ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тешнярь. Церковь Космы и Дамиана (старая).

Космо-Дамиановская церковь


Тешнярь. Церковь Космы и Дамиана (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Космы и Дамиана Римских
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1897.
Год утраты:2012 (Сгорела)
Архитектор:А.Е. Эренберг
Адрес:
Россия, Пензенская область, Сосновоборский район, с. Тешнярь

Координаты: 53.333468, 46.251039 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.







Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  16 февраля 2009

Из истории прихода бессребреников Космы и Дамиана села Тешнярь

Объективно сейчас почти невозможно осветить всю приходскую жизнь Космо-Дамиановского храма ввиду того, что все метрические и архивные книги были уничтожены в годы гонений на Православную церковь, давности времени и недостаточного количества архивных данных. Но все же постараемся на основании клировых ведомостей за 1914 г. и более поздних восстановить историческую цепочку фактов. Село, основанное в 50-х гг. 18-го в. было застроено первоначально по левую сторону реки Тешнярьки. На том же месте в середине 19 в. возникла стеклянная мастерская и завод.

В 1754 г. на месте нынешнего храма силами местных умельцев строится небольшая деревянная церковь, а рядом с церковью, ввиду весенних разливов реки, возникает кладбище. В 1757 г. её освящают по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанский 1757-1766). При построенном храме обустраивается приходская жизнь населения с. Тешнярь и поэтому рядом с церковью хоронят только священников и клириков, рядовых мирян стали хоронить за речкой ближе к селу Топоровка. Известно об одном священнике, служившем в середине 19 в. Это отец Василий Львович Пламеневский (род. 1820 г.). В 1843 г. поступил в Пензенскую Духовную семинарию. По окончании её был рукоположен Епископом Амвросием. Этим Архиреем был награжден за усердную молитву о победе русского воинства в войне с Турцией, памятным бронзовым наперсным крестом. В 1853 г. служил в с. Тешнярь. В тот же год сделал обширную реставрацию поношенного от времени церкви св. Космы и Дамиана. В 1863 г. сделал теплый придел, а в 1866 г. – резной иконостас в приделе.

За выполненную работу Владыкой Антонием (Смолин, 1862-1868) награжден набедренником и именной скуфьей. Имел супругу Ольгу Кузьминичну и детей Марию и Михаила. К концу 1870-х гг. церковь обветшала и примерно в 1885 г. была разобрана и перевезена в с. Озёрки. Служба стала совершаться в домовой церкви вблизи места бывшего храма, прикомандированными из с. Александровка и Мывал священниками. Но вот 5 июля 1892 г. Владыка Митрофан (Невский) направляет постоянного настоятеля. Им стал священник Василий Сергеевич Студенов. Краткая биография: сын священника, родился в с.Н-Мывал в 1864г. 4 апреля. Учился 6 лет в гимназии в г.Вырим Симбирской губернии. В 1885 г. Владыкой Антонием определён быть в с.Н-Мывал псаломщиком, затем рукоположен во дьякона для службы в г. Городище. В 1888 г. Назначен священником в с.Анучи Мокшанского уезда. А затем в с. Тешнярь руководить строительством нового храма. Был женат на Серафиме Ефимовне, имел детей Софью, Раису, Леонида и Клавдию. На освобождённом и очищенном от старинного фундамента месте в 1891-1892 г.г., силами двух сел: Тешнярь и Топоровка стал сооружаться грандиозный пятикупольный храм. Архитектором нового здания, чей проект был взят за основу, был Алексей Евгеньевич Эренберг, известный тогда в России. Подрядчиком и меценатом стройки являлся житель села Гремячевка Барыгинского уезда Симбирской губернии, некто Матфей Макаровыч Липатов. Вместе с отцом Василием на богослужебном поприще трудился дьякон Алексий Иванович Чистов, определённый быть Владыкой Митрофаном псаломщиком от 14 мая 1891 г. Старостой стороящейся церкви был выбран 1888 г. бывший унтер-офицер Тихон Иванович Аржаев (из местных военных). Известны имена некоторых рабочих. Это Матвей Филиппович Каляев и Константин Петрович Кремляков.

Само здание церкви предполагалось возвести в форме корабля. Фундамент кирпичный на известняке. Срубовый лес доставлялся со стороны сёл Вачелай и Мывал. Раскряжевывали и окантовывали прямо на площади перед входом к папертям притвора. На середине и верхние ярусы сруба были положены перекидные мостики и эстакады, по которым лошади, с завязанными глазами, затягивали готовые брёвна. Венцы и углы срублены в «зацеп» и «ласточкин хвост», что придаёт зданию прочность. Отец Василий, по преданию, часто в молитвенном доме, да и на стройке, служил молебны на успех во всяком деле. Это придавало уверенность подрядчику и рабочим. Молитва – лучше всякого раствора скрепляла остов здания. На потолок, под упорные колонны, в зимней части храма были срублены матицы из гигантских сосен, предположительно до 43 метров в длину (от комля до верхушки). Стёкла в перегородочной двери до сих пор сохраняются старинные (с местной мастерской). Старинное покрытие железом сохраняется только на центральном и 4-х боковых куполах. Остальная часть крыши заменена в 60-е и 80-е годы 20 столетия. На колокольню высотой 35 метров лебёдками три лошади затянули 25 или 28 пудовый (400-448 кг) колокол. Сейчас на верхней площадке колокольни лежит язык от того колокола, длинной 1 метр и весом от 50 до 60 кг. А этот колокол сняли, когда закрывали все храмы. Тот колокол было слышно по всей округе, даже до села Барнуки. Висел он с 1900 по 1937 гг. В дни отречения царя Николая ІІ он был средством оповещения важных событий не только церковной жизни. Купола церкви были в 1896 г. увенчаны крестами, на центральном и на колокольне с царскими коронами вверху. Это было коронование на русский престол императора Николая ІІ.

