ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гусь-Хрустальный. Церковь Троицы Живоначальной.

бывш. Иоакима и Анны церковь


Гусь-Хрустальный. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1810 и 1816.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Люксембургская, 3

Координаты: 55.6129, 40.672
Проезд:Центр города, бывш. пожарная часть



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, Южный фасад<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
18 февраля 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
25 сентября 2023
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
25 сентября 2023
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
11 апреля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
11 апреля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, северо-восточный фасад<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
2 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной, Южный фасад<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Южный фасад
Василий Балашов
23 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Dmitry N.
24 августа 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
11 апреля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 августа 2012
Церковь Троицы Живоначальной, северный фронтон <br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
северный фронтон
chirokov
2 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной, завершение колокольни<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
завершение колокольни
chirokov
2 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной, Деталь западного входа<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Деталь западного входа
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Нижняя часть западного фасада<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Нижняя часть западного фасада
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Окно южного фасада<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Окно южного фасада
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Крест основного объема выполнен заново, старый не сохранился<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Крест основного объема выполнен заново, старый не сохранился
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Завершение основного объема<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Завершение основного объема
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Колокольня, вид с юга<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Колокольня, вид с юга
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Марий
5 декабря 2015
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер южного придела<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Интерьер южного придела
oldboy
28 ноября 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Сергей Сол
3 августа 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с северо-востока<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Вид с северо-востока
Василий Балашов
23 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Табличка<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Табличка
Олег Щёлоков
18 марта 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер церкви в конце 1980-х гг.<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Интерьер церкви в конце 1980-х гг.
Олег Щёлоков
15 сентября 1989
Церковь Троицы Живоначальной, pastvu.ru Фото начала 20-го века.<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
pastvu.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта gus-info.ru<br>, Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Фото с сайта gus-info.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  7 декабря 2015

В 1810 г. Сергей Якимович Мальцов подает прошение на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта «…о дозволении ему, Мальцову, из состоявших Меленковской округи и в приходе села Селимова, заводов его Гусевского и Вековского построить при первом каменную церковь с переведением к ней священно- и церковно служителей из села Борзино и об упразднении Борзинской ветхой церкви…»

В 1816 г. церковь во имя святых и праведных Боготоотец Иоакима и Анны была построена и освящена, об этом сообщает нам сын Сергея Акимовича Мальцова, действительный статский советник и кавалер, Иван Сергеевич Мальцов: «В гусевской моей фабрике имеется ныне церковь во имя святых и праведных богоотец Иоакима и Анны каменная, покойным родителем моим в 1816 г. была построена которах холодная и теплая вместе одна. И когда оная была построена, в то время в обозначенной фабрике находилось жителей не более 800 душ обоего пола, ныне же таковых в наличности при оной находится более 2000, отчего и оказалась оная церковь особенно в зимнее время для помещения народа стеснительной». Документ датируется 1847 г. Это новое прошение Мальцова архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению связано с его намерением, чтобы «Существующую церковь оставить навсегда холодную, а при оной вновь построить новую теплую каменную во имя Живоночальной Троицы с одним престолом на собственное мое иждивение. Прилагаю при сем план и фасад, составленный Владимирским губернским архитектором, настоящей церкви и вместе с оною и предложенной вновь построить трапезы на приведение моего намерения в надлежащее исполнение сим, Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу архипастырского разрешения. Октябрь 1847 г.»

Храмозданную грамоту на постройку церкви и трапезы выдали 29 сентября 1848 г. К маю (18-му) 1851 г. строительные работы были окончены. В новом прошении благочинного Судогодской округи протоиерея Петра Александровского на имя епископа Иустина читаем: «… имею сим… донести, что в вверенного мне ведомства Меленковской округи Гусевской Хрустальной фабрики ко Иоакиманской церкви приделанная вновь трапеза, согласно храмозданной грамоте и апробированному епархиальным начальством плану и фасаду, приведена в окончание, покрыта железом, полы отделаны деревянные, печки в назначенных местах изращатые, иконостас окрашен, резьба на нем вся вызолочена, образа написаны новые, и в углу правой стороны для освящения храма во имя Живоначальной Троицы все приготовлено».

