ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иванисово. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Иванисово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Михаила Архангела, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1825 и 1838.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, городской округ Электросталь, с. Иванисово

Координаты: 55.74093, 38.46036
Проезд:от ст.Фрязево пешком 1,5 км





Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид с юго-запада<br>, Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
30 декабря 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 июня 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 июня 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 июня 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Храмовая икона на воротах ограды<br>, Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Храмовая икона на воротах ограды
oldboy
30 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
29 января 2019
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
29 января 2019
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Росписи свода<br>, Иванисово, Электростальский городской округ, Московская область
Росписи свода
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 января 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 

Храм Казанской Божией Матери с приделами Пророка Илии и Михаила Архангела построен в 1825-1838 гг. в стиле ампир по заказу генерала Синягина и окончен на средства генерала Иловайского. Росписи 1857 г. неоднократно подновлялись. Церковь всегда действовала.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

Церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери в селе Иванисово построена в 1825-1838 гг. на месте деревянной церкви Михаила Архангела. Храм стоит на восточной окраине села, где расположено кладбище, но судя по импозантности облика, ориентированного на столичную архитектуру. Казанская церковь не всегда была кладбищенской. Да и само село Иванисово имеет богатейшую историю. Самое раннее упоминание села с деревянной церковью во имя Михаила Архангела "на погосте на реке Раменке" относится к 1627-28 гг. С конца XVI века эти земли входили в вотчину бояр Шереметевых, в XVII веке село перешло к Одоевским, в XVIII - XIX вв. Иванисовым владели поочередно И.П.Толстой, Н.М.Голицын, В.А.Всеволожский, А.А.Долгоруков, А.И.Адуевский, А.И.Ушаков - все люди именитые.

Ныне существующий храм поставлен на средства богатых заказчиков генерал-адъютанта Синягина и генерал-лейтенанта Иловайского. Вкусы заказчиков сильно сказываются на архитектурном облике храма. Казанская церковь построена в стиле ампир с редкой композицией в виде латинского креста, над средокрестием которого поставлена ротонда. Входы в храм образованы выступающими притворами с 4-колонными портиками дорического ордера. Лаконичный декор компенсирован необычностью композиции объемов здания. Ротонду завершает легкая главка в виде бельведера. Барабан церкви и второй ярус колокольни декорированы рустом. Верхний ярус колокольни имеет восьмигранное завершение с круглыми окнами. Венчает колокольню тонкий шпиль. На фасадах здания устроены неглубокие ниши с полукруглыми завершениями. В них помещены живописные изображения святых в рост. Западный фронтон над входом также украшен живописью: здесь изображена икона Казанской Божьей Матери, которую несут ангелы.

Кроме основного престола, храм имеет два придела - во имя пророка Ильи и Архангела Михаила. В интерьере сохранились росписи, относящиеся к 1857 году, неоднократно поновлявшиеся. Сохранились иконостасы, выполненные в третьей четверти XIX века.

Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 апреля 2018

Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела на погосте Черневе, на речке Раменке, при селе Иванисове.

По писцовым книгам 1631 – 33 г. Московского уезда, в дворцовой Куньевской волости, находился «погост, на речке Раменке, а на погосте церковь Архангела Михаила; пашни паханой церковной земли 4 чети, сена по речке Раменке 30 копен…». По окладным книгам казенного приказа за 1627 – 28 гг. «церковь Архангела Михаила в Куньевской волости, на погосте Черневе, дани 11 алтын, наместничих 8 денег, заезда 4 деньги, кормовая гривна».

По дозорным книгам 1680 г. «великого государя в дворцовой Куньевской волости, в Доблинском стану, погост на речке Раменке, у церкви Архангела Михаила во дворе поп Роман Федотов, да дьячок Федотка Романов, во дворе просвирница; церковь построена исстари; церковною землею и сенными покосами владеет поп с причетниками, по писцовым книгам 1631 – 33 гг.».

В 1704 г. церковь Архистратига Михаила деревянная. В XVII ст. при погосте Михаила Архангела находилась деревня Иванисова, в 1623 г. вотчина боярина Федора Ивановича Шереметева, по приправочным книгам 1585 г., что было за отцом его поместье; в деревне был двор вотчинников, двор делового человека и 3 двора крестьянских.

Потом этой деревнею владел князь Василий Федорович Одоевский, а от него перешло к князьям Алексею, Михаилу и Василию Юрьевичам Одоевским, при которых Иванисово в 1704 г. было сельцом с 11 дворами крестьян; в 1736 г. оно принадлежало Ивану Петровичу Толстому, доставшееся ему по закладной от князя М. Ю. Одоевского.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 февраля 2019

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Иванисово построен в 1825-1838 гг. на месте деревянной церкви Михаила Архангела. Храм стоит на восточной окраине села, где расположено кладбище, но судя по импозантности облика, ориентирован на столичную архитектуру. Казанская церковь не всегда была кладбищенской. Да и само село Иванисово имеет богатейшую историю.

