ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Доложск, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1908.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ленинградская обл., Сланцевский р-н, нежилая местность западнее дер. Лужки, на берегу р. Долгой

Координаты:58.975874, 28.479609


Добавить фотографию
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Доложск, урочище - Сланцевский район - Ленинградская область
Поклонный крест на месте разрушенного Успенского храма при Доложской пещере. В реке находится камень следовик со следом Богородицы
geronimio
20 августа 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Доложск, урочище - Сланцевский район - Ленинградская область
Вход в Доложскую пещеру. Раньше над входом стояла колокольня Успенского скита.
geronimio
20 августа 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Доложск, урочище - Сланцевский район - Ленинградская область
Дмитрий
6 июня 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Доложск, урочище - Сланцевский район - Ленинградская область
Крипта, вход в пещеру
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
30 ноября 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Доложск, урочище - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
30 ноября 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Доложск, урочище - Сланцевский район - Ленинградская область
Дмитрий
6 июня 2010




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  19 декабря 2005

Сооружена на искусственных пещерах у подножья древнего городища Доложск.

Разобрана в 1950-60 гг., сохранились фундамент и крипта с пещерой. Свод в пещере обрушен в четырех метрах от входа.

Предпринимаются слабоактивные действия по восстановлению храма.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  11 декабря 2008

В.И. Будько

Свято-Успенская Доложская пещера
Источники и комментарии
____________________________________________________________________ «Большая церковь, достойная столичного города, сооружена в 1893-1900 годах в селе Пенино. Местные купцы активно помогали средствами в строительстве. Один из них, основной вкладчик — храмоздатель C.Г. Гаврилов из д. Ожево. Он похоронен при алтаре. Проектирование осуществлял архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918). Кроме Пенино Никонов обозначил перестройки храмов в Никольщине (г. Сланцы) и в Заручье (старый храм 1752-61 гг.; работы велись соответственно в 1893-1898 гг. и в 1896-1899 гг.). Недавно стало известно, что Н.Н. Никонов проектировал храм на знаменитой Доложской Пещере. Освятили его 14.02.1908 г.».
В.И. Будько. Архитекторы храмов Сланцевского района. 2002.

АРХИВНАЯ СПРАВКА
24. 03. 2000. № 171.
О недвижимом имуществе церкви Уcпения Пресвятой Богородицы в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской губернии.
«В документах архивного фонда Петроградской духовной консистории, в клировой ведомости Успенской церкви в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской епархии за 1916 г. имеются следующие сведения о недвижимом имуществе, принадлежавшем церкви:»
«К церкви приписана каменная часовня с каменной колокольней в местечке «Печеры», построенная 14 февраля 1908 г. приходским попечительством. Престол в ней один: в честь Успения Божией Матери».
Основание: ф. 19, оп. 113, д. 4325, лл. 66-67.
Никонов Николай Никитич.
Автор проекта Свято-Успенского пещерского храма.
1849-1918. Учился в АХ.
«Имеющий право производить постройки (с 1885). Епархиальный архитектор (с 1893). Автор проектов церквей и часовен в с. Котлы Ямбургсхого уезда СПБ губ., в Москве, Полтаве, Ревеле, монастыря в Новом Афоне. Построил Казанскую церковь в Териоках и Духовскую церковь в Келломяках (не сохранилась), здания Успенского и Никольского монастырей в Старой Ладоге, Воскресенского скита на Валааме.
Н.Н. Никоновым построены:
1. Доходный дом Н.П. Васина. Пл. Островского, 5 — пер. Крылова, 7. 1878 - 1879. Участие под руководством Н.П. Басина. (?)
2. Подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря. Московский пр., 25 — 2-я Красноармейская ул., 1. 1886—1888. (Сохранились фрагменты).
3. Доходный дом. Московский пр., 53. 1888.
4. Церковь преп. Василия Парийского при здании Мещанского о-ва. Московский пр., 95. 1888 — 1891. (Не сохранилась).
5. Церковь св. Александра Невского при подворье Александро-Свирского монастыря. Разъезжая ул., 25 — Боровая ул., 1. Перестройка. 1889—1891. (Не сохранилась).
6. Церковь Благовещения подворья Афонского Свято-Андреевского скита. 5-я Советская ул., 33 — Дегтярная ул., 16. 1889 — 1894. (Перестроена).
7. Троицкая церковь и зал для духовных бесед О-ва распространения религиозно-нравственного просвещения. Стремянная ул., 21 — ул. Марата, 5. 1890—1893, 1894— 1895. (Не сохранились).
8. Покровская церковь и дом епархиального братства Пресвятой Богородицы. Боровая ул., 50—52. 1890 — 1897, 1899 — 1901.
9. Подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Ул. Некрасова, 31. 1893 — 1895.
10. Пристройка к зданию 1-й гимназии. Ул. Правды, 11, левая часть. 1894.
11. Доходный дом Н.Н. Никонова. Ул. Достоевского, 38. 1894.
12. Дом прихода Сампсониевского собора. Б. Сампсониевский пр., 43, правая часть. 1896.
13. Церковь Божией Матери Шестоковской при подворье Шестоковского Вознесенского женского монастыря. Старорусская ул., 8 — Кирилловская ул., 2. 1896 — 1900.
14. Церковь преп. Марии на Большеохтинском единоверческом кладбище. Пр. Металлистов, 5. 1896 — 1900. (Не сохранилась).
15. Успенская церковь при подворье Важеозерской Спасской Задне-Никифоровской пустыни. Ул. Крупской, 5. 1897 — 1903. (Перестроена).
16. Придел св. Феодосия Черниговского Сретенской церкви. Ул. Жукова 9. 1898 — 1899. (Не сохранилась).
17. Здание Александро-Мариинской богадельни. Ул. Черняховского, 6 — Павлоградский пер., 8. 1898 — 1899.
18. Доходный дом Н.Н. Никонова. Колокольная ул., 11. 1899—1900.
19. Церковь св. Моисея Новгородского при подворье Новгородского Сковородского Михайловского монастыря. Ул. Коммуны, 58. 1900 — 1901. (Не сохранилась).
20. Доходный дом Н.Н. Никонова. Большой пр. П. С, 45 — Б. Пушкарская ул., 38. 1900 — 1901.
21. Иоанновский женский монастырь. Наб. р. Карповки, 45 — ул. Профессора Попова, 36. 1900 — 1903, 1907 — 1911.
22. Церковь Божией Матери Грузинской при подворье Красногорского Богородицкого монастыря. Шепетовская ул., 7. 1903—1905. (Не сохранилась).
23. Тихвинская церковь при подворье Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря. Пр. Непокоренных, 36. 1905—1911. (Не сохранилась).
24. Церковь преп. Серафима Саровского на Новодеревенском кладбище. Серебряков пер. 1. 1906 — 1907. Совместно с А.Ф. Барановским.
25. Церковь св. Василия Великого при подворье Коневского Рождественского монастыря. Среднеохтинский пр., 21 ул. Панфилова, 22. 1906 — 1908. (Не сохранилась).

Лисовский В.Г. Поборник «русского стиля» // ЛП. 1983, № 3. С. 30-33.

Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода совершаемаго 15-го Августа с храмовою иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пещерную часовню, находящуюся в С.-Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Имения Его Императорскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, Выскатской волости в селе Доложском. Посвящается Православным чтителям Пресвятыя Богородицы. Издано в пользу новоотстроивающагося каменнаго храма в селе Доложском. СПБ. 1861.

«И если накануне при упомянутом выше зрелище, душа наполняется непонятнаго для нас восторга и радостнаго восхищения, если тогда благоговеешь к чудному образу, то не меньше радостный трепет объемлет нас, когда при звуке колоколов тронется торжественное шествие из храма к священной пещере; народ как бы кипит, площадь и дорога на всем протяжении от церкви до пещеры покрыты богомольцами всякаго пола и возраста; ближние (богомольцы) в нарядных праздничных платьях, дальние с мешечками на плечах и дорожными посошками в руках; народа стекается до десяти тысяч; на средине пути к пещере под тенистою березовою рощею у Св. креста, шествие останавливается, поджидая Св. досточтимую Икону, которая тихо с благоговением переносится чрез преклонившийся народ; у Св. креста разсеянныя массы народа сосредоточиваются. После чтения Св. Евангелия, шествие продолжается; вот открывается гористая местность, шествие спускается по склону возвышенности; пред вами живописная скала, покрытая зеленью и лесом; при подошве ея пробегает светлая речка; чрез нее переброшен легонький мостик, возле него деревянная часовня с куполом и башенкою; близ оной открытый вход в пещеру; народ уже теснится около оной, жаждая хоть каплю получить воды из подземнаго источника.
Между тем, торжественное шествие всего окрестнаго духовенства, в священных облачениях с крестами, иконами и хоругвями, многочисленныя толпы богомольцев, теснящихся, поспешающих, преклоненных, длинною вереницею на значительном протяжении, и тихо с благоговейною торжественностью на благолепных носилках преносимая Святая Икона приближается к малой часовне в долине: здесь местные жители встречают крестный ход и чтимую Св. Икону с иконами из пещерной часовни. По нагорному пути там и здесь, отсталый и разсеянный народ всякаго класса, пола и возраста; матери с малыми детьми, дряхлые старцы и старушки, цветущее юношество; после всех движутся господские экипажи и крестьянския телеги с лошадьми. У реки стоит мельница и чистенький крестьянский дом в долине. Все это совокупно представляет картину разнообразную и восхитительную. Здесь видишь всю жизнь и весь быть крестьянский, живую и деятельную, веру русскаго человека и добрый его характер; счастливый верою, он блаженствует. Как отрадно видеть его счастие! Цветешь и растешь при виде подобнаго зрелища».

Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовскаго уезда крестьянина Ефима Андреева.
СПБ. 1863.

«Так велика любовь и усердие благочестивых местных жителей к Царице небесной, благоволившей облагодетельствовать наш край своею честною Иконою. Кроме того, у нас есть и другая святыня, пользующаяся в народе особенным уважением; это дивная пещера в песчанистой скале. В этой пещере находится ключ и подземное небольшое озерко, — оба с чистою, приятною, светлою водою. Вера находит целебную силу в сих чистых водах; благочестивые и набожные богомольцы берут из них воду с собою и относят, как святыню, на свою родину.
Эта замечательная пещера стала известна немного более ста лет; открытие ее было причиною построения деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, который существует и поныне, на высоком берегу Долоцкого озера, С.Петербургской губернии, Гдовского уезда, в имении Его ИМПЕРАТОРСКОГО Высочества, Благоверного Государя и ВЕЛИКОГО Князя Константина Николаевича, в Выскатской волости. Прежде открытия пещеры на сем месте никакого храма не было, а существовал оный в 7 верстах от Долоцкого притом же озере, во имя Св. Архистратига Михаила; поэтому как погост, так равно и приход назывался Михайловский, под которым названием большею частью он и теперь известен. По открытии пещеры оный погост переведен на теперешнее место, а в память прежнего храма устроен при храме Успения придел во имя Св. Архистратига Михаила.
Означенная пещера находится в 2-х верстах от села Долоцкого. Она образовалась в скале, покрытой тенистым орешником и другим лиственным лесом. Скала омывается речкой довольно широкой. Речка Долгая из Долоцкого озера пробегает по живописной зеленой долине, между гор и холмов и впадает в реку Лугу. Местность весьма приятная и живописная; имеет характер уединенной пустыни».
«Ряд холмов на левом берегу реки Долгой, в полутора-верстах от ея истока из озера, оканчивается скалою, затененною всякаго рода лиственным, хвойным лесом и кустарником. У подошвы скалы, омываемой рекою, разстилается широкая долина в виде площади. Внутри скалы существует древняя самородная пещера. В пещере в двух саженях от входа в нее с правой стороны существует ключ, исходящий из недр земных с чистою холодною водою; далее внутрь горы пещера простирается на тридцать шагов от входа в скалу и оканчивается шатрообразным сводом; внизу крестовидно на три отрасли пещера идет под гору, а под сводом ея стоит чистая вода».
«На северозапад от погоста в 2 верстах находится известная пещера; дорога к ней усажена деревьями, идет прямою линиею; на средине пути под тенистыми березами стоит деревянный крест с св. иконою Успения Божией Матери; здесь во время крестных ходов шествие останавливается и читается Св. Евангелие. Далее дорога склоняется с высоты в долину, по которой пробегает река Долгая; живописная скала, заросшая всякаго рода лесом и при ней уединенная часовня, близ коей вход в пещеру с востока, чистенький крестьянской домик и мельница на реке, при гористых окрестностях, делают ландшафт местности весьма приятный. Замечателен в печерской часовне древний образ Христа Спасителя, сидящаго между символическими изображениями Евангелистов. Предание утвердительно относит его к временам древней церкви, разоренной в XVII веке литовцами; образа св. апостолов и мучеников относят к тому же времени.
Хотите ли насладиться чувством тихого восторга? Не поленитесь принять труд приятного путешествия на праздник Успения Пресвятой Богородицы, — в село Долоцкое! Придите тогда, когда «всемирное Успение Всенепорочной Богородицы празднуем»; когда «Ангелы торжествуют честное преставление Божией Матери и к духовному веселью нас земных призывают! И если накануне при упомянутом выше зрелище, душа наполняется непонятного для нас восторга и радостного восхищения, если тогда благоговеешь к чудному образу, то не меньше радостный трепет объемлет нас, когда при звуке колоколов тронется торжественное шествие из храма к священной пещере; народ как бы кипит, площадь и дорога на всем протяжении от церкви до пещеры покрыты богомольцами всякого пола и возраста; ближние (богомольцы) в нарядных праздничных платьях, дальние с мешочками на плечах и дорожными посошками в руках; народа стекается до десяти тысяч; на средине пути к пещере под тенистою березовою рощею у Св. креста, шествие останавливается, поджидая Св. досточтимую Икону, которая тихо с благоговением переносится чрез преклонившийся народ; у Св. креста рассеянные массы народа сосредотачиваются. После чтения Св. Евангелия, шествие продолжается; вот открывается гористая местность, шествие спускается по склону возвышенности; пред вами живописная скала, покрытая зеленью и лесом; при подошве ее пробегает светлая речка; чрез нее переброшен легонький мостик, возле него деревянная часовня с куполом и башенкою; близ оной открытый вход в пещеру: народ уже теснится около оной, жаждая хоть каплю получить воды из подземного источника. Между тем, торжественное шествие всего окрестного духовенства, в священных облачениях, с крестами, иконами и хоругвями, многочисленные толпы богомольцев, теснящихся, поспешающих, преклоненных, длинною вереницею на значительном протяжении, и тихо с благоговейною торжественностью на благолепных носилках переносимая Святая Икона приближается к малой часовне в долине: здесь местные жители встречают крестный ход и чтимую Св. Икону с иконами из пещерной часовни. По нагорному пути там и здесь, отсталый и рассеянный народ всякого класса, пола и возраста; матери с малыми детьми, дряхлые старцы и старушки, цветущее юношество; после всех движутся господские экипажи и крестьянские телеги с лошадьми. У реки стоит мельница и чистенький крестьянский дом в долине. Все это совокупно представляет картину разнообразную и восхитительную. Здесь видишь всю жизнь и весь быт крестьянский, живую и деятельную веру русского человека и добрый его характер; счастливый верою, он блаженствует. Как отрадно видеть его счастье! Цветешь и растешь при виде подобного зрелища».

Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии в Гдовском уезде. Очерк Ругодивцева.
СПБ. 1873.

«Одновременно с освящением новаго успенскаго храма на Михайловском погосте был установлен и крестный ход с иконою Успения Богоматери 15-е числа августа к пещере, находящейся на левом берегу речки Долгой, в верстах двух от погоста. Берега речки Долгой окоймлены раскошными холмами и холмиками, которые на полутора верстах от истока заканчиваются горою. Сосны и ели вместе с мелким кустарником покрывают эту гору, которая возвышается над берегом речки стеною. По правому берегу речки Долгой, против горы, растилается довольно обширная долина. Около этого-то места речки Долгой, внутри упомянутой горы, находится пещера. Пещера эта самородное явление; внутри пещеры, не далеко от входа в нее, с правой стороны, находится родник чистой, приятной воды. Вслед за родником «пещера расходится крестообразно в три стороны; в точке пресечения ея ветвей, как-бы под сводом, стоит озеро в чистою водою, которая почитается народом за целебную». Местное народное предание об этой пещере говорит, что еще до нашествия литовцев и шведов, около этой пещеры находился монастырь в честь Успения Божией матери; после разорения этого монастыря Литвою — чудотворный образ монастыря — Успение Богоматери был перенесен в церковь прежняго Михайловскаго погоста, а после разрушения этой последней церкви, на новое место Михайловскаго погоста, в церкви котораго он и поныне сохраняется. По другому местному преданию, в упомянутой пещере, в половине XVII столетия спасался какой-то пустынник... Нет никакого сомнения, что пещера в глазах прадедов настоящих долоцких прихожан имела большее значение, чем ныне, ибо предание о бывшем когда-то успенском монастыре и о неизвестном отшельнике, спасавшемся в этой пещере,— указывают на какую-то связь упомянутой пещеры с пог. Долоцко, в церкви котораго находится древняя икона Успения Богоматери. Эта связь, конечно, была: установление крестнаго хода из Долоцка в пещеру не могло-же возникнуть из одного только сходства долоцкой пещеры с пещерами Киева и Пскова, как пытаются объяснить некоторые местные жители. При означенном объяснении, невольно рождается вопрос: почему прадеды долоцких прихожан избрали для крестнаго хода именно эту, а не другую какую нибудь пещеру на речке Долгой? Поэтому, нужно думать, что крестный ход из Долоцка в пещеру был установлен, вследствие каких нибудь особенных причин, воспоминания о которых уже изгладились в памяти народа... Выше я сказал, что известность Долоцкаго погоста, среди окрестных населенных мест, началась с половины прошлаго столетия, то есть с постройкой на погосте успенской церкви, в 1779 г. деревянная церковь св. архангела Михаила, за ветхостию, была разобрана, а в память ея — был устроен придел в успенской церкви во имя св. архангела Михаила. Таким образом, из Михайловскаго погоста сделался успенский погост. Правда, сомряки и сомрячки по прежнему Долоцкий погост продолжали называть — Михайловским; но, тем не менее, с каждым годом в Долоцком, на «Успенов день», число богомольцев, стало увеличиваться (срмряки – жители присамрянских волостей, т.е. волостей при озере Самро – В.Б.). В пятидесятых и в шестидесятых годах настоящаго столетия — на 15 августа в Долоцком уже собиралось до 15 и 20 тысяч богомольцев, пришедших иногда из дальних мест».
«…в Долоцком погосте — воды много в пещере, около которой стоит часовня, находится целое озеро. Поэтому, когда крестный ход доходит до часовни, где в это время начинают служить молебны, тогда простой народ с бутылочками и кувшинчиками является у входа пещеры, где его и снабжают водою с большим избытком...»

В.И. Будько.
Слово паломника.
Первый после долгого перерыва Крестный ход, водительствуемый священником.

28 августа сего (2000) года в с. Заручье состоялся традиционный Крестный ход к Доложской Пещере. Погода благоприятствовала усердствующим, принявшийся было дождь быстро прекратился, хотя в Сланцах, по разговорам, поток был изрядный. Верующие загодя пришли к преобразившейся храмовой часовне во имя Успения Божией Матери. Сегодня она украшена малыми фресками на сюжеты жития Богоматери, над входом изображено самое Успение. Паломники оценивают качество работ как хорошее. Замечательно украсил строение светлый шатер оцинкованного железа. Буквально сразу начинаются кровельные работы на Соборе. Заручье встарь имело большой комплекс Успения. Здесь до войны существовало 3 одноименных храма. Старый, постройки XVIII в., располагался на Старом кладбище, Пещерский — на р. Долгая. Их, к сожалению, сегодня нет. Стены оставшегося Собора помнят времена осквернения. Слава Богу, сегодня тщанием нескольких подвижников дело сдвинулось с мертвой точки. Огромную помощь нашим святыням оказывает вновь построенная церковь в Петербурге во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца и Общественный фонд «Средняя Рогатка». Непосредственно работы производят бригады специалистов и местники района. В селе проживает староста храмовой общины со своей супругой. Благодаря отчим строителям происходит новое возрождение России Праздничный молебен проходил после 10 часов утра. Внутри белоснежной часовни оба подсвечника уставили свечами. За недостатком места свечи утыкали в чашу с песком. В интерьере развешаны образа старого письма в лепных рамах. Некоторые жители окрестностей сумели сохранить церковные иконы, которые сегодня находятся в реставрации. Осуществлен или планируется огромнейший вклад образов одного из собирателей древностей; люди готовы вносить сохраненное в домах в лихолетье безверия безвозмездно. Службу отца Олега (Нецветаева) из Старополья сопровождали пением сестры Покрово-Тервенического монастыря Лодейнопольского района. В настоящее время готовится документация на устроение женского скита на досточтимом месте возле Пещеры, где ранее существовали кельи спасающихся. По преданию, легендарный монастырь при Долгой реке разрушен поляком Лисовским в 1610-1612 гг. Последний скит был учрежден в 1908 г при Поречской женской общине, которая в 1919 г была возведена в ранг монастыря.
После молебна у часовни Успения отец Олег прочел слова проповеди, выслушанной со вниманием прихожанами и гостями Заручья. Последних было предостаточно: жители. С.-Петербурга, Сланцев, дачники, кто пеший, кто на машинах не преминули почтить светлый день Успения. Верующие Новоселья и Старополья приехали на специальных автобусах. Отрадно радение совхозных властей в деле приобщения к Богу. С пением молитв, разобрав кресты, хоругви и прочее, ход двинулся по главной сельской дороге, идущей параллельно озеру. Впереди же несли праздничную икону Успения. При выходе из деревни некогда существовало примечательное место Кресты с Ильинской часовней. От него старые ходы продвигались особой Печерской дорогой в окружении вековых берез ввиду возделанных полей и тучных пастбищ. Сегодня места угодий поросли сорняком, и росчисть сделать не смогли. Кстати, аналогичное место Кресты и одноименная Ильинская часовня существовали в Монастырьке. Очевидно, здесь, начиная с 1534 г., проповедовал Христовы истины иеромонах Илья, посланный церковными устроителями Новгорода. Память о нем жива до сих пор.
В расстоянии километра в сторону Лужков и Руско свернули в сторону Пещеры. Близ реки двинулись малою тропой, которая привела к заветной Святыне нашего края. Сегодня здесь остатки жилищ в виде разбросанных валунов, жерновова мельницы. Над рекой возвышается гранитная набережная и руины разрушенного храма. На высокой песчаной скале девонского песчаника порушенный лаз в заваленную Пещеру, где особо ретивые паломники набирают воду из источника.
Более сотни верующих собрались в этот день на заветном месте. Были свершены полагающиеся молитвы и водосвятие, выслушали поздравительные слова доброго пастыря из Старополья. Очень много произвели фотосъемок, снимали и кинокамерами. Были представлены на обозрение фотографии взорванного нечестивцами храма. Далее многие пожелали посетить пещеру и знаменитый камень в водах реки со следом Богоматери, которому Божественный Сын Ее даровал особенную силу помогать страждущим и утешать печальных.
Слава нашей заступнице - Пресвятой Богородице, столь чтимой предками во всех местностях российских!

