Все, кто приезжают в Дарну, неизменно восхищаются красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом с серебристыми куполами. Несмотря на "юный" по меркам архитектурных сооружений возраст здания, история храма весьма богата. Изначально село это называлось Дорна; известно оно как минимум с ХV века. По одной из версии, название возникло от слова "дор" - то есть "участок, свободный от леса". В разъезжей грамоте, в которой устанавливались границы села, указано, что Дорна принадлежала тогда близкому сотруднику великого князя Московского Ивана III - Ивану Товаркову-Пушкину (одного из предков великого русского поэта). Позже, уже при Феодоре Иоанновиче, село перешло в казну, откуда его выкупил дьяк Истома Карташёв. Он знаменит тем, что в 1609 году обеспечивал защиту Москвы от Лжедмитрия II и погиб от рук захватчиков. Имение снова перешло в род Пушкиных, а после снова вернулось в казну. Одно время владельцем Дарны был царский стольник Афанасий Боборыкин. В 1658 году Патриарх Никон приобрёл эти земли для своего монастыря. Никон хотел устроить на Истре "русскую Палестину", наш аналог Святой Земли... Как оказалось, истринский ландшафт удивительно схож с ланшафтом древней Палестины. Дарну тогда переименовали в Воздвиженское. К 1686 году там поставили деревянную церковь, освящённую, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня. Однако о ней ничего не известно. Нет сведений и о том, при каких обстоятельствах во времена императрицы Елизаветы Петровны "тщанием прихожан" на этом месте возник Петропавловский храм.
Когда на русских землях бесчинствовали французские войска, в дарницкую церковь прислали молодого священника Петра Воскресенского. Общими усилиями местных жителей и клира храм удалось защитить от варварского разграбления. Согласно описи тех лет, "церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы". Священники наравне с простым людом вставали на защиту монастырей, храмов, деревень. Во второй половине ХIХ века через Дарну всегда проезжали русские цари, совершавшие паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь. С появлением Николаевской железной дороги жизнь села изменилась. Дарна превратилась в своего рода перевалочный пункт между станцией Крюково и Воскресенском (ныне ст. Истра). "Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников", - отмечается в сборнике "Дарна. Частица Святой Земли", посвященному Истринскому благочинию и Крестовоздвиженскому храму.
В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма. А пока суд да дело, к зданию приходской школы в том же году пристроили временную церковь, освящённую во имя первоверховых апостолов Петра и Павла. Школа располагалась примерно в 20 метрах от теперешней колокольни. Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма для Дарны. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда - Сергей Шервуд. Любопытно, что в отчёте настоятеля звенигородского Успенского собора Иоанна Рождественского протоиерей отдельно подчёркивал, что "место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дарна... удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича". Этот завод, как сейчас предполагают, находился у дороги, на спуске к реке. Строилась церковь достаточно быстро - благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, - и уже к 1898 году трёхпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви. Здесь во время реставрации были найдены останки большого количества людей. Возможно, это те, кто покоился ещё на старом кладбище, а может, здесь тайно хоронили пострадавших за веру в первые послереволюционные годы или убитых фашистами... В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Ещё около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили. К сожалению, сам архитектор до этого события не дожил.
Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму. Правда, после революции его закрыли далеко не сразу. В 1922 году Дарнинский храм подвергся разграблению. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его и вовсе закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд. Сначала в нём разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и "подточили" фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново. Во время Великой Отечественной войны от артобстрелов и бомбардировок храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены. 9 декабря 1941 года, за два дня до освобождения Дарны советскими войсками, захватчики, несмотря на мороз, согнали в здание церкви женщин, детей и стариков. Два дня они провели в разрушенном здании, в лютый холод, не зная, дождутся ли прихода освободителей... Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 году храм передали Церкви.
Крестовоздвиженский храм стоял закрытым 54 года (1937-1991 годы), действует в общей сложности 64 года (1900-1937 годы и с 1991 года). Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране - ни дверей, ни окон, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли берёзы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем возрождённого храма назначили только что рукоположенного священника Константина Волкова - тогда ему не было ещё и тридцати лет. Сначала ему помогали всего несколько человек - местные старушки да его собственный дядя. Отец Константин и сам работал не покладая рук, счищая снег с крыши, отбивая со стен грязь, разгребая завалы. Одновременно он собрал церковную утварь, сделал временный алтарь, и по выходным народ стал собираться на службы.
В настоящее время все работы по реставрации здания и обустройству интерьера завершены. Вся храмовая территория обнесена кирпичной оградой с железными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в начале ХХ века, Крестовоздвиженский храм, находясь на возвышенности, возле круто спускающегося шоссе в бескрайний истринский лес, продолжает доминировать на селом Дарна.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №146, 2015 г.