Архитектурная композиция церкви позволяла иметь три алтаря. Летний – в честь Покрова Богородицы. В зимней части здания, правый, в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, левый – в честь Святой Троицы, был в употреблении с 1915 до 1940 гг. Со дня освящения церкви в 1897 г. престол в приделе Святой Троицы не был освящен, поэтому не было и иконостаса в этом приделе. Иконостас Покровской части храма имел резной деревянный орнамент. Он пятиярусный. Иконы иконостаса написаны в стиле Паленова местным иконописцем. Иконы алтаря Космы и Дамиана в стиле школы Нестерова написаны Николаем Гранковским в предреволюционное время. Поновлены в 1998 г. Иконы в медных окладах написаны задолго до построения церкви и предположительно привезены из другой церкви или сохранились от первого храма 1758 г. Церковные подсвечники также старинные и привезены были из разорённых церквей. Достаточно было в годы революции и серебряных сосудов для совершения Святой Евхаристии. Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 в. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 г., годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района.

В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также, что с 1839 по 1903 гг. при храме велись «исповеднические расписки». Интересно отметить годы служения протоиерея Феодора Потоцкого (1982-1989). При нём храм начал благоукрашаться, в 1988 г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо-Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира.

Космо-Дамиановский храм. Памятник архитектуры 19 века (1897 г.). Архитектор Алексей Евгеньевич Эренберг. Церковь изначально имела три святых престола. Центральный – праздника Покрова Божией Матери, правый – Св. бессребреников Космы и Дамиана, левый – Святой Троицы. Святой престол в центральном алтаре освящён 12 апреля 1962 г., повторное после открытия, Архиепископа Феодосием (Погорским). Святой престол в правом алтаре освящён священническим чином, благочинным Кузнецкого округа протоиереем Авраамием Михайловым в 1947 г. Алтарь Святой Троицы восстановлен в 2005 г., канонического Престола пока нет.

В период существования храма в нём служили и подвизались следующие священнослужители: свящ. Василий Пламеневский 1820-1870 гг., благочин. прот. Пётр Миронесицкий, свящ. Василий Студентов 1864-1930 гг., свящ. Николай Иваницкий 1932 г., монахиня Артемия Чебакова, миссионер свящ. Симеон Магнусев 1911 г., диак. Алексий Чистов 1920 г., монахиня Нектария Полежаева, благочинный прот. Авраамий Михайлов, монахиня Евдокия Акимова, свящ. Иоанн Троицкий, свящ. Николай Швербицкий, свящ. Николай Оболенский, свящ. Иоанн Работкин, прот. Ермолай Азрапкин, свящ. Николай Швед, свящ. Кирилл Палий, свящ. Леонид Евстратов, свящ. Николай Лентовский, свящ. Фёдор Потоцкий, свящ. Николай Путицев, свящ. Василий Уралев, свящ. Алексий Фадеев, прот. Николай Гудков (иеромонах Феофан), дьякон Макарий.

К святыням храма можно отнести: а) Ковчег с частицей Святых мощей преподобноисповедника Гавриила архим. Мелекесского. б) Старинная икона 18 в. Святитель Николай Чудотворец, расположена в центральной части храма за правым клиросом. в) Икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», находится в зимней части храма у Космо-Дамиановского алтаря за правым клиросом. г) Икона «Господь Вседержитель» на горнем месте в Космо-Дамиановском алтаре. Икона написана Кузнецким иконописцем Трофимовым Ю.В. в 1997 г. 2 марта 2001 г. икона мироточила. д) На царских вратах Космо-Дамиановского Алтаря икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» слезоточила. На глазу Архангела Гавриила выступила большая слезинка, это было в августе 1999 г. е) Намоленным образом является икона «Всех скорбящих радость». Находится на стене возле Троицкого алтаря. 


АнастасияАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 февраля 2011

Храм построен в 1897 году, 6 июля того же года был освящен придел во имя святых бессребреников и чудотворцев Козьмы и Дамиана, а 1 ноября 1901 года - главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм чаще называли по приделу - Космодамиановским.

Таким он, после временного закрытия церкви в 1930-е годы, был вновь зарегистрирован в 1945 году, а затем перерегистрирован в 1991 году. Высокий четверик храма завершается пятиглавием - одной большой главой в центре на восьмигранном световом барабане и четырьмя небольшими главками на глухих барабанчиках по углам четверика. К храмовой части с востока примыкает небольшая пятигранная апсида, а с запада - трапезная, северный и южный фасады которой, отмечены сверху строенными кокошниками. Колокольня - четырехярусная, два нижних яруса имеют вид четвериков, причем у первого яруса по бокам устроены помещения, которые завершаются мощными закомарами. Два верхних яруса - восьмигранные. Перед входом сделан полукруглый навес на столбах. Стилевая направленность архитектуры храма тяготеет к "русскому" стилю, что усиливается за счет накладных декоративных элементов. В храме можно видеть уникальное изображение Символа веры в картинах, соответствующих его двенадцати членам.

Ссылка: http://pravoslavie58region.ru



Комментарии и обсуждение


18 июля 2012 года храм полностью сгорел от удара молнии. http://www.pravmir.ru/ot-udara-molnii-sgorela-starinnaya-cerkov-v-penzenskoj-oblasti/
18 июля 2012, Виктор Судариков.