ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Дарна. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Воздвиженская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Николая Чудотворца, Вознесения Господня
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:1895.
Архитектор:С.В. Шервуд
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Истринский район, Дарна

Координаты:55.93126, 36.93013
Проезд:Проезд с Рижского вокзала до ст. Истра, далее авт № 30К; 39 до остановки "Дарна".


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Крестовоздвиженская церковь в Дарне.
Дронов Михаил Иванович
15 июня 2010
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
uuee
31 июля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Олег Бирюков
14 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Дмитрий Филиппов
13 ноября 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 октября 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Крестовоздвиженский храм в пос.Дарна Истринского района Московской области.
Дронов Михаил Иванович
15 июня 2010
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Лобготт Пипзам
1 февраля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Дмитрий Филиппов
13 ноября 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Илья Смирнов
5 декабря 2004
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Носиков С.П.
21 декабря 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Носиков С.П.
21 декабря 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
одна из четырех боковых главок
Носиков С.П.
21 декабря 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
южное крыльцо
Носиков С.П.
21 декабря 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
западное крыльцо (вход в храм)
Носиков С.П.
9 августа 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
на колокольне
Носиков С.П.
21 декабря 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
захоронение за алтарем храма
Носиков С.П.
21 декабря 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Святой источник (200м от храма в Дарне)
Носиков С.П.
15 мая 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Вадим кр
16 октября 1941
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1941 года.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
фото 1989 г
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
??
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Алексей Кротов
12 декабря 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня - Дарна - Истринский район - Московская область
Алексей Кротов
12 декабря 2018




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  28 февраля 2006

Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне начала строиться по проекту московского архитектора С.В. Шервуда в 1895 году. Средства для постройки дали сами прихожане. Здание построено в формах эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов. Очень красиво шатровое завершение колокольни и главного купола храма. Здание построено из красного кирпича с деталями из белого камня. Главы и шатровое завершение колокольни восстановлены в 1990 году. Очень похожа на Казанский собор в селе Шамордино Калужской области, построенного также по проекту С.В. Шервуда.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  27 июля 2011

Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела. Следующие архивные данные датируются уже XIX веком. Тогда в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской церкви примерно в конце XVIII века.

В ночь с 25 на 26 марта 1893 г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Во всепокорнейшем прошении в Московскую митрополию прихожане и причт обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. Временный храм (пристройка к церковно-приходской школе) был построен в том же году. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова.

Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом.

До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее.

В 1991 г. храм был передан Церкви, настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение, достояние Истринского края.

В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Оовящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени.

Особое место в современной истории храма занимает история местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Ее могила с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма. Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX - нач. XX в. и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее.

http://www.blagoistr.ru/hram_darna.html


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  26 декабря 2017

Существовавшая ранее церковь Воздвижения честного Креста Господня в селе Дарне (Дорне).

Село Дорна, на речке Доренке, в XVI ст. Московского уезда Сурожского стана принадлежало Ивану Ивановичу Полеву: в 1584 г. пустошь, находившаяся «в порожих землях на оброке у Левонтия Курчаного», потом во владении жены Истомы Корташова Степаниды Юрьевны дочери Тутолмина; в 1613 г. деревня Дорна была продана в вотчину Федору Чебетову; в 1623 г. в деревне «2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, а в них 4 человека. В 1646 г. деревня Дорна принадлежала князю Степану Никитичу Шеховскому и Афанасию Боборыкину, а в ней 11 человек крестьян, живших в 8 дворах.

В 1654 г. эта деревня от Григория Максимовича Стрешнева перешла во владение Ивану Ивановичу Чаадаеву, который в 1658 г. 4 мая продал ее патриарху Никону за 2000 рублей. По переписным книгам Московского уезда за 1678 г. значится: «Воскресенского монастыря, что на реке Истре, вотчина деревня Дорна, а в ней 7 дворов крестьянских, людей в них 29 человек, 10 дворов бобыльских, людей в них 34 человека, и двор монастырский – в нем 5 человек».

В Дорне в 1686 г. была построена деревянная церковь во имя Воздвижения честного Креста Господня и деревня по церкви получила новое название «село Воздвиженское» с прибавлением «Дорна тож». В приходе церкви состояли: «село Воздвиженское (Дорна), а в нем двор попов, двор дьячков, 21 двор крестьянский и двор монастырский; деревни: Ивановская, Кашина, Новая и Небогатка, а в них 48 дворов».

