ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Касимов. Церковь Богоявления Господня.

Церковь Богоявления (Георгиевская)


Касимов. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких
Год постройки:Между 1691 и 1700.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
391330 Рязанская область, Касимовский район, Касимов, ул.Октябрьская, д.8а

Координаты: 54.924816, 41.404273
Проезд:ул. Ленина упирается в Татарскую, свернуть вправо к Оке и все время двигаться по хорошо накатанной главной загзагами небольших узких улиц с односторонним движением по пути минуя мечеть.



Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, Вид с Оки<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Вид с Оки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
6 июня 2021
Церковь Богоявления Господня, Вид из Садового переулка<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Вид из Садового переулка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
22 февраля 2021
Церковь Богоявления Господня, Вид с севера<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
22 февраля 2021
Церковь Богоявления Господня, вид с с-в<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
вид с с-в
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, вид с с-з<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
вид с с-з
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru		      <br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
1 июля 2006
Церковь Богоявления Господня, Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
1 марта 2006
Церковь Богоявления Господня, Завершения основного объёма и колокольни<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Завершения основного объёма и колокольни
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Фрагмент южного фасада основного объёма<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Фрагмент южного фасада основного объёма
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Крест северного придела<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Крест северного придела
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Основной объем, южный фасад<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Основной объем, южный фасад
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Северо-восточная апсида трёхапсидной церкви<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Северо-восточная апсида трёхапсидной церкви
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Южный придел<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Южный придел
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Декорации верхней части четверика<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Декорации верхней части четверика
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Нижний ярус колокольни венчает открытая кирпичная баллюстрада с проблемным решением отвода дождевых вод <br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Нижний ярус колокольни венчает открытая кирпичная баллюстрада с проблемным решением отвода дождевых вод
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Колокольня, вид с юго-востока<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Колокольня, вид с юго-востока
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, Белокаменные детали оформления оконных проёмов южного придела<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Белокаменные детали оформления оконных проёмов южного придела
Олег Щёлоков
23 июня 2007
Церковь Богоявления Господня, иконостасы<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
иконостасы
Александр Cахаров
22 августа 2021
Церковь Богоявления Господня, иконостасы<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
иконостасы
Александр Cахаров
22 августа 2021
Церковь Богоявления Господня, памятник Св. Александру Невскому<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
памятник Св. Александру Невскому
Александр Cахаров
22 августа 2021
Церковь Богоявления Господня, https://ok.ru/profile/342000165861/pphotos/898632916197<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
https://ok.ru/profile/342000165861/pphotos/898632916197
Евгений Ахматов
1 июня 1974
Церковь Богоявления Господня, , Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Алексей Кротов
20 августа 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Таратов Юрий  8 апреля 2006

Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца - покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь.

Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров.

Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: "...Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Бoгоявленский монастырь, в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома.

Церковь великомученика Георгия была первая основанная русскими в Касимове в эпоху уничтожения Касимовского царства, т.е. в то самое время, когда край и город Касимов начинают населяться русскими. Про основание сей церкви в народе существует такая легенда. На месте Георгиевской церкви был густой непроходимый лес, где спасался пустынник, на которого часто дорогой нападали волки; всякий раз, когда на него нападали волки, он обещался построить церковь великомученику Георгию, если он спасет его от волков, и св. Георгий чудесно спасал его; но он свое обещание забывал после избавления от опасности. Однажды на него напало много волков, которые его чуть не загрызли до смерти; он призвал Великомученика Георгия на помощь и опять повторил свое обещание, и св. Георгий спас его от волков. После этого он исполнил свое обещание, построил деревянную церковь на высоком кургане в воспоминание избавления от опасности; с этих пор волки перестали беспокоить его. О деревянной Георгиевской церкви упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова в 1623 году...

В 1700 году на месте деревянной Георгиевской церкви, о которой упоминается в писцовых книгах, была построена каменная; она была построена одним богатым мещеряком, который на построение сей церкви употребил все свое состояние. Каменная церковь имеет главный престол во имя Богоявления Господня, боковые: Зосимы и Савватия, Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. В 1702 году Петр Великий, в бытность свою в Касимове, был у Георгиевской церкви. Красивое местоположение Георгиевской церкви так понравилось Петру Великому, что он пожаловал причту Георгиевско-Богоявленской церкви грамоту, в которой он дарит Георгиевской церкви окружную землю, а также луга за рекой Окой. Но грамота эта пропала, окружная земля и луга за рекой Окой перешли во владение города Касимова.

Церковь сия очень красива, древнерусской архитектуры; стены ея в древности были снаружи разрисованы разными священными изображениями, но от времени все стерлось. В настоящей Богоявленской церкви примечателен иконостас, который отличается своей древностью и массивностью; в иконостасе много старинных образов. За алтарем Георгиевской церкви в ограде находится большой продолговатый камень, без всякой надписи, с восьмиугольным крестом; но кто похоронен под сим камнем, неизвестно. Многие думают, что под сим камнем похоронен любимец Петра Великого шут Балакирев. В Георгиевской церкви сохраняются древняя икона Богоявления Господня, священные сосуды, подаренные князьями Голицыными в XVIII веке.

