ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Языково. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы
Год постройки:между приблизительно 1875 и приблизительно 1900.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Судогодский район, с. Языково

Координаты:55.975465, 41.21945
Проезд:От райценра Судогда выезд на восток по направлению к Мурому. Через 18км въезжаем в деревню Тюрмеровка; в центре деревни, у магазина, поворот на север к Андреево. В Андреево не заезжать, двигаться по главной, после ж/д путей 500м правый хорошо накатанный поворот Языково - Ковров, 7 км до села


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Самойлова Полина
27 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Вид с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
8 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Северный вход с наиболее сохранившимся внешним видом фасадов
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Вид с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Остатки завершения колокольни
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Южный фасад основного объема
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Южный фасад
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Восточный фасад
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
15 октября 2002
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
северный фасад
chirokov
15 октября 2002
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Цоколя колокольни
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Фрагмент восточного фасада
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Цоколь апсиды
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Детали стен
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Деталь карниза основного объема. Южная сторона
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Деталь подкарнизного пояска
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Остатки перекрытия основного объема
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Интерьер, общий вид от западного входа
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Интерьер алтарной части
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Интерьер апсиды в уровне пола
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Апсида, перекрытие
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Интерьер церкви, общий вид на запад
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Детали стен основного объема
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Детали стен основного объема
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Интерьер колокольни
Щёлоков Олег Олегович
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Восточный фасад
Андрей Языков
19 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца - Языково - Судогодский район и г. Радужный - Владимирская область
Вид на алтарь
Андрей Языков
19 сентября 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  29 ноября 2005

Обилие лесов в Судогодском крае долгое время определяло архитектуру всех построек, как церковных так и светских. Деревянные церкви строили вплоть до конца XIX века. Однако древесина материал недолговечный, особенно если за строением нет никакого ухода и присмотра.
В начале октября 2005 года автором настоящей заметки была предпринята небольшая целевая экспедиция в Судогодский район, выяснить положение дел с деревянными церквями. На сегодняшний день в органах охраны памятников их числится всего две. Одна из них - Никольская церковь в с. Языково.
С первого взгляда церковь удивляет своими просторными объемами и размахом. Основной объем срублен в виде креста из четырех просторных клетей, образующих внутри единое пространство. Сверху он переходит в высокий квадратный объем. С востока примыкает алтарная часть из двух последовательных объемов, с запада притвор и колокольня. Колокольня на втором ярусе до площадки звона восьмигранная, шатер утрачен. Фасады очень красиво, своеобразно, в патриархальых русских традициях были украшены обшивкой. Особенность её в том, что она не полностью закрывала брёвна стен. Срубы же как бы прикрыты в своей верхней трети, в подкарнизной части узорчатыми "занавесями", - обшиты рящами аккуратных дощечек, переходящих в подшитые карнизы. Церковь изнутри была оштукатурена известковым раствором по дранке и окрашена. Фресок не просматривается, тем не менее фрагменты лепных потолочных фризов еще сохранились.
Длительное бесхозное содержание церкви отразилось на ней самым пагубным образом. Стропила и главы обрушились, стены сгнили от протечек, южный фасад в основном объеме утрачен. Полы разобраны на годный материал. Никаких украшений или деталей иконостаса не обнаружилось. Внутри лежат остатки луковицы деревянной главы. Осталось несколько крещатых металлических решеток на окнах. Отопительных печей не просматривалось. Кровля была металлической, крашеной.
В настоящий момент церковь находится в стадии гибели -последовательного обрушения и руинирования. Никаких следов ухода и приведения её в порядок местными жителями не просматривается.

Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  21 июня 2006

«Село Языково при прудах находится в 23 км. от Судогды и в 66 км. от Владимира. Храм в Языкове существовал уже в начале 17 столетия. В патриарших окладных книгах о ней было написано :" церковь великаго Чудотворца Николы в селе Языкове в вотчине Карпа Навалкина".
По писцовым книгам 1643 г. с. Языково было старинной вотчиной Степана Петровича Навалкина. В селе была церковь Николая Чудотворца и теплая церковь св. мц. Параскевы - обе деревянные, строение вотчинниковое. В 1648 году Языково значится в вотчине постельничего* Михаила Алексеевича Ртищева, а в 1653 году - в вотчине Крутицкого митрополита, а затем в вотчине митрополита Сарского и Подонского.
Согласно сохранившейся описи 1702 года храм в с.Языкове был богат иконами старого письма. Причем это были иконы, как правило, с житийными клеймами, обложенные басменными* серебряными (при этом золочеными) окладами. Храм был уже один во имя свт. Чудотворца Николая с теплым приделом в честь мц. Параскевы. В храме был 3-х ярусный иконостас. В половине 18 столетия храм был перестроен , а в 1757 году освящен.
Приход состоял из села Языкова и деревень: Жарцов ( 11 км.), Радилова (11 км.), Болотского стекольного завода (7 км.). По клировым ведомостям в этих поселениях числилось 551 человек муж. пола и 607 жен. В Языкове существовала церковно-приходская школа, в ней было 21 ученик.
Храм в с. Языкове в советское время был взят под "охрану" государством, как памятник деревянного зодчества. Однако памятник доживает свои последние дни.
В 1932 году был арестован священник о. Павел (Янов), в 1936 году о. Димитрий (Левкоев), а в 1937 году священник о. Василий (Третьяков).
В 1996 году в с. Языково разразился страшный пожар, уничтоживший 15 домов и 10 отдельно стоящих бань. Во время пожара, со слов пожарного Кудряшова Александра, произошло следующее: «Подъезжая к источнику воды, я увидел среди горевших домов один уцелевший домик, я не знал чей он, но видел бабушку лет за 70 с иконой Казанской Божией Матери, которая 3 раза обошла этот дом… В это мгновение огонь, не коснувшись этого дома, перекинулся через крышу на следующий дом…». При этом разрушенный Божий храм не пострадал.»

(По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/ )
ред. 2010г.
В блогах и СМИ замечены сообщения, что ещё в 2009 году патриотически настроенная молодежь участвовала в расчистке остатков (полностью?) рухнувшей церкви.
ред. 2012г.
Акции молодежи окончились устройством поклонного креста и заборчика из необрезных досок, прибитых к разнокалиберных деревянным столбам. Чья-то идея разобрать церковь и закопать бревна, как закапывают падший от болезни скот, к счастью не состоялась.

Статью добавил(а): chirokov,  18 февраля 2012

28 ноября 1906 г. в селе Языково случился пожар, затронувший и деревянную церковь. В связи с чем в 1907-1909 гг. в селе заново был выстроен деревянный на кирпичном основании храм. 

Статью добавил(а): Андрей Ершов,  24 марта 2012

В 1936 г. арестованы и привлечены к ответственности якобы за антисоветскую деятельность группа церковников с. Языково Судогодского района: Худякова Мария Евдокимовна и Мельникова-Горькова Евдокия Федоровна (в июне) и священник Левкоев Дмитрий Григорьевич (в августе).

Следствие утверждало:

«Поп Левкоев вернувшись из ссылки в 1934 г. в с. Языково путем распространения к/р. провокационных слухов, широкой антисоветской и антиколхозной агитации насаждал среди населения недовольство к существующему строю. В своей деятельности Левкоев опирался на церковного старосту Худякову, члена церковного совета Мельникову-Горькову и других.

Осенью 1935 г. обвиняемый Левкоев во время службы в церкви распространял к/р. слухи о положении церкви и духовенства с выпадами против колхозов. С аналогичной агитацией выступала и обвиняемая Худякова.

Худякова и Мельникова-Горькова на собрании единоличников в 1935 году по вопросу о вступлении в колхоз, выступая с к/р. выпадами против советской власти и колхозов призывали крестьян-единоличников не вступать в колхозы.

Обвиняемые Левкоев, Худякова и Мельникова-Горькова осенью 1935 г., выступая с а/с агитацией и к/р. выпадами против Советской власти среди колхозников и единоличников саботировали выполнение госналогов и госпоставок, призывая население к неподчинению законам Советской власти.

