ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Церковь Покрова в Филях


Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного Образа
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:между приблизительно 1690 и приблизительно 1694.
Cайт:http://pokrov-fili.ru/
Адрес:
121087, Москва, ул. Новозаводская, 6

Координаты:55.750715, 37.510099
Проезд:Ст. метро "Фили", далее пешком 500 метров


Добавить фотографию
Автор: Андрей Агафонов
Снято: 1 января 2014 Добавлено: 1 января 2014
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях-Москва-Западный административный округ (ЗАО)-г. Москва-Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
1 января 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях-Москва-Западный административный округ (ЗАО)-г. Москва-Олег Гусаров
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях-Москва-Западный административный округ (ЗАО)-г. Москва-Pashkin
Вид на храм с западного крыльца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях-Москва-Западный административный округ (ЗАО)-г. Москва-Евгений Ермаков
Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Нижний (зимний) Покровский храм.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях-Москва-Западный административный округ (ЗАО)-г. Москва-Pashkin
Под сводами верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях-Москва-Западный административный округ (ЗАО)-г. Москва-Pashkin
Царская ложа в верхнем храме
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Сортировка:


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 января 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
evg.izmailov
19 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
evg.izmailov
19 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Храм покрова в Филях
Валентина Лучина
30 марта 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Vanusha
6 июня 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Вид на храм с западного крыльца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 февраля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Vanusha
19 июля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Vanusha
6 июня 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Минченко Оксана
4 октября 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Лестница.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Vanusha
6 июня 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Нижний (зимний) Покровский храм.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Нижний (зимний) Покровский храм.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Под сводами верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Иконостас верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Царская ложа в верхнем храме
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Интерьер западного притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Нижний ряд и царские врата иконостаса верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Орнаментальная роспись сводов западного притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Интерьер северного притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Коронование Марии на своде западного притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Вознесение Господне на своде северного притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 июня 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Воскресная школа (?)
Андрей Агафонов
1 января 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
2 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1875
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.
Андрей Агафонов
1 января 1864
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - Москва - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Vanusha,  19 июля 2005

"Церковь Покрова в Филях - выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись. Это — один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или «нарышкинского барокко». Собор Богоявленского монастыря, Церковь Воскресения в Кадашах, башни Новодевичьего и Донского монастырей — вот некоторые примеры этого стиля, являвшего собой попытку совместить черты шатровых церквей (запрещенных к строительству патриархом Никоном) с традиционными пятиглавыми храмами. Невиданные дотоле компактные формы легко узнаются по колокольне, поставленной наверху, над главной частью храма. Строились они по почину родственников жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных, особенно же брата царицы, дяди Петра I, Льва Кирилловича. Он и возвел храм Покрова в Филях в своей подмосковной усадьбе. Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания. В XVIII веке вокруг храма был разбит парк (площадью 6 га).

Долгое время церковь с прекрасно сохранившимся подлинным интерьером была филиалом Музея им. Андрея Рублева. Музей гордился уникальными резными иконостасом, царской ложей и клиросами. Над иконостасом работали царские иконописцы XVIII века, здесь есть иконы работы Кирилла Уланова и Карпа Золотарева. Первоначальный интерьер первого этажа здания не сохранился, поскольку был разграблен и осквернен французами в период войны 1812 года. Убранство нижней церкви храма относится к XIX в. Нижний храм исторически был приходским, а верхний до 1783 г. - домовым, у него было свое сверхштатное духовенство.

Когда в 1933 г. власти хотели закрыть храм, община его отстояла. В 1937 г. на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). В июле 1941 г. храм был окончательно закрыт. С 1971 г. в нем располагается филиал Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева.

В 1991 году при нем была образована православная община во главе со священником Борисом Михайловым. С 1991 г. община верующих предпринимает попытки открыть для богослужения нижний храм, однако до сих пор он не возвращен Церкви. С 2000 г. в храме стала служиться Литургия. Богослужения совершаются по согласованию с музеем. По воскресным и праздничным дням - Литургия в 10 час. В апреле 2000 года Церковь Покрова в Филях, после долгой борьбы между Министерством культуры и Московской Патриархией, была передана верующим. Интересно, что она никогда раньше не являлась приходским храмом, ибо была вотчинной церковью Нарышкиных."

http://www.moscow-city.ru/sights/


Статью добавил(а): Vanusha,  19 июля 2005

"После смерти царя Федора Алексеевича над Россией снова встал призрак Смуты. Кто будет править: малолетний Петр, сын Нарышкиной? Или Иван, сын Милославской? Патриарх Иоаким с архиереями и вельможами вышел на Красное крыльцо царского дворца и, велев собраться всяких чинов людям, спросил: кому из царевичей быть на царстве? "Петру!" "Петру!" Крики "Ивану!" были быстро заглушены.

