ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Переславль-Залесский. Церковь Троицы Живоначальной.


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Никиты Столпника
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:1855.
Адрес:
Ярославская обл., Переславль-Залесский, Троицкая слобода

Координаты:56.76403, 38.871227


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной - Переславль-Залесский - Переславский район - Ярославская область
Внешний вид Храма 29 декабря 2007 год
Юрий Николаевич
29 декабря 2007
Церковь Троицы Живоначальной - Переславль-Залесский - Переславский район - Ярославская область
Flash rockin' man
8 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной - Переславль-Залесский - Переславский район - Ярославская область
Юрий Николаевич
29 декабря 2007
Церковь Троицы Живоначальной - Переславль-Залесский - Переславский район - Ярославская область
Илья Смирнов
8 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной - Переславль-Залесский - Переславский район - Ярославская область
Юрий Николаевич
29 декабря 2007
Церковь Троицы Живоначальной - Переславль-Залесский - Переславский район - Ярославская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 мая 1985




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юрий Николаевич,  10 января 2008

К истории Храма Святой Живоночальной Троицы и Троицкой слободы.

Троицкая слобода начинается сразу за городом, протянувшись в северо¬восточном направлении и со временем заняла придорожное положение, когда в 1849 году старинный северный путь из Москвы на Ярославль из грунтового был превращён в шоссейный. Раньше она называлась ещё Отхожей слободкой, потому, как объясняют некоторые, сюда должны были отходить городские Переславские священники для совершения разных треб.
До упразднения монастырских вотчин (1764г) Троицкая слобода относилась к Переславскому Никитскому мужскому монастырю и населена была монастырскими служками. В основном они крестьянствовали: пахали, сеяли, косили, но были и ремесленники и квасовары. Троицкая слобода впоследствии сливается с Никитской слободкой, расположенной непосредственно вблизи самого монастыря. В настоящее время слободы сохранили и расположение, и свои названия, если не считать, того, что Никитская слободка получила значительное приращивание населения с образованием посёлка Приозёрного.