Самое раннее упоминание села с деревянной церковью во имя Михаила Архангела "на погосте на реке Раменке" относится к 1627-28 гг. С конца ХVI века эти земли входили в вотчину бояр Шереметевых, в ХVII веке село перешло к Одоевским, в ХVIII-ХIХ вв. Иванисовым владели поочерёдно И. П. Толстой, Н. М. Голицын, В. А. Всеволожский, А. А. Долгоруков, А. И. Адуевский, А. И. Ушаков - все люди именитые.

Ныне существующий храм Казанской иконы Божьей Матери с приделами Архистратига Михаила и Пророка Илии был возведён в 1838 году на средства богатых заказчиков генерал-адьютанта Синягина и генерал-лейтенанта Иловайского. Вкусы заказчиков сильно сказываются на архитектурном облике храма. Казанская церковь построена в стиле ампир. Входы в храм образованы выступающими притворами с 4-х колонными портиками дорического ордера. Лаконичный декор компенсирован необычностью композиции объёмов здания. Ротонду завершает лёгкая главка в виде бельведера. Барабан церкви и второй ярус колокольни декорированы рустом. Верхний ярус колокольни имеет восьмигранное завершение с круглыми окнами. Венчает колокольню тонкий шпиль. На фасадах здания устроены неглубокие ниши с полукруглыми завершениями. В них помещены живописные изображения святых в рост. Западный фронтон над входом также украшен живописью, здесь изображена икона Казанской Божьей Матери, которую несут ангелы. В интерьере сохранились росписи, относящиеся к 1857 году, неоднократно поновлявшиеся. Сохранились иконостасы, выполненные в третьей четверти ХIХ века. Причт Казанской церкви до 1882 года состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. По клировой ведомости, в 1819 году настоятелем храма был священник Пётр Дмитриев, ему сослужил диакон Алексий Яковлев. По клировой ведомости 1848 года, настоятелем храма был священник Афанасий Григорьевич Пономарёв.

В начале ХХ века настоятелем храма был священник Никифор Иванович Постников. Ему сослужил диакон Григорий Александрович Петропавловский. В 1915 году настоятелем являлся Дмитрий Петрович Зернов, который после окончания Перервинского Духовного училища и Московской Духовной семинарии был рукоположен во священники и назначен в с. Иванисово. Здесь же он был арестован 30 ноября 1937 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и вскоре расстрелян. С начала 1930-х годов до своего ареста 26 октября 1937 года здесь же служил о. Фёдор Недосекин. 15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника Фёдора к 10 годам заключения в исправительном трудовом лагере неподалёку от ст. Медвежья гора, где работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Священник Фёдор Недосекин скончался 30 апреля 1942 года и был погребён в безвестной могиле. После ареста иванисовских священников Казанский храм был закрыт, но закрыт он был в течение всего семи лет - с 1937 по 1944 гг. С 1944 по 1970 гг. настоятелем храма был протоирей Леонид Смирнов, снискавший любовь и уважение своей многочисленной паствы. Его сменил выпускник Московской Духовной Академии протоирей Пётр Райна. В 1980-90-х гг. настоятелями были протирей Виктор Аксёнов, архимандрит Сергий Шагаев.

Само здание из года в год реставрируется, обновляется. Это и реставрация росписей церкви под руководством художника-реставратора И. Н. Виноградова в 2002 году. В 2003 году была произведена реставрация внешнего вида храма. В барабан купола были вставлены новые окна. Были отремонтированы кровля, купол и шпиль колокольни, позолочены и отреставрированы кресты. Ещё в 1930-е годы колокола Казанской церкви были сброшены. Большие колокола были отправлены на электростальский завод на переплавку, малые колокола были отданы деревенским жителям в качестве пожарных оповещателей. После открытия храма и возобновления богослужений в 1944 году малые колокола в плачевном состоянии были возвращены, спаены и водружены на колокольню.

В 2005 году для храма были изготовлены новые колокола: 7 малых (от 8 до 300 кг), большой (900 кг), на котором были выгравированы лики Казанской иконы Божьей Матери, Архистратига Михаила, пророка Илии, святителя Николая Чудотворца Мирликийского. После освящения они были установлены на звоннице в 2008 году. В 2006 году были изготовлены, освящены и установлены часы с курантами.

В 2007 году отреставрированы и позолочены старые хоругви и паникадила, а в 2009 году - старые аналои художником-реставратором Е. Зориной. За последние годы была обустроена и облагорожена территория вокруг Казанской церкви и прилегающего кладбища.

Из книги-буклета "Храм Казанской иконы Божьей Матери в Иванисово"


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 марта 2024

Село Иванисово находится недалеко от станции Фрязево в городском округе Электросталь. Каменный храм Казанской иконы Божией Матери первой половины XIX века был построен на средства двух генералов, участников Отечественной войны 1812 года: Василия Дмитриевича Иловайского и Николая Мартемьяновича Сипягина. В советские годы храм закрывался лишь на несколько лет во время войны. На территории храма сохранилась деревянная часовня Чуда Архангела Михаила в Хонех, указывающая на место, где когда-то стояла древняя церковь.