Правительницей при малолетнем царе стала его мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. Ее родственники, за которыми никто до сих пор не усматривал никаких достоинств, вдруг стремительно вознеслись: брат Иван в 23 года стал боярином - за что такая неслыханная честь?

Возмущение ширилось и вместе с ним крепла враждебная партия...

15 мая 1682 года в Кремль ворвались восставшие стрельцы, натравленные одной боярской партией на другую: "Выбрали Бог знает какого царя! Не хотим, чтобы нами правили Нарышкины и Матвеев, мы им всем шею свернем!" В толпе гуляли списки "изменников", среди которых на первом месте стояли имена царицыных родственников: бояр К.П. Нарышкина, И.К. Нарышкина, А.К. Нарышкина, окольничего Л.К. Нарышкина, стольников Федора, Василия и Петра Нарышкиных, Ивана Фомича Нарышкина, а также других бояр - сторонников "нарышкинской партии".

Вот в эти-то страшные минуты, когда толпа стрельцов, ворвавшихся во дворец, рвала на части старого боярина Артамона Матвеева, князя Черкасского, Афанасия Нарышкина и других "изменников", насмерть перепуганный Лев Кириллович Нарышкин, дядя царя Петра, кинувшись на колени перед иконой Пресвятой Богородицы, дал обет построить храм во имя Покрова Богородицы, если спасет и защитит его Всеблагая...

Такова предыстория церкви Покрова в бывшем подмосковном селе Фили, одного из самых замечательных произведений русского зодчества конца XVII века. Она была построена в 1693 году на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Деньги на ее строительство дали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр.

Храм Покрова в Филях считается образцом, эталоном московского, или, как его еще называют, "нарышкинского", барокко - архитектурного стиля, получившего широкое распространение в России в последней трети 17-го столетия. В эту эпоху русское зодчество все настойчивее включается в общеевропейское русло. Стиль барокко с его пышностью и велеречием главенствует в Европе. Но художественный гений каждого народа сохраняет в этом общем стиле свое лицо, сохранил его и русский художественный гений...

Храм Покрова в Филях чарует своим непередаваемым изяществом, стройностью и изысканностью белокаменного кружева, которое особенно нарядно смотрится на фоне красных стен храма. Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1960-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным.

Покровский храм относится к древнему типу храма "иже под колоколы" - в нем совмещены колокольня и церковь. Колокола висят в пролетах среднего яруса. В облике Покровской церкви есть сходство с храмом Вознесения в Коломенском - такой же уверенный взлет к небу, но только замедленный. Подобно церкви Вознесения в Коломенском, церковь в Филях черпает силы для своего устремления к небу как бы из самой земли, уходя в нее своими "корневищами" - живописно раскинувшимися лестницами. Но, в отличие от ясной и простой церкви в Коломенском, храм Покрова в Филях необыкновенно пышно украшен резным белым камнем. Наличники с тонкими колоннами, барочные "петушиные гребешки" дополняются ажурными крестами над сияющими золотом гранеными главами. И все легко, воздушно и затейливо, как в сказке. Даже в пасмурный день церковь выглядит торжественно и радостно.

Широкие, раскидистые лестницы ведут на окружающую храм галерею. Церковь двухэтажная. Верхний храм - летний, нижний - теплый, зимний. Оба помещения небольшие - церковь строилась как усадебная и была рассчитана только на семейство владельцев Филей - Нарышкиных. По преданию, в Филях неоднократно бывал царь Петр, который частенько даже пел на клиросе Покровской церкви. А в 1703 году, после взятия Нарвы, Петр I привез в церковь яркие цветные оконные витражи, взятые в Нарве как трофей.

