Успенская церковь была построена в 1858 году стараниями Тихона и Ивана Савельевичей Мосоловых, местных фабрикантов, которые держали в Белых Колодезях ткацкое производство. Каменный храм заменил прежнюю деревянную церковь ХVIII столетия. Приход же существовал в селе с ХVI столетия. Вторая половина 1850-х - начало 1860-х гг. были отмечены усилением храмового строительства в Коломенском уезде Московской губернии, к которому относилось и село Белые Колодези. Жаль, что не сохранилось документов, которые пролили бы свет на причины строительства Успенского храма именно в конце 1850-х гг., выбор осуществлявшего работы подрядчика, сроки и стоимость строительства. Неизвестно и имя архитектора, создавшего проект. Возможно, к строительству новой церкви фабрикантов Мосоловых подтолкнула постройка в Коломне нового собора Брусенского монастыря, возведённого в середине 1850-х годов.
Церковь построили с тремя престолами, трапезной и колокольней. Центральный престол был посвящён Успению Пресвятой Богородицы, правый - Иоанну Крестителю, левый - Николаю Чудотворцу. Правый и левый престолы, которые находились в трапезной, являлись тёплыми. Вероятно, в это же время храм обнесли каменной оградой с железными решётками, ныне полностью утраченной. Каменная Успенская церковь строилась на новом месте, а старая деревянная продолжала существовать при сельском кладбище ещё несколько лет. Знаменательное событие в истории Белых Колодезей - построение первого за всю историю села каменного храма - произошло в годы настоятельства Афанасия Егоровича Морозова. Этот священник, выпускник Вифанской семинарии посвятил служению в храме 38 лет - с 1846 по 1884 год. Ни один из белоколодезских священников ХIХ века не служил в селе также долго.
Первые документальные свидетельства, где упоминаются Белые Колодези, содержатся в разрядной книге 7040 года от сотворения мира (1531-1532 гг.): "На Белом Колодези стояли воеводы князь Юрьи княж Иванов сын Темкин, князь Пётр князь Васильев сын Засекин, Михайло Андреев сын Зверь". В то время поселение не представляло сколько-нибудь важного стратегического значения в обороне государства от набегов татар, и назначение воевод туда было разовым. Существуют устные предания, согласно которым на месте села в ХVI веке находился монастырь, а само село когда-то называлось Бабкино или Бабьево. Между тем письменными источниками эти предания не подтверждаются. Конец ХVIII века ознаменовался большими изменениями в жизни как Белых Колодезей, так и Успенского храма. Во-первых, в 1799 году была упразднена Коломенская епископия. Приход перешёл в подчинение Московской епархии. Во-вторых, в Белых Колодезях была открыта ткацкая фабрика С.И. Мосолова. К середине ХIХ века производство разрослось, и в селе существовало уже четыре подобные фабрики, производившие скатерти, салфетки и бумажные одеяла. Три из них принадлежали роду Мосоловых: Константину, Тихону и Ивану Савельевичам, а также Родиону Васильевичу. Стараниями Мосоловых, а именно на средства Тихона Савельевича и Ивана Савельевича, в 1858 году была выстроена новая, теперь уже каменная церковь с тремя престолами и колокольней, которая сохранилась до наших дней.
На протяжении ХIХ века штат духовенства Успенской церкви состоял из четырёх человек: священника, дьякона, дьячка (псаломщика) и пономаря - в начале века; священника, дьякона и двух псаломщиков - в конце века. Положение церковного причта, очевидно, соответствовало состоянию села в целом. К концу ХIХ века активная жизнь в Белых Колодезях стала угасать. Несмотря на это, Бедые Колодези в 1890 году оставались самым многолюдным населённым пунктом Акатьевской волости и одним из самых крупных сёл в Коломенском уезде в целом. Кроме того, в Белых Колодезях появилось земское церковно-приходское училище, в 1886 году была открыта больница, которая действовала и в советское время. Успенский храм был закрыт в 1937 году. Тогда же был арестован и расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности его настоятель - отец Сергий Спасский. Все святыни Успенской церкви в Белых Колодезях оказались утрачены в советские годы. О былом убранстве храма напоминает лишь частично сохранившееся старинное распятие, которое ныне закреплено на западной стене храма, над проходом в трапезную. Тем не менее, и в современном храме находятся примечательные предметы церковного обихода, включая иконы. Так, на южной стене церкви помещена икона Пресвятой Богородицы "Казанская", а под ней в рамке - сертификат. Официальная бумага свидетельствует, что в ознаименование 60-летия над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне икона находилась в космическом полёте на Международной космической станции. Образ побывал на орбите в 2004 году, сделал 112 витков и благополучно вернулся на Землю 24 октября. Рядом с образом "Казанской" - собрание старинных нательных крестов в застеклённой рамке. Все они были обнаружены в Белых Колодезях или в его окрестностях. Кресты выполнены из разных металлов, относятся к разным эпохам и типам. В центре собрания выделяется своими размерами киотный крест.
