ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кочаки. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Кочаки. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Александра Невского, Иоанна Воина
Год постройки:приблизительно 1690 - 1710.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тульская область, Щёкинский район, п/о Первомайский, пос. Кочаки

Координаты: 54.049406, 37.524812
Проезд:Симферопольское шоссе, не доезжая до Щёкино, с правой стороны.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Pavel
15 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юга<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Вид с юга
Печка Александр
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Вид с северо-запада
Печка Александр
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-востока<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Вид с северо-востока
Печка Александр
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Печка Александр
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца, Вид с севера<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Вид с севера
Печка Александр
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Алексей Кротов
29 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
6 января 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
6 января 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
6 января 2012
Церковь Николая Чудотворца, Свято-Никольская церковь.<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Свято-Никольская церковь.
Аксюхин А.А.
24 октября 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Pavel
15 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Pavel
15 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
oldboy
20 августа 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
sasa_1941
19 июня 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Алексей Кротов
29 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Алексей Кротов
29 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца, Ограда и колокольня<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Ограда и колокольня
oldboy
10 июня 2012
Церковь Николая Чудотворца, Могила Матушки Евдокии (к северу от церкви, за оградой)<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Могила Матушки Евдокии (к северу от церкви, за оградой)
oldboy
10 июня 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
6 января 2012
Церковь Николая Чудотворца, усыпальница Толстых близ церкви<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
усыпальница Толстых близ церкви
Андрей Агафонов
1 мая 1993
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1890-ых годов из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого<br>, Кочаки, Щёкинский район, Тульская область
Фото 1890-ых годов из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Pavel  1 сентября 2005

В центре Кочаков в кон. XVII - нач. XVIII вв. был построен каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с приделами во имя сщмч. Иоанна Воина и св. благоверного кн. Александра Невского. По своей архитектуре церковь принадлежит к типу небольших одноглавых церквей, получивших распространение на территории Московского государства в начале XVII в. При храме есть кладбище, на котором были захоронены почти все владельцы Кочаков, Ясной Поляны и некоторых других деревень прихода. Кочаковский некрополь знаменит тем, что там покоятся многие родственники Льва Толстого.


RAMON  19 июня 2008

К 21 сентября 1870 г. храм имел три престола: главный - во имя святителя Николая, слева - во имя святого мученика Иоанна Воина и справа - во имя святого благоверного князя Александра Невского; отапливался двумя кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками (половина из них белого цвета); при входе на паперть на двух чугунных столбах находилось крыльцо, покрытое железом и выкрашенное медянкою.

В годы советской власти Свято-Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей России. В 1935 г. местные власти закрыли его, превратив в колесную мастерскую. С храма были сорваны четыре креста. В алтаре престола в честь святителя Николая был поставлен горн, сломаны пол, иконостасы. Часть плит с пола алтаря и ступеней была использована для постройки горна. Беспорядочно, в кучу сложены иконы и отдельные фрагменты иконостаса. Сломан склеп благотворителей храма Хомяковых, их могила завалена битым кирпичом.

12 сентября 1946 г. на основании Постановления Совета по делам Русской Православной Церкви был возвращен верующим храм и охрана кладбища у его стен со склепом и могилами Толстых. В 1955 г. по указанию Главного управления по делам культурно-просветительских учреждений кладбище вновь передано музею. По сей день продолжаются работы по благоустройству храма, территории около него. В благотворительных целях пастырями прихода проводится окормление психиатрической больницы с. Масдово; приписного храма во имя свят. Николая в селе Никольское.

http://tula.eparhia.ru/blagochiniya/blag-schekino/schekino-kochaki/


Татьяна Кокот
 
Татьяна Кокот  19 июля 2012

Никольский храм в Кочаках - один из древнейших в Тульской епархии. Его история уходит в далекое прошлое православной Руси и связана с чудесным явлением иконы святителя Николая, явившейся три столетия назад на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность близ дороги, проходящей на Киев. Икону взяли в расположенное неподалеку сельцо Ясная Поляна, но она вновь явилась стоящей на прежнем месте, где и был построен храм в честь святителя Николая. Икона получила название «Никола на кочке», местность – Кочаки; ручей, протекающий невдалеке – Кочак.

Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. Земля, на которой он стоит, в то время принадлежала церкви, селения не было. На картах и в документах XVIII в. это место обозначено как погост Кочаки, что значит церковь, расположенная в стороне от села, с кладбищем и прилегающим двором причта. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате построения храма и о его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожанами этого храма и похороненных у его стен.

Дошедшие до нас архивные материалы говорят о том, что с этими дворянскими фамилиями связана дальнейшая перестройка и обновление храма. В 1759 г. Ирина Лукинична Карцева-Родилова, правнучка одного из первых владельцев сельца Ясная Поляна Степана Григорьевича Карцева, которой в то время принадлежала часть Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменную церковь-придел во имя святого великомученика Иоанна Воина. Тем самым она исполнила волю своего умершего мужа лейтенанта морского флота М.Ф. Родилова, получившего еще при жизни, 7 июля 1757 г., грамоту от архиепископа Каширского и Коломенского Порфирия на устроение нового придела.

 Ко второй половине XVIII века относится и строительство каменной стены, ограждающей храм и кладбище около него. В 1856 году церковь имела следующий вид: « … зданием каменная…, по стенам окрашена желтою краскою, пол каменный, крыша железная и таковые же главы окрашены медянкою, кресты деревянные, обиты белой жестью. Престолов в ней два: Первый настоящий холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая, второй в приделе же во имя Святого Мученика Иоанна Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса с четырьмя колоколами, – из коих один весом пятьдесят семь пуд тридцать два фунта, второй десять пуд, третий два пуда и четвертый один пуд. Окон с железными решетками тринадцать, а вверху два без решеток; – Три двери западные, южная и северная, все двери железные с таковыми же запорами, крючьями и вислыми замками <…> Алтарь от настоящей церкви отделяется капитальною каменною стеною с тремя в оный входами, и самый алтарь разделяется на три части двумя арками».

В 1864 г. священнослужители о. Михаил Мерцалов, о. Николай Иванов, диакон Михаил Успенский, диакон Федор Никольский, а также церковный староста крапивенский купец 2-ой гильдии Андрей Кириллович Бруханов и прихожане обратились к епископу Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) за благословением на перестройку храма на средства церкви и прихожан. В своем прошении они объясняли, что «по малому объему …церкви … всегда терпели стесненность при Богослужениях, вследствие чего все единодушно изъявили желание сломать всю трапезу церкви с ее приделом, также и колокольню, как ветхую…».

Попечительницею прихожан при ремонте храма была жительница деревни Колпна Александра Павловна Артюхова, получившая на год сборную книгу. Но денег прихожан и церкви оказалось недостаточно для окончания ремонта. Завершение его стало возможным только благодаря пожертвованиям правнуков похороненного у храма Исаака Парфеньевича Хомякова: Агриппины Васильевны Хомяковой– Булаевой (1812-1893) и ее брата крапивенского помещика Александра Васильевича Хомякова (1814-1885). Во время этого ремонта прежнюю трапезную сломали и построили новую, более просторную. На пожертвования Александра Васильевича Хомякова устроили новый придел в честь святого благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1866 года состоялось его освящение по благословению епископа Никандра. В алтаре вместо низких свод воздвигли более высокие; арку в Царских вратах пробили и значительно увеличили, также увеличили все три алтарные двери, пол подняли на полметра.

К 21 сентября 1870 года, времени завершения ремонта, храм имел три престола: главный во имя святителя Николая, слева во имя святого мученика Иоанна Воина и справа во имя святого благоверного князя Александра Невского. Отапливался храм двумя кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками (половина из них белого цвета); при входе на паперть на двух чугунных столбах было устроено крыльцо, покрытое железом и выкрашенное медянкою.