Верхний храм украшает позолоченный многоярусный иконостас, который поднимается до самых сводов. Иконостас обильно украшен резным растительным орнаментом. Такая же пышная резьба покрывает клиросы и ложу владельца усадьбы. Автором иконостаса и интерьеров церкви был мастер Посольского приказа Карп Золотарев. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Храм Покрова в Филях, находящийся близ Можайской дороги, был разорен французами в 1812 году. Тогда в нем была устроена конюшня. А во время Великой Отечественной войны в храм, к тому времени уже закрытый, попало несколько зажигательных бомб.

В середине 1960-х годов храм Покрова в Филях был восстановлен. Ныне он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО"

Статья из книги Низовского А.Ю. "Самые знаменитые монастыри и храмы России"


Статью добавил(а): Анонимный участник,  19 июля 2005

Церковь Покрова в Филях

Н.Мерзлютина

Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Филевский храм, объединяющий в себе нижнюю (теплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную)церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром нарышкинского стиля. Этот яркий самобытный стиль, сложившийся на переходе от Средневековья к Новому времени и ставший ведущим в русском искусстве рубежа XVII-XVIII вв., своим названием во многом обязан именно филевскому храму. Художественные достоинства памятника, а также уникальная сохранность подлинных интерьеров верхней церкви Спаса Нерукотворного, в иконостасе которой есть иконы Карпа Золотарева и Кирилла Уланова, делают его выдающимся произведением русского искусства раннепетровского времени. Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны согласно документальным свидетельствам был построен в 1619 году «тщанием государя великого князя Михаила Федоровича». Филевскими землями в то время владел князь Ф.И. Мстиславский. Посвящение храма празднику Покрова связано с важным событием Смутного времени. 1 октября (по старому стилю) 1618 г. войска польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного предприняли штурм стен Белого города Москвы, отбитый русскими войсками. Это событие положило конец смуте и разорению московского государства. Москвичи видели в победе над войском королевича Владислава знак особого покровительства Богородицы. В память об этом событии было возведено несколько Покровских храмов, в том числе в Рубцове, Измайлове и Медведкове. Попадает в этот ряд и филевский храм.

11 июня 1689 г. село Фили было отказано боярину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664 1705), родному дяде царя Петра I по материнской линии. Получив Фили, новый хозяин начинает благоустраивать свои владения. Он возводит господский дом с башней и часами, а также хозяйственные постройки: скотный, конюшенный и солодовенный дворы. На территории усадьбы за господским домом был посажен фруктовый сад, а перед ним разбит один из первых в России регулярных парков, террасами спускавшийся к Москве реке. Русло реки Фильки было перегорожено плотиной, а в парке создана система искусственных каскадных прудов.

Важнейшим объектом строительства нарышкинской усадьбы становится новый каменный храм. Предание связывает его возведение с событиями Стрелецкого бунта 1682 года, во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм с этим посвящением. Через семь лет, получив филевские земли, Лев Кириллович исполняет свое обещание и закладывает новый каменный храм. Поскольку на территории усадьбы уже имелась Покровская церковь, в честь этого праздника освятили нижний, зимний храм. В его алтаре был установлен престол из деревянной церкви. В верхнюю, летнюю церковь была переда на икона Спаса Нерукотворного, ставшая храмовой. Точные сроки строительства каменного храма неизвестны. Все документы погибли в большом пожаре, произошедшем в Филях в 1712 году. Очевидно, работы начались на следующий год после получения Львом Кирилловичем вотчины. Сохранился ряд свидетельств об отделке внутреннего убранства верхней церкви в 1693-1694 годах. Таким образом, можно предположить, что основные работы проводились в 1690 1693 годах. Возведение каменного храма на территории вотчины в конце XVII века было важным событием для владельца. Церковь сразу же становились основной доминантой, лицом усадьбы. Нарышкинский стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, подчеркивая особую значимость домового храма. Репрезентативность, нарядность, торжественность Нарышкинских церквей призваны были выразить знатное происхождение, родовитость феодала, подчеркнуть его богатство и добро детели.

Заказчиками подобных храмов, украшенных дорогим белока менным декором, могли выступать только представители царского дома и знатные вельможи. Само название стиля очень условно и во многом связано именно с церковью Покрова в Филях, а также с другими памятниками, активно возводимыми на рубеже XVII-XVIII веков представителями семьи Нарышкиных. Так, сам Лев Кириллович кроме филевского храма выст роил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях. Среди лучших центрических вотчинных храмов 1690-х годов следует назвать также церковь Знамения в Дубровицах, построенную князем Б.А. Голицыным, храм Смоленской Богоматери в Сафарине, возведенный боярином Ф.П. Салтыковым, и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах, построенную стольником П.В. Шереметевым.