1856 г. – впервые упоминается колокольня при церкви Иоакима и Анны. На рубеже 1871-1872 гг. при обозрении епархии епископом Муромским Яковом сельских и городских церквей вот что было отмечено при посещении Гусь-Хрустального: «Гусевской Хрустальный завод. Церковь замечательна (!) поместительна (!) и хорошо содержится. Левый придел теплой церкви до селе не освящен едва ли не предрассудку, которого держатся строители, опасаясь близкой кончины, если церковь будет совершенно окончена. Я разъяснил господину управляющему заводом сколь не состоятельно это суеверие. Ризница не богата, библиотека очень бедна…»

Интересное, хотя и краткое описание церкви и ее окружения дают клировые ведомости 1872-1877 гг. Церковь Иоакима и Анны «зданием каменная до купола, а купол деревянный оштукатурен, по оштукатурке обит листовым железом и окрашен белилами на масле. В 1850 г. пристроена и освящена теплая трапеза на кошт И.С. Мальцова, в 1871 г. сделана «духовая» печь и под холодною церковью. Престолов в ней два: в настоящей во имя святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны, а в трапезе во имя Живоначальныя Троицы. Церковь достаточно снабжена ризницей, утварью и святыми иконами. Из святых икон замечательны: 1) Картина, написанная на полотне – «Снятие со Креста Иисуса Христа», занимающая все горнее место в трапезном храме от полу до сводов отличной работы художника Грибкова; 2) Икона вмц. Варвары, уважаемая как явленная; 3) Из церковных вещей замечательны по отделке и ценности семисвешник и паникадило хрустальныя – произведение местной фабрики».

В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа».

Клировые ведомости 1901 г. наряду с известными нам уже данными за 1872-1874 гг. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии кон. XIX в. Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в нач. XX в.

В 1922 г. церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих. К этому времени с 1917 г. властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей (ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729). Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936 г. В 1941 г. здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 г. по 1948 г. было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны.

Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-1949 гг. Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих. На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный.

Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 г., в 1871 г. закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 г. В 1941 г. была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 г. здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра. Затем здание с 1946 по 1948 гг. было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 г. говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что: здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…, ходатайство об открытии церкви… отклонить. Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 1422 от 7 декабря 1948 г. В 1949 г. было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р. Решение облисполкома № 198 от 19 марта 1949 г.

В наши дни от площади, на которой стоит Троицкая (Иоакиманская) церковь, почти ничего не осталось. Начиная с конца 1920-х гг. она начала активно застраиваться. В ее юго-западном углу поставлен памятник комсомольцам. На северо-западном углу – здания 1960-х гг. По северной стороне поставлены административные здания 1960-х гг. и т.д. Как видим, планировочная структура церкви Иоакима и Анны претерпела ряд существенных изменений. Трудно переоценить то место, которое занимала и занимает Иоакиманская церковь – этот интересный памятник эпохи классицизма, построенный под руководством профессионального архитектора и ориентированный на столичную архитектуру. Церковь являлась композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть исторической застройки Гусь-Хрустального (первая регулярная сетка улиц будет сразу же строиться соответственно церковной площади). Мальцовы были состоятельными и, видимо, достаточно образованными людьми, чтобы построить в общем-то глухом месте Владимирской земли интересное здание в духе своего времени.

1983 г. – церковь Иоакима и Анны взята под местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая). В 1989 г. храм был возвращен общине верующих. На момент передачи храма интерьер претерпел большие изменения: полностью утрачены изразцовые печи, иконостасы, частично разрушены полы из метлахской плитки, полностью разрушена система отопления под всеми объемами церкви; требует большого ремонта фундамент, подвалы, купольный свод основного объема, потолочное перекрытие по всему объему храма. Необходима полная замена кровли над всем объемом храма. Практически полностью уничтожена кровля купола. Требует восстановления верхняя часть колокольни. Сильно измененными оказались и оконные проемы.

studentgpdu.cerkov.ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 декабря 2015

Гусевская хрустальная фабрика или по фамилии владельца Гусь Мальцевский, на реке Гусе, находится в 75 верстах от уездного города и в 90 от губернского. Гусевский хрустальный завод основан в 1756 г. орловским купцом Якимом Васильевичем Мальцевым на земле, купленной у саранского помещика Симонова. Ранее этого Мальцев имел уже полотняную и парусиновую фабрику близ г. Орла и был депутатом от орловского купечества в законодательной комиссии, созванной императрицей Екатериной II в 1767 г. для составления «Нового Уложения». По «распущении комиссии» Мальцев был награжден императрицей дворянством.