Построили также новую каменную колокольню, благословение на строительство которой еще в 1849 году испрашивала по доверенности сына (Александра Васильевича Хомякова) Наталья Алексеевна Корякина – Хомякова указывая, что «состоящая при означенной Николаевской церкви каменная колокольня от долговременности сделалась до того ветха, что угрожает падением…».

В 1891–1892 гг. в храме вновь проводился ремонт с золочением иконостаса, очисткой и покрытием лаком икон, окраской стен клеевой краской, панелей – масляной. Работы проводил Тульский иконостасных дел мастер Михаил Вишняков. Среди многочисленных икон, находившихся в то время в храме, Николай Иванович Троицкий в «Описи имущества, принадлежавшего отдельным церквам и монастырям», выделяет икону Ахтырской Божией Матери в окладе с царским гербом, икону Архистратига Михаила в серебряном окладе 1750 г., местночтимую икону святителя Николая Чудотворца; также Евангелие напрестольное 1774 г. в окладе 1779 г., Евангелие напрестольное 1757 г., кадило серебряное в виде церкви начала XVIII в.

В 1888 г. Агриппина Васильевна Хомякова-Булаева рядом с церковной оградой построила каменную церковно – приходскую школу на деньги, положенные ей как взнос при вступлении в Тульское епархиальное братство во имя святого Иоанна Предтечи. Затем с 1893-94 учебного года школа содержалась на средства Епархии. Здание этой школы сохранилось до наших дней. В 1892 г. на средства государственного Казначейства при храме была построена еще одна церковно – приходская школа, деревянная, с железной крышей, на кирпичном фундаменте; на ее содержание деньги выделялись из Крапивенского Земства по 140 рублей, от крестьян Ясной Поляны по 60 рублей в год.

14 октября 1891г. открыли церковно-приходское попечительство, занимающееся сбором денежных средств. При церкви имелось три десятины усадебной земли и семьдесят девять десятин пашенной и сенокосной. Владели землей и обрабатывали ее священнослужители, имеющие на ней свои дома. Кроме того, на церковной земле стоял построенный в 1881 г. на каменном фундаменте под железной крышей деревянный одноэтажный церковно-причтовый дом, занимаемый священниками.

У храма находится старое кладбище. Могилы дворян Карцевых, похороненных у стен первозданного храма, в связи с его расширением на протяжении XVIII–XIX столетий оказались под храмом, о чем свидетельствуют надгробные плиты в фундаменте храма. У самого входа в храм был фамильный склеп дворян Хомяковых, в котором похоронена А. В. Хомякова-Булаева (1812–1893) и ее родители В. В. Хомяков (ум. в 1814) и Н. А. Хомякова (ум. в 1850). В восточной части кладбища у алтаря потомками старинного русского рода графов Толстых был также устроен фамильный склеп. В нем похоронены родители писателя Л.Н. Толстого графиня Мария Николаевна Толстая, урожденная Волконская (1790–1830), граф Николай Ильич Толстой (1794–1837), граф Дмитрий Николаевич Толстой (1827–1856). В склепе Толстых на западной стороне стены находилась икона Божией Матери «Трех радостей» (размером 60х40 см), в желтой деревянной раме старого письма, но в ночь с 1 на 2 ноября 1938 г. была похищена, и в настоящее время нахождение ее неизвестно. Рядом со склепом – могилы жены писателя Софьи Андреевны, их детей, умерших в детском возрасте, родных и близких. Погост в Кочаках является единственным семейным некрополем Толстых.

