ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сяберо. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Архитектурный стиль:Псевдорусский стиль
Год постройки:Между 1850 и 1853.
Адрес:
Ленинградская область, Лужский район, д. Сяберо

Координаты:58.797633, 29.149517


Добавить фотографию




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  14 сентября 2005

Церковь построена на месте упраздненного в 1764 г. Сяберского монастыря. Закрыта в 1938 г., возвращена общине в 1995 г..

Статью добавил(а): Наташа Кожухова,  13 июня 2015

Деревянная до 1571 г., перестроена в 1670 г., монастырь упразднен в 1764 г. и церковь обращена в приходскую. Деревянная 1850-1853 гг. Не действовала с 1938 г., закрыта в 1940 г. Возвращена в 1995 г. Восстанавливается.

Источник: книга Земля Невская православная, 2006 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  5 сентября 2017

Сяберо Волошовской вол. – церкви: во имя Спаса Нерукотворного Образа, бывшего Спасского Сяберского монастыря, деревянная, XIV в., перестроена в 1670 г., приходская с 1764 г., разобрана в сер. XIX в.; деревянная, того же посвящения, 1850–1853 гг., закрыта в 1940 г., возвращена приходу в 1995 г.

Деревня Сяберо находится в юго-западной части района, в 17 км от волостного центра пос. Волошово, на берегу одноименного озера, на мысу, при дороге Волошово – Большие Сабицы.

Первые поселения на берегах Сяберского оз. появились в первобытную эпоху. Вблизи д. Сяберо обнаружены две стоянки неолитического человека с характерным типом глиняных изделий (ямочно-гребенчатой керамикой). Здесь же обнаружено и селище, относящееся уже к древнерусским поселениям XV–XVI вв. Характерно, что именно в этот период на Псковщине и Новгородчине бытует особая группа сельских собственников – сябров. Так называли пайщиков, совладельцев пахотных земель и промысловых угодий, не только крестьян, но и помещиков и даже лиц духовного звания, которые, владея своими долями (жеребьями) в общих угодьях, могли свободно распоряжаться ими, заключать земельные сделки и т. п. К концу XVI в. сябриничество исчезает.

По сведениям, собранным местным учителем В. Я. Ефимовым, на берегах Сяберского оз. находились поселения кривичей. Деревня Сяберо возникла на косе, образованной из четырех островов, обжитых семьями четырех поселенцев, которые «совместно обрабатывали землю и владели скотом», то есть были совладельцами – сябрами. Отсюда пошло название озера. Сама же деревня изначально называлась Подледье и лишь к концу XIX в. была переименована в с. Сяберо.

Расположение деревни на узкой полосе земли, вытянувшейся далеко вглубь озера, можно признать уникальным. У северного конца деревни, на островке, отделенном от основного берега узкой протокой, находится погост, на котором когда-то был основан Спасский Сяберский мужской монастырь.

По преданию, местным рыбакам явилась в водах озера икона Спаса Нерукотворного Образа, о чем сообщили новгородскому владыке, по благословению которого и организовали монастырь. Считается, что он занимал два северных островка. На третьем, за ними, располагались кельи, к концу XVI в. их число возросло до семи. Деревня же занимала четвертый, наиболее крупный остров.

Драматическое событие в жизни монастыря произошло в 1581 г., когда его полностью разорили «литовские люди». Возможности защищаться у него не было. Каменных стен он не имел. К приходу поляков в монастыре остались лишь иеромонах Михаил и старец Филат. Рукописный источник сообщал, что перед вражеским нашествием монахи колокола опустили в озеро, а монастырские ценности зарыли на берегу, пометив это место камнем с выбитой на нем гусиной лапкой.

Монастырскую церковь заново отстроили в 1670 г. Об этом свидетельствовали ее наиболее ранние клировые ведомости. В то же время еще более 10 лет монастырь находился без строителя и священника, богомолие «стояло без пения церковного».

После упразднения монастыря в 1764 г. Сяберская церковь стала приходской. Она была вытянутого плана, однопрестольной, одноглавой. Колокольня имела шатровый верх, открытый ярус звона, соединялась с церковью переходом с устроенной над ним площадкой галереи под двускатной кровлей.

К 1850-м гг. решили заменить обветшалую сяберскую церковь на новый храм, разработку проекта которого поручили архитектору Петру Лукашевичу, до этого построившему Успенскую церковь в Городце. Лукашевич разработал проект сяберской церкви по всем канонам стиля классицизма. Предложенный им храм должна была венчать купольная глава, установленная на высоком барабане с узкими арочными окнами. Северный и южный фасад завершались строгими фронтонами. Высокий объем колокольни венчал граненый шпиль.