Сланцы. 2000.

В.И. Будько. Север Гдовщины.
Псков. 2005.

По удостоверению Гдовского Уездного Исправника в Доложске в 1860-1870- гг. существовали с разрешения установленной власти две ярмарки. 1) Сборная - в первое Воскресенье Великого поста, разрешена указом Губернского Правления от 6 Августа 1860 г., за № 4962. 2) Успенская - 15 Августа, разрешена тем же указом. Для торговли на площади перед храмом были сооружены специальные торговые балаганы, две трети дохода с которых получала церковь. Ярмарки обычно продолжались с неделю - с четверга первой по четверг второй недели Великого поста и с 12-го по 20-е августа. Сентябрьская ярмарка - устраивалась сразу же после проведения четырехдневного Крестного хода. Он проводился 8-9 сентября в Выскатку, 10 сентября из Выскатки в Рую, 11 числа ход вместе с иконой Успения возвращался в Доложск.
Чудотворная икона повсюду встречала горячий прием и почитание верующих. Жители деревень, через которые шел ход, считали за честь лицезреть Святыню в своих местах. Духовное рвение было таково, что некотрые ретивые исполнители Веры в праздничный день до четырех раз «подымали икону» - осуществляли пронос ее до Пещеры и обратно к Успенскому храму. Таким образом, праздничное шествие превращалось почти в бесконечный процесс. Многие люди во время несения иконы располагались ничком на дороге, дабы она была пронесена над их головами. Дети ввиду своего малого роста просто приседали. Н. Харитонов, житель д. Бор I, рассказывал, что непрерывная колонна хода растягивалась от храма до места Кресты, до развилки дорог, где располагалась часовня во имя Святого Пророка Илии и памятный камень, на котором по преданию сиживала сама Богородица. Многие паломники стояли по сторонам, присоединяясь к процессии по мере прохождения хода.
Великая масса людей не могла единовременно посетить Святую Пещеру. Это делали поочередно, в течение дня. Практически все это время по прямой дороге над головами носили икону. — Поразительное явление. Наряду с рьяными, организовывавшими дополнительный пронос иконы, существовали активные православные группы молодежи, занимавшиеся изучением церковной литературы, прославившиеся особым исполнением служб и обрядов. Они были известны в Старополье, Корино, Заручье. Девушки этих сообществ не посещали мирские увеселения, супрядки, праздники и не выходили замуж за пьющих парней. Об этом явлении с беспокойством писала православная пресса начала ХХ столетия. Именно из этих девушек истинного Православного благочестия составился впоследствии костяк Свято-Покровской Поречской женской общины, у истоков которой стоял Святой праведник земли русской отец Иоанн Кронштадский.
Организации Свято-Покровской Поречской женской общины предшествовал длительный переговорный процесс с представителями церковного управления в столице и лично отцом Иоанном. Инициаторы учреждения монастыря - А.А. Кудрявцев и личный почетный гражданин М.Е. Егоров (оба жители д. Рудница, Старопольского прихода) - пожертвовали свои земли на общину, которая впоследствии учредила Успенский скит на Пещере. Благодетели взяли на себя устройство деревянной церкви с трапезной, устройство келий и многие другие заботы.

В.И. Будько.
Сланцы – Москва.
08.2005 – 08.2006- 07.2007.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  11 декабря 2008

В.И. Будько
В Доложской пещере и Заручье (Доложске)

