ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Венёв-Монастырь. Никольско-Успенский женский монастырь.

Венёв-Никольский монастырь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1300 и 1407.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Тульская область, Веневский район, д. Венев-Монастырь

Координаты:54.337585, 38.034383




Добавить фотографию
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Печка Александр
7 апреля 2017
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Сергей Чернов
10 июля 2012
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Pavel
1 июня 2004
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Морпех879
25 октября 2016
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Татьяна Кокот
29 октября 2007
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Никольско-Успенский женский монастырь - Венёв-Монастырь - Венёвский район - Тульская область
Морпех879
25 октября 2016




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Pavel,  22 июля 2005

ВЕНЕВ-МОНАСТЫРЬ - мужская обитель во имя св. Николая Угодника и одновременно крупный оборонный центр Московской Засечной черты в 33 км к северо-востоку от Тулы. Впервые упоминается в грамотах под 1407 г. в связи со смертью смоленского князя Юрия Святославича, домогавшегося жены своего вассала, удельного вяз. кн. Семена Андреевича, Ульяны, убившего их обоих, а после, ужаснувшись содеянному, постригшегося в этом глухом монастыре. В этом же монастыре в заточении умер в 1571 г. опальный новгородский архиепископ Пимен. Предание донесло до наших дней легенду о гробницах князя и архиепископа, которые якобы находятся где-то под развалинами монастыря.

Венев-Никольский монастырь располагался в полукилометре к северу от дороги Тула-Венев. Вначале он был приписан к Астраханскому Спасскому монастырю, а в 1667 г. - к дому патриарха Иакима. Обитель была в большом почете у жителей Тулы, Москвы, Рязани и др. Бояре, служилые дворяне и городские жители, умирая, завещали в монастырь крестьян, земли и имущество, лишь бы их похоронили у стен монастыря. В XVII в. монастырь был крупным вотчинником, к нему были приписаны многие села и деревни, в частности, с. Бортники на р. Осетр, д. Анишино, Хавково и др., с количеством крестьян, превышавшим 2 тыс. душ, поэтому внутреннее убранство и внешний вид обители говорили о ее цветущем состоянии, но во 2-й пол. XVIII в. она был упразднена, а монастырская церковь во имя св. Николая Чудотворца была превращена в приходскую. Она дошла до нас почти в своем первоначальном виде: это - каменный двухэтажный храм, построенный и освященный по благословению патриаха Адриана, причем 1-й этаж (во имя Успения Пресвятой Богородицы) - в 1696 г., а 2-й (во имя св. Николая Чудотворца) - в 1701 г.

До середины XVII века монастырь играл видную роль в защите южных рубежей Московского государства, находясь почти в центре Веневской Веркушской засеки и имея достаточно мощные оборонительные сооружения.


Статью добавил(а): Татьяна Кокот,  3 июня 2008

Венев-монастырь в XV веке вместе с Веневом вошел в состав московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI века, Венев также находился в Засечной черте. Город Венев в церковном отношении в первое время своего существования зависел от Рязанской епархии, с 1662 г. и до открытия Тульской епархии причислялся к Коломенской кафедре, а после открытия Тульской епархии в 1799 г. вошел в ее состав.
Первое упоминание о монастыре встречается в «Книге степенной царского родословия» в 1407г. в рассказе о кончине и погребении в Венев-монастыре смоленского князя Юрия. А по легенде, записан¬ной в середине XIX века Д. Г. Гедеоновым, монастырь был основан в XIII веке на ме¬сте, где остановились греческий священник Евстафий и его спутники, перено¬сившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. В начале XV столетия здешняя обитель была в особенном уважении московского князя, за благоденствие иноков и просвещенную ревность к пользам земли русской.
Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богояв¬ленского и использовался как приходской. И только в начале 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобра¬зовано в Свято-Никольский женский монастырь.
Само расположение монастыря среди когда-то дремучих лесов говорит о том, что первоначальными поселенцами могли быть благочестивые отшельники и сторожевые люди русского государства.
По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо - Успенского храма, построенного в 1696-1701 гг. и сохранившегося до наших дней. Он избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.
Но все остальное - стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки - на его расширение в начале XIX века. Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря.
К 70-м гг. XVI в. в Венев-монастыре существовали деревянный шатровый Никольский храм с южным приделом во имя вмч. Георгия, и деревянная на подклетях Успенская церковь с трапезой.
В 1696 г. на месте обветшавшей Никольской церкви в Венев-монастыре был построен одноименный каменный храм, южный придел которого в 1698 г. был освящен во имя вмч. Георгия. В 1701 г. над храмом была надстроена верхняя церковь, освященная архим. Антонием в честь Успения Пресвятой Богородицы; двухэтажный храм, как и монастырь, стал именоваться Успенским. Некоторое время в XVIII веке в храме существовал придел святых Космы и Дамиана, но неизвестно, где он находился. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья.
Монастырь владел огромными богатствами. При нем были конский и скотный заводы. Но в середине XVIII века положение его стало ухудшаться – по разным причинам. Но приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения, даже в советское время. Только осенью 1941 г., после оккупации Венева немецкими войсками, храм был закрыт, на два года, а в 1943 г. вновь открыт.
Из всего монастырского комплекса дошла только прекрасная Николо-Успенская церковь, единственный в тульском крае двухэтажный храм второй половины XVII века. Памятник представляет собой двухэтажное, сложное в плане, ассиметричное каменное здание, сгруппированное по высоте и протяженности из нескольких объемов.
На каждом этаже расположена отдельная церковь: внизу теплая, вверху холодная.