В храме изначально было три престола. Главный освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ещё два находились в трапезной части: правый (южный) - во имя Иоанна Крестителя, левый (северный) - во имя святителя Николая Чудотворца. Престолы трапезной являлись тёплыми. В настоящее время эти приделы не освящены, трапезная не используется и готовится к капитальному ремонту. Двусветный четверик храма, перекрытый глухим сомкнутым сводом, типологией и структурой восходит к образцам московского зодчества ХVII столетия. Структура интерьеров основана на контрасте высокого, очень светлого наоса и более низкой трёхчастной трапезной. Обилие света достигается в основном за счёт больших окон, которые на первом ярусе забраны ампирнымии коваными решётками. Кроме того, стены внутри побелены и не содержат росписей, что даёт поступающему свету возможность лучшего отражения. Сохранился лишь небольшой фрагмент дореволюционных фресок на северной стене, правее двери.
Внимание вошедшего захватывает замечательный двухъярусный иконостас русско-византийского стиля. Он выполнен из дерева, но отделан по специальной технологии под мрамор. Создаётся полное впечатление величественной, каменной конструкции. Вместе с такого же типа киотами, стоящими по бокам солеи, иконостас составляет единый ансамбль. Иконостас и киоты были выполнены в 2011-2012 годах творческой мастерской "Царьград" под руководством Дмитрия Трофимова. В иконостасе три ряда икон: местный, деисусный и разделяющий их праздничный с небольшими иконами в медальонах. Среди образов местного ряда есть икона священномученика Сергия Спасского, последнего настоятеля церкви в Белых Колодезях перед её закрытием коммунистами. Также примечательны резные деревянные аналои и подсвечники. Под сводами - крупное паникадило. Пол храма дореволюционный, но вероятно, не первоначальный. Наос храма и трапезную часть разделяют большой арочный проём.
Здание вобрало в себя некоторые черты популярного в середине ХIХ века русско-византийскийского стиля, однако типологически и конструктивно оно таковым не является. Гораздо правильнее относить храм к эклектике, не менее распрстранённой в России в те годы. Храм одноглавый, с кубическим двухъярусным четвериком, округлой апсидой, трапезной и колокольней. В конструкции здания использованы и кирпич, и белый камень. Как ныне, так и до революции церковь была целиком побелена. Кровля и козырьки над входами покрыты железом. Четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан луковичной главкой на глухом барабане. В наши дни главка позолочена. Окна храма большие, украшены наличниками в русско-византийском стиле. В первом ярусе четверика по два окна на северной и южной стенах, между которыми находятся дверные проёмы. Во втором ярусе - по три окна. Окна арочные, килевидные неполные наличники - архивольты - закрывают только верхнюю полукруглую часть окна. Такая форма окон с архивольтами близка разработкам "отца" русско-византийского стиля в архитектуре К.А. Тона. Подоконная стенка второго яруса украшена строенными прямоугольными филенками. Нижний ярус отделён от верхнего межэтажным карнизом с широким фризом, переходящим на алтарную часть. Фриз расчленён основаниями межоконных и угловых строенных полуколонн, украшен аркатурными выемками. Наличники окон полные, с подоконной тягой, окаймляющей всё здание. Ниже окон стена выделена простой филёнкой. Порталы украшены козырьками на сохранившихся первоначальных кованных кронштейнах. Трапезная объёмная, по ширине выступает за пределы четверика. Её окна, по четыре на север и юг, повторяют окна первого яруса четверика. Перекрытия трапезной полностью утрачены в советские годы. Венчающая часть трапезной была украшена таким же поясом вертикальных аркатурных выемок, который украшает верхнюю часть первого яруса четверика и апсиду. При создании новой многоскатной кровли трапезной эта часть была полностью заменена новым кирпичом без сохранения декора.
Трёхъярусная колокольня, уничтоженная в советские годы, недавно восстановлена по старинным фотографиям. Её декор в основных деталях повторяет архитектуру храма.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 241, 2017 г.