Преемники и наследники Я. В. Мальцева постепенно расширяли деятельность завода, а вместе с тем увеличивалось и население. В 1846 г., кроме производства хрусталя, на заводе была открыта бумаго-прядильня с ткацким отделом. Вследствие такого расширения производства завод уже не мог ограничиться своими крепостными рабочими и стал нанимать вольных рабочих. Последних к 60-м гг. было около 850 человек, а всех жителей на заводе к тому времени считалось до 3000 человек.

Число мастеровых по хрустальному производству к 1896 г. возросло до 600 человек, число рабочих по бумагопрядильной и ткацкой фабриках простирается до 4000. Постоянного населения на заводе насчитывается до 10 000 душ обоего пола. Для населения завода устроена обширная больница с двумя врачами и несколькими фельдшерами. С 1864 г. для детей мастеровых открыта начальная школа, а в 1875 г. она преобразована в двухклассное министерское училище с несколькими отделениями мужскими и женскими.

Церковь на Гусевском заводе существует с 1816 г. До этого население Гусевского завода было приходом к селу Селимову. В 1816 г., с разрешения св. Синода, владельцем завода С.Я. Мальцевым построен был здесь каменный храм с одним престолом в честь св. и прав. Богоотец Иоакима и Анны. С увеличением населения на заводе этот храм оказался тесным, а посему в 1848 г. к нему пристроена теплая трапеза, которая освящена была в 1850 г. во имя Св. Живоначальной Троицы. В 1871 г. весь храм был сделан теплым.

В настоящее время и этот довольно обширный храм стал тесен сравнительно с числом жителей, поэтому на окраине завода в 1892 г. заложен новый храм, рассчитанный на 3000 богомольцев. Храм строится по проекту академика Бенуа. В настоящее время каменные работы окончены и на главы храма подняты кресты. Иконы для иконостаса и живопись на стенах храма будут работы известного художника Васнецова. Таким образом этот фабричный городок, выросший в глухом углу Меленковского уезда, в скором времени украсится таким величественным и художественно отделанным храмом, который сделал бы честь и столице. На построение и украшение храма настоящим владельцем Гусевского (хрустального) завода Ю.Ст. Нечаевым-Мальцевым ассигновано до полумиллиона руб.

И существующий в настоящее время на заводе храм весьма богато украшен, имеет прекрасную утварь и ризницу. В ризнице обращают на себя внимание бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, и другие золотой кованной парчи; в утвари замечательны своим изяществом семисвечник и паникадило – хрустальные, местная заводская работа.

Причт при церкви состоит из двух священников, штатного диакона и двух псаломщиков. От владельца завода за исправление треб в конторе и больнице священники получают по 134 руб. в год, диакон 67 руб. и псаломщики по 28 руб. Дома для членов причта устроены владельцем завода. Кроме сего, причт пользуется весьма немалым доходом от служб и треб благодаря большому населению завода. В пользу причта имеется земли церковной 48 дес., таким образом, Гусевский приход один из лучших приходов в епархии.

В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-литография В.А. Паркова, 1897 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 июля 2025

Благодаря деятельности нескольких поколений заводчиков и фабрикантов Мальцовых Гусь-Хрустальный стал одним из немногих провинциальных городов России, имеющих самобытный архитектурный облик. Все старые здания сооружались по их заказам и на их личные средства. Ряд объектов были построены по проектам известных архитекторов. Продуманное размещение промышленной, жилой и социальной зон носило прогрессивный и новаторский характер. В результате был создан уникальный градостроительный ансамбль промышленного поселения, в центре которого был выстроен храм Иоакима и Анны (ныне Свято-Троицкий храм).

Свято-Троицкий храм — одна из главных достопримечательностей Гусь-Хрустального и одновременно украшение этого города во Владимирской области. Церковь отсчитывает свою историю с 1816 г., когда в тогдашнем еще селе Гусь рядом с хрустальной фабрикой появилась заводская церковь. Ещё в 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана. Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Бого-отец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны к Благовещенской церкви в селе Селимово.