21 мая 2000 г. посетил бывший Успенский комплекс на р. Долгой. При осмотре следовика обнаружено, что он представляет из себя массивный камень в водах реки, расположенный напротив середины фундамента церкви. След правой ноги небольшого размера, направлен против течения Долгой. Углубление следа в пяточной части больше, чем в носочной. Сам камень выступает на песчаном дне ок. 15-20 см. От долгого стояния слегка покрыт тиной.
Пещера расположена в склоне высокого обрыва. Некогда вход был уделан в виде часовни с полукруглыми арками. Сразу на входе по правую руку в стене ниша с верхним отверстием. Гипотетически здесь могли располагаться иконы или другие святыни, а так же лампада. Вход пещеры невысок, ок. 120 см, но далее высота ее достигает 150 см, что позволяет свободно передвигаться согнувшись. Конфигурация свода — треугольник с выгнутыми ребрами. Ширина — метр и чуть более. Пол помалу понижается по мере продвижения вглубь. Предположительная глубина — около 15 м. По всем прикидкам бывшая высота пещеры достигала 2,5 м. Об этом свидетельствуют боковые ответвления, которые сегодня видны едва на 50 см своей высоты. В конце пещера понижается к основанию. Здесь расположено небольшое зеркало чистой воды. Площадь его 60х60 см. Оно уделано дощечками. На правую руку доброхоты поставили свечу и кружку. Для свободного посещения Святыни необходимо произвести зачистные работы по освобождению от песка. Объем работ в основной галерее составляет 15-20 куб. м. О протяженности боковых ответвлений сведений нет. О времени засыпания пещеры и обстоятельствах его сведений тоже нет. Засыпка, безусловно, произведена искуственным путем, т. к. следы обрушений свода и стен отсутствуют. Прочность стен на сегодняшний день достаточна и не внушает опасений. Песчаник не поддается процарапыванию без усилий. При среднем уровне организации работ пещера легко может быть раскопана для посещений паломников.
Состояние церковного фундамента из гранита хорошее. Часть боковых камней осыпалась, часть находится в воде. Повсюду разбросаны кирпичи с маркировкой «ДПУЦ». Куда вывезена основная масса кирпичей сегодня не ясно, но их было несравнимо больше. Объем своза должен был быть изряден.
Дно Долгой близ фундамента усеяно кирпичами и гранитными блоками. Оно должно быть безусловно вычищено. Это даст возможность беспрепятственно переходить брод и освободить доступ к следовику. В идеале реально соорудить хотя бы небольшой мостик на левобережье реки к руинам храма.
От сооружений скита в наличии валунные фундаменты плохой сохранности и обломки истертого жернова. Культурные растения — сирень, яблоня, смородина. Близ скита сегодня карьер песка. Это дает удобный подъезд для автотранспорта.
…В 2002 году 2 раза довелось побывать в Доложской пещере; один раз на день Успения. Безусловно пещера мала для массовых посещений. Встречное движение верующих крайне затруднительно. Местники рассказывали, что раньше поток шел вкруговую; очевидно, в левое ответвление. По некоторым сведениям в какой-то период в глубине пещеры был сделан колодец-накопитель Святой воды. Говорят, что в Пещере был плитняковый пол. А. Никандров, проникавший путем раскопа в левое ответвление, описывает там некую келью, из которой, якобы, был просвет на улицу.
Один из местников рассказывал, что южнее колокольни Пещерской церкви была часовенка. Имеется ввиду левобережье. Там же от храма прослеживается заросший паломнический путь, который идет до взвоза на гриву «высокопесчаной скалы». Этот взвоз ведет к разрушенной сегодня мельничной плотине.
Пещерская мельница находилась менее, чем в ста метрах от Пещеры, выше по течению. От нее сохранились: фундамент строения, руины плотины и два русла, уделанных валунами. Одно из русел, сегодня сухое, тянется в правобережье, против пещеры. Там по логике должен был быть мост.
Таким образом, место современных Успенских молебнов находится на искусственном острове с обезвоженным восточным рукавом. Безусловной мельничной достопримечательностью являются 2 массивных жернова отличной сохранности. Стоят они на гуртах и несколько наклонно.
Всего «Доложских мельниц» называют шесть. Верхняя («Чухнина» - эстонская), запирала устье р. Долгой, подымая воду в озере на аршин. Мельники, чтобы произвести работу, обращались к мельнику в верховье, что б он дал воды помолоть. За это уплачивалась мзда.
«Богадельных домов» у Пещеры насчитывалось четыре. Какие-то из них предназначались монашкам. Очевидно, что были и паломнические комнаты. Дорог к пещере ведет несколько. Пещерная, практически прямая, — от места Ильинской часовни с камнем, локализация которого не ясна. Без росчисти никаких камней не видать. Не исключено, что камень свели атеисты. Иная дорога идет от места храма на восток, и через участок забора песка выводит на шоссе. Это удобный путь подъезда автотранспорта. От места стоянки до реки ок. 100-200 м.
Старая и отличная дорога ведет в правобережье на Доложск, современный пионерлагерь «Салют». В одном месте она проходит по речному обрыву высота которого более 10 метров; в другом – по краю карьера. Этот путь используется автомобилистами на целый километр, если считать от Доложска. В последнем при дороге курганы.
Большая группа насыпей на Доложском мысу. Там работали археологи в 1900 году. На мысу найдены вещи позднеримского периода, гипотетически относящиеся к V веку н. э. Это уникум нашего края.
Примечателен курган с ровиком посреди Пещерской дороги. На нем кладоискательская яма. Наличие курганов свидетельствует об исключительной древности места.
В левобережье дорога прослежена до мельничного взвоза. Где-то на вершине скалы, склоны которой над Пещерой исключительно круты, а в паре мест вообще недоступны, находился забор глины. Из нее изготовлялись кирпичи для храма. Маркировка на многих из них читается как «Доложская Пещерная Успенская церковь» — «"П.Д.У.Ц." с рамками 2-х размеров». В Заручье (в селе Доложском) встречено более пяти маркировок кирпича, в т. ч. и «П.Д.У.Ц.». По некоторым сведениям храмовый кирпич заготовляли в непосредственной близости от Пещеры, наверху, спуская его, очевидно, по мельничному взвозу. Об обработке гранитных блоков набережной ничего не известно. На руинах лежат искореженные стяжки храма. Хорошо читается кружало алтаря. Мальчишки лазят узким лазом в церковный подпол.
Крипта Пещеры сегодня порушена и утеряла свой куполок. Пара человек вполне могут расчистить вход, но в целом, работы по откапыванию хода следует производить с полным соблюдением норм техники безопасности. Представляется, что после работ на Пещере Святыня могла бы привлечь к месту паломников и туристов в степени не меньшей, чем храм в Заручье. Тут важно восстановить источник, удобный подъезд и переход. Можно поставить указатели на шоссе, в трех местах захода и заезда с шоссе – в Доложске, у места Ильинской часовни («Ильинский Кресток») и у дороги на забор песка.
Мост, возведенный в 2002 г., крайне неудовлетворителен. Сегодня это три ольшины с наклонными досками, по которым опасно ходить старым и малым. К очередному празднику Успения, да и до него, желательно доставить к месту надлежащий материал, т. к. жители района не прочь посетить Святое место в любое время.
…Некоторые рассказывают о трех Пещерах. Думаю ознакомиться с ними, благо, недавно знатока нашел.
Рассказывали, что мимо Пещер некогда ходили на лодках от Кологриво в озеро. Ходили здесь и байдарочники. Сегодня у места много упавших деревьев, ходу лодкам, челнам и байдаркам нет.
К Святыням района относятся чтимые источники. Один из них находился бл. д. Гаянщина, на дороге Успенского Крестного хода из прихода Иван Ручий. Он был осиян Крестом, на который клались рушники.
Есть чтимые источники близ д. Плешево (ниже Пещер). Это т. н. «Подцветы», — «Серебряный», «Медный» и «Железный». Их вода «от глаз и сыпей». От сыпей же источник у моста ч/з р. Кушелка, бл. д. Попкова Гора. Этим летом отделали источники в дд. Заборожка и Гусева Гора; собирались поставить крест к «Никольскому ключку» в д. Ликовское. В Гдовском районе, в приходе Кярово, обиходили источник в бывш. имении Дондуковых Корсаковых – Верхоляне. Здесь у своего «дядьки» (воспитателя) бывал Николай I.
До сих пор чтится всеми источник Иван Ручий. Над ним, близ кладбища, руины фундамента храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Один из местников, проживающий сегодня в Белоруссии, произвел со мной и братом росчисть фундамента. На следующий приезд решено установить памятный Крест. До той поры выложили кирпичный крест в алтаре. На Ручье имеется традиция приезда свадебных поездов. Вода – «от глаз и сыпей», на Иванов день.