После воцарения Петра I семья Нарышкиных более других приближается к царскому дому. Идея прославления правящей династии нашла свое отражение во внешнем и внутреннем убранстве храма. Так, кресты на западной и восточной главах церкви увенчаны двуглавыми орлами, а балкончик владельца на западной стене верхнего храма получил название царской ложи. Иконы местного ряда посвящены святым, тезоименитым самому хозяину Льву Кирилловичу и членам царского дома: царю Алексею Михайловичу, вдовствующей царице Наталье Кирилловне и молодым царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Нарышкины принимали активное участие в украшении нового храма. В 1705 году в нижние окна Спасской церкви были вмонтированы цветные стекла витражи, вывезенные К.А. Нарышкиным из покоренной Петром I Нарвы в качестве трофеев. Витражи были украшены изображениями на библейскую тему, рыцарскими гербами и растительными орнаментами. Делала вклады в церковь и царица Наталья Кирилловна. Петр I пожаловал из казны 400 золотых червонцев на украшение храма. Молодой царь любил навещать в Филях своего дядю, часто устраивавшего там торжественные приемы. Предание гласит, что, посещая филевский храм, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу, оставаясь во время богослужения на клиросе вместе с певчими.

За три века своего существования филевский храм неоднократно подновлялся. Важной архивной находкой стали обмерные чертежи церкви конца XVIII века с подписью «Сыман под присмотром Архите Казакова». Благодаря этим чертежам уда лось выяснить, что первоначально храм имел лестницы на один сход с девятигранной формой нижнего марша без парапетов. Они были перестроены и получили сходы на две стороны с парапетами от нижней площадки. Вероятно, чертежи были выполнены между 1775 и 1782 годами для каких то реставрационных работ, которыми руководил М.Ф. Казаков. В верхней церкви до сих пор сохранились подоконники из искусственного мрамора, часто встречающиеся в постройках мастера. В Отечественную войну 1812 года филевский храм был разорен французами. Огромный урон храму нанесла Великая Отечественная война 1941-1945 годов были утрачены все главы и кресты, а также верхний барабан (третий восьмерик). Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 год. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. Первый этап работ был направлен на восстановление фасадов церкви. На этом этапе воссоздали главы и кресты, третий восьмерик, белокаменное лещадное покрытие, детали белокаменного убранства. Фактически на филевском храме отрабатывалась методика реставрации памятников нарышкинского стиля. Прежде всего были выполнены подробные обмеры храма, в результате чего выявлены подлинные детали. Они стали своеобразными маяками для воссоздания недостающих форм.

Остается загадкой, какую окраску первоначально имела церковь. Возможно, она была расписана аспидом под мрамор, как храм Троицы в Троице Лыкове, возведенный в те же годы младшим братом филевского владельца Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным. Этот памятник имеет много общего с церковью Покрова в Филях, в частности открытые девятигранные лестницы. Самая ранняя покраска филевской церкви в сине-голубой цвет, обнаруженная при реставрации, относится к середине XVIII века. На протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета.

Второй этап реставрации начался в 1971 году, когда памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства. Его главной целью стало восстановление интерьеров. В нижней Покровской церкви в связи с почти полной утра той первоначального убранства были восстановлены детали декора XVIII и XIX веков. Важные работы провели в верхнем храме. Больших усилий потребовало восстановление резьбы иконостаса, царской ложи, клиросов и киотов. Новые детали не золотили, чтобы было легче отличить их от подлинных. Первоначально интерьеры нижнего и верхнего храмов не были расписаны, за исключением свода летней Спасской церкви. Там было восстановлено изображение Новозаветной Троицы в окружении девяти чинов ангелов. При реставрации верхнего храма в западной экседре оставили позднюю роспись середины XIX века. Благодаря многолетнему кропотливому труду реставраторов великолепному памятнику нарышкинского стиля был возвращен первоначальный облик, он фактически обрел вторую жизнь.

