Церковь в Белом Городке появилась в давние времена. Первое документальное упоминание о ней находим в Кашинской писцовой книге 1628-1629 гг. Это была деревянная церковь во имя великомученика Егория страстотерпца (Георгия Победоносца); на церковной земле находился двор пономаря Ортюшки Семенова и келья просвирницы Марьицы… «В д. Отхожая поповское, на Волге, в устье речки Хотчи, двор попа Микиты Иванова».
В архивных источниках также упоминается деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца, построенная в 1693 г.
В 1739 г. в Белом Городке указаны уже две деревянные церкви. Первая — ранее упомянутая церковь во имя великомученика (вмч.) Георгия Победоносца; вторая — во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1767 г. в сельце (имении) Малышково, что в 1,5 верстах от Белого Городка, ее владелец, помещик Гурий Костомаров, построил каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мучеников Кирика и Иулитты (позднее в храме появился второй придел во имя преподобного Алексия, человека Божия). Ветхая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Белый Городок (прихожанином которой являлся Костомаров) была упразднена. Предварительно ее иконы, другие церковные ценности и принадлежности, а также священник, диакон, дьячок и пономарь были переведены в Малышковский храм. В Белом Городке продолжала функционировать лишь деревянная церковь вмч. Георгия Победоносца.
Священно- и церковнослужителями Белогородской церкви являлись: в 1740-1748 гг. — священник Матвей Иванов (в то время священнослужители именовались попами); в 1752 г. рукоположен в сан священника Иван Матвеев (вероятно сын Матвея Иванова); в 1854 г. в сан диакона посвящен Арсений Иванов, в том же году определен в пономари Иван Григорьев; в 1756 г. Петр Иванов определен в дьячки, а Дмитрий Иванов — в пономари; в 1758 г. Данила Честной посвящен в сан священника; в 1768 г. диаконом становится Федор Андреев; в 1777 г. Андрей Федоров определен дьячком; в 1774 г. Федор Андрианов рукоположен в сан священника; в 1775 г. посвящен в сан диакона Гурий Никитин; в 1800 г. прибыл священник Василий Иванов, а Николай Честной определен в дьячки.
В 1810 г. архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию поступило прошение от прихожан Георгиевской церкви с. Белый Городок: секунд-майора Михаила Сысоева (в другом источнике Яков), его супруги Любови Сысоевой, секунд-майора Алексея Скорятина, прапорщицы Василиссы Дохтуровой, прапорщика Александра Мезинцева и других помещиков, а также представителей от крестьян населенных пунктов, приписанных к храму. Они просили благословения владыки на строительство в селе каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Михаила. Побудительным мотивом просить владыку наименовать главный престол будущей церкви в честь Иерусалимской иконы Богоматери послужил тот факт, что образ последней находился у семьи помещиков Михаила и Любови Сысоевых, которые обязались передать икону в храм с пожеланием наименовать в ее честь главный престол.
К тому времени икона эта получила известность среди местного населения как чудотворная. В одном дореволюционном печатном издании начала 20 века появилась статья об иконе. В советское время, после соответствующей редактуры, последняя была опубликована в газете «Кимрская жизнь»; ее мы и предложим вниманию наших читателей.
«В 1800 г. жил в Кимрах богатый человек — Совцов (скорее всего, это опечатка, допущенная в прежней статье — в Кимрах издавна проживала династия богатых крестьян-купцов Собцовых). Собцов был очень сильно болен. Как-то во сне купец услышал совет помолиться перед иконой Иерусалимской Божией Матери, находящейся в одной деревне недалеко от Белого Городка. Собцов не замедлил исполнить услышанное. Отыскал икону, помолился перед ней. Болезнь как рукой сняло. Тогда купец пожелал купить эту икону, но ее владелец соглашался расстаться с иконой при условии, если Собцов построит в Белом Городке храм, куда затем икона и будет помещена. Собцов согласился на это предложение. Вскоре икона заняла почетное место в новопостроенном храме, главный престол которого был освящен в честь Иерусалимской иконы Божией Матери»...
