же. Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, построены на церковной земле. Земли во владении причта усадебной 1 десятина и 560 кв. саж., пахатной 18 дес. и 20 кв. саж., сенокосной 15 дес. и 1807 кв саж. Итого 34 дес. и 2387 кв. саж.; недостает 1 дес. 1013 саж. На сию землю имеются межевыя книги и 4 специальных плана Генеральнаго межевания бывшаго в 1772 году. Оною землею владеют сами Священноцерковнослужители.
О крестных ходах. В 5 селениях в вешнее время года в избранные дни бывают по отпетии Литургии хождения с образами; а именно: в селе Гвоздеве в день Великомученика Георгия 23 Апреля; в деревни: Семеновское в Воскресенье что перед Николиным днем. В Ломы в день Св. Николая 9 Мая; в Исады в день св. Духа, в Легково в Троицын день.
О расколах суевериях и волхвованиях. Раскольники толка безпоповщины здесь как были прежде, так и ныне есть, коих ныне числится мужеска пола 5, женска 20 душ. Суеверий и волхвований нет. Актов при церкви древних, содержащих в себе что либо нужное касательно местности не имеется, но указы и манифесты хранятся некоторые с 1721 года и по настоящее время. Июня 4-го 1851 года.
Алитова Р.Ф. Церкви Ростовского уезда второй трети XVIII – начала XX вв. // СРМ. Вып. XIV. Ростов, 2003. С. 332.
http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/887