Нижняя, «теплая» Никольская церковь перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на массивный столп, стоящий посреди церкви и занимающий чуть ли не четверть площади и без того небольшой церкви. Мощь центрального столпа, низко нависающие тяжелые своды и царящий здесь полумрак придают церкви чуть ли не мистическую тональность, удивительно созвучную седой старине храма. Мы встречаемся здесь с наиболее эмоционально насыщенным интерьером позднего средневековья в тульском крае, правдиво доносящим до нашего времени красоту, самобытность и духовное богатство зодчества 17 века.
Успенская - «холодная» - церковь размещена во втором этаже. Поднимаемся по крытой наружной лестнице и выходим на паперть, «глаголем» охватывающую верхний храм с западной и северной сторон. Вход в церковь украшен порталами с традиционным в XVII веке оформлением: по бокам – узкие полуколонки с перехватами и дынькой посередине, вверху – полуциркульная декоративная арка.
Интерьер церкви не создает ощущения таинственности: перекрытия сомкнуты четырехлотковым высоким сводом, она просторна и светла. В толще северной стены церкви устроена узкая, очень крутая лестница, связывающая между собой верхнюю и нижнюю церкви.
Основной объем храма представляет собой высокий двухэтажный четверик с нижним одностолпным храмом и верхним двусветным. С восточной стороны к основному объему примыкает сильно вытянутая двухступенчатая апсида. Такие апсиды были характерны для новгородских храмов. В верхней части основного высокого объема церкви пробегает ритмичный ряд полукруглых, чуть килевидных кокошников, под ними - широкая полоса кирпичного узорочья, как кружевная лента, опоясывает церковь. Полукружия кокошников были расписаны священными изображениями: «св. Николай Чудотворец», «Успение Божией Матери» и др., на сегодняшний день не сохранившиеся. По углам поставлены парные полуколонки, так называемые «дудочки», характерные для зданий к. XVII - нач. XVIIвв. Полоска «поребрика» - кирпичей, поставленных на ребро, отделяет верхнюю церковь от нижней. Богато украшенные оконные наличники зрительно увеличивают размеры окон и в то же время придают храму изысканную нарядность. Но оконные наличники свидетельствуют о некоторой запоздалости архитектурных деталей Венев-монастыря. Завершается основной объем четырехскатной крышей с изящным восьмигранным фонариком и небольшой главкой на тонкой шейке. В отличии от основного объема колокольня храма – восьмигранный ярус звона на четверике с парадной лестницей – несколько скромнее и также завершена фонариком и главкой. Колокольня пристроена к северо-западному углу и, составляя нижним ярусом паперть для входа в верхнюю церковь, соединяется с северными и западными дверьми двумя просторными галереями.
Первоначально храм и колокольня имели синие со звездами купола. Такие купола, венчающие храмы, посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Своды в церкви опираются на одном столбе, в котором сделана ниша для стояния настоятелю. Под папертью выходы, род усыпальниц, в третьем этаже колокольни настоятельская келья, под западной галереей келья затворника. Между северной галереей и настоящей церковью в стене открыта в 1820 году пустота, по догадкам, служившая кладовою для монастырских драгоценностей.
Внешнему облику храма присущи многие отличительные черты архитектуры конца XVII века: отсутствие страха перед асимметрией, свобода планировочных и пространственных решений, смелые контрасты, богатое кирпичное узорочье – и в то же время – следование духу более древних форм и деталей.
Любопытен крест главного купола. Это якорный четырехконечный крест. Средокрестие украшено медальоном, от которого отходят по три луча с каждой стороны, заканчивающиеся шариками. Концы креста оканчиваются кругами с прикрепленными сердечками. В нижней части креста – якорь, также оканчивающийся сердечками. Якорь сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, символом спасения, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие.