Война 1812 года помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год (летом - на Троицу, осенью - на Иоакима и Анну) начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у населения икона святой Варвары.

В 1847 году в Гусе на полную мощность заработала бумагопрядильня с ткацким отделом, население быстро росло, и храм стал тесным. В 1848 году на средства И.С. Мальцова к храму была пристроена теплая трапезная: "покрыта железом, деревянные полы отделаны, печки изращатые, резьба (на иконостасе) вызолочена", и в том же году трапезная была расширена в связи с стройством в ней придела во имя Святой Живоначальной Троицы, который был освящён 28 мая 1851 года. В 1856 году к трапезной была пристроена шатровая колокольня. В 1871 году весь храм стал теплым,благодяря устройству духового отопления. Церковь Иоакима и Анны в то время весьма богато была украшена и считалась одной из лучших во Владимирской епархии. Посетители отмечали замечательное изящество хрустальных седмисвечников и паникадил работы местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой кованой парчи. Причт при церкви состоял из двух священников, штатного дьякона и двух псаломщиков. Все они жили в своих домах, построенных для них владельцем завода.

На рубеже 1871-72 гг., при посещении заводского посёлка Гусь-Мальцевского было отмечено епископом Муромским Иаковом (Кротковым): «Церковь замечательна, поместительна и хорошо содержится. Левый придел теплой церкви доселе не освящен едва ли не предрассудку, которого держатся строители, опасаясь близкой кончины, если церковь будет совершенно окончена. Я разъяснил господину управляющему заводом сколь не состоятельно это суеверие. Ризница не богата, библиотека очень бедна…» В 1880 и в 1886 годах Гусевскую фабрику господина Ю.С. Нечаева-Мальцова посещал архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отмечавший, что благодаря известному филантропическому (благотворительному) настроению почтенного хозяина, рабочие не испытывают тех материальных и бытовых бедствий, коим подвергаются рабочие многих других фабрик.

За оправление треб (заказных служб) в конторе и в больнице священники получали от Мальцева по 134 рубля в год, дьякон - 67 рублей, псаломщики - по 28 рублей, а также имели приличный доход от служб. За храмом числилось около 50 десятин (54 га) земли. Позднее к Иоакимо-Анновской церкви была приписана и Вековская фабрика. Улица Большая Московская стала именоваться Акиманской. Священнослужители храма вели большую борьбу с расколом, за что священник Иоанн Казанский, член братства святого благоверного князя Александра Невского получил в 1890 году признательность от Владимирской Епархии. Стены храма были живописно расписаны. Большая схожесть настенных и ряда потолочных сюжетов с картинами В. Васнецова в Георгиевском соборе позволяет предполагать, что роспись была сделана в начале XX века. В 1895 году при Иоакимо-Анновском храме была открыта бесплатная церковно-приходская библиотека. К 1901 году Иоакимо-Анновская церковь была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Ограда имела центральные входные ворота.

К 1922 году властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Община церкви Иоакима и Анны была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и ещё платить за него налог! В 1925 году имущество храма пополнилось утварью из закрытого Георгиевского собора, но вскоре карающий меч строителей коммунизма коснулся и старейшего здания города Гусь-Мальцевский (Декретом ВЦИК от 23 августа 1926 года был образован Гусевский уезд. Гусь-Мальцевский переименован в Гусь-Хрустальный и стал уездным центром). Богослужения в храме проводились ещё 13 лет.

Существует версия, что службы в церкви прекратились после Духова дня (следующий день после Троицы) в 1938 (и даже в 1939) году. Сохранились документы, согласно которым о. Александр Соколов был назначен настоятелем в этот храм 28 сентября 1937 г. (резолюция архиерея № 476), а 25 января 1939 года батюшка был перемещен на другой приход. По официальным документам, хранящимся в архиве Ивановской области, следует, что, когда 15 марта 1940 года райисполком принял решение о закрытии Иоакимо-Анновской церкви по политическим соображениям, не сумев ее даже правильно назвать её посвящение (в документах значится "Иоанноакимовской"), гусевчане выступили в защиту храма.