Церковь в Троицкой слободке появляется в 1654 году с одним престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. В архивных документах не указывается причина построения церкви, но удивляет точная дата появления её: 1654 г. для г. Переславля и его пригородов этот год оказался самым безутешным, когда свирепствовала эпидемия моровой язвы, унёсшая до 80% населения, несмотря на продолжительный срок (3 месяца) (.1..). Известно, что в том же году «по обещанию от морового повального поветрия» была выстроена посадскими людьми церковь св. в - муч. Анастасии на правом берегу р. Трубеж. Можно только предполагать, что и Троицкая церковь построена по той же причине.
Подробная опись церкви 1702 года представляет её деревянной об одной главе, крытой немецким железом с железным «крестом с перьями». Сама церковь, алтарь, трапеза, паперть и колокольня крыты тёсом. На колокольне три небольших колокола (прил. ..).
Эта деревянная церковь в конце 1763 году сгорела и вместо неё усердием прихожан была отстроена новая деревянная же церковь, освящённая по благословению епископа Переславского Сильвестра (Строгальского) также в честь Св. Живоначальной Троицы.
В 1855 году вместо деревянной церкви, которая видимо, была разобрана по ветхости, на средства прихожан устроен каменные храм уже с двумя престолами: главным во имя Живоначальной Троицы и тёплым приделом в честь Преподобного Никиты Столпника. Как отмечено в тех же документах (прил.), утварью, ризницей, св. иконам и богослужебными книгами храм был снабжён достаточно.
Вот в таком благолепии храм предстает накануне нового времени, которое не пощадило ни внутреннего убранства ни внешней его красоты. Старожилы вспоминают, что иконы вывозили куда-то на подводах, что чуть ли не рубили их топором в самой церкви, что Распятие лежало поверженным в пыли и хаосе, и с таким рвением всё это разорение совершалось, что в девяностых годах, когда люди вошли 1 почернелый храм, могли сказать только одно: и зачем было нужно ломать такую красоту. Но удивительное дело, относительно других Троицкая церковь устояла дольше всех, вплоть до самой войны она не закрывалась, и в ней шли службы. Одна из прихожанок венчалась на Рождественские святки в 1941 году, а весной (до объявления войны!) когда всё молодое мужское население Троицкой слободки было Призвано и отправлено на военные сборы, сельсовет выступил инициатором закрытия храма. В этом же году сбрасывали и колокола, а когда сбрасывали, многие стояли на коленях, плакали, крестились, молились.
Под своими сводами церковь Св. Живоначальной Троицы приютила не только простых прихожан, но многих монахинь Федоровского и Никольского Монастырей, уже закрытых к тому времени. Закрытие женских обителей, дало советскому государству истинно трудовые и честные руки. Известно, что часть монашествующих уходит в колхозные сельские артели, кого-то ссылают в Туркестан, остальные рассеиваются по городу и пригородам. Особенно много монахинь поселилась в Никитской и Троицкой слободах поближе к храму, к могилке блаженного Миши-Самуила. Монахини Эсфирь и Алфея жили в самом притворе храма, сторожили, убирали, пекли просфоры. Проживая в частных домах, снимая у кого-то угол, отрабатывали тем, что занимались рукоделием, шили, стегали одеяла, но главное, зная грамоту, учили людей и детей молитвам, ведь наступило время советского воинствующего атеизма.
Известно, что в Троицкой слободе проживала сама игуменья Фёдоровского монастыря Олимпиада с сестрами. Одна из них, м. Сусанна хранила записи о жизни Миши-Самуила, переданные ей о. Феофаном, последним священником Троицкого храма. Может быть, это их могилки со старыми железными крестами мы видим под молодой раскидистой липой за северной стеной церкви на Троицком кладбище? Вот чей любовью и молитвами выстоял Троицкий храм в годы лихолетий.
А война грянула. И то молодое мужское поколение так и не вернулось домой. Молодые вдовы остались одни с детьми на руках. Но Господь никогда не оставлял вдов и сирот, являя своё милосердие и помощь. Некоторые монахини стали ходить в няньках. Бабушки помнят хорошо м. Амвросию, которую хозяева д.28 Троицкой сл. вернули даже из ссылки из Туркмении, чтобы растить детей. И она растила их заботливо, как и подобает всякой благочестивой матери: учила грамоте, молитвам, читала псалтырь, евангелие, рассказывала жития святых, водила их иногда в Покровский храм г. Переславля, и благословляла их на добрые дела. Из одного дома она перешла в другой соседний (д. 29) и оставила вечную добрую память о себе. А нынешние бабушки до сих пор с самого детства помнят эти молитвы, особенно молитву Архангелу Михаилу наизусть. Мать Амвросия похоронена у Троицкого храма, но могилка её затеряна, а ведь она была долгожительницей, достигнув такого почтенного возраста: 105 лет! Почила она в пятидесятых годах, урожденная Василиса Ануфриева, но более мы пока ничего не знаем.
Но не только добрую память о себе оставила мать Амвросия, уходя в жизнь иную, все свои книги и иконы она отдала людям. В доме N 28 осталась её Псалтырь и небогатая, но старая икона Никиты - Столпника, которая до наших дней оставалась висеть в углу её маленькой комнатке. Чудесным образом в 2002г. хозяйка этого дома Алеева Лидия Павловна (урожденная Баженова) принесла в дар Троицкому храму эту икону и по благословению иеромонаха о. Александра она заняла своё место в приделе Никиты Столпника на радость верующим.
В послевоенные годы созидание советского государства храму принесло одно разорение. Одна нужда сменялась другой, но производственные работы в богослужебном «помещении» особенно не ладились. Мукомольный завод, авторемонтные мастерские, производство сетки «рабицы» - всё это уже в прошлом, как и «залеченная» тяжкая рана в «Теле Христовом» - широкий пролом в южной стене Никитского придела (фото.7.) для проезда вовнутрь тракторов и другой сельхозтехники.
В 1999 г. по благословению правящего архиерея владыка Михея Троицкая церковь была передана в подворье Никитскому монастырю. Монашеская братия через эти самые ворота вынесла такие груды мусора хлама и железа, что он ещё долго лежал напротив храма как горная гряда, потому что вывезти всё сразу было просто невозможно. К празднику Троицы только успели, засыпать ремонтную яму, закрыть закопченные стены зелёной юной берёзкой и заново залить цементную солею, чтобы можно было проводить Богослужения. Много понадобилось березок, чтобы прикрыть совершенно почернелое от сажи стены, и травы, чтоб застелить песчаный пол. И первая служба, наконец, то состоялась на Святую Троицу 30 мая 1999 года. Кроме праздника Святой Троицы в храме служатся ещё два больших праздника: Никиты-Столпника 6 июня и день памяти блаженного Миши - Самуила - 8 марта(7 марта в високосный год).
Вот каким удивительным Божиим Промыслом после нескольких столетий храм Живоначальной Троицы вновь из приходского становится монастырским. Стало доброй традицией в день памяти Миши-Самуила совершать службу двум монастырям: с Никитского приезжает архимандрит Дмитрий и служит панихиду, с Никольского женского прибывают сестры и поют на клиросе. (Фото...). А после панихиды все и монахи и монахини и миряне проходят к могилке блаженного, так молитвенник и утешитель земли Переславской и в наши дни объединяет нас всех своей любовью и приносит радость и умиротворение душе.
В знаменательном для г. Переславля 2000 году, когда были обретены святые мощи пр. Никиты - Столпника и бл. кн. Андрея Смоленского, чудесным образом нашлась и прижизненная фотография блаженного Миши. До этого времени имелось только описание внешнего облика старца, которое дал священник о. Николай Смирнов, автор жизнеописания угодника Божия Миши-Самуила ( ). Истинное усердие в поисках, фотокарточки Миши приложили благочинный о. Андрей Кульков и его редакция газеты «Переславский Ковчег», которые принимали неоднократные попытки отыскать её среди и краеведов, и искусствоведов, и переславских жителей. Поистине, дивны дела Твои, Господи! Вот как просто и ясно произошло это событие: «Неизвестная нам раба Божия принесла во Владимирский храм и оставила для передачи в редакцию копию с карточки Миши - Самуила. И случилось это 23 февраля по старому стилю, 8-го марта по новому, - в день преставления Миши, в день его памяти». (Газета «Переславский Ковчег .N22 (23) за 2000 г.). Теперь в Троицком храме можно видеть фотоизображение блаженного Миши-Самуила Переславского чудотворца и надеяться, что скоро после канонизации будет написана и икона этого угодника Божия.