Богатство творческой фантазии зодчего особенно хорошо видно, когда смотришь на храм с его восточной стороны: из основного объема храма выступают двумя последовательными уступами апсиды сперва верхней, а затем нижней церкви, создавая впечатление ниспадающего каскада. И все это насыщено сочным и пластичным декором.
Имени зодчего храма неизвестно. Но судя по непосредственности, подкупающей свежести, смелости архитектурных изысканий и творческих находок, трудно не высказать предположение, что творцом его был зодчий, наделенный недюжинным архитектурным дарованием и большим опытом.
Севернее храма расположен участок ограды с въездными воротами. Первоначально территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с угловыми башнями, служившими в оборонительных целях. Западнее – за оградой кладбища, окружающего храм (в монастыре имеются старинные надгробные плиты, где похоронено более пятисот монахов), под слоем земли, сохранились остатки фундаментов древней монастырской ограды и угловых башен.
Что касается внутреннего убранства церкви, надо заметить, что изображения, предусмотренные каноном, отсутствовали. Все стены были расписаны растительными орнаментами, являющиеся типично русским явлением. Такими же орнаментами были расписаны своды и стены паперти, к сожаленью, на сегодняшний день утраченными.
Поражает пятиярусный иконостас Успенской церкви. Такой иконостас был весьма типичен для конца XVII века. Переход от низкой алтарной преграды к высокому сплошному иконостасу – явление в целом национально русское, происходящее в основном в XIV -XV вв., в становлении которого большую роль сыграли Андрей Рублев и Феофан Грек. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно; в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор и композиция. Появление высокого иконостаса возможно было связано с необходимостью наилучшего освещения центра, и это меняло восприятие внутреннего пространства церкви. С одной стороны, стена, составленная из икон, несла значительно большую смысловую нагрузку, чем низкая алтарная преграда. С другой же стороны, алтарь оказался гораздо нагляднее отделен от основного пространства, что не могло не истолковываться как недоступность «горнего» мирянам.
Особенно выразительны для эпохи московского барокко царские врата. Иконы в иконостасе верхней церкви выполнены художником Сафоновым в 1888 г. в стиле XVIв. В пятом поясе посреди - образ Господа Саваофа писан краскою и золотом, а по сторонам 12 праотцев, писаны в красках же и золотом. Сверх всего иконостаса образ Распятия господня с предстоящими по правую сторону Пресвятой Богородицы, по левую сторону Иоанном Богословом.
На верхней части высоких стен - картины художников академической школы: «Оплакивание Христа», «Снятие с креста», «Положение во гроб» и др.
В 1-й пол. XIX в. академическое иконописание стало играть все более заметную роль. К тому времени уже значительная часть общества, в т. ч. духовенство и сами иконописцы, воспринимала его как «более правильное» по сравнению с традиционной иконописью. Развитие культурно-исторического сознания требовало точной передачи реалий евангельской истории — от этнических типов до ботанических видов растительности Палестины. Следует заметить, что это отнюдь не противоречило установлениям Церкви: судя по описаниям некоторых иконных изображений в деяниях VII Вселенского Собора, отцы Церкви не отвергали эллинистическую живопись с ее натурализмом и психологизмом. В монастыре сохранилось много древних икон: «Св. Елизавета», к. XVIIIв., «Архангел Рафаил», сер. XIX в, «Преподобный Пафнутий», сер. XIXв., «Покров Богоматери», 2пол.XVIIIв., «Вседержитель» XIXв., «Св. арх. Михаил», XVIIIв., «Св. арх. Гавриил», сер. XIXв., «Успение Богоматери», XVIIIв., «Тайная вечеря», к.XIXв., «Вседержитель на престоле», XVIIIв., «Поклонение апостолов», XVIIIв., «Преп. Макарий Унжинский чудотворец», XVIIIв.