И только после длительной переписки верующих с органами власти, собраний рабочих предприятий города Гусевским райисполкомом 1 октября 1940 года было принято повторное решение о закрытии, после чего храм всё же был закрыт. 12 ноября 1940 года оно было утверждено решением Ивановского облисполкома. Колокола были сняты и увезены на переплавку, кресты и купола демонтированы. После закрытия Иоакимо-Анновская церковь несколько раз подвергалась самому настоящему разграблению, которое выражалось в списании и изъятии по приказу властей всех ценностей, имевшихся в этом храме. В это безбожное время были осквернены и находящиеся за алтарем склепы. 

В 1941 году в Иоакимо-Анновской церкви разместили механические мастерские стекольного техникума. Остается только догадываться, какой урон в те годы нанесло такое производство убранству храма. В 1946-48 годах здесь был склад Горторга. Чего только не хранили в стенах когда-то известного на всю Владимирскую губернию, Иоакимо-Анновской церкви. Но и после этого церковь не стала действующей. Отзвучало эхо прошедшей Великой Отечественной войны... В 1948 году верующие снова обратились к местной власти с просьбой отдать здание православной общине, но получили отказ. В 1949 году в церковное здание переехала пожарная часть. Автомобили в ту пору были редкостью, ездили на лошадях, потому превратили церковь в конюшню.

В связи с этим был перекрыт купольный свод основного объема плоским потолком, отделена дощатой стеной северная треть трапезной и в ней, а также в боковых крыльях основного храма и в палатках колокольни, устроены два этажа жилые помещения, для чего на стенах пробиты дополнительные прямоугольные окна. Пол из метлахской плитки был частично разрушен, в трапезной стояли тяжелые пожарные машины. Изразцовые печи и иконостас не сохранились, пол из метлахской плитки частично разрушен, в трапезной стояли тяжелые пожарные машины. Главы с крестами на здании были разрушены.

Противопожарная часть просуществовала здесь до 1980-х годов, после чего ее место заняла служба вневедомственной охраны. Позднее в храме располагался отдел вневедомственной охраны. В 1983 году церковь была взята на местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая). Возрождение храма началось в 1989 году с образования" в Гусь-Хрустальном православной общины, начавшей проводить работы по очистке здания церкви от последствий вандализма. 6 августа 1989 года секретарь Владимирской епархии протоиерей Георгий Горбачев отслужил здесь первую литургию.

Церковь была переименована в Свято-Троицкую с сохранением всех приделов. Практически всё в обезображенном Троицком храме пришлось восстанавливать с нуля, начиная от полов до купола обители и колокольни, которая была почти вся разрушена. Здание находилось в ужасном состоянии: в подвале стояла вода, через алтарь шла лестница на устроенный в храме второй этаж, где располагалось несколько квартир, настенные росписи были закрашены суриком и забелены, естественные оконные проемы заложены, а в стенах выбиты небольшие квартирные окошки и несколько гаражных ворот.

Восстановление здания проходило под контролем Владимирских реставрационных мастерских. Для устройства куполов были приглашены мастера из Загорска (Сергиева-Посада). Белый камень привозили из Добрятино, и его обработкой занималась бригада под руководством загорского мастера Юрия Древаля. Окна и рамы изготовил гусевской столяр Виктор Скворцов. Большую работу по промывке потолочной росписи сделал местный самодеятельный художник В. Абубекеров. Написанием икон занимались мастера из Наро-Фоминска, хотя сохранились и старинные иконы из Иоакимо-Анновской, Николопольской, Заколпской церквей, а также остатки иконостаса из Губцева. Были спроектированы вновь обе главы - на основной объем и на завершение колокольни (арх. Двоеглазова Т.П., инженер Щелоков О.О.). Колокола приобретались в частном порядке. Большинство из них представляют из себя старинные работы когда-то снятые с церквей и сохраненные жителями.

Церковь стоит в левобережной части города, на левом берегу реки Гусь, недалеко от Бумагопрядильной фабрики (с юга) и Хрустального завода (с запада), который располагается на самой реке. Церковь является композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть его исторической застройки. После возведения церкви вокруг нее формируется площадь прямоугольной формы из односторонних улиц. Регулярная сетка других улиц строится соответственно этому прямоугольнику.

Церковь сложена из кирпича на известковом растворе. На фасадах трапезной помещено по три арочных крупных высоко расположенных окна. Вертикальное членение фасадов подчеркнуто и филенчатыми межоконными лопатками, которые соответствуют пилястрам, помещенным изнутри храма на боковых стенах. По проемам окон пропущены штукатурные тяги. Барабан обит железом. Окна барабана круглые и прямоугольные (заложены). Боковые и западные дверные проемы (первоначальные двери не сохранились) обрамлены декоративным портиком с канеллированнными пилястрами и полуциркулярным завершением.

