Село Караваево по р.Пекше упоминается в писцовых книгах первой половины XVII века под 1637 и 1643 годами, как старинная вотчина стольника Дмитрия Федоровича Кузьмина. В это время в селе была деревянная церковь во имя Успения Богородицы с двумя приделами в честь иконы Пречистыя Богородицы «Одигитрия» и собор архистратига Михаила. Во второй половине XVII века село принадлежало двум владельцам — Федору Андрееву и Степану Кузьмину. Из иконостаса сохранилась надпись, где говорится, что церковь выстроена около 1730 года. При церкви существовала шатровая колокольня, которая была надстроена в 1871 году.
Церковь поставлена на высоком берегу р.Пекши в центре села. Здание сложено из большемерного кирпича на известковом растворе. Памятник представляет тип трехчастного бесстолпного трапезного храма. В пространственно-объемной композиции выделен основной объем — восьмерик на высоком четверике. Восьмерик имел металлическое сферическое покрытие по деревянной обрешетке. Венчает восьмерик граненый барабан с луковичной главкой. С запада к трапезной примыкает высокая в четыре яруса колокольня, перекрытая, как и восьмерик основного объема, сферическим металлическим покрытием по обрешетке, и увенчанная небольшим барабаном с луковичной главкой. В плане здание церкви представляет квадрат основного объема, к которому с юга примыкает прямоугольник придела. С восточной стороны к приделу и основному объему примыкают полукружия апсид, а с запада — прямоугольник трапезной, ориентированный по оси «север — юг». С запада к трапезной пристроен прямоугольник колокольни, который окружают поздние пристройки. Пристройки, окружающие колокольню и часть трапезной, в плане представляют прямоугольники различных размеров.
Декоративное оформление памятника выполнено в стиле барокко с использованием элементов древнерусского стиля, а именно: характерная форма наличников, орнаментальная полоса карниза трапезной и завершения основного объема. В декоративном оформлении колокольни встречаются элементы классицизма, а именно в обрамлении верхнего яруса колокольни включен мотив треугольных фронтонов, которые вместе с плоскими пилястрами имитируют портик. Фасады колокольни расчленены пилястрами и горизонтальными поясками, выделяющими яруса. Основной объем крыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществляется за счет тромпов. Основной объем имеет два плоских деревянных перекрытия, между которыми устроены деревянные лестницы. Широкие арочные проемы соединяют основной объем и придел с апсидами, которые перекрыты конхами. Апсиду с основным объемом соединяет двухчастный проем. Два широких арочных проема соединяют трапезную с приделами и основным объемом. Основной объем с приделами и трапезной представляют как бы единое помещение. Трапезная и придел перекрыты коробовыми сводами, опирающимися на прямоугольный в плане столб в центре единого объема, образуемого этими помещениями. Арочный проем соединяет первый ярус колокольни с трапезной. Широкий арочный проем соединяет трапезную с поздней пристройкой, примыкающей к ней с запада. Первый ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.
В поздней пристройке с северной стороны, примыкающей к колокольне, свод разрушен. Оконные проемы в первом ярусе света основного объема и в трапезной лучковые с широкими откосами. Оконные проемы в апсиде, в трапезной и в пристройках снаружи прямоугольной формы. Оконные заполнения, кое-где сохранившиеся деревянные рамы и металлические решетки. Стены некогда покрывало штукатурное основание под живопись, которая сохранилась незначительными фрагментами, главным образом в верхней части основного объема. Пол в здании церкви каменный. Памятник представляет собой характерный тип храма, выполненный в стиле барокко с использованием декоративных элементов древнерусской архитектуры, типичных для конца XVII века. Перестройки и утраты: К церкви пристроен южный придел, надстроена колокольня, которую окружают поздние пристройки. Утрачено покрытие колокольни и основного объема. Окно в апсиде растесано и сделан дверной проем.
В советское время оба караваевских храма были закрыты. В конце 1950-х – начале 1960-х годов храм Петра и Павла был разобран до середины окон нижнего ряда и переделан в сарай. До наших дней от всей усадьбы сохранились заброшенная Успенская церковь 1730 г. в стиле нарышкинского барокко, построенная Д. А. Кузьминым-Караваевым; сильно руинированная церковь Петра и Павла 1864 г., сооруженная графом Н. П. Апраксиным; сторожка конца ХIХ в. (в ней устроена часовня Серафима Саровского).
При обоих храмах находились захоронения владельцев усадьбы. Возле Успенской церкви сохранилось разрушенное надгробие настоятеля, протоиерея Александра Федоровича Аедоницкого (1843–1907), который устроил в селе церковно-приходскую школу (1898 г.). Его дочь Мария Александровна (ум. 1948) была учительницей в караваевской школе, а сын Иван Александрович (ум. 1948) – ветеринарным врачом. В советское время их могилы были осквернены, надгробие протоиерея Александра Аедоницкого разбито.
https://land.lib33.ru/site/publication/4350