По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях одна из лучших среди усадебных храмов своего времени. Памятник представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя теплая церковь, верхний холодный храм и колокольня. Попасть на колокольню можно по лестнице, идущей внутри стен верхнего храма. Постройка имеет крестообразный план. К основному четверику с четырех сторон примыкают полукруглые экседры, северная и южная из которых чуть меньше по размеру, чем западная и восточная. Первый этаж окружен открытой галереей гульбищем на аркадах. План второго этажа в общих чертах повторяет контуры первого. В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы с северной, западной и южной сторон. В восточной экседре, внешне ничем не отличающейся от остальных, помещается алтарь. Основной объем верхнего храма представляет собой композицию «восьмерик на четверике». Он окружен меньшими по высоте лепестками экседр, увенчанными главами, и завершен двумя открытыми восьмериками звона, несущими центральную главу.

Сложную объемно пространственную композицию, носящую ярко выраженный пирамидальный ярусный характер, прекрасно дополняет пышное белокаменное убранство. Резные детали отмечают все грани и акцентируют узловые моменты композиции, выявляя структуру здания. Основные объемы памятника отмечены колоннами большого ордера. Все окна, кроме восьмигранных в четверике, имеющих строгие филенчатые обрамления, фланкированы колонками, играющими роль малого ордера. Фронтоны наличников окон каждого яруса имеют разную форму, причем их нарядность нарастает по вертикали. Самые пышные наличники окон восьмерика завершены двойными коронообразными фронтонами с пальметтами раковинами в завершении. Нижний ярус образуется галереей гульбищем, парапеты которого украшены ширинками с вставками и фиалами бобышками. Горизонталь каждого следующего яруса подчеркнута фигурными белокаменными аттиками, так называемыми «петушьими гребнями».

При внешней монументальности здания его внутреннее пространство невелико и соответствует назначению вотчинного домового храма, рассчитанного на приватное моление представителей одной семьи. В западноевропейской архитектурной традиции подобная идея воплощена в фамильных капеллах, стоящих отдельно или примыкающих к городскому собору. Четверик нижнего храма перекрыт сомкнутым сводом, экседры полукупольными. Центральное пространство верхнего храма значительно вытянуто по высоте. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью ступенчатых тромпов, как это было принято в шатровых вотчинных храмах, которым ярусные церкви нарышкинского стиля пришли на смену.

Прекрасно сохранившееся внутреннее убранство верхнего храма Спаса Нерукотворного поражает своим великолепием. На восточной стене помещен девятиярусный резной иконостас с иконами, выполненными придворными мастерами. Практически не пострадали от времени резные клиросы и подлинный дубовый пол. На западной стене расположена царская ложа балкончик для владельца храма. По своим формам она напоминает епископские кафедры католических костелов, но расположена на месте органа и играет роль владельческих хор древнерусских храмов.

Общая высотность здания, подчеркнутая пирамидальность объемно пространственной композиции, открытые галереи гульбища, граненые формы, а также обилие колонок, фиалов бобышек, пышные разорванные фронтоны окон, пальметты ракушки, «петушьи гребни» станут впоследствии отличительными особенностями храмов нарышкинского стиля, для которого церковь Покрова в Филях является классическим памятником.

Формирование нарышкинского стиля, пришедшего на смену «московскому узорочью», началось в первой половине 1680-х годов (последние годы царствования Федора Алексеевича и начало регентства царевны Софьи). Расцвет нового стиля, про существовавшего в русской архитектуре всего около трех десятилетий, приходится на 1690-е годы. Его основными характеристиками стали выработка новых типов храмов (как по плану, так и по объемно пространственной композиции)и новой декоративной системы.