В интерьере основного объема восемь пар ионических колонн ограничивают по кругу центральное пространство (до крыльев) и несут световой барабан с купольным глухим сводом (ныне перекрыт плоским потолком). Капители колонн и фриз по периметру барабана (из сухариков с розетками) лепные позолоченные. Фон, т.е. сами плоскости стен, покрашены темно-синей краской, колонны оштукатурены и побелены. Ниже фриза, над капителями идет полоса росписи: фриз из стилизованно-растительного орнамента.

Колонны сосредоточены по четыре на углах, а между ними оставлены проемы (на четыре стороны) в прямоугольные крылья, которые перекрыты плоскими балочными потолками. В трапезной посредине просторного высокого, квадратного в плане помещения, в продольном направлении идет два ряда таких же, как в основном объеме ионических колонн спарены (всего по восемь штук в каждом ряду). Напротив колонн, на боковых стенах трапезной, сделаны пилястры с ионическими капителями. Стены в настоящее время оштукатурены и побелены, а балки над колоннами расписаны мотивами модерна. Широкие оконные проемы заглублены, обрамлены штукатурным профилем.

Полы во всех объемах выложены метлахской полихромной плиткой разного орнамента, выполненной в Германии (штамп вытеснен на обратной стороне каждой из плиток). Перекрытия в трапезной и в боковых крыльях основного объема деревянные балочные, над основным объемом – кирпичный купольный свод. Кровля железная по деревянной обрешетке. Кирпичные стены снаружи покрашены розовой клеевой краской по обмазке, изнутри оштукатурены и побелены.

План церкви, в общем, имеет форму вытянутого с востока на запад прямоугольника, от которого с востока выступает маленький прямоугольник апсиды. Объемная структура церкви состоит из основного объема с апсидой, из трапезной и колокольни. Основной объем снаружи имеет крестчатую форму, в которой восточное крыло является апсидой. На средокрестии стоит небольшой световой цилиндрический барабан, завершенный высоким куполом (глава была разрушена в советское время). Восточное прямоугольное крыло, ориентированное поперек оси, и боковые крылья такой же формы, ориентированные продольно покрыты двускатными кровлями над треугольными фронтонами. Большой прямоугольник трапезной, вытянутый продольно, расширен до уровня боковых крылец основного объема и имеет такую же, как у них высоту. Покрыт двускатной кровлей.

Трехъярусная колокольня обстроена с боковых сторон прямоугольными палатками. Яруса имеют форму четвериков. Ярус звона прорезан четырьмя арками. Шатровая кровля колокольни со слуховыми окнами и кокошниками в основании относится к более позднему времени (глава была разрушена в советское время).

Фасады собственно храма, палаток колокольни и апсиды решены по двум горизонтальным осям и нескольким вертикальным. Горизонтальные оси, которые опоясывают всё здание, кроме трапезной, дают два яруса окон, нижние из которых прямоугольные крупные, а верхние полуциркулярные. Вертикальных осей, по которым располагаются окна первого и второго света, на фасадах основного объема – одна, на всех трех фасадах апсиды – также по одной, на фасадах палаток колокольни – две.

С сайта: https://drevo-info.ru/articles/19079.html и сайта: https://gus-info.ru/tourism/История Свято-Троицкого храма в Гусь-Хрустальном. Справочник туриста.



Комментарии и обсуждение


Городской храм большой вместимости выстроен в стиле классицизма. В советское время строение эксплуатировалось под хознужды различными организациями, в т.ч. пожарной частью, что привело к его неудовлетворительному состоянию. Храм начал восстанавливаться в конце 1980-х годов. Были спроектированы вновь обе главы - на основной объем и на завершение колокольни (арх. Двоеглазова Т.П., инженер Щелоков О.О.).

22 декабря 2005, Олег Щёлоков.

Церковь Иоакима и Анны, в которой в советское время размещалась пожарная часть, отреставрирована и вновь освящена как Свято-Троицкий храм. Действующая.

19 марта 2006, Олег Щёлоков.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.