Документальным подтверждением постройки храма богатым кимрским крестьянином Собцовым служит т.н. приходно-расходная книга Ивана Михайловича Собцова, хранящаяся в Кимрском краеведческом музее, в которой имеются интересующие нас сведения: «12 октября 1810 году положено обещание подать в новостроенную назначенную церковь в беле городке во имя Иерусалимския Божия Матере денег тысячу пять сот рублей. Иван М. Собцов. 1813 года октября 11 дня. Поряжен строить церковь в селе беле горотке подрятчик Василий Васильев Усков города Торжка во имя Иерусалимския Божия Матере со двумя пределами великомученика Егоргия и Михаила Архангела ценою за четыре тысячи триста рублей — которые обещаюса за работу ис своего капитала заплатить. Если жо я при жизни своей онаго исполнить не могу то завещаю моим наследникам выполнить. Села Кимры житель Иван М. Собцов. 13 октября дано подрятчику мною в задаток (500). С июня месяца по 3 октября задано подрятчику Василью Васильеву Ускову денег тысячу восемь сот рублей (1800). 1815 году: февраля со 2 дня по 4 октября задано подрятчику Василью Васильеву Ускову тысяча четыреста рублей (1400). 1818 год, в сентябре месяце достальные денги доданы (600). За каменую работу додано выполнена вся сума 4300. По странице вышло сумы всего 5800. В разное время на постройку церковную вышло моей сумы 30000 рублей».
Тверской архиерей благословил просителей на строительство храма и в марте 1812 г. подписал храмозданную грамоту с планом церкви, которую отправил священнику и прихожанам Белого Городка. Вскоре строительство храма началось.
В 1825 г. новый каменный храм с двумя приделами и колокольней был построен, снаружи и изнутри оштукатурен, отбелен, покрыт железом. Святые образа перенесены из ветхой деревянной Георгиевской церкви, стоявшей от него в нескольких метрах; к ним добавлены новые иконы; пол внутри покрыт лещадной плиткой; главы на церкви и колокольне обиты белым железом, кресты позолочены. 14 сентября 1825 г. причт храма, прихожане обратились к тверскому архиерею Ионе с прошением освятить храм с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери игумену кашинского Клобукова монастыря Петру. 12 октября 1825 г. игумен Петр освятил Иерусалимский храм, о чем и сообщил в Тверскую духовную консисторию. 12 октября 1829 г. иереем храма с. Зятькова Калязинского уезда Михаилом Малининым освящены придельные храмы (приделы) вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Михаила. В том же году была разобрана ветхая деревянная церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, построенная в 1693 г.
В 1825 г. вследствие болезни оставил службу в храме священник Василий Иванов; на освободившееся место настоятеля назначается его сын, священник Димитрий Поповский; в 1825 г. диаконом храма становится выпускник Тверской семинарии Иосиф Белогородский (фамилию получил, вероятно, по названию села Белый Городок, где он родился и где служил пономарем его отец, Андрей Иванов); в 1826 г. Иосиф Белогородский рукоположен в сан священника и переведен в другой храм. В 1827 г. пономарь Михаил Васильев произведен в сан диакона. В 1827 г. (и в другие годы) отмечены случаи злоупотребления алкогольными напитками пономаря Андрея Иванова. В 1827 г. определен в пономари Григорий Ильинский. В 1836 г. умер диакон Семен Матвеев, на его место определен Николай Зыков (позднее диакон, в 1849 г. переведен в с. Селихово Корчевского уезда).
