Еще в 1919-1920 гг. в Успенском соборе г. Владимира после литургии большой популярностью пользовались проповеди священнослужителей Владимирской епархии. В их числе был иеромонах Серафим (Якубович). В местной прессе появляются нападки на яркого проповедника. Заведующий губернским отделом юстиции Г.К. Туркин вызвал иеромонаха Серафима на диспут. Не будучи уверены в благополучном для большевика исходе публичного диспута, атеистические власти решили арестовать отца Серафима и под предлогом попытки к бегству расстрелять. Вовремя скрывшийся иеромонах Серафим в последующем 13 лет жил на нелегальном положении. В 1931 г. вокруг о. Серафима в с. Эдемском собралась часть дивеевских монахинь, регулярно совершавших здесь службы по монастырскому уставу. В 1933 г. были арестованы и привлечены к суду 45 человек, обвинявшихся в «создании контрреволюционных церковно-монархических кадров, широкой обработке и вербовке в монастырь работниц и крестьянок». Иеромонаха Серафима, приговоренного в 1934 г. к десяти годам заключения, в 1938 г. расстреляли в Кемеровской области.
Дело о 45 арестованных в октябре 1933 года СПО ПП ОГПУ по ИПО соединило в процесс о якобы существовавшей в Ковровском, Собинском и Владимирском районах контрреволюционной церковной организации под названием «Сестричество преподобного Серафима Саровского». Главными обвиняемыми, кроме Серафима (в миру Бориса) Якубовича, были Олимпиада (в миру Анастасия) Петровна Бурова, Анастасия (в миру Агафья) Осиповна Лопанова и др. в количестве 45 человек. Во время расследования все находились под стражей, кроме Пошевкиной Е.Г., Умновой А.Н., Мавриной М.Г. и Абрамовой М.С., которых по причине их болезненного состояния содержали под подпиской о невыезде до решения суда.
По мнению карательных органов, «эта к/р. организация проводила в жизнь политическую платформу, выработанную ее идеологом академиком - иеромонахом Серафимом Якубовичем. Последняя была построена на основной идее - нелегального объединения реакционного черного духовенства, старого и нового (тайного) монашества, к/р. элемента деревни и города, ущемленных в результате Октябрьской революции, для активной борьбы с Советской властью, за капиталистическую реставрацию. Используя религиозные суеверия и политическую отсталость широких верующих масс, СПСС под руководством своего актива объединяло их под лозунгом защиты «Истинно-православной церкви и веры» для непримиримой борьбы с существующим строем. Основной удар к/р. организации был сосредоточен и направлен против социалистического наступления на капиталистические элементы села.
Активное сопротивление и срыв колхозного строительства проводился через разветвленную сеть 14 низовых к/р.ячеек, охватив села и деревни трех районов. Практическая контрреволюционная деятельность организации заключалась:
1) В создании контрреволюционной церковной организации «Сестричество преподобного Серафима Саровского».
2) В вербовке к/р. церковно-монашеских кадров, путем совершения тайных постригов в монашество, как одну из форм создания идейных противников Советской власти и социалистического строя.
3) В развернутой контрреволюционной и антиколхозной агитации и пропаганде среди населения, направленной к срыву колхозного строительства и хозполиткампаний на селе, объявляя колхозы безбожными антихристовыми гнездами.
4) В распространении контрреволюционных провокационно-пораженческих слухов о войне, падении Советской власти, приходе антихриста и т.д.
5) В создания апологитических церковно-монархических кружков, с целью активной контрреволюционной и религиозной пропаганды.
6) В устройстве, под видом молений, массовых к/р. сборищ и разжигания религиозного фанатизма.
7) В изготовлении и распространении произведений, конспектов лекций и стихотворений контрреволюционного направления.
8) В связях и оказании материальной помощи контрреволюционной ссылке.
По делу в качестве обвиняемых привлечено 45 чел. Всем обвиняемым предъявлено обвинение по ст. 53 пп. 10 и 11 УК».