Москва. 07.2007.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  27 апреля 2010

В.И. Будько

Судьбы исторических документов непредсказуемы
Письма И.Г. Вике
Наивные говорят, что рукописи, якобы, не горят. Это далеко не так...
Любая система имеет множество документальных тайн.
Любая система тщательно скрывает следы преступлений против человечности.
Любая система разделяет народы по принципу «Разделяй и властвуй».
Любая система властна.
На стыке политических систем иногда происходят удивительные открытия.
Недавно сланцевским исследователям стал доступен перевод документа из Германии.
Основу его составляют письма времен Великой Отечественной войны.
Написаны они верным солдатом вермахта Иоганном Генрихом Вике.
Первичную компьютерную обработку их произвел его сын - Петер Вильхельм Вике.
Общее число машинописных листов рукописи, представленной из Германии, составило 84 страницы.
Она поступила в распоряжение протоиерея Олега Тэора, очевидно, после 2004 года, - после ее написания Петером Вильхельмом Вике.
Обстоятельства их встречи не известны.
Выбор кандидата для передачи писем далеко не случаен.
Протоиерей Олег Тэор - настоятель известного воинского храма во имя Святого князя Александра Невского. Он буквально восстановил его из небытия.
Отец Олег является одновременно и настоятелем Свято-Ильинского храма в погосте Выбуты, на родине Святой Равноапостольной княгини Ольги. Под его духовным окормлением находится Псковская авиадесантная дивизия, принимавшая участие в локальных конфликтах последнего времени.
Протоиерей Олег Тэор пользуется заслуженным уважением и любовью верующих. Он сотрудничает с властями Пскова и России. Им неоднократно предпринимались пастырские поездки в места боевых действий.
***
17.08.2005 отец Олег с группой паломников из Пскова приезжал в город Сланцы. В составе группы были ветераны Великой Отечественной войны, исследователи, деятели культуры и церковный хор. Программа паломничества была обширна. Он включала в себя: посещение воинского захоронения времен Великой Отечественной войны на Северной окраине города Сланцы, погоста Ольгин Крест, воинской части на заставе Кукин Берег, Сланцевской средней специальной школы, храма во имя Святого князя Александра Невского в селе Новоселье Сланцевского района, погоста Доложск и Святой Пещеры на реке Долгой. Большая насыщенность программы свидетельствует о неуемной энергии псковского батюшки, которого любят на Сланцевской земле. Благодаря его подвижнической деятельности установились и окрепли паломнические, братские и дружеские связи между городами Псков и Сланцы.
По окончании паломничества состоялся ужин в часовне во имя Святого Праведного Серафима Саровского в городе Сланцы. После него гости отправились отдыхать в родные места отца Олега, - село Заянье Плюсского района Псковской области.
В ходе упомянутой поездки протоиерей Олег Тэор намеревался передать имевшиеся у него документы и листы Евангелия доложского храма в руки настоятеля. Осуществить это не удалось, поскольку священника в Доложске в то время еще не было.
Настоятель в Доложск был утвержден только через три года, в 2008 году. С его приходом возобновились реставрационные работы. В храме появились иконы и вновь, впервые после ВОВ проводятся службы. К дню Свято-Успенского Крестного хода 2008 года силами верующих сделали росчисть на Тропе Богородицы.
***
Исследователь А.Ю Дорошенко работает в Сланцевской специальной школе воспитателем. Его подопечные каждое лето ездят на археологические раскопки и росчисти. Так школьники стали привычными помощниками специалистам Института материальной культуры на раскопках в Которске. В отдельные годы они работали по росчисти Святой Пещеры и руин храма на реке Долгой. В 2008 году участвовали на работах по восстановлению храма в селе Пенино.
При этом школьники Спецшколы ходят в походы и экспедиции. Они прошли рекой Плюссой от Больших Полей до усадьбы Лог Лядского района. Бывали и в Залахтовье, на Чудском озере, на месте уникального археологического комплекса средневековья.
При школе создан краеведческий музей. Душой и инициатором историко-археологической работы в Спецшколе, а так же создателем школьного музея является Андрей Юрьевич Дорошенко.
В одну из поездок группы из Спецшколы в Псков протоиерей Олег Тэор предоставил копии материалов семьи Вике А.Ю. Дорошенко.
В свою очередь Дорошенко осенью 2008 года предоставил возможность для ознакомления с документами автору этих строк.
***
Часть писем Иоганна Генриха Вике представляет эпизоды Русской кампании в направлении Псков – Ляды – Заручье – Самро – Луга - Ленинград. В Сланцевском районе Ленинградской области часть Вике некоторое время стояла в деревне Заручье при Доложском Свято-Успенском погосте. Впоследствии она выдвинулась в район озера Самро и реки Луги. Последние места известны интенсивными боями по преодолению Лужского рубежа.
Погост Доложск издавна был славен чтимой иконой Святого Успения и Святой Пещерой на реке Долгой. Возле Пещеры в водах реки с незапамятных времен до наших дней находится камень со следом Богородицы. В начале ХХ столетия на Пещере был выстроен красивый храм по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова.
Особая Святость места - три храма - XVIII, XIX и ХХ веков, известная в округе икона Святого Успения Богородицы, многолюдные Богородичные праздники с Крестными ходами и торговыми ярмарками, привлекала сюда тысячи паломников из ближних и дальних мест северо-запада России. В советские времена вся мощь сатанинской власти обрушилась на боголюбивых местников.
Начало гонений в Доложске имеет конкретную дату - 1918 год. В то время составлялись первые реляции местного партактива и комсомольцев в Гдовский УКОМ РКП(б). Они содержали требования уничтожить Свято-Покровскую женскую общину в селе Поречье, скит которой с богадельней был на Святой Пещере. Активность новых сатанистов выражались в бешеной пропаганде безбожия, в проведении большевистских праздников, чуждых боголюбивому населению села. Чего стоят одни только агитационные мероприятия отщепенцев от молодежи, вроде «комсомольской пасхи», которые проводились не только в Доложске. Такие пасхи проводились и в Москве. – Сценарий для всей страны был один и разработан тонкими знатоками психологии русского человека. Планы антицерковной борьбы прописывались в специальных документах и неукоснительно выполнялись с помощью безбожных инструкций, бессовестных инструкторов, руками сельчан, отравленных духом большевизма, разного рода спецслужбистов и карьеристов режима. Насильственно рушился вековой Православный код Доложска. Рушился тысячелетний код Руси.
Сегодня мы имеем то, что имеем.
......
***
1 августа 1941 г., 5 ч утра.
…В крестьянском саду лежал чудесный латунный самовар, который я охотно купил бы у владельца. Но все люди сидели по лесам (они разбросали свои скудные пожитки в саду, потому что решили, что их дом сгорит от трассирующих пуль или артиллерийского обстрела), а красть самовар я не захотел.
Позавчера, перед моим ежедневным купанием в длинном озере [согласно русской карте: стоянка 31 июля / 1 августа поблизости от местечка Заручье], я зашел в белую церковь. Сколько прекрасных украшений скопили эти греческие [русские] православные церкви в своих стенах! В домах вряд ли найдется хоть один предмет, который не относится к самым необходимым в повседневной жизни. Но в церквях русские с необычайной любовью и усердием собрали все искусство и все мастерство. Однако ужасающее опустошение (вероятно, большевистские отряды [предположительно, не местные солдаты] перед своим уходом похозяйничали тут) в помещениях, где находятся прекрасные старинные вещи, насколько я мог увидеть, еще сохранилось. Роскошные золотые оклады с вынутыми из них иконами стояли и лежали без разбора повсюду. Обрамление алтаря (Altareinfassungen) и дверные коробки («дверь» ведь играет в греческом богослужении основную роль – через нее проходит Святое в образе священника) в барочном и ренессансном стиле в основном не повреждены. Алтарные образа в нижнем ряду – пышные иконы, но в несколько расплывчатой, слащавой манере времени перед Мировой войной [тогда ведь была только одна], который сегодня царит и в нашей католической церкви – все вырезаны из рам (окладов) и в основном порезаны или даже полностью разломаны на куски. Разбитые вазы лежат грудой осколков в одной из трех ризниц, Многие старые красивые иконы, написанные на деревянных досках и потому не так легко поддающиеся разрушению, сложены в кучу в одной из двух боковых ризниц, которые полукругом группируются вокруг алтаря под пятью луковичными башенками. Три некрасивые старые бабы сидели на пороге бокового входа в церковь и грелись на солнышке. Может быть, как молчаливые стражи? А бородатый старик, который как раз выходил из церкви, попытался что-то объяснить мне по-русски и согреть мое сердце «своей церковью». На мой вопрос [жестами], коммунисты ли устроили запустение, он дал мне многословный ответ, в котором главную роль сыграли движения, изображающие полет снарядов, и «бум-бум». Маленький солдат сидел, в одних тренировочных штанах, перед иконами и алтарем и зарисовывал (skizzierte) с окладов прекрасные токарные и резные узоры. Благодаря нему, я обратил внимание на прекрасные колонки и розетки и переплетающиеся орнаментальные пояски и покрытые листьями побеги. Он рассказал мне про «окрещенного Иоанна», который был так красив, но теперь его уже нет. Наверное, он заинтересовал кого-то, кто в этом разбирается. Картина была только маленькой полоской холста. Нужно было взяться за середину и посильнее рвануть, чтобы прихватить с собой «воспоминание»!
…Наше чтение на сегодня: Послание к римлянам 12, 1+2: благодарить за Волю Божию и жить с благодарностью…
1 августа 1941 г.