Опись храма 1848 г. (дается в сокращении). Церковь каменная, длиной 12 саженей с аршином, шириной 5 саженей 2 аршина, высотой 8 саженей 2 аршина. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Стены алтаря и купол расписаны священными изображениями… Всего в храме три престола. Главный — в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Придельный храм (придел) по правую сторону (южную) освящен во имя Архангела Михаила, по левую сторону (северную) — Великомученика Георгия. Внутри церкви капитальная стена с дверью со стеклом, отделяющая главный храм от приделов (придельных храмов). Пол лещадный, не крашенный. В церкви 24 окна: вверху, в куполе, 5, в средней части — 6, внизу — 13. На церкви одна чешуйчатая глава, покрытая белым «аглицким» железом. На главе вызолоченный «осьмиконечный» деревянный крест, обитый белым железом. Крыша железная, окрашена медянкой. Входные двери с западной, северной и южной сторон железные, выкрашенные медянкой. Паперть под колокольней каменная с тремя входами, по сторонам их каменные столбы, вверху фронтоны. Во всех входах сделаны деревянные двери, над ними — по одному полуциркульному окну. С западной стороны, над входом в паперть, пониже фронтона, в полукружии — изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. На крыльцах с южной и северной сторон — фронтоны с двумя колоннами. Церковь построена в 1825 г. попечением и иждивением вотчины графини Е.В. Литта села Кимры крестьянином Иваном Михайловичем Собцовым с помощью кошельковой суммы, а также средств прихожан и освящена 12 октября 1825 г. кашинского Клобукова монастыря игуменом Петром. Приделы церкви освящены 12 октября 1829 г. иереем с. Зятькова Калязинского уезда Михаилом Малининым.
Главный алтарь. На престоле атласный антиминс коричневого цвета, священнодействован преосвященным Мефодием, архиепископом Тверским и Кашинским, в 1810 г. Жертвенник. На горнем месте, на полотне, живописный, в раме с резьбой, образ Снятия Господа Иисуса Христа с Креста, поставленный на двух тумбах. Запрестольный крест. Запрестольный образ Божией Матери Смоленской в серебряной ризе с позолотой. На стене живописная плащаница на полотне. Икона Воздвижения Креста Господня.
Алтарь придела с правой стороны. На престоле атласный антиминс оранжевого цвета. Освящен тверским владыкой Амвросием в 1828 г. Жертвенник; запрестольный крест. Запрестольный образ Богоматери Тихвинской в медной позлащенной ризе. Икона Богоматери Иерусалимской живописного письма, 9 вершков длиной и 7 — шириной. Иконы Воскресения Христова, Входа Господня в Иерусалим. (1 вершок — 4,45 см.)
Алтарь придела с левой стороны. На престоле белый атласный антиминс; освящен тверским архиереем Амвросием в 1838 г. Жертвенник, запрестольный крест. Запрестольный образ Божией Матери Иерусалимской длиной 11, шириной 9 вершков в медной посеребренной ризе с медным вызолоченным венцом; образ Нерукотворный, иконы Вознесения Господня, Богоявления Господня.
Пятиярусный иконостас главного (холодного) храма деревянный, резной, вызолоченный, по гладким местам окрашен голубой краской. Полуколонны окрашены под цвет яхонта. Кроме нижнего яруса иконостаса с образами — куплен строителем храма в соборе г. Торжка вместе с Царскими вратами и образами. Царские врата вызолочены, в них шесть образов: Благовещения Божией Матери, Архангела Гавриила, Евангелистов Матфея, Иоанна, Луки и Марка — кругло-продолговатые, без окладов. С правой стороны иконы: Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи в ризе с медными позолоченными венцами, с серебренным убрусом на Спасителе. Южная алтарная дверь с образом архидиакона Стефана, икона пророка Илии с медным посеребренным окладом с венцом. С левой стороны икона Казанской Божией Матери. На северной алтарной двери изображения архидиакона Лаврентия, великомученика Георгия в медной посеребренной ризе с серебряными венцом и убрусом. Перед указанными иконами первого яруса висят лампады с шандалами (ярусами свечей)… На пятом ярусе, над Царскими вратами — полукруглая икона Святой Троицы. С правой и левой сторон — иконы праотцов.