Все они выполнены темперой, покрыты левкасом и позолотой, и требуют срочной реставрации, т.к. наблюдаются многочисленные осыпи красочного слоя, потемнение олифы, потертости позолоты, трещины между досками. В книге «Памятники искусства Тульской губернии» говорится о поле Успенской церкви, сделанным из толстых дубовых брусьев, положенных в елку. Далее там говорится, что пол современен постройке храма и в таком случае представляет редкий образец деревянного пола конца XVII века. На сегодняшний день пол в своем первоначальном виде не сохранился.
В южной части, в особой каменной нише Никольской церкви в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пи¬мена, над ними нахо¬дится икона с изображением святителя. Пимен возглавлял Новгородскую кафедру, но в 1570г. Иван Грозный получил на Пимена ложный донос, что тот собирается служить Польше. Пимена низвели до положения шута, лишили в сана и отправили в заточение в Венев-монастырь. Его замуровали в «каменный мешок», высотой в 1,5м, где нельзя было выпрямиться. Прожил Пимен в том мешке чуть больше года. В отношении монастырских заточений Венев-монастырь не был одинок: многие русские монастыри бывали в старину не только пристанищем для смиренной молитвы и тихого уединения, но и местами заточения государевых и патриарших ослушников. В северной части нижнего храма перед алтарем предполагается захоронение Смоленского князя Юрия, закончившего свою жизнь в монастыре.
Эти немногочисленные известия говорят нам о том, что монастырь не жил обособленно, а был тесно связан как с отдельными историческими лицами, так и со многими духовными центрами России.
Таким образом, при историческом взгляде на Венев - монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опо¬ры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности.
На сегодняшний день состояние памятника оценивается как удовлетворительное. Каменные цоколи не в очень хорошем виде, имеются трещины, углы галереи и колокольни со сколами. Стены выполнены из полнотелого красного глиняного кирпича, оштукатурены и окрашены масляной краской. Общее состояние стен неудовлетворительное. Наблюдается осыпание штукатурного слоя, массовое отпадение кусков штукатурки. Несущая деревянная стропильная система и обрешетка находятся также в неудовлетворительном, почти аварийном, состоянии: нарушен участок кровли на южном скате, обрешетка сильно поражена гнилью. Внешнее декоративное убранство тоже в плохом состоянии. Главный карниз с большими разрушениями. Все детали декора имеют частичные утраты, сколы, неровности, утрачена четкость линий деталей. Фасады храма окрашены в белый цвет, декор – в коричневый. На сегодняшний день построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. Венев-монастырь, хотя и входит в список исторических и архитектурных памятников, не имеет помощи ни от Российской Федерации, ни от муниципалитета,
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №6-1327 Венев-монастырь и его росписи поставлены на учет как памятники архитектуры и живописи. Это памятники федерального значения. К северной стене колокольни прикреплена охранная доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковное здание. 1696г. Охраняется государством».

см. Уклеин В.Н След времен минувших. Тула: Приокское книжное издательство
Венев монастырь //Тульские епархиальные ведомости, №12(62), 2006 Правосл. энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. VII. М., 2004.
Памятники искусства Тульской губернии. М., синодальная типография, Вып. I, 1914

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  20 февраля 2011

Успенский Иверский монастырь, общежительный, при селе Борщевом, в 12 верстах от города Венева. Учрежден в 1898 году из Крестовоздвиженской женской общины, основанной в 1892 году. При нем богадельня и школа грамоты.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Комментарии и обсуждение

Здравствуйте. Есть фотографии этого монастыря. Хотелось бы чтобы кто-то откликнулся и оказал помощь:изображения на сводах нижнего храма практически стерты, в некоторых местах разрушаются стены храма. А в монастыре сейчас очень мало народа и средств, чтобы самим восстановить и храм и территорию вокруг. Заранее спасибо за внимание!
svyatovenev + mail. + ru
15 октября 2011.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.