В годы советской власти Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей Святой Руси – он был закрыт. К сожалению, в архивах не удалось выявить документов о точной дате, но по свидетельству прихожанки храма Татьяны Гришиной, это был 1935 год. После закрытия в храме устроили колесную мастерскую, сорвали кресты; в алтаре престола в честь святителя Николая установили горн, для постройки которого употребили плиты с пола и ступеней алтаря. Сломали иконостас, беспорядочно в кучу сложили иконы. Сломали склеп благотворителей храма Хомяковых, их могилы засыпали битым кирпичом. Долгих одиннадцать лет не совершались Богослужения. 18 апреля 1941г. решением Облисполкома за № 26-19 были прекращены работы по переоборудованию храма под колесную мастерскую, но его восстановление началось лишь после того, как 12 сентября 1946 г. он был вновь возвращен верующим. Настоятелем был назначен священник отец Александр Князев.

В 1951–1953 годах настоятелем храма был архимандрит Макарий (Кобяков), положивший много трудов и старания на дальнейшее благоукрашение храма устройство дорожек около него. При батюшке Макарии перед храмом был устроен цветущий сад. С 1955 года, более тридцати лет, настоятелем храма был о. Георгий Степанов, продолжавший сохранять, украшать храм, возделывать сад, расцветший при батюшке Макарии. В 1988 году при настоятеле отце Сергии Зуеве (1988–1993 гг.) московский иконописец Александр Чашкин совместно с Владимиром Литвиновым, Юрием Черкасовым и Михаилом Типяковым, сохранив отдельные фрагменты старинной росписи, выполнили роспись храма в стиле старой церковной живописи. В марте 1995 года настоятелем храма был назначен отец Николай Пикуза, до июля 2002 года несший труды по дальнейшему сохранению храма, ремонтируя трапезную, кровлю, фасад. В трудные 1990-е годы, когда не доставало самых необходимых продуктов питания, батюшка Николай проявлял трогательную заботу о своих прихожанах. А в проповедях – наставления о спасении душ, покаянии. С июля 2002 года по настоящее время настоятель протоиерей Игорь Корейша продолжает работы по благоустройству храма, территории около него.

В.Н. Уклеин, описывая церковь, сожалеет о неграмотных и глупых изменениях, внесенных в архитектуру храма. Вот как он описывает: «План храма отвечает древним русским традициям к наиболее высокому двухсветному объему, являющемуся собственно церковью, примыкает с востока более низкая апсида, а с запада – трапезная и за нею невысокая колокольня. Кочаковская церковь поражает своей миниатюрностью, площадь ее основного высокого объема составляет всего 46 кв.метров. Чтобы увеличить вместимость церкви,  она соединена с так называемой трапезной. Последняя вдвое шире церкви и более чем в три раза превосходит ее по площади. В церковь ведут три входа. Восточная стена алтаря, прямолинейная с внутренней стороны, разделена на фасаде на три слегка выпуклых поля, как бы имитируя трехчастную композицию апсид, традиционную в русском зодчестве. Значительно более серьезные искажения были внесены во внешний облик храма. Широкая лента главного карниза с непрерывным рядом декоративных нишей и консолек опоясывает все здание, украшенное по углам строенными тонкими колонками, так называемыми «дудочками», отделенными друг от друга кирпичным «гребнем». Этот декоративный прием очень характерен для XVII века. Неотъемлемым и очень эффективным элементом декоративного убранства храма является и надкарнизный пояс из крупных кокошников с килевидным завершением. На глади стен – два ряда окон с пластичными наличниками. Но в форме оконных проемов и в рисунке наличников уже проглядывается рука, чуждая духу древнерусского искусства. Не вызывает сомнений, что площадь оконных проемов была значительно увеличена, что вчленение полукруглой части окон в композицию наличника подверглось искажению. Над главным объемом церкви был возведен несуразный, какой-то пузыреобразный граненый купол, крытый оцинкованным железом. В замке свода- глухой граненый барабан и над ним приплюснутая, тоже граненая главка. В конце прошлого столетия плоскости стен между выступающими декоративными элементами были обшиты листовым железом, просуществовавшим до конца 1940-х годов».