По данным книги В. И. Холмогорова «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии», первый деревянный храм в Иванисово стоял уже, по крайней мере, в первой половине XVII века. В то время местность называлась иначе: погост Чернеево на реке Раменке. Деревянная церковь также имела иное посвящение. По окладным книгам Казенного приказа 1627-1628 годов значилась «церковь Архангела Михаила в Куньевской волости, на погосте Чернееве». В дозорных книгах за 1680 год говорилось следующее: «великого государя в дворцовой Куньевской волости, в Доблинском стану, погост на речке Раменке, у церкви Архангела Михаила…церковь построена изстари». В XIX веке деревянный Михаило-Архангельский храм был сломан в связи со строительством новой каменной церкви Казанской иконы. По обычаю, на месте упраздненной церкви поставили часовню в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Она стоит до сих пор недалеко от Казанского храма.

Сохранившийся каменный храм Казанской иконы Божией Матери в Иванисово был построен в 1824-1838 годы. По данным книги «Богородские святыни», строительство вели на свои средства знаменитые участники Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Николай Мартемьянович Сипягин и генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Иловайский. Н.М. Сипягин был женат на Марии Всеволодовне Всеволожской – дочери богатого владельца земель в Богородском уезде. В качестве приданого генерал Сипягин, в частности, получил фарфоровый завод Всеволожских в селе Елизаветино в четырех верстах от Иванисово. Другой знаменитый полководец Отечественной войны 1812 года Василий Дмитриевич Иловайский приобрел само Иванисово и несколько окрестных деревень в 1832 году.

Семейная история генерала Иловайского связана с чудесной помощью Божией Матери. Войсковой старшина на Кавказе Иван Мокеевич Иловайский – дед строителя Казанской церкви в Иванисово – в одном из сражений с горцами попал в плен. Горцы продали Иловайского в рабство своим князьям в Снеговые горы. Сначала хозяева беспощадно изнуряли пленника непосильным трудом, но через некоторое время отношение к нему смягчилось: его назначили пасти овец и даже предлагали в жены одну из своих соплеменниц при условии смены веры и принятии ислама. Иван Мокеевич Иловайский решительно отверг предложение горцев, оставаясь преданным православной вере. За семь лет своего плена он дважды безуспешно пытался бежать: собаки горцев всякий раз находили след беглеца. Его дважды жестоко наказывали, угрожая казнить при новой попытке скрыться. Иловайский понял тщетность усилий вновь обрести свободу и вернуться на Родину. «Укрепляемый верою, он покорился судьбе и видел предел своим страданиям только в смерти», – приводились слова семейного предания в книге А. И. Михайловского-Данилевского «Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах».

Однако случилось чудо. Августовской ночью в канун церковного праздника Костромской иконы Божией Матери Иван Мокеевич Иловайский увидел во сне Богородицу, которая дала ему свиток с текстом тропаря и велела безбоязненно возвращаться на Родину. Проснувшись, Иловайский с удивлением обнаружил, что знает слова тропаря наизусть, а в тексте молитвы упоминается город Кострома. Однако из страха перед горцами пленник не решился поверить сновидению и отправиться в путь. На следующую ночь видение повторилось: Божия Матерь настойчиво велела читать тропарь и идти в сторону Дона. На этот раз Иловайский поверил в небесное заступничество и решился на рискованный побег. Он оставил стадо и двинулся в путь. Горцы быстро поняли замысел пленника и пустились в погоню, но на этот раз сгоревшая от летней жары трава не выдала собакам следов беглеца. В пути Иловайский прятался в дуплах, на вершинах деревьев, питался кореньями трав, несколько сотен верст не встречая никакого человеческого жилища. Наконец, беглец достиг Дона. Оказавшись в русских землях, он немедленно отправился в Кострому, где поклонился чудотворному образу Божией Матери. В благодарность за чудесное избавление Иван Мокеевич заказал список с Костромской иконы, который с тех пор хранился в роду Иловайских.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери находится на окраине села — там же, где расположено кладбище. Тем не менее, здание в стиле ампир, строители которого явно ориентировались на самые импозантные образцы столичной архитектуры, не похоже на кладбищенский храм. Возможно, в те годы, когда была возведена церковь, сельское кладбище находилось в другом месте. А может быть, заказчики храма сообразовывались со своими вкусами, не придавая значения окружению здания. Церковь отличается лаконичным декором, композиция объемов здания необычна: она имеет форму латинского креста, над которым возвышается ротонда. В храме — четыре входа, на наружных стенах здания — ниши, в которых находятся изображения святых. Необычно не только здание, но и судьба Казанской церкви: она являлась действующей на протяжении всего периода советской власти. Ее двери открыты для прихожан и теперь. В 20-е и 30-е годы XX века трое из священников этого храма были репрессированы. Прихожане церкви помнят и чтят имена Дмитрия Зернова, Петра Постникова, Федора Недосекина (сегодня признанного новомучеником и исповедником).

В интерьере храма до настоящего времени сохранились дореволюционные росписи, а также иконостасы XIX века.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Казанский храм в Иванисово.



Комментарии и обсуждение


Церковь была закрыта в сороковые годы на несколько лет.
25 апреля 2011.

В храме также имеется придел в честь святителя Николая.

13 февраля 2015.