ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове.


Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Сергия Радонежского, Девяти мучеников Кизических, "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:1640.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
127081, Россия, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52.

Координаты:55.86525, 37.63803
Проезд:1. метро «Отрадное», далее автобусом 605 до остановки «Проезд Дежнева, д. 32», далее пешком 5 мин., либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная». 2. метро «Свиблово», далее автобусом 628 либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная».




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
26 марта 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
26 марта 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
26 марта 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с севера
Иванов Дмитрий
18 октября 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид сверху
Иванов Дмитрий
18 октября 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Храм Покрова Богоматери в Медведкове.
Марина
18 июня 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
27 декабря 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
16 марта 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Радист
25 июня 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
3 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
3 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
3 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1995
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1984
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 июня 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Апсида
Иванов Дмитрий
16 марта 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Радист
25 июня 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Радист
25 июня 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Радист
25 июня 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
8 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
3 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
3 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Колодец
Андрей Агафонов
27 декабря 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Федоров Игорь
3 апреля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Южный фасад. Частная коллекция. Фото 1890-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1890
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
фото с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#100
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Михалыч,  20 января 2006

Село Медведково являлось родовой вотчиной князей Пожарских и название свое вероятно получило от прозвища первого владельца села - Василия Федоровича Пожарского - Медведь (Медведко). Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как "не соответствующий чину".

В церкви сохранились иконы XVII–XVIII веков: "Покров Пресвятой Богородицы", "Знамение", "Девять мучеников кизических". Есть два придела конца 17 века - Преподобного Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. В подклете располагается теплая церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение", которая не закрывалась и в годы Советской власти. Невысокая двухярусная колокольня пристроена в 19 веке.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  14 июля 2015

В 1620-е годы в Медведкове на средства Д.М. Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства был возведен существующий ныне каменный шатровый храм в 1635 г. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как "не соответствующих чину".

Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки. У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Храм не закрывался.

Из кн.: Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  27 ноября 2016

Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове церковь (Заповедная улица, дом № 52).

После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 г. выстроил в своей родовой усадьбе Медведково (Медведево) деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг. и имел приделы во имя иконы Божией Матери «Знамение» (в подклете), преподобного Варлаама Хутынского и преподобного Антония Римлянина. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября – был одним из наиболее почитаемых праздников на Руси. Чудесное явление Божией Матери, защитившей своим Покровом, Константинополь во время нападения врагов, считали символом Ее заступничества и русские люди. Особое значение приобрел этот праздник Покрова в эпоху царя Михаила. В этот день 1 октября 1618 г. от стен Москвы был отбит приступ гетмана П.К. Сагайдачного. Вполне возможно, что в честь этого события возвел церковь Покрова в подмосковном Медведкове и князь Д.М. Пожарский, бывший защитником Москвы от поляков в 1618 г.

Храм был построен очень высоким, он даже сейчас не потерялся среди современных построек, а в XVII в. был виден за несколько верст. Его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями. Над ним стоит четверик, выше – восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем. Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность.

При князе Пожарском и его сыновьях в Медведкове, кроме каменной церкви, стоял двор вотчинника, 11 дворов служителей, 5 дворов причта и только 4 крестьянских двора. На берегах Яузы стояли 2 мельницы «на боярский обиход». В полях были устроены четыре копаных пруда, «а рыба в них всякая». Крестьянской пашни при селе не было. В общем, Медведково являлось типичной загородной боярской усадьбой, в которой князь Дмитрий Михайлович отдыхал, когда не мог надолго покинуть царскую службу и уехать в свое любимое суздальское имение.

С 1690 г. в храме существуют престолы, которые сохраняются и доныне. Вверху – главный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, северный придел Девяти мучеников Кизических и южный придел преподобного Сергия Радонежского. Внизу – иконы Божией Матери «Знамение». Иконостас главного храма, по-видимому, сделан в 1689 г. и несколько переделан в XIX веке.

Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы относится ко времени князя Д.М. Пожарского. Также в храме особо почитают икону Всех Святых. Большую ценность представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое «Медведковское напрестольное Евангелие» 1681 г., с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей, которое она пожертвовала храму в вотчину своего фаворита князя В.В. Голицына (ему в конце XVII века принадлежало Медведково). В XIX веке перестроили колокольню. Вокруг церкви находилось небольшое сельское кладбище с могилами XVIII–XIX веков.

Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме, а в нижнем они транслируются. Таинство причастия проходит только верхнем храме.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  20 ноября 2017

Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду "противостоять" патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты. Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно - доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его "указательность" и строгость, стройность и белизна - категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова "реприманда". Он просто сместился с самого храма на колокольню. При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви - собирать на молитву ограниченное число "чад и домочадцев". (Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

Издалека шатёр Покровского храма кажется белоснежным. Подойдя поближе, мы видим, что по белому полю рассеяны небольшие зелёные и красные плитки изразцов. Это - плоды трудов реставраторов ХХ века. Изначальные изразцы были срублены с шатра в ХVIII веке. Здесь просматривается уникальная конструкция храма. На четверик, завершённый трёхрядной горкой кокошников, поставлен сравнительно невысокий световой восьмерик. На восьмерике покоится основание шатра, также оформленное кокошниками. По углам четверика расставлены декоративные главки, шеи которых первоначально были цилиндрическими (как над алтарной частью) и лишь в процессе позднейших поновлений стали восьмигранными. Четверик с трёх сторон окружён галереей (первоначально открытой), в восточных оконечностях завершённой двумя приделами - преподобного Сергия (южный) и Девяточисленных мучеников (северный). Каждый из приделов увенчан маленькой декоративной главкой. Выраженная ярусность апсид (апсиды нижнего храма сильно выдаются вперёд) придаёт восточному фасаду Покровского храма известную динамичность сообщая ему сходство с кораблём, плывущим по бурным водам житейского моря. Стоит отметить, что декор апсид - самый незатейливый. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие окон в средних апсидах.

Покровский храм уже по меньшей мере полтора века привлекает к себе заинтересованное внимание любителей русских церковных древностей. Довольно подробно рассмотрел его в 1850-е годы И.М. Снегирёв. Вот что он писал о тогдашних интерьерах храма: "В верхней церкви... свод шпилевой на четырёх паддугах с железными связями; окна в четыре света во всю вышину здания, пол деревянной. Три входные двери, каждая с двумя деревянными створами; они не в старинном вкусе, обиты красным сукном с жестяными петлями и жуками. На алтарной солее, в три ступени, возвышается великолепный иконостас в четыре пояса..." Иконостас храма был создан в 1687 году по заказу князя В.В. Голицына, а большинство икон в нём исполнено Карпом Золотарёвым. К сожалению, праздничный (второй снизу) ряд иконостаса почти полностью утрачен. Лишь иконы "Рождество Пресвятой Богородицы", "Воскресение Христово", "Крещение" и "Вознесение" относятся к ХVII веку. Выполнены они яичной темперой по левкасу, то есть в традиционной иконописной технике (в отличие от большинства икон работы Золотарёва, писанных маслом). Рама иконостаса, в соответствии с барочной эстетикой, богато украшена позолоченной резьбой, которую в Московском государстве называли "флемской" или "белорусской" (потому что именно через белорусские земли, при посредстве белорусских же мастеров, проникло к нам это это западноевропейское новшество, быстро вытеснившее традиционные тябловые иконостасы). Но, согласно заключению реставраторов, лишь малое число резных деталей в иконостасе Покровского храма восходит к ХVII веку. Большая часть - к ХVIII-ХIХ векам. Иконостас вызолочен не полностью, фон его - тёмно-красный.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы сохранилось много старинных икон, но главный интерес представляют образа местного ряда главного иконостаса. О другой же реликвии церкви - напрестольном Евангелии с миниатюрами, выполненными царевной Софьей, - теперь остаётся лишь вспоминать. В 80-х гг. ХIХ века в Покровской церкви был произведён не самый лучший ремонт храма. Помимо внешнего огрубления (крытый железом шатёр, не обусловленная историческим стилем самой церкви колокольня и т.п.), храм пережил огрубление и внутреннее. Был перестроен главный иконостас, в праздничном ряду появились новые иконы. Пришлось заменить царские врата, поскольку прежние, работы ХVII века, из храма были взяты - предположительно, в петербургский дворец великого князя Сергея Александровича. Об этих утратах стоит, конечно, сожалеть.