В числе прочих по делу проходила бывшая игуменья владимирского Успенского (Княгининского) женского монастыря Олимпиада (Медведева), обвиняемая в том, что имела связь с тайно постриженным монашеством из Ковровского района, принимала таковых у себя на квартире. Кроме этого, квартиру посещали женщины из ряда районов (Петушинский и Ковровский), которым также не рекомендовала вступать в колхозы. Проживала во Владимире на иждивении и совместно с Королевой Федосией и Кокушкиной Варварой, обе послушницы, обе работают (например, вторая стегает одеяла для артели «Швейкуст»).
На допросах отрицала совершение тайных постригов, т.к. считала это «за тяжкий грех перед Богом». Также утверждала, что «никому и никак не запрещала работать на советской службе, т.к. считаю, что всякая власть от Бога и [? мы] должны подчиняться». По материалам допросов можно предположить, в беседах со следователем вела себя уверенно, даже позволяла себе иронизировать: «Теперь мне осталось время только спасаться, и в этом отношении мне помогает Советская власть (закрытие монастырей), т.к. теперь никаких забот нет, кроме как молиться Богу». На время следствия с нее бралась подписка о невыезде, приговорена на срок предварительного заключения, впоследствии отбыла 3 года ссылки.
По этому делу 27-28 октября 1933 г. в Ковровском районе были арестованы: Священники П.А. Зяблицкий (с. Мостцы) и Н.А. Румянцев (с. Ряхово), монахини М.С. Абрамова (с. Тынцы) и Алексеева А.И. (с. Мостцы), Улитина А.А. (с. Горки); осуждены на срок предварительного заключения. Бардадинова Т.И. (д. Кижаны), Бурова Е.Г. (с. Мостцы), Макарова Н.В. (д. Волковойно), Баякина И.О. (Дмитриевский погост), Верхушкина А.Е. и Потапова Е.Г. (с. Русино), Лукьянова Е.В. и Умнова А.Н. (д. Сергейцево), Лядова-Тюрина Г.Н. (д. Патакино) - 2 года высылки. Монахини Власова Е.Г. (д. Горки) и Лопанова А.О. (д. Истомино) и псаломщик Е.К. Семенов (д. Макариха) - 3 года высылки. Монахини Маршева М.(В.)И. (с. Эдемское) и Бурова А.П. (д. Истомино) - 2 и 3 года ссылки условно. По этому же делу проходило много женщин, заявленных следствием как лица «без определенных занятий»: Бардадинова А.И. (д. Кижаны), Блинова А.В. и Фомина А.М. (с. Эдемское), Павлова А.М. (д. Берково), Краснова Е.Ф. (д. Волковойно) - 2 года высылки. Иванова З.В. (с. Эдемское) - 3 года высылки. Пашовкина Е.Г. (ст. Новки) - 2 года высылки условно. Домохозяйки Галушкина Е.Я. (с. Эдемское) и Бедина Н.А. (Ковров), ткачиха Семенова К.К. (д. Истомино), крестьянка Барукина М.П. и безработная Шуралева Е.Я. (д. Высоково) - 3 года высылки. Сергеева М.С. (д. Макариха) - осуждена на срок предварительного заключения.
Примечательно, что почти все осужденные проживали в Ковровском районе. Данный процесс проходил в самом начале второй пятилетки. Можно предположить, что он являлся частью практической реализации планов проведения безбожной пятилетки: ликвидация черного духовенства было одной из первых задач по времени осуществления. Вероятно, власти считали, что ликвидация черного духовенства пройдет для верующих более незаметно. Начинать борьбу с Церковью масштабной ликвидацией приходского духовенства для государства было нежелательно, т.к. верующие, оставшись без пастыря, утвержденного местными органами власти, могли попасть под влияние нелегально действующего духовенства; это в лучшем случае, в худшем же - в секты. В свою очередь, борьба с монахами являлась борьбой, во-первых, с тем самым нелегально действующим духовенством, во-вторых, с наиболее религиозной часть населения страны, показывавшей остальным верующим пример правильной духовной жизни; но в то же время отсутствие черного духовенства не создавало верующим трудностей с отправлением религиозных потребностей.
Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. 322 с. С. 171-174.