Над пятым ярусом, над Царским вратами, большое 5-конечное распятие Иисуса Христа. С правой стороны — иконы Иоанна Богослова, Логина Сотника, с левой стороны — Богоматери, Марии Магдалины.
За правым клиросом располагается главная святыня храма — икона Божией Матери Иерусалимской длиной 1 ½ и шириной 1 ¼ аршина в вызолоченной серебряной ризе, с серебряным вызолоченным убрусом, вынизанном мелким жемчугом и полужемчугом с камнями. Риза с венцом весит 22 фунта. (1 аршин — 71,12 см. 1 фунт — 409,5 гр.) Находится под балдахином на трех каменных столбах, украшенном позолоченной резьбой, по гладким местам окрашенном голубой краской, в киоте с резьбой, вызолоченном и по гладким местам окрашенном голубой краской, за рамой под стеклом. Перед иконой серебряная, вызолоченная, с тремя цепями, лампада, висит на железном отводном крюке.
За левым клиросом икона свт. Димитрия, Ростовского чудотворца. Хоругвь, написанная на холсте с изображением Нерукотворного образа. Хоругвь, написанная на холсте: с одной стороны — изображение Архангела Михаила, с другой — Николая Чудотворца. Перед Царскими дверями деревянный полукруглый амвон вровень с алтарным полом, выкрашенный коричневой краской. Перед иконостасом главного престола железная решетка, окрашенная медянкой. Два клироса столярной работы, выкрашенные голубой краской.
Иконостас придела с правой стороны деревянный, вызолоченный, по гладким местам окрашенный голубой краской, с каменными столбами, выкрашенными под мрамор зеленой краской; имеет 3 яруса. Первый ярус. Царские врата резные, вызолоченные, с шестью образами: Нерукотворного Образа, Архангела Михаила с предстоящими по сторонам святыми угодниками. Перед ними большая медная, посеребренная, с шандалами, лампада…
Иконостас придела в честь вмч. Георгия Победоносца (с левой стороны) деревянный, вызолоченный, с резьбой, по гладким местам окрашенный голубой краской, с каменными столбами (колонками), выкрашенными под мрамор; имеет три яруса. Царские врата столярной работы выкрашены голубой краской, в них, в позолоченных рамках, шесть икон. По сторонам иконы Спасителя в медной посеребренной ризе и Скорбящей Божией Матери. На северной двери изображение творения первых двух человек (Адама и Евы — В.К.), икона Киевопечерской Божией Матери, икона Великомученика Георгия длиной 1 аршин с четвертью, шириной 1 аршин, медная, вызолоченная, с венцом. Перед иконами висят лампады… В приделе, близ иконостаса, изображения блгв. кн. Михаила (Тверского), святителя Арсения, Тверского чудотворца, Богоматери Феодоровской, свт. Митрофана, вмц. Параскевы, Усекновения Главы Иоанна Предтечи… Два клироса деревянные, столярной работы, выкрашены голубой краской. Кирпичные печи в приделах разделаны краской под изразец.
Евангелия. В большой лист, переплетено в деревянные доски, обложено малиновым бархатом. С лицевой стороны литые из серебра с позолотой образа. В середине — Воскресение Христово, по углам четыре Евангелиста. На задней обложке, в середине, серебряное клеймо с изображением Креста, по краям наугольники, серебряная застежка с позолотой. Вес 2 фунта и 5 золотников. Печатано на белой бумаге с киноварью в Москве в 1766 г. Пожертвовано подпоручиком Яковом Сысоевым в 1770 г.
Евангелие в средний лист. Лицевая обложка сплошь серебряной чеканки с позолотой; в ней 13 серебряных, с чернью, позолоченных образов. В середине изображение Иисуса Христа, сидящего на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам 12 апостолов. На задней обложке, в середине, изображение Креста, по краям серебряные, с позолотой, наугольники. Печатано, с киноварью, в Москве в 1803 г.
