Село Иванисово находится недалеко от станции Фрязево в городском округе Электросталь. Каменный храм Казанской иконы Божией Матери первой половины XIX века был построен на средства двух генералов, участников Отечественной войны 1812 года: Василия Дмитриевича Иловайского и Николая Мартемьяновича Сипягина. В советские годы храм закрывался лишь на несколько лет во время войны. На территории храма сохранилась деревянная часовня Чуда Архангела Михаила в Хонех, указывающая на место, где когда-то стояла древняя церковь.
По данным книги В. И. Холмогорова «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии», первый деревянный храм в Иванисово стоял уже, по крайней мере, в первой половине XVII века. В то время местность называлась иначе: погост Чернеево на реке Раменке. Деревянная церковь также имела иное посвящение. По окладным книгам Казенного приказа 1627-1628 годов значилась «церковь Архангела Михаила в Куньевской волости, на погосте Чернееве». В дозорных книгах за 1680 год говорилось следующее: «великого государя в дворцовой Куньевской волости, в Доблинском стану, погост на речке Раменке, у церкви Архангела Михаила…церковь построена изстари». В XIX веке деревянный Михаило-Архангельский храм был сломан в связи со строительством новой каменной церкви Казанской иконы. По обычаю, на месте упраздненной церкви поставили часовню в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Она стоит до сих пор недалеко от Казанского храма.
Сохранившийся каменный храм Казанской иконы Божией Матери в Иванисово был построен в 1824-1838 годы. По данным книги «Богородские святыни», строительство вели на свои средства знаменитые участники Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Николай Мартемьянович Сипягин и генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Иловайский. Н.М. Сипягин был женат на Марии Всеволодовне Всеволожской – дочери богатого владельца земель в Богородском уезде. В качестве приданого генерал Сипягин, в частности, получил фарфоровый завод Всеволожских в селе Елизаветино в четырех верстах от Иванисово. Другой знаменитый полководец Отечественной войны 1812 года Василий Дмитриевич Иловайский приобрел само Иванисово и несколько окрестных деревень в 1832 году.
Семейная история генерала Иловайского связана с чудесной помощью Божией Матери. Войсковой старшина на Кавказе Иван Мокеевич Иловайский – дед строителя Казанской церкви в Иванисово – в одном из сражений с горцами попал в плен. Горцы продали Иловайского в рабство своим князьям в Снеговые горы. Сначала хозяева беспощадно изнуряли пленника непосильным трудом, но через некоторое время отношение к нему смягчилось: его назначили пасти овец и даже предлагали в жены одну из своих соплеменниц при условии смены веры и принятии ислама. Иван Мокеевич Иловайский решительно отверг предложение горцев, оставаясь преданным православной вере. За семь лет своего плена он дважды безуспешно пытался бежать: собаки горцев всякий раз находили след беглеца. Его дважды жестоко наказывали, угрожая казнить при новой попытке скрыться. Иловайский понял тщетность усилий вновь обрести свободу и вернуться на Родину. «Укрепляемый верою, он покорился судьбе и видел предел своим страданиям только в смерти», – приводились слова семейного предания в книге А. И. Михайловского-Данилевского «Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах».
Однако случилось чудо. Августовской ночью в канун церковного праздника Костромской иконы Божией Матери Иван Мокеевич Иловайский увидел во сне Богородицу, которая дала ему свиток с текстом тропаря и велела безбоязненно возвращаться на Родину. Проснувшись, Иловайский с удивлением обнаружил, что знает слова тропаря наизусть, а в тексте молитвы упоминается город Кострома. Однако из страха перед горцами пленник не решился поверить сновидению и отправиться в путь. На следующую ночь видение повторилось: Божия Матерь настойчиво велела читать тропарь и идти в сторону Дона. На этот раз Иловайский поверил в небесное заступничество и решился на рискованный побег. Он оставил стадо и двинулся в путь. Горцы быстро поняли замысел пленника и пустились в погоню, но на этот раз сгоревшая от летней жары трава не выдала собакам следов беглеца. В пути Иловайский прятался в дуплах, на вершинах деревьев, питался кореньями трав, несколько сотен верст не встречая никакого человеческого жилища. Наконец, беглец достиг Дона. Оказавшись в русских землях, он немедленно отправился в Кострому, где поклонился чудотворному образу Божией Матери. В благодарность за чудесное избавление Иван Мокеевич заказал список с Костромской иконы, который с тех пор хранился в роду Иловайских.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери находится на окраине села — там же, где расположено кладбище. Тем не менее, здание в стиле ампир, строители которого явно ориентировались на самые импозантные образцы столичной архитектуры, не похоже на кладбищенский храм. Возможно, в те годы, когда была возведена церковь, сельское кладбище находилось в другом месте. А может быть, заказчики храма сообразовывались со своими вкусами, не придавая значения окружению здания. Церковь отличается лаконичным декором, композиция объемов здания необычна: она имеет форму латинского креста, над которым возвышается ротонда. В храме — четыре входа, на наружных стенах здания — ниши, в которых находятся изображения святых. Необычно не только здание, но и судьба Казанской церкви: она являлась действующей на протяжении всего периода советской власти. Ее двери открыты для прихожан и теперь. В 20-е и 30-е годы XX века трое из священников этого храма были репрессированы. Прихожане церкви помнят и чтят имена Дмитрия Зернова, Петра Постникова, Федора Недосекина (сегодня признанного новомучеником и исповедником).
В интерьере храма до настоящего времени сохранились дореволюционные росписи, а также иконостасы XIX века.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Казанский храм в Иванисово.