Нарышкинский стиль очень эклектичен по своей природе. Говоря о нем, невозможно выделить какую либо линию влияний, какой либо европейский стиль, сформировавший его. Ренессанс, маньеризм, барокко все стили Нового времени в равной степени внесли вклад в его формирование. Большую роль играли и собственные традиции. Прекрасной иллюстрацией этому служит архитектура церкви Покрова в Филях. Памятник гармонично соединяет в себе множество всевозможных новаций с уже известными русскому зодчеству формами. При очевидном отходе от традиционного построения архитектурных объемов истоками некоторых отдельных частей композиции могли послужить русские памятники. В частности, на Руси с XV века было известно расположение колокольни над основным объемом храма, так называемая композиция «иже под колоколы». Примером может служить Духовская церковь Троице Сергиева монастыря, построенная в 1476 году. Сохраняет филевская церковь и традиционное пятиглавие, но в измененном варианте. Боковые главы, венчающие экседры, сильно пони жены по отношению к центральной и расположены не по диагонали, как было принято в русском зодчестве, а по сторонам света. Подобное расположение глав, связанное с украинскими памятниками, получило название «украинского». План церкви центрической четырехлепестковой формы (так называемый тетраконх или квадрифолий) был очень популярен в Европе в эпоху Возрождения. Подобные композиции встречаются в творчестве Леонардо да Винчи и Браманте. По явление в русской архитектуре памятников с таким планом, как и ориентированного по сторонам света пятиглавия, относится к первой половине 1680-х годов и непосредственно связано с влиянием Украины. Прообразом церкви Воскресения на Пресне и Нового собора Донского монастыря стал Никольский со бор в Нежине, возведенный на рубеже 1660-х и 1670-х годов. Автор филевского иконостаса Карп Золотарев был послан царем Федором Алексеевичем на Украину для выполнения об мерных чертежей храмов. Среди других городов он посетил и Нежин. В архитектуре церкви Покрова в Филях, кроме четы рехлепесткового плана и «украинского » пятиглавия, наблюдается характерное для украинского зодчества господство граненых форм (восьмерики центральной башни, граненые бараба ны глав и окна восьмигранной формы на фасадах четверика). На выбор заказчика, пожелавшего построить центрический храм, могли повлиять архитектурные формы храма октаконха Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре. Он был возведен в 1514 1517 годах итальянским зодчим Алевизом Новым, а затем перестроен Нарышкиными на рубеже 1680-1690-х годов. Интерес этой семьи к обители не случаен. После Стрелецкого бунта в монастыре были захоронены братья Иван и Афанасий, и обитель становится усыпальницей рода Нарышкиных.

Новая система декоративного убранства, украшающая стены филевского храма, также эклектична. Она формировалась параллельно с выработкой центрических ярусных композиций. Строительная практика конца XVII века легко допускала разделение труда каменщиков и резчиков по камню. Важную роль в формировании белокаменного декора сыграли белорусские резчики, с середины XVII века выполнявшие в России деревянные иконостасы. Многие мотивы нарышкинского декора появились вначале на иконостасах «белорусской рези», а затем пере шли из них на фасады зданий. Еще одним важным источником новых форм стали гравюры с архитектурными видами и прорисовками отдельных деталей нидерландских печатных изданий (увражи Фредемана де Фриса, Корнелиса Флориса и др.). От сюда заимствовали архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты раковины и т.д.)и орнаментальные (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.) мотивы. Описания библиотек конца XVII века содержат сведения о книгах «резных и фигурных образцов».

В белокаменном убранстве церкви Покрова в Филях, в отличие от многих других памятников нарышкинского стиля, использованы лишь архитектурные мотивы, что придает ее внешнему облику особую лаконичность и завершенность. Белокаменное убранство филевского храма было тщательно продумано, и каждая деталь заняла заранее отведенное ей место. В отличие от пышной объемной резьбы иконостаса, изобилующей картушами, растительными мотивами, гирляндами из плодов и фруктов, белокаменная резьба фасадов носит достаточно плоский силуэтный характер. Самой вырази тельной деталью являются «петушьи гребни», которые восходят к популярным в ренессансных памятниках Польши гребням.

Основной феномен нарышкинского стиля заключается в том, что при всей их эклектичности памятники производят целостное и гармоничное впечатление. Компиляция разных источников (многобашенные украинские храмы, ренессансные капеллы, шатровые церкви и церкви «иже под колоколы») привела к выработке оригинальных объемно пространственных решений. Новый тип храма прекрасно дополняла новая система декоративного убранства с неменее сложной «национальностью», вобравшей в себя североевропейский маньеризм, польский Ренессанс и барочную резьбу белорусских иконостасов. Не имеющие классической выучки мастера вольно обращались с образцами, легко их интерпретируя. В результате родился но вый образ храма, яркий и запоминающийся, выражающий идею процветания, величия и могущества зарождающейся Российской империи."

Взято из журнала " Архитектура.Строительство.Дизайн"

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.