В приходных книгах под Загородскою десятиною за 1688 – 1711 гг. писалось: «Церковь Воздвижения честного Креста Господня в вотчине Воскресенского монастыря, что на Истре, в селе Дорне, дани рубль, 7 алтын, заезда гривна», а с 1712 – 1740 гг. «дани рубль, 20 алтын, 2 деньги».

В селе Дорне в 1704 г. состояло 23 двора крестьянских, а в них 87 человек. При Воздвиженской церкви находились: священник Федор Тимофеев (1704 – 20 гг.), дьячок Феодосий Яковлев (1704 – 20 гг.), пономарь Степан Дмитриев (1704 г.).

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 июля 2018

Красота Дарненского храма обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всём богатстве не пытается "перетянуть на себя" внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная "украшательством" церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами - приземистыми, но не сковывающими, а напротив, подчёркивающими общее стремление ввысь. Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И всё это органично дополнено традиционным шатром колокольни. "Реинкарнация" запрещённого Патриархом Никоном шатра в отечественной архитектуре связана именно с "псевдорусским" стилем. Шатёр ассоциировался у экспериментировавших архитекторов второй половины ХIХ столетия с дониконовским "свободным" зодчеством; их, безусловно, вдохновляли такие шедевры, как Рождественская церковь в Путинках в Москве и Одигитриевская церковь в Вязьме. Парадоксально, но узорочных шатровых храмов на самом деле не так много: запрет на них совпал по времени с расцветом стиля, далее эволюционоровавшего в традиционное пятиглавие. Архитектор дарненского храма применил здесь как пятиглавие, так и шатры. В стилизации "псевдорусский" стиль взял за образец зодчество ХVI века. Здесь всё шло к упрощению, что можно увидеть на примере двух крылечек храма в Дарне. То, что ведёт на колокольню, имитирует древнерусское гульбище, второе украшает боковой вход в церковь. У крылечек характерные "под старину" колонки, но, например, совершенно нет гирек, которые являлись неотъемлемым архитектурным элементом в эпоху узорочья. Всему есть объяснение - узорочье было уделом роскошествующих купцов, "русский" стиль оказался по карману небогатым сельским приходам, а они не всегда могли себе позволить дишние изыски.

Альфа и омега "кирпичного" стиля - собственно сам кирпич. В том числе лекальный - то есть не типовой, а изготовленный по индивидуальному рисунку под конкретную деталь декора - карниз, арку, колонну и пр. Обтёсывается он по лекалам (отсюда название) и имеет скруглённые поверхности - говоря профессиональным языком, "форму, ограниченную отрезками прямой по окружности". Мастера-каменщики называют такие кирпичи "штучным набором" - каждому отведено своё конкретное место в кладке. Крестовоздвиженская церковь представляет собой квадрат в плане, осложнённый с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела - Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны, сохранить традицию "четырёхстолпности" - большой восьмерик под шатром покоится на четырёхугольных пилонах, мощных, но широко разнесённых и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны - удалось гармонично и компактно "собрать" объёмы интерьера, что разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика. Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям "квадрата". Это создаёт захватывающее ощущение своего рода "колодца в небо" - потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатёр храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма - не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объём примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, - чисто декоративная надстройка, соответствующая "псевдорусской" стилистике. Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остекленением восьмерика - на каждой его грани имеется по большому окну. В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного - по два на каждый угол, да плюс тройное - на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.

Росписей в храме сейчас нет - главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная "плоская" резьба низких деревянных иконостасов - это скорее алтарные преграды "европейского" образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого "квадрата" храма занимают трапезная с притвором.

В Крестовоздвиженской церкви хранится несколько чтимых образов. Среди них - иконы святых равноапостольных Константина и Елены, икона Божией Матери "Нечаянная Радость", икона "Вознесение Господне", образ святителя Николая Чудотворца, а также скорее всего закладной камень, выкопанный некими гробокопателями возле храма. Теперь камень-плита хранится в храме, в небольшой комнатке. От него происходят исцеления и исполняются самые заветные мечты того, кто встанет на него босыми ногами.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №146, 2015 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 июля 2018