Евангелие в средний лист обложено малиновым бархатом. На лицевой стороне образ Иисуса Христа из серебра, по бокам четыре Евангелиста. На нижней обложке, в середине, клеймо Спасителя, по краям серебряные наугольники. Печатано в 1741 г. в Москве.
Евангелие в средний лист в медной посеребренной обложке. На лицевой стороне пять финифтевых клейм. В середине изображение Иисуса Христа, по бокам — четыре Евангелиста. Печатано в 1778 г. в Москве. Евангелие в четверть листа в медной посеребренной обложке. На ней пять финифтевых образов. В центре изображение Иисуса Христа, по бокам четыре Евангелиста. Печатано в Москве в 1831 г. (Два малых Евангелия появились в храме в 1893 и 1899 гг.).
Кресты. Напрестольный крест серебряный, позолоченный, пожертвован местным прихожанином помещиком Т. Софиановым (Софиано). Крест серебряный, четырехконечный. Напрестольный четырехконечный чеканный крест, серебряный, позолоченный. Небольшой золотой крест весом в 6 ¾ золотника, впаянный в медный позлащенный крест; пожертвован прихожанином помещиком Т. Софиановым (Софиано) в 1836 г. Крест серебряный, позолоченный, четырехконечный. Крест медный, посеребренный. Крест медный, посеребренный, с образами на финифти. Крест медный, посеребренный, литой.
Паникадило в главном храме (с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери) медное, посеребренное, в три яруса. В придельных храмах (приделах) два малых медных посеребренных паникадила. Куплены строителем храма с помощью кошельковой суммы.
Кадила серебряные и медные. 2 венца из латуни с позолотой. В них вставлено четыре св. образа на финифти; пожертвованы Т. Софиановым (Софиано) в 1846 г…. Облачения для причта пожертвованы помещиками Скарятиным в 1831 г., Софиано в 1841 г., Сысоевой в 1817 г., 1832 г. и 1834 г., а также и другими жертвователями.
Среди книг церковной библиотеки (в шкафу): Евангелие 1756 г., псалтирь 1756 г., Апостол 1751 г., Житие святых (святых отцов) 1782 г., Ирмологий и другие.
Колокольня каменная, построена в 1825 г. совместно с церковью в 3 яруса. Возведена на средства вотчины графини Е.В. Литты с. Кимры крестьянином Иваном Михайловичем Собцовым с помощью кошельковой суммы. Глава покрыта белым железом, чешуйчатая. Крест деревянный, обшит белым железом, вызолочен. На колокольне 6 медных колоколов. Большой (главный) колокол весит 85 пудов. Отлит в 1841 г. неизвестно кем (без надписи) на пожертвование купца с. Кимры Николая Дмитриевича Башилова при содействии других жертвователей. Второй колокол, весом 20 пудов 38 фунтов, отлит также неизвестно кем, когда и где. Остальные 4 колокола также неизвестно когда, кем и где отлиты; неизвестен и их вес.
Ограда каменная, с деревянной решеткой, построена в 1830 г. С западной стороны ограды Святые ворота, покрытые железом, окрашенном медянкой. Главка на них покрыта белым железом и увенчана четырехконечным крестом, обитым белым железом. Ворота створчатые, деревянные, выкрашенные. Столбы ограды покрыты железом и выкрашены медянкой. Решетки выкрашены масляной краской. При ограде, с правой стороны, каменная сторожка с тремя окнами и деревянными сенями длиной 8 ½, шириной 7 ½ аршин…
4 июня 1841 г. церковь пострадала от разбушевавшейся двухчасовой бури, сопровождаемой сильным градом. Сорвало и унесло за реку Хотчу, на расстояние полуверсты, железную крышу с деревянным подрешетником, многие стекла были разбиты. Была повреждена крыша на колокольне. Дома причта также пострадали; буря уничтожила посевы. Рапорт об этом несчастье был послан тверскому архиерею Григорию 5 июня. В нем содержалось как само известие о стихии, так и просьба о разрешении произвести в пострадавшем от бури храме необходимые исправления.
