ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кинешма. Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной.


Кинешма. Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной
Архитектурный ансамбль. Не действует.  
Год постройки:Между 1745 и 1836.
Ссылки: Свод памятников архитектуры  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Ивановская обл., г. Кинешма, улица Советская, д. 2

Координаты: 57.444443, 42.168402





Сортировка:

Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Вид с рейсового вертолёта<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Вид с рейсового вертолёта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
6 сентября 2009
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Вид с корабля.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Вид с корабля.
Dr. Robert!
30 мая 2006
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15 апреля 2006
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Вид с юго-запада<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2023
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Колокольня Успенско-Троицкого собора.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Колокольня Успенско-Троицкого собора.
oleg.g
26 июня 2011
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
MILAV V
14 августа 2010
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15 апреля 2006
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15 апреля 2006
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Сидоров Игорь
6 января 2020
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, 1900-е гг.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
1900-е гг.
Алексей Кротов
1 января 1900
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1890
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта Eto.Retro.ru.Фото 1910 г.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта Eto.Retro.ru.Фото 1910 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru <br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru <br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Ансамбль соборов Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фотоснимок с фотокарточки начала ХХ века<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фотоснимок с фотокарточки начала ХХ века
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 октября 2011

Расположен на высоком кругом берегу Волги, при впадении в нее Кинешемки, на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса - Успенский собор - был сооружен в 1745 г. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И.А. Попов. В 1798 г. возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции, а в 1838 г. по проекту архит. И.Е. Ефимова создан Троицкий собор. Его композиция повторяет один из классицистических образцовых проектов храмов, изданных в 1824 г. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены. В нач. 19 в. к западному фасаду Успенского собора пристроили низкий притвор; в сер. 19 в. территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решеткой и тремя воротами (западные, кон. 19 в., обращены на Советскую пл., южные, сер. 19 в., - на Советскую ул., северные, кон. 19 в., - на набережную Волги). Юго-западный угол ограды занимает каменная сторожка, построенная, видимо, на рубеже 19-20 вв. В нач. 20 в. приделы Успенского собора надстроены и декорированы в духе эклектики. В этот же период Троицкий собор стал пятиглавым.

Успенский собор занимает северовосточный угол почти прямоугольного участка, вытянувшегося вдоль Волги. Его крупные алтарные апсиды обращены к центральной площади города (пл. Революции). На общей продольной оси с ним находится Троицкий собор, выходящий на западную границу участка. Между соборами, выдвинутая к береговому откосу Волги, высится четырехъярусная колокольня.

Несмотря на разновременность создания отдельных сооружений, они образуют цельный и гармоничный комплекс, играющий главную роль в архитектурном облике города и эффектно воспринимающийся с Волги.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 440-441


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 июля 2018

На правом крутобережье Волги, в центре Кинешмы, где когда-то находилась древняя крепость Кокуй, белым лебедем взметнулся Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль. Это главные соборные храмы старинного волжского города. Особая примета Кинешмы - расположенная к западу от Успенского собора белокаменная колокольня высотой 76 метров. Она была построена в переходном стиле от барокко к классицизму в 1798 году, по своей композиции - пятиярусная, украшенная полуколоннами, имеет портик во втором ярусе и перекрытие в четвёртом. Завершается колокольня высоким шпилем высотой 10 метров, который увенчивается крестом. Соборы были закрыты в 1938 году и превращены в гаражи, но в 1945 году вновь открыты. Ныне весь ансамбль принадлежит Кинешемской Епархии РПЦ, учреждённой в 2012 году. Состояние его хорошее. В 1989 году на территории Успенско-Троицкого собора были снесены все деревянные хозпостройки, а на их месте, вдоль южной ограды, выстроены два одноэтажных здания из кирпича.

Успенский летний храм был построен в 1745 году и предназначался для проведения торжественных богослужений. Он дошёл до нашего времени в несколько изменённом виде. На рубеже ХIХ-ХХ веков были переустроены купола и добавлены два придела. Внутри собора на сводах перекрытий сохранилась орнаментальная роспись ХVIII века, выполненная водяными красками. Более поздняя живопись на стенах сделана маслом и посвящена библейским и евангельским темам. Роспись собора возобновили в 1855 году. На своде изобразили ангельские головки, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины ХIХ века. Сохранилась металлическая утварь, люстры и прочая церковная атрибутика. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30 х 15 х 7,5 см. В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира. В советское время первый раз собор реставрировался в 1979 году. Зимой 1992 года кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью. В 2008-м купола Успенского собора позолотили. Перед главным входом в храм за оградой установлена большая водосвятная чаша. 9 октября 1834 года Успенский собор посетил во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 году - великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

Троицкий зимний храм, предназначенный для повседневной службы, построен в 1838 году. Архитектор Иван Ефимович Ефимов в 1820 году за проект этого собора получил звание "назначенного в академики". Известно, что по его проектам построено несколько храмов и общественных зданий в Петербурге и Нижнем Новгороде. Троицкий храм - типичный памятник русской церковной архитектуры первой половины ХIХ века. Почти квадратный в плане, крестовокупольный, он имеет три входа (с западной, северной и южной сторон), которые выполнены в виде четырёхколонных портиков. Кирпич имеет размеры 27 х 13 х 7 см. Роспись в храме выполнена маслом, несколько раз подновлялась. Храм дважды закрывался для прихожан, приспосабливался под какие-то городские нужды, и каждый раз в нём терялось нечто ценное. Если во время первого закрытия уцелел позолоченый резной иконостас, то во второй раз (это было в 1962 году, во время "хрущёвского гонения на церковь") его разобрали и отправили в Москву для "смывки золота". А иконы жгли у ограды на соборной площади прямо на глазах верующих, которые слёзно просили отдать святыни им. Но все просьбы не увенчались успехом. Только чудом уцелели несколько икон, одна из которых - Казанская икона Божией Матери - была выхвачена кем-то прямо из-под топора. В 1988 году на Троицком соборе восстановили разрушенные ранее четыре барабана и перекрыли купол центрального барабана. В Троицком соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского. До 1990 года в Троицком храме размещалась картинная галерея. В 1991 году он был передан верующим. За последующие годы приходской совет совместно с реставраторами отреставрировали Троицкий собор. Покрасили стены, для богослужений были приобретены иконы, богослужебная утварь. Были установлены резные позолоченные иконостасы. Художник-реставратор Андрей Геннадьевич Филиппов расписал приделы собора. Иконы писались нижегородскими художниками под руководством художника-клирика Успенского собора Кинешмы протоирея Е. Юшкова. Сейчас оба храма действующие, в них регулярно проходят церковные службы.

Из книги-путеводителя: Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки. Издательство И.Д. "Референт", Иваново, 2016 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 февраля 2019

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это - архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения - переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры. Давно замечено - на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня - шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в стилистике классицизма, и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма - знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век барокко и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям - в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор. Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик - этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX-XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить - мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами - пять ярусов, в плане - уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда - о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый - портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет - это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока - апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось - боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм - крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века. Автор Троицкого храма нам известен - проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795-1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим - Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.

http://posmotrim.by/article/uspenskij-sobor-kineshma.html



Комментарии и обсуждение


Колокольня Успенского собора построена в 1798 г.
25 января 2006.

Информация об объекте - http://www.ivanovo.ru/mon?m=6
7 февраля 2006, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.