Все, кто приезжают в Дарну, неизменно восхищаются красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом с серебристыми куполами. Несмотря на "юный" по меркам архитектурных сооружений возраст здания, история храма весьма богата. Изначально село это называлось Дорна; известно оно как минимум с ХV века. По одной из версии, название возникло от слова "дор" - то есть "участок, свободный от леса". В разъезжей грамоте, в которой устанавливались границы села, указано, что Дорна принадлежала тогда близкому сотруднику великого князя Московского Ивана III - Ивану Товаркову-Пушкину (одного из предков великого русского поэта). Позже, уже при Феодоре Иоанновиче, село перешло в казну, откуда его выкупил дьяк Истома Карташёв. Он знаменит тем, что в 1609 году обеспечивал защиту Москвы от Лжедмитрия II и погиб от рук захватчиков. Имение снова перешло в род Пушкиных, а после снова вернулось в казну. Одно время владельцем Дарны был царский стольник Афанасий Боборыкин. В 1658 году Патриарх Никон приобрёл эти земли для своего монастыря. Никон хотел устроить на Истре "русскую Палестину", наш аналог Святой Земли... Как оказалось, истринский ландшафт удивительно схож с ланшафтом древней Палестины. Дарну тогда переименовали в Воздвиженское. К 1686 году там поставили деревянную церковь, освящённую, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня. Однако о ней ничего не известно. Нет сведений и о том, при каких обстоятельствах во времена императрицы Елизаветы Петровны "тщанием прихожан" на этом месте возник Петропавловский храм.

Когда на русских землях бесчинствовали французские войска, в дарницкую церковь прислали молодого священника Петра Воскресенского. Общими усилиями местных жителей и клира храм удалось защитить от варварского разграбления. Согласно описи тех лет, "церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы". Священники наравне с простым людом вставали на защиту монастырей, храмов, деревень. Во второй половине ХIХ века через Дарну всегда проезжали русские цари, совершавшие паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь. С появлением Николаевской железной дороги жизнь села изменилась. Дарна превратилась в своего рода перевалочный пункт между станцией Крюково и Воскресенском (ныне ст. Истра). "Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников", - отмечается в сборнике "Дарна. Частица Святой Земли", посвященному Истринскому благочинию и Крестовоздвиженскому храму.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма. А пока суд да дело, к зданию приходской школы в том же году пристроили временную церковь, освящённую во имя первоверховых апостолов Петра и Павла. Школа располагалась примерно в 20 метрах от теперешней колокольни. Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма для Дарны. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда - Сергей Шервуд. Любопытно, что в отчёте настоятеля звенигородского Успенского собора Иоанна Рождественского протоиерей отдельно подчёркивал, что "место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дарна... удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича". Этот завод, как сейчас предполагают, находился у дороги, на спуске к реке. Строилась церковь достаточно быстро - благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, - и уже к 1898 году трёхпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви. Здесь во время реставрации были найдены останки большого количества людей. Возможно, это те, кто покоился ещё на старом кладбище, а может, здесь тайно хоронили пострадавших за веру в первые послереволюционные годы или убитых фашистами... В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Ещё около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили. К сожалению, сам архитектор до этого события не дожил.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму. Правда, после революции его закрыли далеко не сразу. В 1922 году Дарнинский храм подвергся разграблению. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его и вовсе закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд. Сначала в нём разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и "подточили" фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново. Во время Великой Отечественной войны от артобстрелов и бомбардировок храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены. 9 декабря 1941 года, за два дня до освобождения Дарны советскими войсками, захватчики, несмотря на мороз, согнали в здание церкви женщин, детей и стариков. Два дня они провели в разрушенном здании, в лютый холод, не зная, дождутся ли прихода освободителей... Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 году храм передали Церкви.

Крестовоздвиженский храм стоял закрытым 54 года (1937-1991 годы), действует в общей сложности 64 года (1900-1937 годы и с 1991 года). Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране - ни дверей, ни окон, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли берёзы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем возрождённого храма назначили только что рукоположенного священника Константина Волкова - тогда ему не было ещё и тридцати лет. Сначала ему помогали всего несколько человек - местные старушки да его собственный дядя. Отец Константин и сам работал не покладая рук, счищая снег с крыши, отбивая со стен грязь, разгребая завалы. Одновременно он собрал церковную утварь, сделал временный алтарь, и по выходным народ стал собираться на службы.

В настоящее время все работы по реставрации здания и обустройству интерьера завершены. Вся храмовая территория обнесена кирпичной оградой с железными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в начале ХХ века, Крестовоздвиженский храм, находясь на возвышенности, возле круто спускающегося шоссе в бескрайний истринский лес, продолжает доминировать на селом Дарна.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №146, 2015 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.