Послесловие
Оканчивая это повествование, нельзя не отдать должное и самому автору жизнеописания Миши-Самуила священнику храма "Рождества Богородицы" села Ягренева (Агренева) о. Николаю Смирнову. С какою же любовью было написано это жизнеописание и издано уже в 1908 году сразу после кончины блаженного, что нельзя не обратить на это особое внимание. Священник о. Николай Смирнов, видимо был так сильно привязан к старцу Михаилу, так преданно любил его и так глубоко почитал Мишу как праведного мужа, что кончина блаженного отразилась для о. Николая большой душевной скорбью. С сердечной пламенной речью он обратился ко всему молящемуся народу, заполнивший Троицкий храм перед отпеванием раба Божия юродивого Михаила. Какие замечательные слова любви и утешения были обращены к разнородной массе народа, как к одной «громадной семье», словно «детям одного старца-отца», обступившим гроб всеми любимого почившего родного Миши. В последних словах речи звучат слова утешения не сколько для людей, сколько для самого себя, ибо слова эти оказались пророческими:
«У тешайтесь, плачущие почитатели сего во Христе юродивого мужа. Великая награда ожидает всех, послуживших сему усопшему. Ибо Тот, Кто за чашу студеной воды, поданной во имя праведника, обещал награду, Христос Бог наш никого из послуживших сему рабу Божию не оставит без награды в день судный (Матф.l0-12).» День судный пришёл и для о. Николая Смирнова. В годы жестоких массовых репрессий и гонений на церковь в 30-40ые года начались аресты и в Переславле.
По рассказам старожилов, в основном родственников в 1937 г. арестовали почти всех православных священников монахов и даже мирян, кто когда-то прислуживал, в церкви или сочувствовал ей, всех, кто сохранил твёрдую веру христианскую - кто не снял сана, не ушёл в раскол, в «обновленческую церковь» и несмотря на запреты не оставлял своего духовного долга и пастырства. Известно, что большую группу священнослужителей вместе с некоторыми мирянами собрали сначала в местной милиции г. Переславля и отправили этапом через Городище и Ягренево на Ярославль. Этап шёл тайно лесом, по бездорожью, обходя и деревни и сёла, чтобы никто не видел и не слышал, ибо скрывали правду и дела беззаконные от народа. А этап вышел из города и мужским многоголосым хором запел канон страстной седмицы «Волною морскою» да с такою силою, что как говорили редкие очевидцы, что сердце сжималось и «волосы дыбом вставали». В этом этапе по утверждению старожилов был и Ягреневский батюшка (о. Николай). А уходили наши отцы в августе перед праздником Ильи-пророка. И это был крестный путь на свою Голгофу. Пройдёт время и новые имена новомучеников и исповедников, откроются нам среди сонма священнослужителей, пострадавших в годы гонений. И среди них воссияет имя ещё одного Переславского святого о. Николая Смирнова.

Приложение.

