Строительство храма было начато в 1714 и завершено в 1718 году. Несмотря на указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий где-либо, кроме С.-Петербурга, гиреевский храм строился каменным. Храм скромен и аскетичен в своем архитектурном убранстве, лишенным декоративной пышности, присущей стилю "нарышкинского барокко", в котором храм возводился. Достоверно известно лишь то, что в 1717 году князь Иван Алексеевич Голицын бил челом Великому Государю, прося об отводе земли для церковного причта новой церкви в своей вотчине. "Вотчина у меня, - писал князь, - в Московском Уезде в Васильцовом стану, сельцо Гиреево, Губино тож, и в прошлом 1714 году по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, а по моему челобитью велено в сельце Гирееве построить вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, а у тоя церкви попу с причетники земли и сенных покосов не справлено и чтоб указом повелено было к той новопостроенной церкви попу с причетники на прокормление земли и сенных покосов справить, и о том послать в Патриарший приказ память".
Освящение храма было совершено Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским) уже в следующем 1718 году, так как именно с июня 1718 года церковный причт, о котором хлопотал Голицын, был обложен государственной данью: "с дворов: с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских... - с пашни 10 чети, да сенных покосов с 10 копен дани заезда и десятильнича доходу по указанной статье 24 алтына 4 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1718 года. И июля в 10 день те деньги платил человек его (Голицына) Макар Башкиров". Поначалу храм имел самостоятельный причт, состоящий из священника, дьякона и дьячка, хотя малое число прихожан делало его по сути домовой церковью владельцев Гиреева. Первыми священно-церковнослужителями гиреевского храма были священник Тимофей Аввакумов, диакон Стахий Трофимов и дьячок Алексей Григорьев, прослужившие до 1726 года.
С 1809 года наш храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского, что в версте от Гиреева. Приписным к Ивановской церкви Спасский храм в Гирееве оставался вплоть до начала XX века. Четыре раза в год в нем обязательно служил один из ивановских священников. Богослужения совершались в день прп. Алексия, человека Божия (17/30 марта н. ст.; поскольку строитель храма принадлежал к голицынской ветви "Алексеевичей", и, может быть, в день небесного покровителя последнего из князей Голицыных, владевших Гиреевым, ибо совершалась заупокойная Литургия и панихида по завещанию княгини Д.В. Голицыной); в четверг Светлой седмицы; в день памяти равноап. Марии Магдалины (22 июля/4 августа н. ст.; скорее всего в именины М.М. Перовской, поскольку указанные сведения взяты из "Клировых ведомостей" за 1823 год) и в храмовый престольный праздник Спаса Нерукотворенного (16/29 августа н. ст.). Кроме того, согласно "Клировым ведомостям" за 1841 год, служба совершалась также в Св. Четыредесятницу (Великий пост).
Владельцы села, сменявшие друг друга, старались поддерживать в должном состоянии только само церковное здание. Между 1841-48 годом тесовую крышу заменили на железную, но при этом внутреннее убранство храма оставалось бедным и постепенно приходило в ветхость, о чем и сообщают нам бесстрастные "Клировые ведомости": "утварью церковь недостаточна. Книги все ветхи и многих нет, на престоле (сост. - самое священное место в храме) одежда ветха, иконостас также ветх..."
Единственный в поселке храм не мог полностью отвечать духовным потребностям многочисленных жителей, поскольку богослужения в нем совершались только в период от дня Святой Пасхи и до праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября н. ст.). Поэтому жители Новогиреева подали прошение Московскому Митрополиту Владимиру (Богоявленскому), в котором просили его архипастырского благословения на сбор пожертвований для строительства нового храма в поселке. "Мы вынуждены, - писали жители, - особенно в зимнее время, посещать Кусковскую домовую графа Шереметева церковь, всегда переполненную жителями, или выезжать в Москву, что... лишает детей возможности часто бывать на богослужениях...". Их поддержал и местный благочинный, который объяснил Высокопреосвященному Владыке невозможность совершать положенные церковные службы в Спасском храме в холодное время года отсутствием зимних рам и неисправностью отопления. Вскоре пришел ответ. Московская Духовная Консистория рекомендовала отремонтировать уже существующий Спасский храм, предварительно спросив причт и прихожан Ивановской церкви, не имеют ли они каких-либо препятствий к тому, чтобы их приписной храм сделать самостоятельным. На обращение гиреевцев было получено согласие жителей Ивановского, причт Ивановской церкви даже выразил "удовольствие, что находятся добрые люди, которые принимают живое участие в благолепии храма". Консистория, в свою очередь, обратилась к владельцу имения И. А. Торлецкому с той же просьбой. "На запрос Московской Духовной Консистории от 15 сентября 1911 года долг имею ответить, - писал Иван Александрович. - Унаследовав от своих предков, деда и отца, Старое Гиреево вместе с храмом во имя Спаса Нерукотворенного Образа, я, по примеру своих предков, дозволил свободно пользоваться храмом всем желающим молиться и не стеснял в этом никого. Зимою же служба в храме не совершалась, так как ни я, ни предки мои не жили по зимам в имении. В последнее время жители поселка обратились ко мне с просьбою дозволить им открыть богослужения в храме и зимой, предлагая при этом сделать на свой счет поправки в храме... Я дал им согласие только с тем условием, что храм останется в полном моем распоряжении, так как он находится на моей земле и при нем имеются могилы моих предков, где и я сам, если Богу будет угодно, желаю лечь..." Таким образом, жители Гиреева получили разрешение на пользование храмом круглый год, но без права обращать его "в собственный приходской".