Существует предание, что деревянная церковь Георгия Победоносца в Мещерском городце была первоначально основана князем Юрием Долгоруким, основавшим Мещерский городец в 1152 году; предание это не лишено некоторого вероятия, потому что Юрий есть славянское имя, а Георгий - греческое, и очень может быть, что Юрий Долгорукий основал в Мещерском городце храм во имя того святого, имя которого он носил, т. е. священномученика Георгия.  Памятником этого монастыря служит икона Богоявления Господня, чудесно сохранившаяся от пожара и находящаяся ныне в Богоявленской церкви. Георгиевская каменная церковь начата постройкою в 1691 году".


Георгиевская церковь упоминается в писцовых книгах князя Петра Воейкова в 1627 году, где о ней пишется, что «в Пушкарской слободе существовала деревянная церковь». Видимо, она или пострадала от пожара, или пришла в ветхость, так как за 1676 год она уже не упоминается. Историки считали, что Георгиевская церковь была первой из церквей, основанной русскими в Касимове. Народное предание говорит, что на месте построения Георгиевского храма были некогда непроходимые леса, где спасался одинокий пустынник. Лесные звери не давали ему спокойно жить и молиться, и он как-то дал обещание построить храм Великомученику Георгию - ведь тот не раз спасал его от волков. Этот пустынник и построил церковь на кургане.

Памятником существования некогда этой церкви стал Георгиевский придел в Богоявленском храме, который был построен еще в XVII веке в той же Пушкарской слободе. Богоявленскую церковь так и называли всегда Георгиевская-Богоявленская. Сначала она тоже была деревянной, но в 1700 году купцом гостиной сотни Иродионом Ильиным Гагиным и прихожанами храма была построена каменная Богоявленская церковь.
Приделов в ней было три: в холодной - в честь Богоявления Господня и святого великомученика Георгия, в трапезной - во имя святителя Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1702 году Петр Великий посетил Касимов, местоположение города очень понравилось ему, особенно этого храма. Он дал притчу жалованную грамоту на земли, которая со временем была утеряна. Есть предположение, что на месте храма некогда был городецкий Богоявленский монастырь, так как считали, что икона Богоявления Господня, которая находилась в храме, перешла в него из того монастыря.

Сначала Богоявленский храм представлял собой одноэтажный простой квадрат, но в 1816 году церковь была отделана почти заново. В 1871 трапезная была сломана и построена заново, а в 1873 году поставлен был новый иконостас сначала в приделе Зосимо-Савватиевском, а в 1882 году - в Георгиевском. Иконостас в Богоявленском приделе отличался своей массивностью и обилием старинных икон. К памятникам древности принадлежало Евангелие 1657 года. При Богоявленской церкви сохранился камень с надписью, в котором сказано что Городец «сей, получил крещение чрез святого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». За алтарем Георгиевской церкви, по рассказам современников, захоронен известный шут царя Петра I - Балакирев. Царь Петр подарил Балакиреву имение в Касимовском уезде, где он часто бывал. Потом имение перешло в другие руки, но память о Балакиреве осталась.
 В 1922 году из храма были отобраны сначала все ценности для голодающего Поволжья, затем для музея взяли все то, что считали нужным. 09.03.1939 г. было принято решение Касимовского РИКа о закрытии и сносе Богоявленской церкви, хотя президиум Касимовского горсовета от 04.01.1937. уже принимал такое постановление о закрытии храма. Тогда же ставился вопрос о привлечении причта к уголовной ответственности за то, что он стремился укрыть церковное имущество от конфискации и национализации. Решение это было выполнено наполовину, церковь закрыли, здание было передано кожзаводу под сырьевой склад.

Современное состояние: главный придел освящён в честь Богоявления Господня и вмч. Георгия; левый освящён 12 мая 1994 г. в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких.
 
http://www.ryazeparh.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 февраля 2017

В архитектурные обзоры Касимова и вообще Рязанского края, чьи положения, адаптированные для краткого ознакомления, плавно перекочёвывают в общедоступные путеводители, Богоявленский храм попадает как бы походя, "в двух словах". И это довольно странно, ведь перед нами первый каменный храм города, с которого. собственно, начинается, каменное касимовское зодчество, - то есть он задаёт некий вектор развития. Да и просто это одна из красивейших церквей города. Однако подробного рассмотрения она обычно не удостаивается, так как находится довольно далеко от центра города.

