Никольская церковь в с. Алачино внешне весьма скромное сооружение, скупое на архитектурные детали и украшения, к тому же в настоящий момент скрыто густой растительностью. Отсутствие каких либо выступающих деталей привело к тому, что колокольня даже несколько напоминает католическую из северных стран. Внутри церковь имеет росписи и красивые плиточные полы. Однако они находятся в очень плохом техническом состоянии. В интерьерах вскрыты калориферные каналы отопления, которые доморощенные кладоискатели упорно считают своей выдающейся находкой, достойной усилий по полной раскопке и уничтожению. Храм совершенно бесхозный, аварийный.
Село Алачино упоминается в 1637 году за князем Иваном Васильевичем Друцким, жалованное ему в вотчину по государевой грамоте от 1617 года , "что ему дано вотчина... жеребей (по распределению) село Алачина на Суходоле (то есть село Алачино без реки и без пруда) пополам с Емельяном Ивановичем Бутурлиным" в награду за "Московское осадное сиденье" (окончание русско-польской войны, взятие Мининым и Пожарским Москвы в 1612 году и всенародные выборы царя, который впоследствии щедро одарил своих сторонников). В грамоте упомянуто, что Алачино было ранее вотчиной царя Василия III (Ивановича, род. 1479, ум. 1533) то есть госимуществом. И далее при Алачино упоминается деревянная церковь Николы чудотворца с приделом мученика Георгия. Сама церковь и всё её церковное хозяйство находилось в собственности вотчинника, владельца села. Перечислялись и основные обитатели дворов при церкви примерно в промежуток между 1637 и 1647 гг. - поп Василий Онтонов, пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница. В 1672 году вотчина перешла к детям Друцкого - Семёну и Фёдору. Через восемь лет часть села, что была у Фёдора, была отдана его дочери, девке княжне Анне в приданое, с которым она вышла замуж за Ивана Васильевича Владыкина. В 1685 году Анна Федоровна умерла и эта часть Алачино вернулась к Друцким, была отдана её дяде Семёну, который ранее был владельцем другой части.
В 1688 году в царские инстанции царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу пришла челобитная от Семёна Друцкого: "...бьет челом хопоп ваш Сенка кн. Иванов сын Друцкой: вотчина у меня холопа вашего села Алочино и в той вотчине о меня холопа вашего церковь Николы Чудотворца ветха...". Далее сообщается, что Семён рад бы построить новую церковь взамен старой и обветшавшей, но церковные власти не разрешают, т.к. за церковью официально не числится никакой земли и, таким образом, её попу не на что будет жить. Семен просит царской волей дать земли церкви и о том сообщить в Патриарший приказ, т.е. церковным властям. Просительное письмо заканчивается словами ..."Великие государи смилуетеся!", и они смилостивились. Бумаге был дан ход, чтобы разобраться как обстоят дела на месте был учинен допрос подателю. Оказалось, половина села действительно принадлежит Друцкому, половина Ивану Самсоновичу Бутырлину (Бутурлину), а Семен Друцкой отдает церкви, её попу и причетникам площади 10 четвертей пашенных земель и 10 копен (измеритель площади, на которой можно собрать одну копну сена) сенокосных с прилегающими угодьями. С письмом к Царю разбирался боярин князь Иван Борисович Троекуров со товарищи, и 9 ноября 1689 года "слушав сего дела, приговорили: ту землю по заручной челобитной и по допросу за церковью справить (т.е. передать церкви) и для ведома в Патриарший Приказ послать память (официальное уведомление)". Остается лишь предположить, что новая деревянная церковь была успешно построена.
В 1709-1710 гг. Алачино числится во владении Андрея Степановича Друцкого (видимо уже внука Семёна Друцкого) и Фёдора Фадеевича Хоненева. В 1715 году, часть Андрея Степановича перешла во владение его наследника, князю Даниле Андреевичу Друцкому, вторая часть Алачина по прежнему числится за капитаном Фёдором Фадеевичем Хоненевым.
Приходские деревни принадлежали: Высоково - помещикам Трусовым, Онохино - князьям Трубецким, Дмитриево - Дроздову, Филисовая Слободка - Владыкину, Пестово и Пересекино - Архиерейскому Дому. В 1746 году в Синоидальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек. До начала XIXв. церковь была зданием деревянная. В 1810 году усердием прихожан построена каменная, ныне существующая с каменною же колокольней и оградой. Престолов в ней два: в холодной в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери. Из особо чтимых прихожанами и соседними селениями икон упоминается Кипрская икона Божией Матери.
При церкви имелась каменная сторожка. Причт состоял из священника и псаломщика, которые имели собственные дома, построенные на церковной земле. Церковно-приходская школа (с 1887г.) помещалась в наёмном помещении.
Приход: Высоково, Дмитрово (современное Дмитриево), Онохино, Пестово, Пересекино и Филисова Слободка. В конце XIXв. дворов 203, мужчин 660, женщин 650.
По материалам: Холмогоров В.И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии: Вып. 1. - Москва : тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3 : для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. 1911. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии //Выпуск пятый. Шуйский и Ковровский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А. Паркова. 1898.
В 2011 г. создается инициативная группа по восстановлению храма, в начальных планах помимо приведения в порядок освободить церковь от паразитной разрушительной растительности, дальше видно будет.