Собравшиеся на сход жители Старого и Нового Гиреева постановили осуществить сбор на ремонт церковного здания, и в 1912 году на собранные пожертвования храм был отремонтирован. К западной части пристроили теплый каменный притвор, обновили систему печного отопления, заменили все ветхие зимние рамы и утеплили двери, была заново покрашена крыша, а ход на звонницу был покрыт шатром. Внутри также произошли некоторые изменения, в частности, княжеская ложа, выступающая на западной стене центральной части храма, была превращена в хоры и украшена кованой решеткой. Примерно около 1919 года над вновь созданным каменным притвором была построена деревянная колокольня. По воспоминаниям старых жителей Новогиреева, звонарь гиреевской церкви был слеп, но звон его признавался самым красивым в округе. В описании храма, относящемся к 20-м годам, сообщается, что "иконостас сохранился барочный, хотя и бедный. Верхних ярусов нет..."
Вскоре для всей Русской Православной Церкви наступили тяжелые годы гонений. В мае 1922 года в ходе проводившейся повсеместно большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в гиреевский Спасский храм прибыла уездная комиссия, чтобы конфисковать приобретенное на народные деньги церковное имущество. Сохранившаяся опись свидетельствует либо о том, что убранство и имущество в храме было бедным, либо о том, что главная часть его была спрятана прихожанами от поругания. По некоторым данным, храм был закрыт Великим постом 1937 года, однако П. Паламарчук в своей книге "Сорок сороков" пишет, что, по словам старожилов, "церковь закрыли на Пасхальной четыредесятнице, и еще в 60-е годы над окнами купола-восьмерика оставались щиты с буквами "Х. В." Дату закрытия можно косвенно вычислить по двум юбилейным статьям в "Журнале Московской Патриархии" (за 1947 и 1951 гг.), посвященным 60-ти и 65-летним юбилеям священнослужения одного из старейших московских иереев о. Алексия Маркиановича Станиславского. В указанных статьях сообщалось, что отец Алексий с 1935 по 1941 год был настоятелем церкви Спаса в Гирееве, откуда в 1941 году его перевели в Коломенское и в том же году в Черкизово. По всей видимости, о. Алексий Станиславский был последним настоятелем Гиреевского храма. По мнению П. Паламарчука, в то время были еще "какие-то надежды открыть храм вновь, ибо в статье (за 1947 г.) особо подчеркивалось, что о. Алексий "произвел реставрацию всего храма в пос. Новогиреево", а среди прочих поздравлявших его с юбилеем был представитель (к тому времени уже, правда, распущенной) общины Спасского в Новогирееве храма - Н. Н. Багратионов. Подробнее об отце Алексии Станиславском мы расскажем в конце книги.
С 1949 года храм находился на балансе военной школы собаководства. Красноармейцы заложили кирпичом все двери, оставив свободным только западный вход, разобрали деревянную колокольню, причем колокола исчезли. По воспоминаниям жителя Новогиреева В.П. Иванова, который родился в 1932 году и был крещен в нашем храме, крест с купола храма стаскивали в 1943 году две бронемашины. Его выломали из шатра, но он не сразу упал вниз и долгое время висел на крыше храма.
Спасский в Гиреево храм был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Д. Т. Язова. Долгое время документам не давали ход, пока на одном из заседаний съезда народных депутатов в 1989 году к маршалу Язову с просьбой о возвращении храма Русской Православной Церкви не подошел депутат от Перовского района Себенцов. Личная подпись министра, полученная между заседаниями съезда, имела решающее значение. Храм вернулся к верующим.
В 1998 году в ходе реставрации южного крыла храма были найдены старинные захоронения. Позже выяснилось, что останки принадлежат первому священнику храма - иерею Тимофею Аввакумову - и Феодору Заякину - служителю и домоправителю княгини И.Я. Голицыной. А в 2000 году во время земляных работ были найдены памятные плиты XVII века, указывавшие места захоронения указанных нами иерея Тимофея и р. Б. Федора, а также почивших во младенчестве детей князя Ф.А. Голицына - младенца Татианы (двух лет) и годовалого младенца Николая. Почти полвека пролежавшие в земле памятные плиты находились в плачевном состоянии, но были бережно восстановлены, за что автор от имени духовенства и прихожан выражает сердечную признательность канд. филологических наук, доценту И.А. Седаковой и канд. исторических наук, доценту Е.В. Пчелову за расшифровку надписей на плитах, а также научному сотруднику Государственного научно-исследовательского института реставрации А.В.Кочановичу и его помощникам за кропотливый труд по реставрации памятных плит и, конечно же, прихожанину нашего храма князю В.О.Лопухину, поскольку только его заботливому и упорному попечению вся работа была осуществлена.
18 мая 1991 года, когда Церковь отмечает память святой великомученицы Ирины, была совершена первая со времени его закрытия Божественная литургия. 9 мая 1991 года на куполе храма был воздвигнут крест.
Статья на основе материалов сайта храма с сокращениями и переработками