…Снова потрясающе купался. А перед тем около часа провел рядом с моими любимыми миниатюрными росписями на овальных деревянных досках (вставки в роскошные золотые <позолоченные> двери) [в церкви]. «Крещеный Иоанн» вновь нашелся в куче наваленных друг на друга икон. Добрый товарищ, вероятно, хотел сказать «крестящий Иоанн», потому что это изображение Крещения Христова – прекрасная по композиции и выразительности ликов композиция. Наряду с ней на меня особенное впечатление произвела Вечеря. У юношей по-детски вдохновенные волнение и любовь в больших глазах, и, хотя и сильно потемневшие и выцветшие от грязи, но всё еще хорошо различимые сильные цвета. Красный цвет (das Rot) неизвестного мастера около 1500 г., чьи картины я однажды видел в Гамбурге. Ах, в этих картинах вообще так много от суровости наших средневековых мастеров. Я должен написать об этом немного больше, поэтому начинаю второй листок: Искушение Христово. Бородатый торговец невыразительного, немного еврейского (!) типа говорит «разумные слова» Господу. Второй раз мы видим обоих на вершине горы: «Все это я хочу отдать Тебе…» На заднем плане, за романтической долиной, видны качающиеся на море совсем слабо намеченные корабли. В изображении местности много от Питера Брейгеля. Преображение Иисуса: чудесно сияющий вокруг Него свет, и юноши, скорчившиеся на земле, – выражение человеческой ничтожности, слабости и беспомощности. Резкий синий и красный цвет их одежд только подчеркивает трудность их отягощенного грехами бытия перед величием Христовой святости. 12-летний Иисус в храме – воплощенное Слово, что подчеркнуто многоцветьем <изображения>, беспредельным <в оригинале erschreckendes – «ужасающим»> удивлением в облике его Матери, пышностью одежд почитающего жреца и величественностью храмовой архитектуры. Сюда же, очевидно, относится еще икона с изображением двух ангелов, гостящих за столом у человека, которая произвела на меня меньшее впечатление. На боковой стене есть еще большая старая деревянная доска с бесконечным изображением, изучить которое в подробностях у меня не хватило терпения. Я сегодня повстречал в церкви двух женщин, которые, несмотря на ужас перед разорением, благочестиво осеняли себя крестным знамением. Одна вместе со своим ребенком преклонила колени перед хорошим старым изображением, пятикратно наклоняла голову почти до земли, скрестив руки, крестясь при этом. И девочка лет десяти делала то же самое – в большевистской России! Коммунисты должны были, в самом деле, разорить (этот храм) непосредственно перед отступлением. Какой-то солдат встретил меня у входа с серьезным лицом и словами «Мерзость запустения!» Воспоминания о времени конфирмации? Люди должны теперь там ежедневно совершать поутру молебны. Также в этой местности еще должен быть поп, в настоящее время сбежавший!
4 августа 1941 г. [Заручье]
Вчера на праздник воскресенья я снова провел час в здешней церкви и сделал 16 снимков настенных картин [несколько диапозитивов сохранилось]. Чем подробнее я рассматриваю их, тем больше замечаю, что они собой представляют. Отчетливее всего художники нарисовали лица и руки, иногда также весь облик, а все остальное – складки одежд и окружающий пейзаж – потом пририсовали ремесленники. Незамысловатые линии одежды, дерева или дома напоминают орнамент из вьющихся растений на моем хинделооповском “Bakje”. Но композиция и цвета всегда очень удачны, и духовное содержание картин не проигрывает от их частичной примитивности. Ну, насколько я правильно поставил освещение (мой Horwex? [экспонометр] должен был уже, между тем, добраться до тебя. Пожалуйста, храни его там в безопасности, чтобы дети не смогли добраться!), ты сможешь увидеть сама. Прекраснее всего я по-прежнему считаю Вечерю и Крещение Иисуса. Изображение Преображения вовсе не так впечатляет колоритом, как мне поначалу показалось. Такое впечатление возникает из выразительных линий и контраста трех парящих в небесном свете фигур и трех юношей в цветных одеждах, прикованных к земле прямо под ними, скорчившихся в своей человеческости перед Небесным. Я открыл еще новое сокровище: Благовещение. Здесь вновь бросается в глаза сочный красный цвет одежд и завес и большое золотое сияние вокруг голов ангела и Марии. Мария преклонила колени перед ангелом в скромной, исполненной веры покорности. Ее молитвы исполнились. Я думаю, лики на картинах относятся к типам, которые повсюду повторяются одинаковым образом (не производя впечатления отдельных личностей), они действуют так непосредственно.
Позавчера ватага из примерно 10 солдат, одетых только в штаны и сапоги , видимо, воспользовавшихся паузой в дорожных работах или чем-то подобном, ворвалась в церковь. Они наткнулась здесь на позолоченные рамы картин, забрались с ногами на лежащие на полу витые позолоченные колонны, накурили и накричались. Один раз они начали с непрерывной болтовней и наполовину пением изображать литанию, в то время как русские женщины, рыдая и плача, стояли на коленях и целовали пол перед исполненным величия Христом на престоле и обоими распятиями. Когда один из них начал громко смеяться над этим, он завертелся, правда, несколько пристыженный, но насмешливые замечания продолжились. Наш «танго-мальчик» Штайнхефель пожалел, что не взял с собой свой аппарат, чтобы щелкнуть тот «театр», который они там устроили. Его иронические высказывания вскоре показались мне чрезмерными, так что я был вынужден ему сказать, что он так пренебрежительно отзывается о живых людях, а им было бы весьма правильно проявить благоговение перед Господом. После этого он стоял с шапкой на голове (немногие из них снимают шапки в разоренной церкви) и при этом с зажженной сигаретой, когда товарищ разъяснял швабскому лейтенанту, что церковь так изуродовали большевики и что он никогда не замечал, чтобы церкви опустошали немецкие солдаты. Во Франции многие входили в церкви тихо и благоговейно с «шапочками» в руках. Было воистину отрадно вновь услышать внимательных и согласных людей. Одна взволнованная женщина горячо рассказывала капитану о злых большевиках и радовалась, что мы освободили ее от гнета. Это можно было заключить уже из того, что она преданно, как собачонка, следовала за ним и, казалось, жаловалась на перенесенные страдания, чтобы в конце концов ласково погладить его рукой. Славный парень – на гражданке он, должно быть, был налоговым инспектором, адвокатом или учителем – не знал точно, что он должен сказать, и думал: «Все образуется». Когда он сначала увидел разбросанную и перемешанную утварь, он сказал: «Вот так салат!» – Я выходил с тяжелым сердцем. Я попытался показать красоту старинных (или это древняя традиция?) картин Гейнцу Опперману. Он, однако, увидел только пышность, отличавшую богослужение. Так сам я не многое получил от разглядывания картин. Но вчера было тихо и красиво. Женщина полчаса стояла на коленях и плакала перед Распятием и, наверное, жаловалась ему на все перенесенные страдания. Возможно, она тревожится за ушедшего на войну сына или уже оплакивает его и ищет утешения в смирении и покорности судьбе, целуя пол и ноги Распятого. Трое пожилых мужчин – одному, пожалуй, только 40 лет – пришли из соседней деревни и молились тихо и сдержанно. Они обрадовались, когда я захотел вставить картину обратно в раму, и забрали ее у меня.
Ах, они были так трогательны и чистосердечны и держали себя, подобно детям в парадной матушкиной комнате, где старший брат разбил весь фарфор. Сколь охотно я бы толковал этим людям Божье слово и молился бы с ними – но язык!
Ах да, к этому от Матвея, 7: Немецкие солдаты предстали как спасители от большевизма и в то же время как освободители честной веры. Они возмутились безбожием, «но те, которые творят волю Отца Небесного…»
В кузове, 6 августа 1942 г., рано утром; все еще в том же прекрасном спокойном месте [Заручье]
Из-за недостатка времени и бумаги ты получишь только краткий привет. Я ведь хочу еще отоспаться после ночного дежурства (с часу до четырех), во время которого буду писать письмо – поздравление бабушке с днем рожденья.
…Листок Евангелия (вероятно, Матфей, конец главы 5 и начало 6-й) происходит из единственного «Святого писания», которое я нашел растрепанным в церкви: оно содержит только 4 Евангелия, но не крепко переплетено [имеются листы формата DIN А3, предназначены для возвращения в церковь в Заручье]!
Теперь, наверно, скоро двинемся дальше. Мы сменили наше идиллическое, но по ночам для палаток сыроватое место лагеря вблизи от озера [озеро Сатро? <так в тексте: Satro>] на стоянку в однообразном сосновом лесу, обращенном в большой военный лагерь. Вплотную одна к другой стоят едва различимые под камуфляжем машины, а каждое свободное место между ними занято лошадьми [фото: оседланные] и палатками. Маленький, немного мутный ручей совсем рядом в лесу предоставил мне сегодня привычную возможность выкупаться, а чистую воду для питья и умывания мы берем из скважины прямо перед дверью. Обед вот уже две–три недели состоит из говядины – в виде жаркого, гуляша, рубленого мяса с соусом и хлебом, к которому подают по очереди горох, чечевицу, лапшу и так далее. Отсутствующие витамины я получаю только из молодой жареной картошки и лука, а последние восемь дней – из регулярно притаскиваемого с картофельных полей, обладающего богатым вкусом хрена, который я нарезаю маленькими кубиками и сыплю на сало, масло или пайковый хлеб со смальцем, бросаю в мясную порцию или обжариваю в жире до золотисто-коричневого цвета. Вкуснее всего он, если, сняв кожицу, обжарить в жире и есть с молодой картошкой фри или хлебом!
…Сама по себе дорога через леса и деревни России также интересна. Деревни и сосновые леса тоже очень похожи друг на друга, так что можно посмотреть, например, на место стоянки нашей батареи. Церковь, которую большевики разрушили только сейчас перед своим отступлением. Обо всем этом ты можешь прочесть в сообщениях, посланных к Ирмгард. Я хочу ей сейчас написать.
ПРИМЕЧАНИЯ
[Вставки в квадратных скобках – примечания переписчика писем]
<В угловых скобках – пояснения переводчика.>