Проект Лукашевича с его данью классицизму уже не соответствовал тем веяниям, которые утвердились в русском храмовом зодчестве к середине XIX в. благодаря образцовым проектам русских православных церквей, разработанным профессором архитектуры К. А. Тоном. В числе последних были проекты пятишатровых деревянных храмов, один из которых был взят основой для применения к новой сяберской церкви. Возможно, что изменить проект пришлось тому же Лукашевичу. Во всяком случае, церковь до карнизов решена в строгом соответствии с подписанными им чертежами. Не забылось имя строителя храма, это – плотник Иван Петров. Надпись на кресте над престолом гласила, что храм был освящен 29 января (10 февраля) 1853 г.

Старая церковь некоторое время продолжала праздно стоять на прежнем месте. Ее иконостас и утварь перенесли в новый храм. Сюда же поместили и древнюю икону Нерукотворного Спаса, украшенную серебряной ризой, изготовленной в 1860-е гг. «В 1867 г. на собранные по книжкам деньги устроен новый иконостас».

Сяберская церковь представляет собой кубический объем с пятигранной апсидой. Шатровая колокольня связана с церковью теплым переходом. Фундаменты и цоколь храма сложены из дикого камня, на растворе. Храм увенчан пятью главами на глухих, фигурного силуэта барабанах. Данью классицизма воспринимаются четырехпилонные, с широкими фронтонами портики, оформляющие входы в храм. Им вторят фронтончики над окнами, причем над нижними окнами они особенно изящны. Концы их боковых сторон закруглены в виде волют, разделенных узким разрывом.

Спасская церковь в Сяберо возвышается над озером величественной ландшафтной доминантой. С градостроительной точки зрения это яркий пример национального понимания архитектурно-природных взаимосвязей.

Первая школа на территории сяберского прихода открыли в д. Подледье в 1847 г. В самом Сябере в 1882 г. основали земское училище, в котором в первый год училось 15 мальчиков и 5 девочек. Частная школа действовала в д. Сабицы. В 1891 г. при сяберской церкви построили здание церковноприходской школы на 50 детей.

О дальнейшей судьбе церкви известно со слов Любови Ивановны Лебедевой – председателя учрежденного в 1991 г. приходского совета: «Церковь была действующая до тех пор, пока в 1937 году не арестовали священника… В 1939 г. сожгли иконы, разграбили и уничтожили церковную утварь, в храме открыли клуб. Это продолжалось недолго, а дальше храм стоял в запустении». Хотели приспособить церковь под склад, но ее спасла невозможность подъезда к ней машин и тракторов.

Возрождение храма началось силами местных жителей. Л. И. Лебедева сообщает: «В 1991 г. стали расчищать завалы мусора, на пожертвования приобрели краску, стекло и начали ремонт. Все, что есть теперь в храме, – это дары прихожан. Даже образ Спаса Нерукотворного и икона великомученицы Параскевы написаны местным художником Виктором Павловичем Громовым».

За последнее десятилетие в храме осуществлен значительный объем восстановительных работ. К церковному острову сделан новый мост. Приведено в порядок кладбище. В церкви служит поселившийся в Сяберо иеромонах Варлаам, стараниями которого при входе в храм оформлены стенды с материалами по истории села и церкви.

В 2000 г. в Ильинскую пятницу впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход от сяберской церкви к святому источнику, вблизи бывшей часовни вмч. Параскевы, под полом которой находился камень-следовик. Считалось, что это след «самой матушки Параскевы». Есть надежда, что в скором времени и сама Пятницкая часовня обретет свой восстановленный облик.

Сяберо (то же) – часовня во имя Свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, деревянная, 1880-е гг., не сохранилась.

Космодемьяновская часовня в Сяберо находилась около Спасской церкви на территории кладбища. Ее собрали в 1880-е гг. на месте и из бревен прежней холодной церкви.

Часовня представляла в плане квадрат со срезанными углами. Ширина больших граней – 3,6 м, малых (угловых) – 1,9 м. На южной и северной гранях находились большие арочные окна, на западной – арочный дверной проем. Особенностью часовни был сильно вынесенный карниз, причем стены часовни продолжались на 1 м выше карниза.

Часовню перекрывал невысокий восьмигранный шатер, завершавшийся барабаном с таким же числом граней и главкой. Карниз и свес кровли украшал резной подзор. «Небо» (потолок) в часовне также имело форму шатра, что являлось редчайшим явлением для этого времени как для данной местности, так и всего региона.

Часовня и Спасская церковь представляли собой подобие ансамбля, в котором нашли отражение местные строительные традиции.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.

Комментарии и обсуждение

В Гатчинской епархии на месте источника святой Параскевы на берегу озера Сяберо завершилось строительство лесного паломнического комплекса. Освящена часовня, колодец, купальня и трапезная. (видеосюжет на телеканале СОЮЗ)

20 августа 2014, Т..


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.