Весной 1936 г. Левкоев, посещая дома верующих, распространял к/р. слухи пораженческого характера. Аналогичную агитацию и к/р. слухи пораженческого характера распространяла и обвиняемая Худякова.

Худякова и Мельникова-Горькова в целях разложения колхоза весной 19З6 года подбивали вновь вступающих единоличников в колхоз не обобществлять посевы, а среди колхозников вели а/с агитацию за невыход на колхозные работы и призывали выходить из колхоза.

В целях срыва весенне-посевной кампании в колхозе 1936 года Худякова и Мельникова-Горькова, используя религиозные предрассудки верующих, неоднократно срывали колхозные работы. 12 июня с/г. Худякова путем подворного обхода спровоцировала женщин-колхозниц прибыть в церковь на молебствие о дожде, в результате все женщины в этот день на колхозные работы не вышли.

Благодаря разлагающей к/р. деятельности Левкоева, Худяковой и Мельниковой-Горьковой и других церковников колхоз с. Языково доведен до развала. В период весеннего сева под влиянием разложенческой работы попа Левкоева из колхоза самовольно ушли на побочные заработки 36 человек мужчин и 35 человек женщин; из имеющихся в колхозе 32-х лошадей работает - 7, остальные стоят без дела за отсутствием в колхозе рабочих рук. План подъема паров 310 га выполнен всего на 3%. К уборочной кампании колхоз не подготовлен, машины не ремонтируются».

Левкоев Дмитрий Григорьевич якобы возглавлял контрреволюционную группу церковников. Все в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР, якобы виновными себя признали и уличаются показаниями свидетелей и своими собственными.

Т.к. дело происходило в 1936 г., над обвиняемыми проходил полноценный судебный процесс. Материалы предварительного следствия не нашли подтверждения в суде. Обвиняемые Левкоев, Худякова и Горькова в суде не признали себя виновными и от своих показаний на предварительном следствии отказались. Левкоев в суде показал, что на следствии его показания извращались, а протоколы допроса он вынужден был подписать. Некоторые свидетели при допросе их в суде, также указали, что их показания записывались неверно и показаний об антисоветской агитации осужденных не дали.

Материалами дела хотя и подтверждено, что по инициативе обвиняемой Худяковой 12 июня 1936 года в селе Языково было организовано моление о дожде, однако, эти действия Худяковой необоснованно расценены судом как контрреволюционные.

Кроме того, в основу приговора в отношении Левкоева и Горьковой положены показания свидетелей. Однако показания этих свидетелей не могли быть положены в основу обвинительного приговора, поскольку содержание высказываний осужденных, о которых свидетели показали, не подпадает под признаки контрреволюционной агитации и пропаганды. Некоторые свидетели, будучи передопрошены в 1956 году, показали, что Левкоев никаких антисоветских разговоров не вел.

Тем не менее, Худякова и Мельникова-Горькова приговорены к 3 годам лишения свободы, а священник - к 8; к несчастью, довольно скоро против него прямо в тюрьме возбудили новое дело и 9 января 1938 г. расстреляли. (Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 174-176.


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  11 марта 2013

Данный судебный процесс в 1936 г. оказал сильное деморализующее влияние на верующих. Так, уже 10 июня 1936 года церковный совет (4 человека) постановил ходатайствовать перед Судогодским райисполкомом церковь закрыть и переоборудовать в школу-семилетку. Вскоре состоялось общее собрание жителей села, на котором из 160 человек 73 проголосовали за закрытие церкви, 63 - против, 24 воздержались. 22 июля райисполком утвердил данное решение. 27 июля церковный совет (те же 4 человека) постановили снять колокола и сдать их в Госфонд, т.к. «колокола при Языковской церкви не являются необходимостью для верующих с. Языкова», и просить райисполком оставить колокола-подзвонки для противопожарных целей (разместить их предполагалось в центре села и по концам).