Т. Комарова. Тульские епархиальные ведомости, №7 (96), июль, 2009.
В.Н. Уклеин «От Тульских засек до Красивой Мечи», 1976.


Вадим кр
 
Вадим кр  7 июля 2016

В центре села Кочаки, Щекинского района, Тульской области в конце 17 - начале 18 веков построен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с приделами во имя святого мученика Иоанна Воина и благоверного князя Александра Невского. Сама церковь выстроена, большей части, из камня, чудесный образец поздней древнерусской архитектуры. При церкви есть кладбище, на котором были похоронены многие владельцы Кочаков, а так же родственники Льва Николаевича Толстого. Кладбище является главной особенностью Свято-Никольской церкви, к тому же является, пожалуй, единственным некрополем в Щёкинском районе.

Храм в 1935 году был закрыт, его превратили в колесную мастерскую. Превращен в развалины, поруганы и святыни, находившиеся в храме и за его пределами. Был разрушен склеп, могилы, обезображены иконостасы. Только к 1945 году церковь была возвращена верующим. К 1955 году храм передан музею села Кочаки.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/nikolskaya-tserkov-7692.html


Андрей Семенов  25 ноября 2016

Село Кочаки находится в 17 вер. от Тулы и 32 в. от г. Крапивны. Оно расположено при трех дорогах: так называемой Старой дороге, Киевской шоссейной и Московско-Курской Железной дороге. Реки нет. Местность, занимаемая селом и приходом, представляет из себя довольно возвышенную равнину, обильную лесами. От чего получило свое название это село, достоверно сказать нельзя. Одни из местных жителей в объяснение этого названия указывают на множество кочек, покрывающих окрестную местность, а другие, старожилы, передают, что на том месте, где в настоящее время стоит церковь, нашли будто бы некогда икону Святит. Николая Чудотворца, которая стояла на кочке; эта самая икона последствии получила название „Николы на кочке”, а самое село стало называться Кочаками.

О времени возникновения прихода ничего неизвестно: его составляют, кроме села, следующие деревни: Воробьевка, Тслятинки, Ясная Поляна, Казначеевка, Колина, Озерки, Городня, Мостовая, Бабурина, Деменка, Подиваньково, Ясенки, Грецовка, Угрумы и Кресты. Прихожан 4 тысячи душ обоего пола. Прихожане почти все православного вероисповедания, кроме нескольких лиц лютеранского вероисповедания. Деревня Ясная Поляна служит местопребыванием известного писателя графа Л.Н. Толстого.

Приходский храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, каменный, с таковою же колокольнею: когда и кем построен, неизвестно даже и по преданию. На основании надписей, высеченных на каменных памятниках, а также на стенах храма, можно думать, что построение храма относится в концу 17-го или началу 18-го столетия. Несомненно только, что этот храм очень древний и в общем он имеет первоначальный вид. Некоторые существенные изменения произошли в недавнее (1864-1870 гг.), последнее время. В трапезной церкви находятся два придела: во имя св. мученика Иоанна Воина и во имя св. благоверного князя Александра Невского.

Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В пользу причта поступают % с 400 р. и % с 430 руб. Церковной земли 3 дес. усадебной и 79 дес. пахотной. Церковно-приходская школа в селе Кочаках существует с 1888 года; таковые же школы существуют в с-це Ясной Поляне и в деревне Городне: первые две имеют хорошие церковные помещения. Земская школа открыта в деревне Новой Колпне в 1894 году.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 485



Комментарии и обсуждение


Возле храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе как Дуняша. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампада в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон.
Родилась Евдокия Ивановна в селе Старая Колпна 8 марта 1883 года. С самого начала ХХ века, около 80 лет, она несла свой Крест – Христа ради юродивой. Слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, моливеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Многие, после излечения, обретали Веру. Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). Для многих она становилась Крестной матерью.
10 апреля 2010.