Некоторые краеведы, пишущие о Богоявленском храме, утверждают, что он является образцом барочной церкви конца ХVII века; глубоким же обоснованием своего вывода не озабочиваются. Внимание читателя обращается на форму наличников - и всё! Но наличники - это всего лишь один из элементов декоративного убранства, не более того. Стиль же, вообще говоря, определяется как универсальная "сумма приёмов", а вот с этим, касательно Богоявленского храма, возникают большие трудности. Скорее всего архитектурный стиль этой церкви представляет собой некое изящное "бесстилье". Её безвестный автор, вероятнее всего, много чего повидал на своём веку - и классические московские храмы середины ХVII столетия, и храмы, выполненные в стиле "русского узорочья", и - да, конечно! - шедевры "нарышкинского барокко" - а потом, приступая к "придумыванию" касимовской церкви и следуя лишь своему врождённому художественному вкусу, соединил наиболее "тронувшие" его воображение элементы в то выразительное целое, каким нам предстаёт Богоявленский храм.

Перед нами - перекрытый сомкнутым сводом четверик, позднее дополненный трапезной, приделами и колокольней. Важнейшая особенность постройки - её устремлённость вверх, подчёркнутая устройством двухъярусного аттика, украшенного ложными закомарами в нижнем широком ярусе. Весьма остроумно! Подобные "закомары-кокошники" часто встречаются в храмах, построенных в стиле московской архитектуры середины ХVII столетия. Их тимпаны исполнены в виде девятилепестковых ромашек - иногда такие элементы называют раковинами, в качестве "источника" указывая на Архангельский собор Московского Кремля, построенный итальянцем Алевизом Новым в самом начале ХVI столетия. В наличниках видны трёхчетвертные колонки, опирающиеся на изящные кронштейны, соединены вверху довольно сложной конструкцией, главной частью которой являются разорванные фронтончики, затейливо изогнутые по бокам. Пятиглавие храма - классика русского храмового зодчества. Выполнено оно довольно скромно - луковичные главы поставлены на узкие невысокие глухие барабаны, украшенные традиционным декором. Центральная глава декорирована аркатурно-колончатым поясом, колонки которого, в свою очередь, "разбиты" характерными дыньками, и двумя рядами треугольных прорезей.

Трёхъярусная колокольня смотрится несколько грузновато, но в этом виновна не она сама, а слишком раздавшаяся вширь трапезная, которая визуально тянет колокольню вниз. От яруса к ярусу в колокольне нарастают барочные мотивы; если первый ярус с его колоннами - это, разумеется, классицизм, то гранёный купол третьего яруса, осложнённый полукруглыми вырезами (плюс шпиль), - родом из ХVIII столетия, хотя, колокольня строилась в 1810-х годах. Авторы поздних приделов трапезной отнеслись к храму очень бережно и, обстраивая здание со всех сторон, ничем не нарушили его странной "бестильной" гармонии. В сущности, они копировали декор основного четверика и барабанов пятиглавия - оттого-то и вылядят столь органично пристройки, "отстоящие" по времени от первоначального четверика на добрую сотню лет. Богоявленский храм - церковь просторная, до революции в ней, помимо главного престола, освящённого в честь Богоявления Господня, насчитывалось ещё три придела: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца. Сейчас придел - один (Зосимо-Савватиевский), но скоро их будет два. Готовится к освящению придел в честь собора Киево-Печёрских святых. Возможно, когда-то появится и третий, ныне недействующий. Вот некоторые размеры храма: длина здания - 33 метра; ширина основного четверика - 18 метров; ширина трапезной части - 27 метров; высота храма -36 метров; высота колокольни - 42 метра.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №202, 2016 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 марта 2017

Вместо Георгиевской церкви, за ветхостью упраздненной еще в XVII ст., в том же столетии и в той же Пушкарской слободе построена была церковь Богоявления Господня, упоминаемая в окладных книгах 1676 г. Вместо деревянной, построенной в XVII ст., ныне существующая каменная Богоявленская церковь с приделами Георгиевским, Никольским и Зосимо-Савватиевским построена в 1700 г. купцом гостиной сотни Иродионом Ильичом Гагиным с помощью прихожан и долгое время будто бы считалась соборною.

Богоявленская церковь, представляющая первоначально одноэтажный простой квадрат с одним престолом и в последствии времени расширенная пристройкою приделов, в 1816 г. была отделана вся почти заново и имеет 46 ½ арш., в ширину настоящая 25, а трапезная 37 ½ арш., высота настоящей простирается до 50, а колокольни до 59 арш.

В 1871 г. трапезная была сломана и построена заново, в 1873 г. поставлен был новый иконостас в приделе Зосимо-Савватиевском, а в 1876 г. – в Никольском приделе, в 1882 г. устроен иконостас и в приделе Георгиевском, иконостас же настоящей Богоявленской церкви сохранился и отличается своей массивностью и обилием старинных икон.

К памятникам древности принадлежит также евангелие, напечатанное в 1657 г. При Богоявленской церкви сохранился камень с надписью, в которой сказано: «Городец сей получил крещение через св. великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». За алтарем Георгиевской церкви, как говорят, похоронен известный Балакирев, над могилой которого показывают большой надгробный камень. Петром I подарено было Балакиреву имение в Касимовском уезде, принадлежащее теперь Преженцову.

В приходе состоит 141 двор, в коих числится муж. пола 544 души, жен. пола 524 души. В причте по штату 1885 г. положены: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных», том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.