Материалы отправили в Ивановский облисполком. Казалось бы, судьба храма была решена: церковный совет от него отказался, применение ему было найдено, среди жителей села тех, кто высказался за закрытие, было больше тех, кто против. Но неожиданно 13 августа 1936 г. облисполком (председатель - Аггев) отклоняет ходатайство Судогодского райисполкома. Видимо, если для райисполкома было важно, что тех, кто высказался за закрытие, было больше тех, кто против, то облисполком учитывал, что те, кто высказался за закрытие, не составляли даже половины жителей села.

Как писали потом верующие, «при церкви остался один поп Третьяков, которого позднее арестовали». Арестовали отца Василия 27 октября 1937 г. и приговорили к 10 годам лишения свободы.

15 июля 1938 г. сельсовет и местный колхоз составляют следующий акт: «Церковь находится без всякого присмотра со стороны общины, церковной двадцатки нет, оставшиеся в живых 3 старухи 80-85 лет никакого участия в присмотре за имуществом и церковью не принимают. Ключи от таковой лежат где попало. Церковь нуждается в большом ремонте: крыша худая, стены разваливаются (церковь деревянная)… Просим президиум РИКа церковь закрыть и передать колхозу под школу, т.к. имеющаяся школа к работе непригодна. Район деятельности прихода - с. Языково».

5 августа того же года церковная староста М.Г. Романова пишет в райисполком: «Церковная двадцатка и церковный совет распались; я, Романова, осталась одна, также старостой церковного совета я [себя] не считаю и от руководства его отказываюсь, … снимаю с себя всякую ответственность за церковь. Т.о. … церковь остается без всякого надзора… Хотела ключи от церкви повесить на замок, но мне этого не разрешили, а предложили или созвать общее собрание верующих, или обратиться в рик с отказом. Созвать собрание я не смогла, т.к. не сбираются… В 1935 г. [так в тексте. - Авт.] как я, так и все члены церковного совета от церкви отказались, т.е. церковный совет распался; тогда при церкви остался один поп Третьяков, которого позднее арестовали; в это время председателем сельсовета… и представителями рика произведена опись имущества церкви… Прошу: договор, заключенный между общиной с. Языково с Судогодским риком, расторгнуть, по данной описи 1935 г. произвести проверку наличия имущества в церкви, принять от меня ключи и имущество церкви».

В тот же день Судогодский райисполком постановил: т.к. «церковь не функционирует с 1937 г. февраля месяца, в настоящий момент церковь находится в полной бесхозяйственности, сторожа не имеется, церковной двадцатки нет, а если которые и остались в живых 3 человека, имеют преклонный возраст 81-85 л., никакого участия в присмотре за церковью не ведут; церковь нуждается в большом ремонте: крыша худая, стены разваливаются, имущество, сданное общине в эксплоатацию [написание в соответствии с нормами орфографии тех лет. - Авт.], растаскивается - … закрыть церковь в с. Языкове. Помещение передать под колхозную школу, т.к. имеющаяся школа пришла в негодность (имеющаяся церковь деревянная)».

9 августа была составлена опись имущества (священнические ризы, серебряная ложечка и около 12 кг воска) и акт о том, что ключи сданы и на каждую из 4 дверей наложено по сургучной печати. 14 августа 1938 г. Ивановский облисполком утвердил решение Судогодского райисполкома. 20 августа последний выслал в облисполком акт о приемке ключей от церкви, опись имущества и заявление о сдаче церкви. Церковь облисполком постановил использовать под начальную школу, а не 7-летку, как планировали местные жители в 1936 г. Так была закрыта церковь в с. Языково.

В 1948 г. прихожане ходатайствовали об открытии храма. Результаты этого неизвестны.

ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 609. Л. 2-10, 1, 11; ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 967. Л. 1-7.

// Ершов А. О закрытии Никольского храма в с. Языково // Дивен Бог во святых своих. Альманах второй. Издание Судогодского благочиния и Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии. – Владимир  Транзит-Икс, 2012. – С. 46–50.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.