В 1850 г. в храме служили: священник Димитрий Поповский 49 лет, диакон Николай Зыков 36 лет, дьячок Арсений Крестников 40 лет, пономарь Гавриил Флеров 48 лет. В 1855 г. был определен на должность пономаря Павел Крылов, женившийся на Ольге Гавриловне, дочери умершего пономаря Флерова. В 1856 г. уволен пономарь Арсений Крестников, на место которого был определен Егор Миронов. В 1862 г. в церкви была закрыта вакансия дьячка. В 1867 г. сюда прибыл священник Иоанн Клобуков. 8 апреля 1871 г. умирает заштатный священник Димитрий Поповский. В 1888 г. в штат зачислен сверхштатный псаломщик Павел Крылов. В 1899 г. умер псаломщик Георгий Миронов, на его место епархиальным начальством определен Павел Никольский.
В 1847 г. покрашена железная крыша храма. В 1874 г. произведен ремонт самой церкви. В 1887 г. причт и прихожане просят у церковного начальства разрешение устроить в ней иконостас и возобновить стенную живопись. В 1888 г. из церкви похищены деньги и некоторые предметы на сумму 730 рублей. В 1890 г. причт и прихожане ходатайствовали перед епархиальной властью о награде для церковного старосты купца Бачурина. В 1893 и 1898 гг. причт и прихожане ходатайствуют о награждении церковного старосты Козьмы Панова. В 1897 г. в церкви была возобновлена штукатурка и покрашена крыша.
В 1901 г. в храме служили: священник Иоанн Клобуков 55 лет, псаломщик Павел Никольский 27 лет. Его прихожанами являлись жители села Белый Городок и деревень: Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманки, Пелагеинское, Сенькино, Азарово, Юминское, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Всего 756 лиц мужского и 797 женского пола.
В мае 1903 г. храм Иерусалимской иконы Божией Матери в Белом Городке посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий, который познакомился с храмом, его историей и особенно обратил внимание на святую икону, слывшую чудотворной — Иерусалимской Божией Матери. 28 февраля 1904 г. умер священник Иоанн Клобуков. 24 июля 1904 г. настоятелем храма становится священник Леонид Никотин. Летом 1904 г. псаломщик Павел Никольский рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика.
Храм неизменно пользовался вниманием прихожан, особенно состоятельных людей, не жалевших средств на его украшение. Так, в 1906 г. преподано архипастырское благословение церковному старосте церкви с. Белый Городок Гавриилу Соколову за пожертвование им иконы ценностью 125 рублей. В 1913 г. выражено архипастырское благословение душеприказчикам умершего купца с. Кимры Василия Ивановича Шокина за пожертвование в пользу храмов с. Белый Городок и с. Белого по 200 рублей, а также по 200 рублей в пользу их причта.
В 1913 г. выражено архипастырское благословение крестьянке д. Кочнево (прихожанке) Анне Прокофьевне за пожертвование вещей на сумму 125 рублей. В 1914 г. от епархиального начальства выражена благодарность купчихе с. Кимры Екатерине Шокиной за пожертвование вещей на сумму 200 рублей, купцам с. Кимры Василию Губенкову и Михаилу Полозову за пожертвование ими церковных вещей стоимостью по 150 рублей каждый.
После Октября 1917г. новые власти начали вести борьбу против Православной Церкви. В 1918 г. согласно декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Иерусалимский храм перешел в государственную собственность.
По материалам издания: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.
Белый Городок (Белгородок, Белгород) - Иерусалимской иконы Божией Матери церковь