Церковь никогда не закрывалась, хотя в 1920-1940-е годы богослужения совершались только в нижнем храме. После войны открылся вновь и верхний храм. Медведково в послевоенную пору постепенно впитывалось Москвой, и уже в 1970-е годы церковь Покрова обрела новое окружение - безликие окраинные многоэтажки. Впрочем, и по сию пору её видно издалека.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №82, 2014 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 марта 2018

Село Медведково, что была пустошь Медведева, на реке Яузе, по писцовым книгам 1623-24 гг. состояло во владении «за боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, как старинная вотчина его отца, а в селе храм Покрова Пресвятой Богородицы, да придел Петра Александрийского древян, клетцки, шатром вверх; а в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строение вотчинниково – боярина Д. М. Пожарского; у церкви во дворе поп Мирон, во дворе дьячок Пронка Васильев, во дворе пономарь Оска Прокофьев, во дворе просвирница Марьица; да в селе двор вотчинников, двор людской, а в нем живут конюхи и деловые люди; под селом мельница в одно колесо, мелит про боярский обиход, да другая мельница по конец полей того же села на речке Черменке, Чермянке тож, в одно колесо, мелит на боярский же обиход».

По приходным книгам Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Покрова Святой Богородицы в вотчине князя Дмитрия Михайловича Пожарского, в селе Медведкове; дани 2 алтына, по наказу гривна»; за 1635 г. при Покровской церкви упоминается: «в приделах Знамения Пресвятой Богородицы, Петра Александрийского, Варлаама Хотынского и Антония Римлянина, дани 4 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна».

По смерти князя Д. М. Пожарского село Медведково с каменною в нем церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в 1646 г. находилось во владении у его детей, князей Петра и Ивана; при церкви были два священника Назар и Фома, диакон Федор, дьячок Иван и просвирница Марфа. В записной книге печатных пошлин Патриаршего казенного приказа за 1652 г. значится: «30 июня запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в вотчину стольника князя Ивана Дмитриевича Пожарского, в село Медведково, на один престол Святых мучеников девяти, иже в Кижице».

В 1669 г. село Медведково досталось жене князя И. Д. Пожарского вдове княгине Прасковье Михайловне с детьми сыном Юрием и дочерьми Аграфеною и Анною и за ними было утверждено того же года отказною книгою. В 1678 г. в селе Медведкове, принадлежавшем князю Ю. И. Пожарскому, находились: двор вотчинников, в котором жили деловые люди и конюхи, двор приказчика, 2 двора задворных и двор скотный, всего 17 человек. В 1680 г. Покровскому попу Леонтию Иванову выдавалась с причетниками хлебная и денежная руга, церковной земли 4 десятины, сена по реке Яузе и по речке Чермянке 25 копен.

По смерти князя Юрия Пожарского и его жены княгини Настасьи селом владел в 1687 г. князь Василий Голицын, у которого оно было отписано на государя. В описной книге указано: «отписано на великих государей князя Васильевы вотчины Голицына в Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, село Медведково, а в селе церковь каменная, а в ней 4 службы, верхняя служба во имя Покрова Пресвятой Богородицы с паперти и со входы каменными, да у той же верхней церкви придел Сергия чудотворца, по другую сторону трапеза; да в нижней церкви придел Знамения Пресвятой Богородицы, да в той же церкви придел Девяти мучеников кизицких. В верхней церкви в нижнем ярусе 4 оконницы стеклянные, в другом ярусе в трех окнах три окончины стеклянные ж, а в окнах затворы железные, решетки железные купчатые; в третьем ярусе 4 окончины стеклянные, в четвертом ярусе 4 окончины стеклянные без затворов и без решеток; в алтаре в окнах три окончины стеклянных. В нижних церквях в алтаре, в трапезах 16 окон, а в них 11 окончин слюдяных, а 5 окончин стеклянных. В трапезе в приделе Девяти мучеников 3 окна слюдяных, да у тех церквей больших и малых 8 колоколов и из тех колоколов один колокол прорезной».

В 1691 г. село Медведково пожаловано Федору Кирилловичу Нарышкину, а от него перешло в 1698 г. к его родному брату Льву Кирилловичу. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников, дворы конюшенный и скотный, в них 8 чел., 3 двора солдатских, в них 9 солдат. По смерти Л. К. Нарышкина Медведково досталось в 1707 г. его дочери Аграфене, которая с тем имением в 1708 г. вышла замуж за князя А. М. Черкасского, а после княгини Аграфены Львовны в 1710 г. селом владел ее родной брат Александр Львович по разделу с его родным братом Иваном, в 1768-95 гг. село принадлежало Льву Александровичу Нарышкину.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.