ИНТЕРНЕТРЕСУРС
Т. Крылова
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
…Под руководством воспитателя А.Ю. Дорошенко учащиеся школы три года работали в экспедициях на храме в Заручье и Доложских пещерах. Отец Олег, обращаясь к собравшимся в актовом зале воспитанникам, отметил их большую работу по краеведению и вручил настольную игру - подарок из Германии.
Несомненно, ребятам запомнится и рассказ отца Олега о православной святыне - листе Евангелия из Заручьевского храма. История этой святыни удивительна: в прошлом году в Псков приезжала делегация из Германии, и один из участников рассказал, что в годы Великой Отечественной войны его отец был капелланом и пастором в немецких частях, которые стояли в Заручье Сланцевского района. Пастор был свидетелем разграбления храма, и ему удалось вырвать из рук солдат лист святого Евангелия, которое они уничтожали. 60 лет этот лист хранился в немецкой семье, пока сын бывшего пастора не привез его в Псков. Отец Олег показал воспитанникам спецшколы эту православную святыню. Храм в Заручье пока не восстановлен, и вернуть туда лист из Евангелия невозможно. Сейчас святыня остается на хранении у отца Олега. Ребята внимательно слушали обращение к ним отца Олега, его наставления и добрые пожелания. А сколько прекрасных светлых минут подарило выступление хора храма Александра Невского! Где бы ни звучали песнопения - на берегу Наровы, на погранзаставе или в храме - они трогали до глубины души своей красотой, торжественностью и мелодичностью.

БВИ. М. 2009.

Комментарии и обсуждение

Св.-Успенская Пещера на реке Долгой.
Фотографии:
http://fotki.yandex.ru/users/budko-vowa/album/100410/
8 июня 2010.

Информация о пещере в статье И.А. Агапова Почитаемые пещеры в С.-Петербургской епархии 

Добавил В.И. Будько.

10 мая 2012.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.