ТРОИЦКАЯ СЛОБОДКА находится неподалеку от Никитского монастыря, называется она еще Отхожей слободкой, потому как объясняют некоторые, что городские Переславские священники должны были отходить сюда для совершения мирских треб.
До упразднения монастырских вотчин, она принадлежала Никитскому монастырю и населена была монастырскими служками. По писцовым книгам 1629-30 г.г. монастырские служки пахали здесь пашни 54 четверти в поле и сена косили 20 копен; пашня им была дана за годовое хлебное и денежное жалование. По переписным книгам 1677 г. в Троицкой слободке записано 16 дворов квасоваров и др. ремесленников и 3 двора бобыльских. Церковь в Троицкой слободке появляется в 162 (1654)г.; на нее положено было дани в городскую казну 23 алтына, 3 деньги, заезда ривна, престол в ней был во имя Св. Живоначальныя Троицы.
В 1702 году составлена была подробная опись церкви и церковному имуществу; по этой описи она представляла собой следующее: Церковь Пресвятой Троицы - древяна клецки об одной главе, глава спаяна немецким железом, крест железный с перьями, церковь, алтарь, трапеза и паперть крыты тесом. Царские двери, на них Благовещение и Евангелисты и на столицах святые, а сени вечера - писаны красками; по правую сторону Царских врат образ Троицы местной писан краски, 3 венца да цата серебряные басемные золочены, привесу 3 креста серебряных и 1 золоченный, денег 5 алтын, 4 деньги - 3 коп. позолоченных, поверх образа убрусь полотняный, под образом пелена - кошка белая обложена камкою осиновый цвет, подложено крашениною, ветхо гораздо, лампада жестяная, под ней кисть витяная с шелком красным; образ Воскресения" Христова осмилистовый писан краски; образ Св. в. Ап. Петра и Павла, убрусь полотняный; образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, убрусь полотняный, пелена кумач красный, крест кружево мишурное, обложено крашениною, подсвечник деревянный расписан краски, налепь жестяной с шандалы. На северных дверях образ Св. в. Стефана, Григория Богослова, Николая Чудотворца, пред ними подсвешники деревянные. Над царскими дверьми деисусы - образ Спасов, всего 11 образов в тяблах деревянных, перед Спасом лампада медная. Над правым клиросом Сошествие Св. Духа писан краски на холме в раме, над левым - Распятие; над "налоги" образ Троицы, налой деревянный. Престол обложен спереди кумачом красным, а другие стороны крашениною; за престолом образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия выносной, венцы и цата, серебряные басемные золочены, привесу 13 алтын, 4 деньги, убрусь тафтяной алый, другой кумач - красный; на престоле Евангелие оболоченно бархатом красным, по середине Распятие, по углам евангелисты серебряные басемные золочены, застенки медные, 3 креста благословенных; на престоле покров - камка белая, крест тафтяной. Жертвенник обложен крашениною... сосуды оловянные, звезда медная, копие железное, 2 покрова - изарбав золотой. Епитрахиль киндяк осиновый цвет, обложено выбойкою полосатой, поручи - тафта желтая... подризник крашенинный, пояс нитяной тканый, под ним 4 кисти нитяные с узлами кафимскими; ризы киндяк - осиновый цвет и др. 3 кадила медных, 3 подсвечника деревянных выносных, 2 ширинки полотняные. В алтаре и церкви 3 оконницы; у церкви двери на крюках железных, замок с личиною; колокольня крыта тесом, на ней 3 колокола небольших.
Эта деревянная церковь пред 1763 г. сгорела и вместо нее усердием прихожан в 1763 году построена была новая деревянная же церковь, освященная, по благословению епископа Переславского Сильвестра, также в честь Св. Троицы.
Вместо деревянной церкви в 1855 году на средства прихожан устроен каменный храм с двумя престолами: в холодной во имя Живоначальныя Троицы, в приделе теплом в честь Преподобного Никиты Столпника. Утварью, ризницей. Св. иконами и богослужебными книгами этот храм снабжен достаточно.
Церковные документы хранятся: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с того же года. Причта по штату положена: священник и псаломщик; особый причт, существует с 1891 года. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (2098 р.) - 83 р. 92к.; б) от служб и требоисправлений 362 р., а всего 445 р. в год. Пахотную землю священник обрабатывает сам, а псаломщик сдает в аренду за 50 руб. в год. Земли при церкви: усадебной 1 десят., сенокосной 7 десят., и пахотной 25 десят.; особого плана на эту землю нет. Священник и псаломщик живут в церковных домах устроенных прихожанами в 1891 году. Приход состоит из Троицкой слободки и слободки Никитской 65), в которых по клировым ведомостям числится 247 душ муж. пола и 243 женского; все православные.

Автор составитель: мат. Елена (Бессмертная Е.К.) 2004 год

Литература:
1. Смирнов М.И. Переславль-Залесский. Исторический очерк. 1934 Г., г. Переславль-Залесский, издательство «Плещеево озеро», 1995 Г., с.172, 182.
2. Священник о. Николай Смирнов, «Миша-Самуил». С.-Пб., 1908 г.
3. «ЖИТИЯ переславских СВЯТЫХ», Г. Переславль-Залесский, издание братства св. Александра Невского, 1998 Г., с. 179 - 192.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.